Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Групповая арт-терапия
Арт-терапевтический процесс может происходить как в индивидуальной, так и групповой форме. Существуют разновидности арт-терапевтических групп: тематически-ориентированная, студийная, открытая, закрытая, структурированная и неструктурированная. Для проведения исследований в области психологии труда возможно сочетание разных по форме групп, с учетом их характерных признаков и специфических особенностей групповой арт-терапии. Тематическая группа предполагает большую степень структурированности хода сессий и меньшую длительность существования по сравнению со студийной и с динамической [30]. Групповая арт-терапия имеет ряд достоинств: она развивает ценные социальные навыки, учит взаимной поддержке и совместному решению общих проблем, позволяет осваивать новые роли и проявлять латентные качества личности, повышает самооценку, развивает навыки принятия решений [78]. Это дает возможность использовать потенциал разных подходов арт-терапии, адаптировав их к конкретным задачам, условиям и направленности работы. В таких условиях важно уважать личное пространство, которое связано как с процессом художественной экспрессии, так и с правилами использования изобразительных материалов, расположением рабочих мест и самих участников в пространстве [30, 32]. А. И. Копытин выделил ведущие факторы групповой работы для анализа различных процессов и феноменов групповой арт-терапии: · фактор художественной экспрессии; · фактор внутригрупповых коммуникативных процессов и отношений; · фактор интерпретации и вербальной обратной связи. Каждый из выделенных факторов может быть связан с целым рядом подфакторов и механизмов психологических изменений [29]. Для более полного понимания терапевтического воздействия изобразительного творчества на человека необходимо учитывать не только изменения, которые происходят в его состоянии непосредственно в ходе изобразительной деятельности, но и то, что предшествует созданию визуальных образов и что за этим следует. Некоторые специалисты рассматривают последующие работы клиента с созданной им продукцией как важный фактор достижения психологических изменений. К ним относятся художественные описания, драматические представления (перформансы) на основании созданной художественной продукции, совершение с ней ритуальных действий, трансформация в талисманы и т. д. [29, 79]. Художественную экспрессию специалист должен оценивать на трех основных уровнях: · общегрупповом («групповая художественная культура», «групповые образы»); · межличностном (средство общения, выражение своего отношения, как друг другу, так и ведущему группы); · внутриличностном (выражение индивидуальных чувств, потребностей, проблем, фантазий и т. д.). Для описания комплексных изменений, которые происходят с человеком в ходе арт-терапевтических занятий, мы взяли за основу многоосевую модель коммуникаций участников группы (по А. И. Копытину), адаптировав ее под наши цели [29]. В ходе групповой арт-терапии ведущий группы может оценивать многообразие коммуникативных процессов, и, в зависимости от их характера, гибко применять те или иные стратегии и тактики работы с группой, чтобы задействовать внутриличностные, общегрупповые ресурсы, расширить круг возможностей участников группы, предлагая им техники изобразительного, драматического, музыкально-танцевального характера, в том числе связанные с изготовлением масок, современными речевыми стратегиями, перформансом.
Таблица 1. Оси коммуникации в групповой арт-терапевтической работе
Обсуждение в группе является наиболее приемлемой формой в групповой арт-терапии для осознавания содержаний внутреннего мира, и их связи с системой отношений. Чаще всего в нашей практике формой групповых обсуждений служит модель объединения в малые подгруппы (3–4 человека), при необходимости можно перейти к общегрупповой развернутой дискуссии или к записи полученного опыта в рабочую тетрадь. Ведущий группы при этом выполняет следующие функции: · обозначение темы обсуждения (или помощь участникам в выборе тем); · структурирование обсуждения (порядок и временной регламент); · комментарии и интерпретации (по поводу изобразительной продукции участников, их поведения, обсуждения в группе); · помощь в оценке внутригрупповых, коммуникативных процессов; · формирование наиболее продуктивной модели обсуждения (в иных случаях переход к развернутым дискуссиям) [29, 53].
Date: 2016-05-25; view: 571; Нарушение авторских прав |