Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Диагностический потенциал арт-терапии
Основным диагностическим материалом в арт-терапии является изобразительная продукция участников [11, 13, 14, 48, 50, 53, 56, 60 и др.]. Это в какой-то мере сближает арт-терапию с проективными рисуночными тестами. Некоторые авторы даже выделяют как самостоятельную разновидность проективную арт-терапию (М. Е. Бурно, Г. В. Бурковский, Р. Б. Хайкин, С. Кратохвил и др.). В других источниках отмечается принадлежность арт-терапии к группе экспрессивных проективных методов [44]. Действительно, рисунок имеет диагностические возможности, однако у арт-терапии, несомненно, более широкий спектр сфер применения. Исследования, посвященные анализу изобразительной продукции, можно разделить на три группы: Изобразительная продукция как фактор психического и личностного развития (Л. С. Выготский, Т. Н. Доронова, Т. Г. Казакова, В. С. Мухина, Ю. А. Полуянов, Н. А. Рыбников и др.). Иными словами, личность человека рассматривается «как объект его творческих усилий» (Э. Фромм), а творчество как «самостоятельное «строительство» системы взаимоотношений с миром» (А. Н. Леонтьев). Изобразительная продукция как средство изучения внутреннего мира человека, в более узком смысле — средство психологической диагностики (Л. Ф. Бурлачук, Е. С. Романова, Ф. Гудинаф, К. Кох, Ф. Дольто, Ж. Назьо, Д. Дилео, К. Маховер и др.). Иными словами, изучение «особенностей восприятия мира» посредством изобразительной деятельности (А. Маслоу), «предъявление собственной индивидуальности в виде уникальных эмоциональных реакций» (Е. Л. Яковлева). Изобразительная продукция как средство психотерапии (К. Рудестам, Н. Роджерс, Н. Принцхорн, Ф. Дольто, Ж. Назьо, Г. Ферс и мн. др.), «позволяющее наблюдать и оценивать динамику конфликта» (Д. Лауб). Подчеркнем немаловажный факт, что число тематических заданий для графических проективных тестов ограничено, а в арт-терапии, напротив, предлагаются самые разнообразные темы для творческой деятельности. При этом диагностическая ценность изобразительной продукции не возводится в абсолют. Рисунки не подвергаются аналитическому разбору с целью выявления значения. Интроспективное восприятие считается более информативным, нежели внешние признаки законченного произведения [53]. Можно считать, что вышеуказанные творческие, терапевтические, технологические и методологические ресурсы арт-терапии являются достаточным основанием для ее применения в психологическом обеспечении деятельности менеджера (рис. 5.). Рис. 5. Ресурсы арт-терапии в психологии профессиональной деятельности
Остается невыясненным механизм и условия влияния метода арт-терапии на личностные и профессиональные характеристики менеджера, на укрепление его психологического здоровья. Необходимо рассмотреть перспективы применения и развития арт-терапии в психологии труда. Date: 2016-05-25; view: 1189; Нарушение авторских прав |