Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Права обладателей авторского и смежных прав
В международном праве, Бернской конвенцией, установлены следующие личные неимущественные права авторов: право авторства и право на защиту репутации. Перечень исключительных прав, защищаемых законом, является исчерпывающим, к нему относятся: право авторства и право исполнительства; право автора на защиту репутации; право исполнителя на защиту репутации; право на воспроизведение; право на переработку; право на перевод; право на распространение; право на публичный показ; право на публичное исполнение; право на сообщение до всеобщего сведения; право на доведение объектов до всеобщего сведения; право на импорт; право на прокат; право следования. Право авторства это личное неимущественное право автора требовать признания своего авторства на произведение, что именно он является автором созданного им произведения. Свое неимущественное право автор реализует, размещая свое имя на товарах, в которых воплощены произведения (подлинное имя, псевдоним, либо не указывается никакого имени). Право авторства является неотчуждаемым и непередаваемым, право авторства не только не может быть отобрано у автора, но и автор не может это право передать кому-либо. Законодательство РФ к личному неимущественному праву относит право на имя - право автора использовать или разрешать использовать произведение под своим подлинным именем, под псевдонимом или анонимно, т.о. право авторства включает и право на имя. Национальное законодательство предоставляет право исполнительства, как правило, на все виды исполнений без всяких условий и оговорок. Положениями ГК РФ исполнитель наделяется правом авторствана свое исполнение. Право автора на защиту репутации это личное неимущественное право автора противодействовать любому извращению, искажению, изменению и любому иному посягательству на свое произведение, способному нанести ущерб его чести, достоинству или репутации. Если автор передал другому лицу свое исключительное право, у него остается личное неимущественное право контролировать переработку, чтобы не было извращено или искажено содержание его произведения и не нанесен ущерб его чести, достоинству или репутации. Передача исключительного права на переработку произведения не означает предоставления полной свободы переработчику,поскольку право на защиту репутации позволяет автору требовать, чтобы при переработке не искажалось содержание произведения. Если произведение перешло в общественное достояние, когда переработка может осуществляться без согласия автора, в этом случае наследники автора имеют право запрещать любые изменения произведения, которые, по их мнению, наносят ущерб чести и достоинству автора. Ущерб репутации автора могут нанести внесенные в произведение предисловия, послесловия, пояснения, комментарии, иллюстрации. Право на защиту репутации идентично праву на неприкосновенность произведения (ст. 1266 ГК РФ). Право на неприкосновенность произведения означает, что никто не имеет права изменять или перерабатывать произведения без разрешения автора. Право на неприкосновенность имеет исключительный, а не личный характер. После перехода в общественное достояние любое произведение может использоваться любым образом, но так, чтобы не нанести ущерб чести и достоинству автора, т.е. бессрочным является не право на неприкосновенность произведения, а право на защиту репутации автора. Право исполнителя на защиту репутации — это право на защиту исполнений (включая их названия) от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя, за исключением тех случаев, когда не предоставление такого права продиктовано характером использования исполнения. Исполнителю может принадлежать право на защиту репутации только в отношении незаписанных или записанных на фонограммы исполнений. Но даже при соблюдении этих условий исполнителю может не предоставляться право на защиту репутации, если непредставление этого права продиктовано характером использования исполнения, данное условие предназначено для ограничения прав исполнителя, в частности в отношении аудиовизуальных исполнений. Право на воспроизведение это исключительное право на воплощение объекта авторского права или смежных прав в исходной или любой иной форме, в том числе в цифровой, в товаре любым возможным способом. Не каждый объект авторского права или смежных прав допускает воспроизведение всеми способами и в любой форме, поскольку способ и форма воспроизведения определяются видом объекта. Например, воспроизведением не может считаться публичное исполнение произведения хотя бы потому, что это исполнение, а не произведение. Существует несколько форм воспроизведений, как объектов авторского права, так и смежных прав. К ним относятся репродуцирование - воспроизведение некоторых объектов авторского права в аналоговой форме с помощью копировально-множительных и иных устройств. Если сделана аналоговая копия объекта на бумаге — это репродуцирование, а если сделана цифровая копия — это воспроизведение. Обнародование - частный случай права на воспроизведение. Достаточно неопределенным является право на отзыв произведения, поскольку право на отзыв может возникнуть, когда автор уже воспользовался своим правом на воспроизведение и заключил соответствующий договор на его обнародование. В этом случае издательство в соответствии с договором с автором уже понесло издержки по обнародованию произведения.Право на запись исполнений состоит в том, что никто не имеет права записывать любое исполнение без разрешения лиц, которым принадлежит исключительное право на исполнение. Право на переработку, состоит в том, что в законодательстве из права на воспроизведение произведений выделяется право на переводпроизведений и право на переделку или иную переработкупроизведений. Лицо, которое намерено переработать охраняемое произведение, обязано получить разрешение от автора или иного правообладателя. Право на перевод это исключительное право осуществлять или разрешать перевод произведения на другие языки. Лицо, которое намерено перевести охраняемое произведение на другой язык, должно получить разрешение от автора или иного правообладателя. Право на распространение это исключительное право на введение в гражданский оборот товара, в котором воплощены объекты авторского права или смежных прав. Товары вводятся в гражданский оборот посредством продажи или иной передачи прав собственности на товар. Исключительное право на распространение предоставляется автору, исполнителю или иным правообладателям. Право на распространение перестает действовать после введения в гражданский оборот товара, в котором воплощено произведение или объект смежных прав. После введения в гражданский оборот товара, в котором воплощены объекты авторского права или смежных прав, для дальнейшего распространения товара не требуется согласия правообладателей этих объектов. При распространении оригиналов произведений изобразительного искусства или оригиналов рукописей исчерпание права на распространение также признается. Право на публичный показ это исключительное право осуществлять или разрешать представление, или демонстрацию произведений в местах, где присутствуют или могут присутствовать лица, не принадлежащие к обычно окружающим автора людям, форма демонстрации произведения зависит от его вида. Автору предоставляется право разрешать или запрещать публичный показ своего произведения, если это право не было передано иным лицам исключительным образом. С точки зрения маркетинга, рекламы и организации продаж товаров Интернет является идеальной площадкой для публичного показа и широко используется авторами. Право на публичное исполнение это исключительное право осуществлять или разрешать воплощение произведения реальными, или виртуальными исполнителями посредством игры, танца, декламирования, чтения, пения или с помощью музыкальных или других инструментов и технических средств в местах, где присутствуют или могут присутствовать лица, не принадлежащие к обычно окружающих автора людям. Публичное исполнение является одним из наиболее массовых способов использования и распространения многих видов произведений литературы и искусства. В целях обеспечения исключительных прав авторов в случаях, когда их трудно практически реализовать в индивидуальном порядке, в каждой стране действуют организации, осуществляющие реализацию исключительного права на коллективной основе. Право на сообщение для всеобщего сведения это исключительное право осуществлять или разрешать передачу исполнения произведения в эфир или по кабельной сети, а также воспроизведение передач вещания, фонограмм и аудиовизуальных исполнений. Объекты авторского права и смежных прав могут распространяться как изображения и звуки реальных или записанных исполнений с помощью различных технических средств. Право на сообщение для всеобщего сведения означает, что при публичном приеме сообщений для всеобщего сведения и при публичном проигрывании воплощенных в товарах фонограмм и записей аудиовизуальных исполнений правообладатель вправе требовать от пользователей (владельцев ресторанов, кафе, магазинов, транспорта) единовременного вознаграждения, размер которого обычно устанавливается национальным законодательством. Сбор и выплата вознаграждения осуществляются через организации по коллективному управлению исключительными правами авторов, исполнителей и производителей фонограмм. Право на доведение объектов до всеобщего сведения это исключительное право осуществлять или разрешать доступ к этим объектам по кабельной сети или с помощью беспроводной связи таким образом, что представители публики могут его воспринимать из любого места и в любое время по их собственному выбору. Современные информационные технологии представляют собой идеальное средство воспроизведения и распространения практически всех объектов авторского права и смежных прав, в результате в глобальных коммуникационных сетях оказались размещенными огромные по объему охраняемые информационные ресурсы. По сути данное право заключается не в разрешении доступа к ресурсам сети, а в их размещении в компьютерной сети.Для доступа в коммуникационную сеть не нужны разрешения, а для размещения охраняемых объектов в сети такие разрешения необходимы. Право на доведение до всеобщего сведения в компьютерных сетях подлежит исчерпанию, как и право на распространение объектов, воплощенных в вещественных товарах. Право на импорт это право разрешать или запрещать импорт товаров, в которых воплощены объекты авторского права или смежных прав. Право на импорт установлено в ст. 1270 ГК РФ, хотя такого права нет ни в одном международном договоре, поскольку предполагалось, что такое право позволит пресечь перемещение контрафактных товаров через таможенные границы. Право на прокат это исключительное право осуществлять или разрешать прокат товаров, в которых воплощены объекты авторского права или смежных прав. Международные нормы устанавливают следующие особенности проката: объектом проката являются товары, в которых воплощены объекты авторского права или смежных прав; право на прокат принадлежит правообладателю даже после введения товара в гражданский оборот; право на прокат компьютерных программ, аудиовизуальных произведений и фонограмм применяется тольков том случае, если компьютерные программы или фонограммы являются основным объектом проката и прокат аудиовизуальных произведений или фонограмм приводит к их широкому копированию. Право на прокат не предоставляется, если он не наносит существенного ущерба исключительному праву на воспроизведение. Право следования — это право автора на долю доходов от публичной перепродажи оригиналов произведений изобразительного искусства и оригиналов рукописей. Право доступа это право автора произведения изобразительного искусства требовать от его собственника возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения. Право следования ограничивается случаями публичной перепродажи произведений изобразительного искусства и оригиналов рукописей через галереи изобразительного искусства, художественные салоны, магазины или иные подобные организации. Право доступа не установлено в международных договорах и регулируется национальным законодательством ряда стран. Введение права доступа делается в интересах автора, который мог продать свое произведение изобразительного искусства без договора и без документа, подтверждающего такую сделку. Личные неимущественные права авторов являются бессрочными и неотчуждаемыми, т.е. не передаются иным лицам и имеют ограниченный срок действия после смерти автора. Личные неимущественные права исполнителей могут признаваться только в отношении незаписанных исполнений и исполнений, записанных на фонограммы. Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам не признает бессрочным личное неимущественное право исполнителей для некоторых видов исполнений. В Бернской конвенции установлен срок охраны исключительного авторского права на время жизни автора и пятьдесят лет после его смерти. При обосновании срока охраны считается, что посмертный срок охраны должен соответствовать средней продолжительности жизни прямых наследников авторов. Увеличение срока действия исключительного права не соответствует интересам общества, поскольку ограничивается доступ к произведениям литературы, науки и искусства. В соответствии со ст. 1281 ГК РФ исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семьдесят лет после его смерти.Срок действия исключительного права на совместное произведение,созданное авторами, распространяется на жизнь соавторов и на семьдесят лет после смерти автора, пережившего других соавторов. Данная норма сложна в применении к анонимным произведениям и произведениям под псевдонимом. Срок охраны анонимного произведения или произведения под псевдонимом составляет семьдесят лет с момента: первого правомерного опубликования произведения, первого правомерного обнародования произведения, если оно не было опубликовано, создания произведения, если оно не было опубликовано или иным образом обнародовано. Если автор раскроет свою личность, срок действия исключительного права продолжается всю его жизнь и установленный посмертный срок. Срок охраны исключительного права после смерти автора исчисляется с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Исключительное смежное право исполнителя действует в течение пятидесяти лет с момента исполнения, первой записи исполнения или сообщения для всеобщего сведения; исключительное право производителя фонограмм действует в течение пятьдесят лет после первого обнародования фонограммы или в течение пятидесяти лет после первой записи фонограммы, если фонограмма не была обнародована в течение этого срока; исключительное право организации вещания действует в течение пятидесяти летс момента осуществления передачи; исключительное право производителей инвестиционных баз данных действует в течение пятнадцати летс момента создания базы данных с возможностью возобновления срока охраны при любых существенных изменениях содержания базы данных; исключительное право публикатора действует в течение двадцати пяти лет с момента обнародования посмертного произведения. Исчисление сроков действия личного неимущественного права исполнителя и исключительных прав субъектов, смежных прав начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место соответствующий юридический факт. В Бернской конвенции установлен принцип охраны обратной силы или принцип ретроактивности, это распространение действия норм на действия, события, возникшие до его вступления в юридическую силу. В юридической науке и практике существует общее правило: закон обратной силы не имеет, однако в нем имеются и исключения, как в данном случае. Страны должны следовать принципу ретроактивной охраны и охранять исключительные права исполнителей, производителей фонограмм, организаций вещания, на которые не истек срок охраны в других странах, являющихся членами ВТО и Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам. Общественное достояние — это материальные и нематериальные объекты и блага, которыми может свободно пользоваться любой член общества. К общественному достоянию относятся все объекты интеллектуальной собственности, срок охраны которых истек. Статья 1282 ГК РФ устанавливает, что при истечении срока действия исключительного права любое произведение переходит в общественное достояние, т. е. может быть свободно использовано с соблюдением личных неимущественных прав авторов. В отношении некреативных баз данных таких положений нет, такие базы данных не переходят в общественное достояние и их охрана признается бессрочной. В международной практике установлены ограничения, действующие в отношении исключительного права. Правило ограничений исключительного права устанавливается на основе трехуровневого критерия, поэтому в личных целяхзаконодательство многих стран разрешает свободное воспроизведение произведений, т. е. можно сделать как аналоговую, так и цифровую копию произведения или его части, однако право личного копирования законодательство ограничивает. Запрещено копировать: книги и нотные тексты (полностью) репродуцированием; компьютерные программы; базы данных или существенные части из них; аудиовизуальные исполнения; произведения архитектуры. В общественных целяхзаконодательство большинства стран допускает свободное воспроизведение правомерно опубликованных произведений литературы, науки или искусства при условиях, указание автора произведения и источника заимствования; ограничение объема воспроизведения. Требование указания авторапроизведения предназначено для учета личных неимущественных прав, если отрывок из произведения приведен в газетной, журнальной статье, книге, монографии, диссертации без указания автора произведения и источника заимствования, то написавший нарушает законодательство и его деяния влекут ответственность по закону. Введение в законодательство ограничения объема воспроизведенияозначает, что в некоторых случаях разрешается использовать только отрывки из произведений. Допускается воспроизведение отрывков произведения, обусловленное либо целью цитирования, либо информационной целью. В РФ разрешено для свободного использования: цитирование отрывков из произведений в научных, исследовательских, учебных, полемических, критических и информационных целях; использование отрывков из произведений в качестве иллюстраций учебного характера; воспроизведение в газетах и сообщение для всеобщего сведения опубликованных в других газетах и журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и другим вопросам; воспроизведение в газетах и сообщение для всеобщего сведения публично произнесенных речей, обращений, докладов; воспроизведение и сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий произведений, увиденных или услышанных в ходе таких событий; воспроизведение и доведение до всеобщего сведения произведений архитектуры, изобразительного искусства, фотографий, которые расположены в местах свободного посещения; воспроизведение произведений рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых; воспроизведение произведений для судебного или административного производства; исполнение произведений при оказании ритуальных услуг. Ответственность за правомерность реализуемых товаров несет торговля, а функции контроля правомерности реализуемых товаров принадлежит государства.
Date: 2016-05-14; view: 353; Нарушение авторских прав |