Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 13. Организация специального (коррекционного) образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья
Специальное образование — образование (дошкольное, общее и профессиональное), для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные оптимальные условия. Прежде чем перейти к изучению организации специального образования, авторы сочли необходимым привести характеристику основных терминов, применяемых в специальной педагогике: · «лицо с ограниченными возможностями здоровья - лицо, имеющее физический и(или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий образования; · ребенок - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет; взрослый - лицо, достигшее возраста восемнадцати лет; · недостатки - физический или психический недостаток, подтвержденный психолого-медико-педагогической комиссией в отношении ребенка и медико-социальной экспертной комиссией в отношении взрослого...; · физический недостаток - подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в развитии и(или) функционировании органа (органов) человека либо хроническое соматическое или инфекционное заболевание; · психический недостаток - подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушение речи, эмоционально-волевой сферы, в том числе аутизм, последствие повреждения мозга, а также нарушение умственного развития, в том числе · умственная отсталость, задержка психического развития, создающие трудности в обучении; · сложный недостаток- совокупность физических и(или) психических недостатков, подтвержденных в установленном порядке; · тяжелый недостаток - подтвержденный в установленном порядке физический или психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственными образовательными стандартами (в том числе специальными) является недоступным и возможности обучения ограничиваются получением элементарных знаний об окружающем мире, приобретением навыков самообслуживания и приобретением элементарных трудовых навыков или получением элементарной профессиональной подготовки; · специальные условия для получения образования - условия обучения (воспитания), в том числе специальные образовательные программы и методы обучения, индивидуальные технические средства обучения и среда жизнедеятельности, а также педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно (затруднено) освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных программ лицам с ограниченными возможностями здоровья; · интегрированное обучение - совместное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, посредством создания специальных условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья; · образовательное учреждение общего назначения - образовательное учреждение, созданное для обучения лиц, не имеющих ограничений по состоянию здоровья для получения образования; · специальное образовательное учреждение - образовательное учреждение, созданное для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья; · специальное образовательное подразделение - структурное подразделение образовательного учреждения общего назначения, созданное для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья; · образовательное учреждение интегрированного обучения - образовательное учреждение общего назначения, в котором созданы специальные условия для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья совместно с лицами, не имеющими таких ограничений; · обучение на дому - освоение общеобразовательных и профессиональных программ лицом, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающим образовательное учреждение, при котором обучение осуществляется на дому педагогическими работниками соответствующих образовательных учреждений, в том числе с использованием дистанционных средств обучения»*. * Извлечение из проекта Федерального закона об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании), Глава I. Общее положение, статья 1. Основные термины. ML, 1996.
Организация и разработка системы специального образования является одной из первостепенных задач современного общества, а ее дальнейшее совершенствование — актуальной проблемой образования XXI века. Весомый вклад в этом направлении уже внесен такими учеными и руководителями, как профессор Малофеев Н.Н. и Волосовец Т.В. На сегодняшний день в России, как и во многих цивилизованных странах мира, создана огромная сеть специальных образовательных учреждений с различной коррекционной направленностью. Это прежде всего специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей: · с нарушением слуха (I—II видов); · с нарушением зрения (III—IV видов); · с тяжелыми нарушениями речи (V вида); · с поражением опорно-двигательного аппарата (VI вида); · с задержкой психического развития (VII вида); · с умственной отсталостью (VIII вида); · с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения; · с глубокой умственной отсталостью; · со сложными комбинированными и иными нарушениями развития. За последние годы для каждого из восьми видов специальных (коррекционых) образовательных учреждений под руководством профессора Воронковой В.В., практически по каждой учебной дисциплине созданы учебники, пособия, а также разработаны учебные планы и структура учебной деятельности. Авторы особо отмечают также научные разработки Назаровой Н.Н., Батова Г.Н. и Перовой М.Н. в области преподавания математики во вспомогательной школе. Для полноты изложения вопроса об организации специального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом специфики деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений приводим извлечение из ряда нормативных документов (приложения № 1,2, 3, 4). Дети с особыми образовательными потребностями, достигшие подросткового и раннего юного возрастов, имеют возможность продолжить обучение в специальных учреждениях профессионального образования или в их структурных подразделениях. За последние годы в отдельных регионах России созданы и продолжают создаваться разнообразные инновационные модели специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Для примера приводим некоторые из них: · консультативно-педагогический центр реабилитации детей со · зрительной патологией г. Санкт-Петербурга; о коррекционная школа-комплекс № 19 г. Магадана; · авторское специальное (коррекционное) образовательное учреждение интернатного типа № 24 г. Краснодара; о научно-учебно-производственный комплекс детский сад — школа — ПУ —производственные цеха г. Махачкалы; · Астраханский центр медико-педагогической и социальной реабилитации детей с церебральными параличами; · Красноярская краевая специальная спортивная школа инвалидов; · Псковский лечебно-педагогический центр и др.; · дома-интернаты системы социального обеспечения для детей с умственной отсталостью, тяжелой и глубокой, а также детей с легкой и умеренной степенями, при наличии нарушений опорно-двигательного аппарата; · лечебно-педагогические центры для детей с тяжелыми нарушениями интеллектуального развития. Согласно Закона Российской Федерации «Об образовании», ряд лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с интеллектуальными расстройствами, имеют возможность обучения в общеобразовательных учреждениях при наличии заключения психолого-медико-педагогической комиссии. Для дифференцированного обучения таких лиц в общеобразовательных учреждениях еще с 1981 года функционируют различные типы так называемых коррекционных классов, а именно: · классы выравнивания (Приказ Совета Министров СССР от 3 июля 1981 г. № 103); · классы компенсирующего обучения (Приказ Министерства образования РФ от 8 сентября 1992 г. № 333); · классы коррекционно-развивающего обучения (КРО) (Постановление правительства города Москвы от 5 июля 1994 г. № 557, программа «Столичное образование»). Положение о классах КРО в г. Москве, разработанное Комитетом по образованию г. Москвы совместно с Институтом коррекционной педагогики (Н.Н. Гурова, С.Г. Шевченко), рекомендованы коллегией МО РФ для внедрения во всех регионах страны. Положение о классах КРО в г. Москве приводится в приложении № 5. Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения разработано психолого-медико-педагогической службой Юго-Западного образовательного округа г. Москвы на основании приказа от 09.02.98 г. № 18. В соответствии с пунктом 2.10 данного Положения для организации и проведения специалистами различного профиля комплексного изучения детей в общеобразовательном учреждении приказом директора может создаваться психолого-медико-педагогический консилиум. В сложных и спорных случаях окончательное заключение о необходимости обучения ребенка в системе коррекционных классов дают уже специалисты межведомственной психолого-медико-педагогической комиссии. Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме приводится в приложении № 6. Особое место среди лиц с ограниченными возможностями здоровья занимают дети-инвалиды, которые по состоянию здоровья не всегда могут посещать общеобразовательные или специальные общеобразовательные учреждения. В соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Постановлением правительства Российской Федерации от 18.07.96 г. № 861 утвержден «Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели» (приложение № 7). Приложения № 1, 2, 3, 4, 7 цитированы по кн.: Сборник нормативных документов специальные (коррекционные) образовательные учреждения / Сост. А.Ю. Исаков, О.Е. Грибова. М., 2001. С. 3-10, 12-28, 70-71, 74-75. Приложение № 5, 6 цитированы по кн.: Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка / Под ред. М.М. Семаго. М., 2001. С. 44-47, 58-63. Помимо вышеперечисленных источников, авторы рекомендуют специалистам (врачам, психологам и педагогам), в своей повседневной практической деятельности использовать «Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях», подготовленный профессором С.Д. Забранной (1985, 2003). Авторы дают высокую оценку этому пособию. На современном этапе развития общества, когда практически в каждом регионе страны проживает немалое количество лиц с ограниченными возможностями здоровья, одной из приоритетных задач, стоящих перед органами образования, здравоохранения и социального обеспечения, является изыскание новых, наиболее эффективных методов и средств совершенствования практики специального образования. Однако решение этой задачи возможно только при комплексном подходе к реформированию всей системы образования в целом. В качестве примера, где реформированию системы образования как части социальной политики государства отводится особое место, можно привести Москву, Московскую область и Санкт-Петербург. Так, Министерством образования Московской области создана областная целевая программа «Развитие образования в Московской области на 2001—2005 годы». Программа определяет цели, задачи, направления и предполагаемые результаты развития системы образования Московской области с учетом социально-экономических, демографических, культурных, экологических и других особенностей региона. В разделе «Совершенствование практики специального (коррекционного) образования детей с ограниченными возможностями, их реабилитации и социальной адаптации средствами образования» данной программой предусмотрено следующее: · интеграция детей с ограниченными физическими возможностями в дошкольное образовательное учреждение и общеобразовательную школу; · дистанционные формы образования детей-инвалидов; * создание развивающей среды в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с нарушениями развития; · научная разработка и внедрение в практику работы муниципальных и областных образовательных учреждений методик раннего выявления и коррекции нарушений психического развития детей; · организация и проведение целевого обучения специалистов областных и муниципальных специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений I—VIII видов. Каждое из указанных направлений работы включает в себя еще ряд проектов, научная разработка которых, с последующим внедрением полученных результатов в практику, осуществляется целым рядом учреждений и организаций Московской области и г. Москвы, включая кафедру Специальной психологии и коррекци-онной педагогики Московского Государственного областного университета (МГОУ). Авторы сочли необходимым представить в данном пособии подробную характеристику научных подходов к разработке инновационного проекта одного из подразделов целевой областной программы «Развитие образования в Московской области на 2001— 2005 гг.»: «Интеграция детей с ограниченными физическими возможностями в дошкольное образовательное учреждение и образовательную школу» и соответствующего проекта «Разработка и реализация в муниципальных системах образования инновационных проектов по интеграции детей-инвалидов в общеобразовательное учреждение». Интеграция детей-инвалидов в общеобразовательные учреждения (дошкольное и школьное) — процесс.ключения их в общеобразовательный процесс на правах «равного партнерства», являющийся одним из главных основополагающих факторов дальнейшего участия людей во всех сферах жизнедеятельности. После подписания Декларации ООН «О правах умственно отсталых» (1971) и «О правах инвалидов» (1975) ряд стран Европы и Америки, пересмотрев свои системы специального образования, встали на путь интегрированного обучения. Однако, до последнего времени этот процесс нельзя считать еще полностью завершенным, хотя тенденция массового перехода на такой вид обучения очевидна. К примеру: в массовых школах ряда стран обучается следующее количество (в %) детей с особенностями развития*: * Никитина М.И. Опыт зарубежных ученых в области интегрированного обучения, его использование в России» // Дети с ограниченными возможностями. М., 2001. С. 91.
· Швеция — 100% детей с нарушениями зрения, 55% — слуха и 80% — движения; · Финляндия — 90% детей с нарушениями зрения, 24% - слуха и 21% — движения; · Канада — 96% детей с нарушениями чтения и 87% - слуха; · Франция — 19% с нарушениями зрения, 37% — слуха и 22% — движения. Россия встала на путь реформирования системы образования в 90-е годы, когда была ратифицирована Конвенция о правах ребенка, подписана вышеназванная Декларация ООН, а также принят Закон об образовании. Несмотря на 10-летний период пересмотра специального образования в нашей стране, внедрение интеграционного обучения в массовые общеобразовательные учреждения еще находится в начале своего пути. Определенные успехи в области интеграции уже достигнуты в Москве и Санкт-Петербурге (Н.Н. Малофеев, И.Ю. Левченко, Н.М. Назарова, Л.М. Шипицына и др.), однако для ее полного становления необходимо решение многих задач (нормативно-правовых, медицинских, психологических, педагогических, социальных и др.), каждая из которых сама является самостоятельной проблемой, чья разработка требует консолидации соответствующих министерств и ведомств, ученых и практиков. Начало XXI века войдет в историю образования как период новых взглядов на систему специального образования и наиболее современных научно-обоснованных подходов к ее совершенствованию, с учетом одного из ведущих его направлений — интеграции. Научные подходы к разработке данного проекта включают в себя следующие блоки: I. Обоснование актуальности проблем. II. Постановка цели и задачи проекта. III. Характеристика объекта и предмета исследования. IV. Организация и теоретико-методологические основы проводимой разработки. V. Научная новизна, эмпирическая база и практическая значимость работы. I. Основными аргументами, обосновывающими актуальность проблемы, является само задание Министерства образования Московской области по разработке и реализации данного проекта, указывающее на ее государственную значимость. Date: 2016-05-14; view: 408; Нарушение авторских прав |