Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диагностические возможности арт-терапии в психологическом обеспечении профессиональной деятельности менеджеров





Хотя арт-терапия является соединением творческих и психологических процессов, когда речь заходит о научном исследовании, творческие художественные процессы остаются вне поля зрения [6, с. 11]. На современном этапе развития арт-терапия и другие креативные арт-терапевтические подходы базируются, главным образом, на бихевиоральных методах исследования, поскольку стремятся обосновать свою деятельность с точки зрения доминирующей культуры [6, с. 10]. Аналитические исследования, основанные на сложившихся психологических представлениях и принципах бихевиоральной науки, с одной стороны, способствуют укреплению позиций арт-терапевтических подходов, с другой стороны, имеют целый ряд серьезных ограничений. Использование общепринятых методов исследования связано с тем, чтобы привлечь к арт-терапии «внимание широкого психологического сообщества» [там же, с. 11]. В последнее время появились тенденции к развитию исследований, основанных на процессах изобразительного творчества. Подобные эксперименты за рамками общепринятых подходов к арт-терапевтическим исследованиям могут обогатить современную научную практику в понимании человеческих возможностей [6, с. 24].

Как было отмечено ранее, изобразительная продукция арт-терапевтической деятельности не является исключительно объектом для психодиагностики, тем не менее существуют способы оценивания продуктов арт-терапии, в которых используются качественные и количественные методики.

«В ходе любой арт-терапевтической сессии можно наблюдать разные формы креативного поведения, связанные с изобразительной деятельностью, ролевой игрой, драматической импровизацией. Все они сопутствуют друг другу и создают неповторимую текстуру арт-терапевтической работы», — отмечает Б. Болл [1, c. 17]. Поэтому качественные и количественные методы исследования существенно дополняют друг друга. Качественные методы могут быть ценными для анализа арт-терапевтического процесса с характерным для него разнообразием интеракций и значений [1, 5]. Для оценки значимости терапевтических результатов используются следующие показатели:

· пространственные характеристики изображения, устойчивость образов [4];

· изменение выбора цветов [3];

· визуально фиксируемые особенности поведения;

· формально-стилевые особенности изображения [2].

Мы согласны с мнением М. Е. Бурно, что следует ориентироваться на формально-стилевые особенности изображения, отражающие личностное ядро, глубинный характерологический радикал личности человека [2].

Феноменологическое исследование предполагает выделение основных смысловых блоков и, в качестве результата, описание психологических характеристик субъективных значений опыта, или инвариантных структур некоторого переживания, которые называют структурными описаниями [16]. Специфические черты феноменологического исследования:

5) качественный описательный характер исследования, где используется естественный язык описания;

6) ориентации на переживание как на предмет исследования, где под переживанием понимается интенсивный непосредственный опыт взаимодействия человека с миром;

7) использование рефлексивных данных — словесное обозначение собственных переживаний [16].

При анализе художественной продукции участников мы ориентируемся на формально-стилевые особенности изображения [2, 11]. Изменение формально-стилевых особенностей предполагает изменение тематического наполнения, содержания и насыщенности образов, авторской манеры исполнения при выполнении изобразительной работы. Качественный анализ заключается в контент-анализе вербальных характеристик образа «Я», феноменологическом анализе визуальных образов, а также в сравнении знаковых и вербальных коррелят образа «Я» [12].

Под знаковыми характеристиками образа «Я» мы понимаем визуальные образы, имеющие ассоциативную нагрузку, а также систему их значений, определяемую через положение на символическом пространственно-временном континууме рабочего листа для коллажа. Вербальными коррелятами служат словесные самохарактеристики участников, которые они дают до и после создания коллажа, отвечая на вопрос «Кто Я?». Сочетание этих методов позволяет сравнить вербальные и невербальные характеристики, отражающие взаимодействие сознательных и бессознательных сторон психической жизни человека, самооценку, самоиронию, самолюбование.

Проиллюстрируем вышесказанное избранными примерами из арт-терапевтической программы исследования, и приведем результаты отдельных арт-терапевтических техник, методик, упражнений.


 

Описание выборки

Объем выборки исследования составил свыше 200 человек в возрасте от 25 до 40 лет, менеджеры, имеющие высшее техническое и психологическое образование, занимающие различное статусное положение на предприятиях разных городов России. Общий состав менеджеров был распределен по группам, согласно их статусному положению, занимаемому в структуре организации: «МЗ» — младшее звено менеджеров, «КР» — группа среднего звена, которая составляет кадровый резерв предприятия, менеджеры высшего звена — «Р», и менеджеры по персоналу — «МП». Под кадровым резервом понимается группа менеджеров, потенциально способных к руководящей деятельности, которые отвечают требованиям, предъявляемым к должности того или иного ранга, и прошли целевую квалификационную подготовку. Группа менеджеров по персоналу проходила обучение методу арт-терапии, использованию арт-терапевтических методик, которые применялись в программе исследования и в других группах. Социально-демографические характеристики участников, принимавших участие в исследовании, таковы: мужчины — 85%, женщины — 15%. В связи со спецификой деятельности, все менеджеры на производстве — мужчины, основная численность женской выборки составляет группу менеджеров по персоналу.

Коллажи «Моя реальность, планы и мечты», «Я в прошлом, настоящем, будущем» в сочетании с тестом Л. Зурхера «Кто Я?».

Основные критерии психологической оценки коллажей для специалиста: 1) число образов-картинок; 2) наличие или отсутствие свободного пространства между образами-картинками; 3) расположение в пределах или за пределами формата, рекомендованного по инструкции упражнения (при выполнении коллажа по инструкции предлагается использовать один лист формата А3); 4) использование целого образа или его фрагментов (деструкция предыдущего с целью конструкции последующего); 5) наличие портретного сходства или контрастных различий с автором коллажа.

Для самостоятельного анализа коллажа участниками арт-терапевтической программы с целью выявления возможных содержательных аспектов профессиональной деятельности и личной сферы жизни был разработан перечень содержательных аспектов двух указанных областей.

В результате самостоятельного анализа коллажа и обсуждения в малых группах многие респонденты сделали личное открытие, что их активность и стремление к карьерному росту не подкреплены пониманием цели этого роста («Для чего?»). Например, у большинства менеджеров в пункте «профессиональная деятельность» была отмечена только графа «карьера». Иными словами, образы коллажа отражали желание карьерного роста, но в отрыве от взаимосвязи с другими областями жизни. При обсуждении в группе многие менеджеры затруднялись ответить, какие желания они стремятся реализовать в карьерном росте: увеличение заработной платы, реализация своих профессиональных или творческих планов, создание семьи. Особенно активное обсуждение вызывал тот факт, что в коллажах не было образов, отражающих взаимоотношения менеджеров с коллегами по работе. Это означает, что достижения в карьере они воспринимают формально, не задумываясь о содержательном стороне, рассматривая карьерный рост как личное достижение, не подразумевающее взаимодействия с другими людьми, не требующее дополнительного образования, понимания ценностных ориентаций.


Если сравнить между собой коллажи, выполненные на различные темы, то можно заметить, что увеличилось число изобразительных единиц, используемых в коллаже (с 67% до 81%), которые наполнены глубоким личностным смыслом, символизмом, метафоричностью, изменились по смыслу названия картин. Например, на начальном этапе исследования характерными были следующие названия коллажей: «Жизнь любителя пива», «Время — деньги», «Вперед! К достижениям!». Далее названия и тематика работ заметно изменились: «Будущее — мое и Земли», «Мое предназначение в жизни», «Мои возможности в личной и профессиональной жизни». Полагаем, что эти изменения являются убедительной иллюстрацией осмысления менеджерами собственных ценностных ориентаций, принятия многообразия своего «Я», появляющихся в результате применения арт-терапии.

В результате исследования была обнаружена взаимосвязь между общим числом образов, используемых в коллаже, и общим показателем креативности у менеджеров. Респонденты, которые согласно психодиагностическому исследованию имеют более выраженный креативный потенциал, в своих коллажах используют большее число образов-картинок, многоярусные формы коллажа, дополнительные листы бумаги; наклеенные образы-картинки у них чаще выходят за пределы формата, рекомендованного по инструкции упражнения.

Заметим, что, несмотря на информативность методики «Кто Я?», образы, проявляющиеся в художественной продукции — коллажах, скульптурном моделировании, рисунках, — являются наиболее информативными. Например, в вербальных самоописаниях менеджеров почти не встречается высказываний об отношении респондентов к природе. В то же время в коллажах (и других изобразительных работах) различные изображения природы встречаются чаще многих других. Они проясняют скрытые смыслы, воспроизводят в том числе неосознаваемое отношение к себе, другим людям, окружающему миру. Оценивая себя, участники арт-терапии чаще прибегают к объективным характеристикам, нежели к субъективным, а при оценке образа «Я» в изобразительных работах — наоборот. Например, «Я — человек», «Я — менеджер», «Я — сотрудник компании» — в одном случае, и «Я — приносящий тепло и свет людям», «Я — умеющий принимать решения» «Я — приносящий пользу народу», «Я — берегущий Землю» — в другом. Данный факт мы рассматриваем как свидетельство более полного самовосприятия в процессе выполнения изобразительных работ по сравнению с процессом вербального самоописания.

Показателем степени профессиональной самоактуализации служит наличие в коллажах образов ценностей, целей, выделение дальних профессиональных целей и задач.

Структура образов в коллажах у менеджеров с различной статусной принадлежностью значительно различается. Анализ структуры профессиональных мотивов показал, что личностно-профессиональные цели менее выражены в коллажах группы «МЗ», более — в группах «КР-1» и «КР-2». Следует заметить, что как при изготовлении коллажей, так и при обсуждении работ в группе «МЗ» прослеживалась низкая мотивация к арт-терапевтическим занятиям, небрежное выполнение работ, низкая динамика в группе. В целом, образы в коллажах менеджеров групп «КР-1», «КР-2», «МЗ» можно соотнести с их приоритетными областями жизни (таблица 6). У группы «МП» образы, символизирующие профессиональные и личностные цели, практически не разделены, выделяются только образы, связанные с семьей, а структурные компоненты коллажей характеризуются некой несбалансированностью, противоречиями. Характерными для группы «Р» являются образы, направленные на взаимодействие с окружающей средой, заботу о природе, животных, попытки сохранить Землю для потомков. Изобилуют образы, проясняющие отношения с Богом, с Женщиной, поиски творческой самореализации как основного связующего звена между всеми приоритетными областями жизни представителей этой группы. При обсуждении работ было выявлено, что руководители довольны своей профессиональной деятельностью, но не видят себя в качестве творческого начала в данном виде деятельности. С одной стороны, производственный процесс требует четкой организации и соблюдения технических указаний, с другой стороны, менеджеры данного уровня находятся в строгом подчинении у вышестоящего руководства предприятия.


Знаковые характеристики образа «Я» (визуальные образы) у менеджеров промышленного производства, имеющие ассоциативную нагрузку, а также систему значений, представлены в таблице 6.

Таблица 6. Знаковые характеристики образа «Я» у менеджеров промышленного производства

Сферы жизнедеятельности Образы
Увлечения Автомобили, путешествие, лодки, самолеты, яхты
Профессиональная самореализация Заводы, электросети, деловое кресло, группы людей, заводская проходная
Профессиональная деятельность Часы, автомобили, портфели, графики, деловое кресло, портрет руководителя
Карьера Директорское кресло, трибуна руководителя, руководитель среди подчиненных, в центре группы людей
Финансы Деньги, банки
Друзья, общение Глаза, руки, группы людей, природа, костер
Духовный мир Природа, водоемы (водопады, реки, океаны), животные
Здоровье Спортсмены, спортивные снаряды, природа, водопады, перечеркнутые изображения спиртных напитков
Служение людям Церковь, дети, ангелы, кресты, люди, несущие в груди или в руках свет, короли и королевы

 

Таблица 7. Сравнение знаковых характеристик образа Я в различных профессиональных группах

Сферы жизнедеятельности Образы в коллажах, рисунках в разных профессиональных группах
Менеджеры Летчики Архитекторы Психологи
Увлечения Автомобили, самолеты, яхты, лодки Рыбалка, охота Женщины, мужчины, фотографии, географические карты Цветы, животные, пища, книги,
Профессиональная самореализация Заводы, электросети, деловое кресло, группы людей, заводская проходная Небо, самолеты, штурвал Здания, руки, город, схематические и силуэтные изображения Бабочки, свечки, люди, ритуальные предметы, общие изображения людей, животных
Духовный мир Природа, водопады, реки, океаны Небо, церковь, природа Религиозные сооружения, памятники культуры, шедевры искусства Солнце, круг, мандала, свеча, священник, сакральные предметы
Профессиональная деятельность Часы, автомобили, портфели, графики, деловое кресло, группы людей Самолеты зарубежных марок Произведения искусства, красивые геометрические формы Неопределенно
Карьера Директорское кресло, трибуна руководителя, руководитель среди подчиненных   Макет города, мультимедийные панорамы города, архитектор и группа людей Мобильный телефон, семейные фотографии
Финансы Деньги, денежные мешки Личные самолеты, яхты, дорогие модели автомобилей Антиквариат, золотые украшения, произведения искусств Неопределенно
Друзья, общение Глаза, руки, группы людей, природа Мужские группы на природе, в офисах Глаза, руки, группы людей, фотоаппарат, рисующие люди Танцующие группы людей, люди, держащиеся за руки, природа
Здоровье Спортсмены, спортивные снаряды, природа, водопады, перечеркнутые изображения спиртных напитков Перечеркнутые изображения спиртных напитков, рыбалка, лес, велосипед Прогулки с фотоаппаратом, красивые девушки, красивые интерьеры ресторанов Блюда растительной пищи, люди в позах йоги, отдых у моря
Служение людям Церковь, дети, ангелы, кресты, священники Свет, природа, ладони Здания религиозного служения, здания из стекла, современных материалов Люди, несущие в груди или в руках свет, короли и королевы

 

Таким образом, можно сделать вывод, что «Я-концепция» проявляет себя в художественных образах участников, отражает различную картину мира; в символообразовании присутствуют всеми узнаваемые образы.

 

Упражнение «Человек и его дело»

Цель данного упражнения — содействие пониманию отношения к собственному труду, профессиональным обязанностям.

При анализе скульптурных композиций были выявлены как общие тенденции в группах, так и характерные особенности. Группе «МЗ» (до 40%) присуще отождествление себя с ролью человека, выполняющего тяжелый и «неблагодарный» труд. Большинство скульптур выполнено в образах кузнеца, пахаря, лодочника.

Менеджеры групп «КР» (до 50%) изображают себя в образах зарубежного бизнесмена, шоумена, делового человека с портфелем.

Наиболее интересны с психологической точки зрения результаты групп «МП» и «Р», так как именно эти специалисты большую часть времени посвящают работе с людьми. Менеджеры группы «МП» (больше 50%), независимо от своей гендерной принадлежности, в скульптурных композициях изображают себя человеком, сидящим за столом или компьютером. Иными словами, созданные образы фиксируют барьеры, препятствия между менеджерами по персоналу и людьми, с которым они взаимодействуют в своей деятельности. Нередко встречаются изображения сотрудников, проходящих профотбор при поступлении на работу, выполненные в виде маленьких человечков, сваленных в кучку общим комком, вынесенным за пространство листа. Характерным признаком для этой группы является изображение персонала, с которым менеджеры ежедневно взаимодействуют, в виде монументальной стены, братской могилы, таблички с надписью «материал». Наиболее часто встречающимися словесными метафорами для менеджеров по персоналу, выражающими их образ в профессиональной деятельности, являются следующие: «охотник за головами», «охотник за умами»; «кузнец кадров». Художественные работы менеджеров по персоналу действительно отражают их неосознанное негативное отношение к своей работе: обезличенное представление о людях — будущих претендентах на должность. При обсуждении в группе менеджеры по персоналу отмечают усталость, связанную с постоянным отбором персонала среди студентов, в службах Интернета, собеседованиях.

Отличительной характеристикой женской выборки группы «МП» (43%) являются изображения себя в образах королевы, женщины, доминирующей над мужчиной, женщины в огромной шляпе, полы которой закрывают ее от персонала.

Следует отметить, что независимо от возраста мужчины в визуальной самоподаче чаще всего демонстрируют три основные характеристики: «статус», «материальное положение», «ведущий жизненный мотив», и стремятся подчеркнуть в образах мужественность, силу, независимость. Женщины (несмотря на их маленький процент в нашей выборке) отдают предпочтение демонстрации «внешней привлекательности» и «доминантному поведению» по отношению к мужчинам и подчиненным.

Для представителей группы «Р» (34%) типичными являются скульптурные изображения себя в образах Деда Мороза, волшебника, путешественника, и в наиболее часто встречающемся образе — мифического бога Прометея.

 

Образы Жертвы, Сироты, Волшебника, Путешественника, Героя можно рассматривать не только в индивидуальной, но и в архетипической, культурологической плоскости (таблица 8). Следует отметить, что здесь речь идет о ведущем архетипическом сюжете Героя в аналитической психологии К.-Г. Юнга. С интрапсихической точки зрения образ Героя символизирует волю и способность добиваться своей цели и претерпевать неоднократные изменения в поисках целостности и смысла.

 

Таблица 8. Архетипические сюжеты в художественных образах у менеджеров различных групп

Характерные, доминирующие архетипические сюжеты, выраженные в различных художественных образах Сирота Жертва Герой (странник) Противник (воин) Волшебник
Младшее звено   +   +  
Кадровый резерв-1     + +  
Кадровый резерв-2     + +  
Руководители     + + +
Менеджеры по персоналу + +     +

 

Менеджеры группы «МП» чаще выражают в своих образах идею Волшебников, способных изменить мир в «лучшую сторону», кого-то спасти, и в то же время они ощущают себя Сиротами или Жертвами, иными словами, «они работают, ежедневно жертвуют собой, а их тяжкий труд остается незамеченным».

Менеджеры групп «КР-1», «КР-2» на метафорическом уровне чаще видят себя в роли Героя или Противника, борющегося за «некие идеи спасения мира» или за «привнесение в мир добра и справедливости», что в действительности отражает ситуацию их колеблющегося поведения от «активного, граничащего с агрессивным», до «сотрудничающего или альтруистического».

Тревожное поведение у менеджеров группы «МЗ» проявляется в образах людей, которые либо защищаются, либо борются с кем-то и с чем-то. Это отражает ситуацию, существующую на предприятии, — критика руководства, требование от менеджеров более креативных производственных, смелых решений, и личное отношение менеджеров к руководству, например, к незаслуженной критике с его стороны.

В образах менеджеров группы «Р» присутствуют идеи познания мира и изменения его в «лучшую сторону», стремление к путешествиям, знаниям, и в то же время активно выражена воинственная позиция. Это связано с их профессиональной позицией на предприятии. С одной стороны, руководители проявляют стремление к демократическому стилю управления, к привнесению в производственный процесс общечеловеческих, гуманистических ценностей, а с другой стороны, имеет место жесткая кадровая политика предприятия.

В рамках данного исследования интересны мифологические персонажи, которых специалисты называют «культурными героями». Их идеалами являются активность во благо народа, творчество, отсутствие бахвальства и т. д. Мифы о героях культуры описывают действия и характер существ, ответственных за открытие определенного культурного объекта или процесса. В греческой мифологии Прометей, укравший огонь у богов, является прототипом фигуры такого рода. В разных культурах присутствует схожий персонаж. Например, Прометею подобен кузнец, который крадет из житницы богов семена для человеческого сообщества, или фигура, снабжающая людей множеством необходимых и роскошных вещей из отверстий своего тела. Если объединить в общий ряд образы, создаваемые менеджерами (сенокосильщик, кузнец, волшебник), то все они могут быть отнесены к мифу о героях культуры, в частности, к мифу о Прометее.

Данное упражнение способствовало прояснению неосознанного отношения участников программы к своим профессиональным обязанностям, осознанию мотивов, изменению отношения к ним, принятию решений.

Упражнение «Маска»

Изображения масок, полученные во всех группах респондентов, можно анализировать по двум критериям:

1. По манере художественной окрашиваемости: число используемых цветов; блеклость или интенсивность цвета; смешанные или чистые цвета; контрастные тона, используемые при окрашивании двух половин одной маски.

2. По форме изображения: отсутствие отдельных частей лица (волосы, язык, нос) и/или включение дополнительных деталей (очки, корона, крылья).

Наличие в цветовом решении масок резкого, насыщенного «радужного» окраса отражает снятие сильного напряжения, агрессии. А использование смешанных, «грязных» цветов раскрывает внутреннее состояние авторов, их нахождение на временном перепутье («…уже не тут, но еще не там», «не прежний, но и не новый»). Это характерно для лиц кадрового резерва, которые знают о предстоящем повышении, но выполняют прежние должностные обязанности и ждут фактического перевода на новую должность.

Включение в маски дополнительных деталей также позволяет сделать определенные выводы. В частности, волосы, язык, выступающий нос, очки — это дополнительная возможность изобразить свои преимущества (ум, интеллигентность, мужская сила, красоту); корона, крылья и др. — свидетельство «приоритета духовной жизни перед чувственным началом», воодушевленности.

После упражнения было проведено общее обсуждение работ, полученного опыта, результаты которого были письменно зафиксированы. Позже был проведен контент-анализ высказываний участников, который позволил разделить все высказывания на две группы (по содержанию и частоте встречаемости):

1. Высказывания о собственной «маске» как метафоре социальной роли, которую менеджер играет в жизни:

· облегчает взаимодействие в социуме, коллективе — 29%;

· помогает в интимно-личностном общении — 26%;

· определяет зону ближайшего личностного развития — 22%;

· снимает внутреннее напряжение — 18%.

2. Высказывания, касающиеся эмоций, состояний, ассоциаций, возникших в процессе работы с маской:

· эмоциональный подъем, ощущение радости, детства — 28%;

· удовлетворение, самопонимание — 21%;

· обновление, очищение, «будто снята старая кожа» — 20%;

· желание понравиться окружающим — 15%.

Важным моментом в данном упражнении является то, что работа с маской помогает осознать не только свои социальные роли, но и свое взаимодействие с другими людьми, способствует налаживанию более тесных взаимоотношений с ними.

На основании полученных результатов, можно сделать вывод, что наиболее желаемые управленческие ориентации руководителя сдвинуты в сторону той управленческой роли, которую он сам предпочитает для достижения успехов в своей профессиональной деятельности и для повышения продуктивности работы своей команды. Иными словами, если образы, которые изображают скульптуры, маски, выполненные менеджерами, перевести с метафорического языка на язык производственной реальности, то это роли, которые менеджеры выполняют на производстве. В целом они отображают общепринятые в менеджменте роли: «Инноватор», «Реализатор», «Разработчик», «Организатор», «Производитель», «Координатор».

Данное арт-терапевтическое упражнение дает менеджерам возможность осознать роль, которой они отдают предпочтение в жизни и деятельности; понять, какие «маски» способствуют им в достижении целей. Упражнение также способствует пониманию противоречивых требований, предъявляемых разными ролями, которые выполняет менеджер в своей профессиональной деятельности.

Следует отметить дополнительный эффект и возможности арт-терапии, выявленные в ходе исследования. На предприятиях, где работают менеджеры, участвующие в арт-терапевтической программе, нередко возникают проблемы при назначении руководителей, менеджеров среднего звена путем последовательного перевода претендентов с должности на должность внутри одной организации. Например, специалист, непосредственно связанный с технологией производства продукции данного предприятия («КР-1», «КР-2»), выдвигается на руководящую работу, предполагающую более активное взаимодействие с людьми. Высокая оценка специалиста на одной должности совсем не является предпосылкой успеха его деятельности в новой должности руководителя. Часть менеджеров до арт-терапии отмечали свои опасения по поводу того, справятся ли они с возможным должностным повышением. После участия в арт-терапии, часть опасений рассеялась, как у самих респондентов, так и у менеджеров по персоналу. Это произошло благодаря тому, что в процессе арт-терапии у респондентов появилась возможность обнаружить предпочтение горизонтального передвижения вертикальному: переход на должность с одинаковыми квалификационными характеристиками, но в другом подразделении, и с более высокой оплатой труда, без принятия на себя ответственности, связанной с руководством людьми.

В процессе арт-терапевтической работы менеджеры по персоналу смогли осуществить дополнительную (скрытую) аттестацию претендентов на новые должности, определив их коммуникативные навыки, ценностные ориентации. Это позволяет говорить о том, что для дифференциации перспектив профессионального развития менеджеров, планирования их карьеры можно учитывать данные арт-терапевтических методик.

Анализ изобразительной продукции, самоописаний, и обсуждения работ в круге, позволяют сделать следующие выводы:

1. Художественная продукция, изготовленная в ходе арт-терапии, обладает высоким психодиагностическим потенциалом, который может быть реализован в процессе обсуждения с клиентами.

2. Художественные образы, создаваемые в процессе арт-терапии, отражают индивидуальную картину мира человека, в которой обнаруживает себя «Я-концепция». Во время продуцирования и восприятия художественного образа создаются психологические условия для глубинного и многофакторного самовосприятия и актуализации «Я-концепции».

3. Высокая частота встречаемости отдельных графических признаков позволяет рассматривать их в качестве индикаторов психического состояния, а также как своеобразный показатель эффективности применения арт-терапии в процессе осознания отношения к своей профессии.

4. Существуют различия между группами в направленности образов, в самоотношении, в отношении к другим и к миру. Менеджеры группы «МЗ» либо защищаются, либо борются с кем-то (чем-то). Менеджеры групп «КР-1», «КР-2» борются за «некие идеи спасения мира» или «привнесение в мир добра и справедливости». Менеджеры группы «МП» стремятся и могут изменить мир «в лучшую сторону». Менеджеры группы «Р» стремятся больше познать мир и изменить его «в лучшую сторону», путешествовать, учиться и готовы бороться за это.

5. Арт-терапия обладает диагностическими возможностями и дополняет сведения, полученные с помощью психометрических методик.

Литература

1. Болл Б. Интеграция научных исследований, практика и теория в арт-терапии // Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. Т. 3. 2001, № 4. С 10–32.

2. Бурно М. Е. Психотерапия творческим самовыражением. Екатеринбург: Деловая книга, 1999. 363 с.

3. Веремеенко Н. И. Социально-психологические особенности применения танце-двигательных методов в групповой форме работы: Дисс. … канд. психол. наук. Ярославль, 2003. 220 с.

4. Гантт Л. Арт-терапевтические исследования // Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. Т. 2. 1998, № 3. С 24–36.

5. Лебедева Л. Д. Педагогические основы арт-терапии в образовании: Монография. СПб.: ЛОИРО, 2001. 320 с.

6. Макнифф Ш. Творчество за рамками привычного: расширение возможностей психологических исследований с помощью искусства // Исцеляющее искусство. Междунар. журнал арт-терапии. Т. 5. 2002, № 2. С. 8–25.

7. Польстер И. Обитаемый человек: Терапевтическое исследование личности / Пер. с англ. А. Я. Логвинской. М.: Независимая фирма «Класс», 1999. 227 с.

8. Пономаренко В. А. Психология труда и жизни летчика. М.: Воениздат, 1992. С.181.

9. Практикум по психологии здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Питер, 2005. 315 с.

10. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. СПб.: Речь, 2001. 448 с.

11. Психология личности. Альманах психологических тестов. М.: КСП, 1995. 397 с.

12. Пурнис Н. Е., Соловьева Е. А. Психологические и знаковые корреляты образа «Я» Актуальные проблемы современного строительства // 57-я Междунар. науч.-технич. конференция молодых ученых: Сборник докладов. СПб.: СПбГАСУ, 2004. С. 184–185.

13. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учеб. пособие / Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара: Бахрах-М, 1998. 672 с.

14. Самоактуализационный тест / Л. Я. Гозман, М. В. Кроз, М. В. Латинская и др. М.: Рос. пед. агентство, 1995. 36 с.

15. Сонин В. А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности: Учеб. пособие. СПб.: Речь, 2004. 408 с.

16. Улановский А. М. Феноменологический подход как качественная исследовательская методология: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М.: МГУ, 2006. 25 с.

17. Чуприкова Н. И. Психология умственного развития: принцип дифференциации. М.: Столетие, 1999. 478 с.







Date: 2016-05-25; view: 393; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.031 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию