Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура самоопределения





Выбор профессионального пути связан с выбором реальных жизненных ценностей, эти ценности определяют реальную профессиональную мотивацию. Ценности осуществляют связь между когнитивными и эмоциональными составляющими профессионального самосознания через внутреннюю мотивацию. Самооценка выступает как внутренний побудитель и соотносит прошлое (опыт и знания) и будущее (цель) в настоящем (переживания «Я»). Важнейшим смыслообразующим мотивом в профессиональном самоопределении является мотив соответствия самому себе. Этот мотив обеспечивает непротиворечивость образа «Я» в целом. Другим смыслообразующим мотивом является самоуважение. Побуждающее действие этого мотива связано с постановкой цели в отношении выбора ценностей. Сюда же относится мотив достижения успеха или избегания неудач.

Мотивы делят на внутренние и внешние. Внутренние мотивы выбора профессии: ее общественная и личная значимость; удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения, руководства другими людьми и т.д. Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе он трудится с удовольствием, без внешнего давления. Внешние мотивы: заработок, стремление к престижу, боязнь осуждения и т.д. Эти мотивы могут быть разделены на положительные и отрицательные. К положительным мотивам относятся: материальные, возможность продвижения по службе, одобрение начальства, престиж, то есть стимулы, ради которых человек охотно будет работать. К отрицательным мотивам относятся воздействия на личность путем давления, угроз, наказания, критики и других действий негативного характера.

Е.А. Климов указывает следующие 6 основных факторов, определяющих профессиональный выбор:

1) позиция старших, семьи;

2) позиция сверстников;

3) позиция школьного педагогического коллектива;

4) личные профессиональные и жизненные планы. Общая структура личного профессионального плана может быть представлена так:

- главная цель

- представления о цепочке ближайших и более отдаленных целей

- представления о путях и средствах достижения ближайших жизненных целей

- представления о внешних условиях достижения намеченных целей

- представления о внутренних условиях достижения намеченных целей

- запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых трудностей в реализации основных вариантов.

5) способности, умения. Способности определяют качество выполнения деятельности, ее успешность. Способности – индивидуальные особенности, определяющие легкость овладения и успешность деятельности личности.

6)уровень притязаний на общественное признание.

Профессиональным самоопределением являются интересы субъекта выбора профессии. Интересы традиционно считаются самым значимым мотивом выбора профессии, осознаваемым ранее и яснее других. Интересы обладают определенной динамикой развития. В основе структуры интересов лежат познавательные интересы. На базе познавательных интересов возникают интересы к профессии. Профессиональный интерес – эмоционально окрашенное отношение человека к определенному виду деятельности. Понятие «интерес» неразрывно с понятием «склонность». Интерес – рациональное, познавательное явление, предрасположенность к чему-либо конкретно. Если наличие интересов означает «хочу знать», то наличие склонностей – «могу сделать». Интересы и склонности являются побудительными факторами, обусловливающими профессиональное самоопределение. При этом особенно важны содержательные, устойчивые, глубокие интересы, соответствующие активному выбору профессионального пути.

Профессиональный интерес является динамическим комплексом психических свойств и состояний. С.П. Крягжде делит его на три уровня: интерес потребителя, интерес деятеля и собственно профессиональный интерес. Для первого уровня характерна незначительная активность, носящая созерцательный характер и возникающая самостоятельно. Главное на втором уровне – волевой компонент. Человек уже не довольствуется интересом, вызванным у него другими, а сам планирует деятельность, которая доставит ему удовлетворение. Для третьего уровня характерны: а) большая интенсивность внимания, волевых усилий и эмоциональных переживаний, чем на втором уровне; человек хочет превратить определенную деятельность в профессиональную; б) постоянство, обобщенность и осознанность интересов.

Э.Ф. Зеер приводит 4-хкомпонентную структуру личности:

1) социально-профессиональная направленность (склонности, интересы, отношения, ожидания, установки, мотивы);

2) профессиональная компетентность (профессиональные знания, умения и навыки, квалификация);

3) профессионально-важные качества (внимательность, наблюдательность, креативность, решительность, контактность, самоконтроль, самостоятельность и др.);

4) профессионально значимые психофизиологические свойства (энергетизм, нейротизм, экстравертированность, зрительно-двигательная координация, реактивность и др.).







Date: 2016-06-06; view: 1747; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию