Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 4 программа тренинга 3 page







Глава 1. Теоретический материал к тренингу


участник тренинга чувствует, что ему необходимо решить свои серьезные проблемы личностного или иного плана, он может пройти индивидуальное консультирование или психотерапию. Расширяя «открытую зону» в пределах тренинга, участникам нет необходимости раскрывать что-то самое сокровенное и сугубо личное.

Прочувствовав на личном опыте, как работает модель Джохари, в дальнейшем консультант сможет использовать ее при работе с клиентом (см. раздел «Новый взгляд на проблему»).

Профессиональный рост консультанта

Профессиональный рост консультанта зависит от многих факторов, к которым, прежде всего, относятся следующие: постоянный практический опыт работы с клиентом, решение собственных проблем, чтение соответствующей литературы, наблюдение за работой опытных мастеров-консультантов и своих коллег, профилактика профессионального выгорания и др.


Повышение мастерства консультанта 41

Решение собственных проблем. Работа с людьми, безусловно, предъявляет определенные требования не только к личности, но и к психическому здоровью работника. Находясь в состоянии депрессии, трудно консультировать кого-либо. Зачастую наша чрезмерная раздражительность, вызванная определенными жизненными обстоятельствами, мешает концентрировать внимание на проблеме клиента, отвлекает консультанта. Поэтому прежде, чем начинать консультировать других, следует решить собственные проблемы, которые мешают эффективной работе с людьми. В противном случае консультант либо должен будет постоянно скрывать свое раздражение и другие негативные эмоции, что в значительной мере будет мешать проявлению искренности и конгруэнтности, либо покажет клиенту, что он сам находится под влиянием груза своих нерешенных проблем.

Практика. Необходимым условием любого профессионального роста является вовлеченность начинающего специалиста в практические действия. Постоянная практика необходима и консультанту. Проводя сессии и общаясь с клиентом, консультант отрабатывает необходимые навыки и умения, учится наблюдать, слушать и понимать клиента, распознавать его потребности и трудности, получать дополнительную информацию о нем, что поможет в осуществлении его планов и решении проблем.

В ходе практики консультант учится вырабатывать собственный уникальный стиль ведения сессии, который подходит только ему и который придает ему уверенность и чувство комфорта. Консультант, иногда незаметно для себя, оттачивает жесты, позы и мимику, делая их более естественными и профессиональными. На первых порах он может чувствовать себя неловко, думая о том, как поставить ноги или как положить руки. Впоследствии консультант перестает задумываться над своим невербальным языком, все движения его тела начинают происходить сами собой и наполняться профессиональным смыслом.

Начинающий специалист также расширяет и свой активный профессиональный словарь — необходимый инструмент консультанта. Он начинает осознавать, какие фразы и выражения подходят именно его манере ведения сессии, какие выражения придают ему чувство уверенности и в то же время помогают ему быть самим собой.

В ходе практики консультант начинает замечать, как работают те или иные техники и стратегии в его применении, каковы возможности и ограничения в использовании каждой из них, какие из них в большей


42 Глава 1. Теоретический материал к тренингу

степени подходят его индивидуальному стилю ведения сессии, а какие — в меньшей.

Супервизия. Начиная работу консультанта, очень важно какое-то время быть под наблюдением опытного специалиста и постоянно получать от него обратную связь. Работая с клиентом, консультант не может видеть себя со стороны, не может распознать свои сильные и слабые стороны, выявить, насколько эффективны его действия, поэтому общение с более опытным консультантом, несомненно, пойдет ему на пользу.

В процессе супервизии консультант получает поддержку и одобрение или ободрение со стороны более опытного специалиста, возможность развивать свое профессиональное мастерство, оценивать эффективность своей работы. Супервизор может помочь консультанту разобраться в том, как лучше применить теоретические знания на практике, как лучше продвигаться вперед к намеченной цели с клиентом, если консультант не уверен в своих действиях, и др. [Sutton J., Stewart W., 2002].

Если нет возможности достаточно часто приглашать на свои сессии опытных профессионалов, можно попросить своих коллег, начинающих консультантов, присутствовать на некоторых из них. Полученная обратная связь от них тоже может сослужить добрую службу: она будет являться пищей для размышления и толчком для дальнейшего экспериментирования с целью самосовершенствования. Если какая-либо информация, полученная от начинающих коллег, покажется консультанту не совсем адекватной, он также может посоветоваться с более опытным специалистом и решить, в каком направлении продолжать совершенствовать свои умения.

Литература. Чтобы совершенствовать свое мастерство, необходимо изучать опыт известных специалистов в области психологического консультирования. Попасть на сессии таких прославленных мастеров не всегда бывает возможным, поэтому чтение литературы — один из источников пополнения своего профессионального опыта. Чтение литературы имеет еще одно преимущество по сравнению с посещением сессий профессионалов — оно дает консультанту возможность познакомиться с опытом работы мастеров прошлого.

К сожалению, литература по психологическому консультированию часто не представлена в районных библиотеках, а приобрести нужные книги достаточно трудно. В наши дни существуют другие способы


Повышение мастерства консультанта 43

ознакомления с нужными произведениями. Прежде всего это Интернет или сервис «Книга почтой»1.

Профилактика профессионального выгорания

Профессиональное выгорание свойственно представителям многих профессий и характеризуется эмоциональной и физической усталостью, ухудшением здоровья, снижением интереса к работе и уровня продуктивности, повышенной раздражительностью и др. Профессиональное выгорание, как правило, наступает в результате утомительной и интенсивной работы, и начинающие специалисты резко подвержены его влиянию. Но говорить о профилактике профессионального выгорания следует задолго до того, как оно наступит, с тем чтобы успеть принять соответствующие профилактические меры.

Чтобы предотвратить появление выгорания, консультанту необходимо непрерывно повышать уровень своего мастерства, учиться чему-то новому, совершенствовать свои навыки и умения, быть конгруэнтным, а значит, уметь проявлять любые свои эмоции, «уважать свои чувства — как позитивные (радость, удовлетворение), так и негативные (подавленность, горечь, неудачи)» [Соловейчик М. Я., 2006. С. 179].

В качестве профилактики профессионального выгорания консультанту следует позаботиться о своем физическом и душевном здоровье, найти свои способы снятия усталости, напряжения, утомления. К таким способам могут относиться: прогулки за город, посещение спортивных клубов, встречи с друзьями, массаж, чтение интересных книг или журналов и др. Полезно также делать релаксационные упражнения, которые помогут снизить усталость, обрести бодрость и улучшить настроение [Powell Jr., 2000; Беляев Г. С., Лобзин В. С., Копылов И. А., 1997; Wilkinson G., 2002 и др.].

Чтобы снизить риск профессионального выгорания и в качестве отдыха от работы, консультанту следует находить время для своего любимого занятия. Как показали исследования, проведенные в 1996 г., занимаясь чем-то приятным (спортом, общественным делом, посещением кружков, церкви и т. д.), люди чувствуют себя более счастливыми и меньше подвержены стрессам [Argyle M., 1996, 2001].

1 Например, Интернет-магазин издательства «Речь» по адресу: www.rech.spb.ru



Глава 1. Теоретический материал к тренингу


Если консультант начинает осознавать, что он легко подвержен стрессу, слишком эмоционально реагирует на рабочие ситуации, не перестает думать о своих клиентах даже во время отдыха или сталкивается с другими подобными негативными явлениями, с которыми ему трудно справиться самому, он вправе обратиться за помощью к консультанту или психотерапевту.

Катрун и Дэвид Гельдард [Geldard К., Geldard D., 2005] считают, что каждый из нас подвержен профессиональному выгоранию, и если мы начинаем замечать его симптомы, то не стоит впадать в панику. Гораздо лучше признаться себе в этом и подумать о способах его преодоления. Ведь ни для кого не секрет, что профессиональное выгорание — это распространенное явление, и если оно наступило, необходимо просто принять соответствующие меры.

Многие люди в таком случае меняют свою работу, но это совсем не обязательно. Чтобы преодолеть симптомы профессионального выгорания, можно воспользоваться следующими советами специалистов [Geldard К., Geldard D., 2005]:

О научиться распознавать и признавать симптомы профессионального выгорания;

О не бояться говорить с друзьями или коллегами о своих чувствах;

О снизить рабочую нагрузку;

П взять отпуск;

D использовать техники релаксации;

О позволить себе наслаждаться жизнью;

О перестать беспокоиться о своих клиентах во внерабочее время;

О делать что-либо приятное для себя.


 

Глава 2

НАВЫКИ И ТЕХНИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Как лишний вес мешает кораблю, Так лишние слова вредят герою. Слова «Я вас люблю» звучат порою Сильнее слов «Я очень вас люблю». С. Маршак


 


ОСНОВНЫЕ НАВЫКИ И УМЕНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ В РАБОТЕ С КЛИЕНТОМ

Умение слушать и слышать клиента

Умение слушать и слышать клиента и доведение этого умения до навыка — один из самых важных показателей мастерства консультанта. Не стоит забывать, что консультант, консультирующий психолог — это прежде всего хороший слушатель.

Карл Роджерс, осознавая важность этого навыка, ввел понятие эмпатического слушания, которое подразумевает не только получение информации от клиента, но и стремление понять его чувства и действия. Когда кто-то внимательно слушает клиента, он мало-помалу начинает слушать сам себя, разбираться в своих эмоциях и чувствах, осознавать и понимать их. Он также начинает воспринимать и принимать себя и других с большей реалистичностью [Rogers С., 1961].

Внимательное и целенаправленное слушание клиента дает консультанту ряд преимуществ по сравнению с обычным слушанием. Прежде всего, оно вселяет уверенность в том, что консультант начинает понимать то, что происходит с клиентом на данном этапе. Чувствуя заинтересованность консультанта, клиент пытается как можно понятнее донести до нас необходимую информацию и иногда, без каких-либо дополнительных вопросов, разъясняет то, что, на его взгляд, не совсем ясно консультанту [Kennedy E., Charles S. С., 1990]. Внимательное и целенаправленное слушание клиента называется «активным слушанием», в результате которого консультант старается понять, запомнить и структурировать предоставляемую клиентом информацию.

Чтобы научиться активно слушать, С. Каллей предлагает использовать систему классификации информации, которую клиент разделяет с консультантом.

Эта система помогает выделить главную информацию в рассказе клиента и включает в себя четыре основные позиции, на которые следует обращать особое внимание в процессе слушания:

1) что произошло с клиентом и как на это реагировали другие, что они делали и что говорили;



Глава 2. Навыки и техники психологического консультирования


2) поведение клиента в данной ситуации: как он реагировал на
происходящие события, что делал и что говорил;

3) чувства клиента, которые он испытывает в результате случив
шихся событий;

4) мысли клиента, что он понял относительно происходящих со
бытий, что он думает о своем поведении и о поведении других,
какую роль (положительную или отрицательную) сыграли дан
ные события в его жизни [Culley S., 2001].

Эту систему классификации информации консультант может использовать на начальных этапах своего профессионального пути в случае, если сессия кажется ему трудной, а также на этапе получения основной информации о проблеме клиента, когда он может задать вопросы с целью получения дополнительных сведений о клиенте в соответствии с данной схемой. Но при этом следует помнить, что на стадии активного слушания вопросы задаются только при особой необходимости.

Данная система классификации созвучна со стадиями сессии, которые выделяют многие авторы (эти стадии будут рассматриваться в главе «Структура сессии»). Поэтому, собрав информацию в соответствии с данной схемой, консультант, скорее всего, будет чувствовать себя более уверенно в плане продвижения от одного этапа сессии к другому.

В процессе активного слушания консультант может поддерживать рассказ клиента с помощью коротких звуковых вставок или фраз: «Да», «Угу», «Так», «Продолжайте», «... и...» и т. д. Такое слушание называется нерефлексивным, потому что консультант не отражает ни содержание рассказа клиента, ни его чувств, он просто слушает. Существует и другой вид активного слушания — рефлексивный. О нем пойдет речь в следующем разделе книги. Итак, активное слушание можно разделить на нерефлексивное и рефлексивное.

Как отмечалось выше, активное слушание является одним из основных навыков консультанта. С его помощью консультант устанавливает доверительные отношения с клиентом, помогает ему быть более открытым в процессе его рассказа, собирает информацию о клиенте и его трудностях и др. [Nelson-Jones R., 2005]. В ходе активного слушания консультант не просто старается услышать и понять говорящего, но также показывает свое понимание сказанного [Gordon Т., 1970].


Основные навыки и умения, необходимые в работе с клиентом 49

Умение эффективно использовать невербальные средства общения

Активное слушание клиента важно на протяжении всей сессии, а на начальных этапах оно просто необходимо. Для того чтобы показать клиенту, что консультант его слышит и старается понять, он может использовать как вербальные, так и невербальные и паралингвисти-ческие средства общения. Он может использовать открытые жесты и позы (нескрещенные руки и ноги, жест — открытая ладонь, обращенная вверх и т. д.), легкий наклон туловища по направлению к говорящему, кивок головой (означающий «да»), показывающий наше понимание или согласие с клиентом и др.

В общении с клиентом немаловажную роль играет мимика консультанта: выражение его глаз, улыбка, напряжение мышц лица и т. д. Часто наше лицо отражает малейшие проявления чувств, которые консультант пытается скрыть от клиента через так называемую микромимику. «Микромимика — это не осознаваемые нами, мелкие, почти невидимые сокращения мимических мышц. О ней не надо думать, она появляется сама, ее рождают наши мысли, видения, эмоции» [Гиппиус С. В., 2001. С. 14]. Именно поэтому консультанту важно быть конгруэнтным на протяжении всей сессии. В противном случае клиент может интуитивно уловить фальшь или неправильно интерпретировать состояние консультанта и перестать ему доверять.

Часто для клиента важен контакт глаз. Это не означает, что консультант должен непрерывно смотреть на клиента, но он должен постоянно чувствовать, где и на каких объектах задерживается его взгляд. Если клиент слишком редко смотрит в глаза консультанту, это может свидетельствовать о том, что он чувствует себя не совсем комфортно, смущается или не проявляет достаточной искренности. В случае, если клиент пытается поймать взгляд консультанта, необходимо немедленно отреагировать на это и взаимно взглянуть ему в глаза, таким образом проявляя свою заинтересованность и показывая искренность своих намерений [Boyes С., 2005; Hartley M., 2003; Lambert D., Lambert К., 2004]. В. Классовский в книге «Теория и мимика страстей», написанной в 1849 г., подчеркивая важность нашего взгляда в глаза другого человека, уверял читателя: «Глазами мы призываем, отгоняем, грозим, умоляем, презрительно уничтожаем, смеемся».


50 Глава 2. Навыки и техники психологического консультирования

Г. Игэн [Egan G., 1994], подчеркивая значимость невербальных компонентов консультирования, предложил модель, которую он назвал «SOLER». Эта модель отражает ключевые эффективные аспекты невербального языка консультанта в процессе сессии. SOLER —- это аббревиатура, которая включает в себя первые буквы пяти основных положений (на английском языке).

При более точном переводе на русский язык первые буквы этой аббревиатуры сохранить достаточно трудно, поэтому ниже приведены основные идеи модели без их сохранения:

П сидеть под удобным углом к клиенту, на удобном расстоянии;

П демонстрировать открытые жесты, не скрещивать руки и ноги;

П наклонять туловище немного вперед время от времени, слушать внимательно, смотреть с искренним интересом;

П демонстрировать эффективный контакт глаз;

О сидеть без напряжения в удобной позе.

Одним из важных аспектов невербального языка является организация пространства для общения клиента и консультанта. Расстановка стульев и кресел (угол и расстояние между ними, их приближенность или удаленность от дверей, окон и других объектов и т. д.) могут способствовать созданию комфорта или дискомфорта в общении между клиентом и консультантом [Clayton P., 2003; Pease A., Pease В., 2004]. Так, например, размещение клиента спиной к открытой или даже закрытой двери может вызывать у него чувство неосознанной тревоги и беспокойства, а расположение его стула вплотную к окну может отвлекать его внимание.

Существуют различные мнения по поводу расстановки стульев в процессе психологического консультирования. Некоторые психотерапевтические школы считают наиболее удобным положение стульев под углом 90 градусов. Такая организация пространства имеет свои преимущества. Прежде всего, она способствует формированию ощущения свободного, неформального общения между клиентом и консультантом. К. Роджерс предлагал ставить стулья друг напротив друга, с тем чтобы консультант мог наблюдать за невербальным языком клиента. При таком расположении специалист может выявлять различия между паттернами правой и левой частей тела клиента, что способствует обнаружению того, насколько клиент искренен и конгруэнтен в


Основные навыки и умения, необходимые в работе с клиентом 51

процессе беседы. При постановке стульев под углом 90 градусов друг к другу доступ к такой информации теряется.

На начальном этапе обучения консультированию как клиенту, так и консультанту очень важно чувствовать себя комфортно, поэтому консультант может попробовать различные способы расстановки стульев и выбрать для себя наиболее удобный.

Умение наблюдать

Одним из важнейших навыков, необходимых консультанту в его работе, является наблюдение. Внимательное наблюдение за клиентом предоставляет консультанту уникальную возможность получить дополнительную информацию и построить гипотезы относительно чувств и поведения клиента: о его эмоциональном отношении к тому, о чем он рассказывает; насколько он конгруэнтен в процессе беседы с консультантом, насколько глубоко он осознал свою проблему, готов ли он к принятию какого-либо решения или еще нет и т. д. На основе своих наблюдений консультант может дать обратную связь клиенту, а также задать подходящие вопросы, которые помогут эффективнее продвигаться от одного этапа сессии к другому.

Чтобы сделать наблюдение более целенаправленным, прежде всего необходимо уяснить, за чем и как наблюдать, на какие проявления клиента стоит обращать внимание в первую очередь.

На начальных этапах овладения искусством наблюдения я рекомендую, прежде всего, научиться следить за невербальным языком клиента:

П как меняются его позы, жесты, мимика, интонация голоса и т. д. в процессе сессии и от сессии к сессии;

О какие слова, фразы, выражения или невербальные паттерны он использует чаще других;

П какие единичные паттерны значительно отличаются от других (слово, сказанное с особой интонацией, нехарактерный для клиента жест и т. д.).

Давайте рассмотрим каждый из этих пунктов в отдельности. Изменения позы, мимики и жестов клиента по мере беседы с консультантом могут свидетельствовать о том, что с клиентом происходят определен-


52 Глава 2. Навыки и техники психологического консультирования

ные изменения на уровне сознания или поведения. Если клиент постепенно или резко перешел от использования закрытых паттернов (скрещенные руки и ноги, скрещенные пальцы и др.) к более открытым, это может свидетельствовать о его большей вовлеченности в процесс консультирования, о заинтересованности, о доверии к консультирующему психологу и т. д. Об этом могут свидетельствовать и зеркальные позы и жесты.

Если же консультант заметил, что клиент в процессе беседы (в середине или в конце сессии) по-прежнему напряжен, закрыт, старается отстранить свое тело как можно дальше от консультанта, последнему не стоит делать преждевременных выводов, а лучше спросить клиента о том, как он расценивает данную ситуацию и что с ним происходит. Например:

Консультант. Мне показалось, что вы несколько отстранены.

Клиент. Почему вы так решили?

Консультант. Ваша поза закрыта и мне кажется, что вы несколько напряжены.

Клиент. (Молча смотрит на консультанта.)

Консультант. Может быть, вам не очень нравится, как проходит наша сессия?

Клиент. Я не хотел говорить об этом сейчас... но, наверное, я уж лучше скажу. Честно говоря, я думаю, что мы не сможем, то есть, вряд ли сможем с вами что-то изменить.

Консультант. Вряд ли?

Клиент. Да. Честно говоря, я не очень верил в это, когда шел к вам, и я не верю в это сейчас. Ну, вы извините, конечно...

Консультант. Что мешает вам поверить в то, что мы сможем что-нибудь изменить в вашей ситуации?

Таким образом, внимательное наблюдение за клиентом помогло консультанту выявить отношение клиента к процессу консультирования. В противном случае консультант продолжал бы сталкиваться с сопротивлением клиента и, возможно, сессия зашла бы в тупик.

Иногда, наблюдая за невербальным языком клиента, консультант замечает, что некоторые жесты повторяются намного чаще других. Это может быть как привычка клиента, связанная с его индивидуальными или профессиональными особенностями, так и специфические выразительные средства, с помощью которых он передает информацию,


Основные навыки и умения, необходимые в работе с клиентом 53

дополняя то, что не может или не хочет выразить словами. На такие жесты следует обращать особое внимание. Если консультант замечает, что клиент сочетает эти жесты с определенными вербальными паттернами, то вправе задать ему вопрос о том, какой смысл он вкладывает в свои движения. Давайте рассмотрим следующий пример:

Консультант. Я заметила, что когда вы говорите о проблемах вашего старшего сына, вы протягиваете открытую ладонь вперед. Не могли бы вы объяснить, что значит для вас этот жест?

Клиент. Да, действительно... я даже не заметила этого... но сейчас я знаю... я молю о помощи...

Консультант. О помощи...

Клиент. Да, это так. Я хочу ему помочь, но не знаю как.

Консультант. В чем именно вы хотите ему помочь?

Таким образом, консультант получил дополнительную информацию от клиента о его взгляде на проблему и о его намерениях. Также консультант помог клиенту глубже понять его чувства и поведение в данной ситуации. Возможно, эти сведения ускорят продвижение к решению проблемы.

Если внимательно вслушиваться в речь и всматриваться в жесты клиента, то можно заметить, что какое-либо слово было произнесено с особой интонацией, несвойственной клиенту, или клиент вдруг использует необычный для него жест. Это может быть как случайностью, так и особым сигналом к тому, что клиент говорил о чем-то значимом для него (может быть, даже не до конца осознавая этого). Заметив такое необычное проявление поведения клиента, консультант может спросить его о том, какой смысл он вкладывает в данное слово или жест. Например:

Клиент. Вся наша семья огорчена тем, что улетел попугай. Он постоянно не давал скучать. Дети учили его разговаривать, я бегала по магазинам в поисках корма, муж читал «умные» книжки о том, что Кешка любит, а что — нет, а потом рассказывал нам... Теперь все не при деле...

Консультант. Я заметила, что последнее слово вы произнесли с какой-то особой интонацией.

Клиент. Да?...да, наверное... наверное, это так важно — быть при деле, всем вместе...


54 Глава 2. Навыки и техники психологического консультирования

В данном примере консультант сделала обратную связь на основе своего наблюдения и тем самым помогла клиенту осознать, что является для клиента особо значимым в сложившейся ситуации.

Однако не следует превращать наблюдение в самоцель и делать его главным в сессии. Умение наблюдать — необходимый навык в работе консультанта, но не достаточный. Наблюдая за малейшими проявлениями клиента, также важно не утонуть в мелочах. Если начинающий консультант за время сессии сможет задать хотя бы один вопрос, построенный на основе наблюдения, и этот вопрос поможет ему сделать сессию более эффективной — это уже хороший результат.

Умение давать и принимать обратную связь

В процессе психологического консультирования получение обратной связи от клиента может происходить на любом этапе сессии:

П в начале — после заключения контракта или в процессе его заключения, когда клиент хочет высказать свое согласие или несогласие с некоторыми его пунктами;

П в середине — если клиент почувствовал недоверие к консультанту, какой-либо дискомфорт или же ищет поддержку и хочет сообщить об этом консультанту;

П в конце — когда наступает время подводить итог проделанной совместной работы.

Обратная связь, полученная от клиента, может быть как позитивной, так и негативной. С одной стороны, клиент может высказать слова благодарности консультанту, но с другой стороны, он может выразить свое недовольство ходом сессии или отдельными ее моментами (клиент может быть раздражен, огорчен, утомлен и т. д.). В любом случае, независимо от способа и манеры подачи обратной связи, ее принятие консультантом должно носить профессиональный характер. Это не означает, что клиент всегда прав и что консультант должен во всем с ним соглашаться. Это означает, что консультант должен внимательно выслушать все жалобы и претензии клиента, независимо от того, согласен он с ними или нет, а затем вместе с клиентом подумать, что можно изменить или улучшить в организации сессий или в данной конкретной ситуации.


Основные навыки и умения, необходимые в работе с клиентом 55

Обучаясь мастерству психологического консультирования, очень важно развивать умение не только профессионально получать, но и давать обратную связь клиенту. В каких-то случаях обратная связь может быть совсем короткой и состоять всего из фразы или нескольких слов.

Когда консультант дает такую обратную связь клиенту по поводу своих чувств и мыслей, релевантных теме совместного обсуждения, он может использовать следующие фразы и выражения:

— «Да, понятно».

— «Мне кажется, что я понимаю, как вам было трудно».

— «Я думаю, что на вашем месте я бы чувствовала то же са
мое».

— «Ваши слова огорчили меня».

— «По-моему, у меня сложилось достаточно яркое представле
ние о том, что произошло с вами вчера».

— «Сейчас я могу представить перед глазами картину того, что
вы мне рассказали».

— «Я думаю, что я понимаю ваше состояние».

— «Я никогда не был в подобной ситуации, но я думаю, что,
если бы это произошло со мной, я бы тоже разозлился».

— «Я думаю, я поняла, что вы имеете в виду».

Эти и подобные высказывания консультанта дают клиенту понять, что первый внимательно выслушал его рассказ и постарался вникнуть в происходящее. Также консультант сделал все возможное, чтобы лучше понять эмоциональный мир клиента, почувствовать себя в его шкуре, или, как говорил К. Роджерс, «в его ботинке» [Rogers С., 1961].

В других ситуациях, как, например, в конце сессии, консультант может дать развернутую обратную связь, которая будет включать не только позитивные моменты совместной работы, но также трудности и проблемы, с которыми столкнулись обе стороны в процессе консультирования. Стараясь быть конгруэнтным на протяжении всей сессии, консультант может дать клиенту обратную связь не только по поводу своих эмоций и чувств, но и сообщить свое мнение по поводу того, как проходит или прошла сессия. В этом случае рекомендуется использовать технику «сэндвича» — когда начало и конец обратной связи должны носить позитивный характер, а середина включает негативные моменты.



Глава 2. Навыки и техники психологического консультирования


Например, консультант может сказать клиенту следующее:

— «Мне показалось, что наша сегодняшняя сессия несколько
отличается от предыдущих. В самом начале нам было трудно най
ти взаимопонимание и мы потратили много времени на восста
новление доверительных отношений. И только к концу сессии мы
поняли, что...»

— «Спасибо, что вы поделились со мной своими откровениями.
Честно говоря, было нелегко и даже иногда больно все это слышать.
Но мне кажется, что сейчас мы на верном пути в изменении си
туации».

Date: 2016-05-25; view: 380; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию