Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 4 программа тренинга 2 page






П не инструктирование и не обучение клиента; П не совет;

О не напутствие и не указание пути решения проблемы; П не просто использование техник психологического консультирования. '

Консультирование также не сводится к убеждению клиента поступать каким-либо определенным образом. Убеждая клиента сделать определенный выбор, принять позицию или ту или иную точку зрения, можно отрицательным образом повлиять на самооценку клиента. Советуя что-либо клиенту, консультант берет под контроль сложившуюся ситуацию [Stewart W, Martin A., 1999].

В 1992 г. на ежегодной конференции по консультированию и психотерапии в Англии обсуждался вопрос о различиях между двумя помогающими профессиями. Специалисты пришли к выводу, что четкую границу между консультированием и психотерапией провести невозможно.

Выступая на данной конференции, Брайан Торне [Thorne В., 1992] отметил следующие незначительные в масштабах наук различия: П по типу проблем: психотерапия решает более глубинные проблемы;

П по типу взаимоотношений между специалистом и клиентом: в психотерапии отношения претерпевают изменения в большей степени;

П по продолжительности: психотерапия занимает больше времени; П по месту проведения: психотерапия проходит в медицинских учреждениях, а консультирование — в педагогических, психологических и др.

Рэй Вульф [Woolfe R., 1997] отмечает еще одно отличие, которое связано с истоками возникновения двух данных видов оказания психологической помощи клиенту. Психотерапия родилась благодаря 3. Фрейду, который основал психоаналитический подход, в то время как консультирование, которое появилось значительно позже, берет свое начало из теоретического и практического наследия К. Роджерса и опирается в основном на гуманистические теории.

В 2000 г. в знак подтверждения близости данных направлений в оказании помощи клиенту, Британская Ассоциация по Консультиро-


Современный взгляд на психологическое консультирование



 


ванию была переименована в Ассоциацию по Консультированию и Психотерапии (ВАСР).

Стадии помогающих моделей

Консультирование — не бессистемный процесс. Для того чтобы помощь, которую оказывает специалист клиенту, была эффективной, необходимо пройти определенные стадии в процессе совместной работы. Так, например, нет смысла говорить о проблеме, если клиент не доверяет консультанту или если клиент и консультант не понимают друг друга и т. д. Нет смысла искать пути выхода из трудной ситуации, в которой видит себя клиент, если между двумя сторонами не сформированы доверительные отношения или если клиент не до конца осознал, что происходит с ним и в чем он видит свою цель. Именно поэтому в психологическом консультировании важно ступенчатое продвижение к намеченной цели, которое разные психотерапевтические направления представляют по-разному.

Г. Игэн [Egan G., 1982] выделяет три стадии помогающей модели:

1) построение доверительных отношений и исследование проблемы;

2) новое понимание проблемы и выявление различных перспектив
ее решения;

3) действия: помощь клиенту в развитии и использовании помо
гающих стратегий.

Рассмотрим каждую стадию отдельно.

На первой стадии важно создать доверительные отношения между клиентом и консультантом. Клиент исследует проблему, которую он выбрал для обсуждения. Консультант внимательно слушает и старается взглянуть на проблему глазами клиента, используя при этом активное слушание и эмпатическое понимание.

На второй стадии консультант оказывает клиенту помощь в том, чтобы он смог увидеть себя и свою проблему в новом ракурсе. Консультант проявляет эмпатическое понимание проблемы клиента и помогает клиенту фокусировать его внимание на проблеме, не уходя в сторону.

На третьей стадии консультант и клиент пытаются рассмотреть различные пути решения проблемы и выбрать наиболее приемлемый



Глава 1. Теоретический материал к тренингу


 



 


Современный взгляд на психологическое консультирование



 


или наиболее приемлемые из них. Консультант использует различные стратегии, помогающие решить проблему клиента.

Позднее Г. Игэн [Egan G., 1994] видоизменил свою модель, выделив следующие стадии:

1) оказание помощи клиенту в распознании и прояснении про
блемной ситуации;

2) оказание помощи клиенту в создании модели лучшего будущего;

3) оказание помощи клиенту в его продвижении к цели.

Представитель когнитивного направления психотерапии и психологического консультирования Ричард Нельсон-Джонс [Nelson-Jones R., 2005] предлагает похожую, но несколько измененную модель взаимодействия консультанта с клиентом.


Данная модель также включает три стадии:.построение взаимоотношений, понимание, изменения. Она не будет подробно описываться в книге и приведена в качестве примера лишь для того, чтобы показать начинающему консультанту, насколько важно до перехода к решению проблемы клиента, установить с ним контакт и разобраться в том, что его волнует и беспокоит.

Несмотря на явные различия всех трех моделей, они также имеют и общее. Оно состоит в том, что прежде, чем перейти к решению проблемы, необходимо пройти через две другие стадии, которые в разных моделях обозначены по-разному. Очень часто начинающие консуль-


26 Глава 1. Теоретический материал к тренингу

танты пытаются с ходу помочь клиенту решить его проблему. Это не консультирование. Это, скорее всего, можно назвать манипулированием [Sutton J., Stewart W., 2002]. Следуя по такому пути, консультант не столько думает об оказании реальной помощи клиенту как личности, сколько о своей успешности, вернее, о создании видимости «легкого успеха».

Данные модели отражают общее направление продвижения к желаемому результату. На основе моделей строятся более детальные разработки консультирующего процесса — структуры сессий. Так, например, каждая стадия модели Р. Нельсона-Джонса состоит из трех фаз, которые дают консультанту установку на то, что следует делать на каждой фазе, прежде чем переходить к следующей. Одна из моделей структуры сессии будет рассмотрена ниже. Ее авторами являются Кат-рун и Дэвид Гельдард [Geldard К., Geldard D., 2005].

Для того чтобы пройти с клиентом через все стадии любой из представленных моделей, консультанту необходимо овладеть большим количеством навыков, техник и стратегий. С первого взгляда некоторые из них могут показаться слишком простыми, но не стоит обольщаться. Для того чтобы довести их до профессионального уровня, понадобится много времени и терпения.


ПРОЦЕСС КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Взаимоотношения между консультантом и клиентом

Психологическое консультирование — это не просто набор техник и стратегий, которые приобретают специальную структуру, это еще и особые взаимоотношения между клиентом и консультантом, которые не сводятся к безграничной дружбе. Придя на консультацию, клиент может иметь ложные представления о таких взаимоотношениях. Он может представлять консультанта как человека, который знает готовое решение его проблемы или который может наставить «на истинный путь» без всяких усилий со стороны клиента. Он также может представлять, что консультант обязательно станет его другом, к которому можно будет обращаться за советом в любой затруднительной ситуации. Все эти типы отношений далеки от отношений, строящихся в психологическом консультировании [Rogers С., 1994].

Различные психотерапевтические направления предлагают разные типы взаимоотношений между консультантом и клиентом. Рассмотрим те из них, которые используются в личностно-центрированном и ин-тегративном консультировании. К. Роджерс [Rogers С., 1961] выделяет шесть стержневых условий, способствующих эффективному взаимодействию клиента и консультанта. Три из них пользуются особой популярностью среди специалистов: эмпатическое понимание, безусловное принятие клиента и конгруэнтность консультанта. Остановимся на каждом из них более подробно.


Эмпатическое понимание

Эмпатическое понимание включает в себя два психологических термина: эмпатия и понимание.

Эмпатияэто способность проникать во внутренний мир другого человека и в то же время умение выходить из него в нужный момент, полностью не идентифицируя себя с данным человеком.


28 Глава 1. Теоретический материал к тренингу

Эмпатическое пониманиеэто способность понимать мысли, чувства, поведение и смысл сказанного другим человеком (чувствовать как он, вместе с ним) [Sutton J., Stewart W., 2002. С. 159].

Но при этом консультант не может чувствовать абсолютно то же самое, что чувствует его клиент. Он может лишь представить себя на месте клиента, чтобы лучше понять состояние последнего. Он может постараться понять клиента настолько глубоко, насколько это возможно.

«К. Роджерс понимал под эмпатией особую позицию, специфическую форму отношений, мягкий способ общения с клиентом. Однако предположение эмпатии не подразумевает исполнения добрых намерений, а также механического отражение» [Нельсон-Джоунс Р., 2000. С. 56].

Не следует смешивать понятия «эмпатия» и «сочувствие, сострадание». Сочувствуя кому-то, специалисты могут испытывать негативные эмоции и при этом становиться глубоко расстроенными, удрученными, подавленными и т. д. под влиянием происходящего. В таком состоянии консультант вряд ли сможет объективно оценивать обстановку и тем более помогать клиенту. Эмпатия, эмпатическое понимание клиента означает умение понимать клиента, но при этом оставаться самим собой, не впадая глубоко в положительные или отрицательные эмоциональные состояния.

Конгруэнтность

Конгруэнтность — это умение быть открытым по отношению к клиенту, быть в гармонии со своим внутренним миром, быть искренним, быть самим собой.

Общаясь с клиентом, консультант должен уметь осознавать свои чувства и сообщать о них клиенту, когда в этом есть необходимость. Консультант также должен уметь оставаться собой, а не прятать свои эмоции под маской профессионализма.

Чем больше искренности и конгруэнтности проявляет консультант во взаимоотношениях с клиентом, тем больше вероятность того, что в дальнейшем в судьбе клиента произойдут положительные изменения. Как отмечает К. Роджерс, пока еще никому не удалось достичь стопроцентной конгруэнтности, однако в процессе профессиональной работы над собой можно приблизиться к идеалу [Rogers С., 1961].


Процесс консультирования 29

В настоящее время в психологическом консультировании выделяют три аспекта конгруэнтности:

1) умение быть собой, то есть быть таким, какой ты есть, не пыта
ясь выглядеть лучше (быть честным по отношению к клиенту
настолько насколько это возможно);

2) психологическая зрелость консультанта, то есть степень откры
тости консультанта для получения нового опыта;


3) индивидуальный стиль консультирования, который складыва
ется не из того, что консультант делает, а из того, как он это
делает [Wyatt G., 2001; Sanders P., 2006].

Будучи самим собой в процессе общения с клиентом, не стоит забывать, что консультирование ставит перед собой цель оказания помощи клиенту, а не отработки и решения наших собственных проблем. Если на каком-либо этапе работы консультант вдруг начинает признаваться себе в том, что он не может оставить за дверью кабинета свои проблемы и они продолжают занимать его в процессе сессии, скорее всего, это означает, что ему самому следовало бы обратиться за помощью к специалисту. Возможно, что прохождение групповой или индивидуальной терапии снова вернет его в нужное русло.

Безусловное принятие клиента

Безусловное принятие клиента — это проявление уважения к нему, общение с клиентом без осуждения, без того, чтобы загнать его и его поведение в какие-либо рамки. Это принятие достоинств и недостатков клиента, его положительных и отрицательных черт характера и паттернов поведения, его позитивных и негативных желаний, мыслей, чувств и т. д. [Sutton J., Stewart W., 2002].

Специалист не может настаивать на том, чтобы клиент изменил свое поведение в угоду ему. Также специалист не может контролировать действия и поступки клиента и указывать ему, что хорошо, а что плохо.

Как отмечает К. Роджерс, потребность в безусловном принятии и любви возникает в раннем возрасте. Если родители проявляют свою любовь к ребенку только при каком-либо условии (если он выполнит их указания или будет соответствовать их ожиданиям и т. д.), это приводит к дисгармонии развивающейся личности [RogersC., 1959].Толь-


30 Глава 1. Теоретический материал к тренингу

ко тогда, когда человек чувствует, что его принимают таким, какой он есть, включая его достоинства и недостатки, он может свободно и искренне рассказывать о себе, не боясь, что его осудят или будут критиковать.

Безусловное принятие клиента не означает одобрения клиента и не сводится к нему. Консультант может не разделять его мнение и не одобрять его поведение и поступки, но вместе с тем он принимает клиента в целом, как личность.

Безусловному принятию клиента могут мешать следующие факторы:

П недостаток знаний о поведении человека;

D предубеждения;

П неразрешенные конфликты;

П ненайденное успокоение;

01 нежелание исследовать;

П стереотипы;

П непонимание разницы между принятием и одобрением и др. [Sutton J., Stewart W., 2002].

Л. Е. Тайлер [Tyler L. Е., 1967] и С. К. Гилмор [Gilmore S. К., 1973] считают, что основными характеристиками, способствующими эффективным взаимоотношениям между консультантом и клиентом, являются: принятие клиента консультантом и его понимание. Катрун и Дэвид Гельдард [Geldard К., Geldard D., 2005] в добавление к этому отмечают, что теплота, поддержка, внимание, сотрудничество, демонстрирующее уважение к клиенту и целенаправленное использование психотерапевтических техник также способствуют достижению хороших результатов в процессе консультирования.

Модель структуры сессии

Как говорилось выше, сессия — это встреча клиента с консультантом, которая отвечает определенным требованиям.

Разные психотерапевтические направления разрабатывают различные структуры сессии. Катрун и Дэвид Гельдард [Geldard К., Geldard D., 2005] предлагают детально разработанную схему (рис. 6), отражающую стадии консультирующего процесса, которая включает в себя семь ступеней: 1) подготовка к сессии, 2) установление доверительных


Процесс консультирования



 



 



Глава 1. Теоретический материал к тренингу


отношений с клиентом, 3) активное слушание, 4) фокус на эмоциях клиента, 5) фокус на его мыслях, 6) фокус на его поведении, 7) окончание сессии.

Давайте кратко остановимся на каждой стадии.

Подготовка к сессии включает в себя не только знакомство с клиентом до того, как он пришел на первую сессию, но и подготовка специальных материалов для клиента в промежутках между сессиями, просмотр литературы по определенным проблемам и т. д. Познакомиться с клиентом до начала первой сессии и переговорить со специалистами, которые уже работали с клиентом, не всегда представляется возможным по ряду технических и этических причин. Но если такая возможность появляется, не стоит ее упускать, так как любые дополнительные сведения о клиенте могут помочь консультанту чувствовать себя более уверенно во время первой сессии.

Установление доверительных отношений. С этой стадии и начинается сама сессия. Консультант встречает клиента, знакомится с ним, составляет контракт, отвечает на все его вопросы и приглашает к свободному повествованию.

Активное слушание. Клиент рассказывает консультанту о том, что волнует и беспокоит его, о своих трудностях и проблемах и т. д. Консультант слушает, предоставляя клиенту возможность излагать материал в свободной форме и в удобном для него темпе.

Фокус на эмоциях клиента. В процессе своего рассказа клиент начинает сталкиваться с определенными эмоциями: раздражение, гнев, печаль, огорчение, обида и др. Эмоциональное состояние клиента мешает ему объективно взглянуть на ситуацию, поэтому возникает необходимость соприкоснуться с эмоциями как можно ближе, и консультант предоставляет клиенту такую возможность.

Фокус на мыслях клиента (уточнение проблемы). После того как клиент лучше понял свое эмоциональное состояние, он готов двигаться дальше, исследовать свою проблему. На этой стадии консультант помогает клиенту осознать его проблему, с тем чтобы в дальнейшем искать пути выхода из сложившейся ситуации.

Фокус на мыслях клиента (новый взгляд на проблему). После того как клиент разобрался, в чем состоит его проблема, ему необходимо взглянуть на нее еще раз и активизировать свои сильные стороны для решения проблемы. Консультант помогает клиенту в выявлении этих сильных сторон характера или паттернов поведения.


Процесс консультирования 33

Фокус на поведении клиента. На данной стадии клиент пытается решить свою проблему — выявить эффективные стратегии, взвесить все «за» и «против», разработать план и т. д.

Окончание сессии. Клиент и консультант подводят итог совместной работы и прощаются друг с другом.

Структура первой сессии значительно отличается от структуры каждой последующей, а каждая последующая сессия, как правило, отличается от предыдущей. На первой сессии консультант тратит много времени на составление контракта, впоследствии он может лишь напоминать клиенту отдельные пункты контракта, а на последних сессиях, возможно, необходимость упоминания о контракте отпадет сама собой. На первой сессии также уходит много времени на активное слушание клиента, в то время как на последней делается акцент на стадию «Фокус на поведении клиента», на том, как он будет применять полученный в ходе консультирования опыт в будущем. В связи с этим набор используемых консультантом техник тоже будет отличаться от сессии к сессии.


Продвигаясь от сессии к сессии


 


Разумеется, первая сессия будет значительно отличаться от второй, последней и всех остальных не только по структуре, но и по содержанию, а каждая последующая сессия не будет походить на предыдущую. Консультант начинает встречу с составления контракта (или с краткого напоминания клиенту об условиях контракта), с создания доверительной атмосферы, с того, что внимательно слушает клиента и завершает сессию на том этапе, до которого они дошли с клиентом в отведенный промежуток времени. После этого за пять—десять минут до окончания сессии консультант предупреждает клиента об окончании времени консультации, подводит итог совместной работы и при необходимости обе стороны договариваются о следующей встрече.

Таким образом, общий алгоритм для всех сессий на нашем этапе обучения будет следующим (рис. 7).

Начало и окончание примерно одинаковы для всех сессий. Теперь возникает вопрос о том, как планировать середину сессии, как решить, с какого этапа ее начать и каким этапом ее закончить. Для того чтобы лучше понять, какое количество сессий необходимо клиенту и на ка-

23ак. 4148



Глава 1. Теоретический материал к тренингу


 

Начало сессии. Установление доверительных отношений. Активное слушание ^   Середина сессии. Фокус на том, что волнует клиента •^   Окончание сессии. Подведение итогов совместной работы

Рис. 7. Алгоритм проведения сессий

ких стадиях можно завершить работу, следует апеллировать к цели, с которой пришел клиент. Если клиент пришел для того, чтобы просто выговориться и быть услышанным, то, возможно, окончание сессии произойдет после стадии активного слушания. Клиент сказал все, что он хотел, ему стало легче, и его право — закончить встречи с консультантом.

В этом случае структура сессии будет выглядеть так (рис. 8).

 

Начало сессии. Установление доверительных отношений. Активное слушание     Середина сессии. Активное слушание ,,:w   Окончание сессии. Подведение итогов совместной работы

Рис. 8. Структура отдельной сессии

Предположим, данный клиент пришел на следующую встречу с консультантом. Она снова начинается с установления доверительных отношений, активного слушания, и далее консультант «следует за клиентом», пытаясь понять, какой вид помощи он ожидает от него. Если клиент пришел потому, что он находится в неприятном эмоциональном состоянии, возможно, после того как он соприкоснется со своими чувствами, он лучше осознает их или выплеснет в приемлемой форме, он почувствует себя гораздо лучше и обретет силы самостоятельно справляться со своими трудностями. В этом случае окончание сессии может наступить после стадии «Фокус на эмоциях клиента».

Клиент, который не может до конца осознать свою проблему и решить, что бы он хотел изменить в своей жизни, который не уверен в своих силах и возможностях, скорее всего, дойдет до стадии «Фокус на мыслях», и если клиент обретет уверенность, он не будет нуждаться в прохождении следующей стадии или (по своему желанию) сможет продолжить решать проблему вместе с консультантом. Если же клиент пришел специально для того, чтобы решить свою проблему, если он



 


36 Глава 1. Теоретический материал к тренингу

знает, что он хочет изменить, но не знает, с чего начать и как продолжить, то возможен такой вариант, когда после стадии активного слушания консультанту следует сразу же переходить к стадии решения проблемы «Фокус на поведении клиента».

Схематично это можно изобразить так (рис. 9).

Таким образом, на данной схеме изображены всевозможные варианты структуры сессий. То, в каком направлении будет по данной схеме двигаться консультант, зависит от цели, с которой пришел клиент.

Как говорилось выше, на начальном этапе обучения рекомендуется не планировать число сессий с клиентом, но по мере приобретения опыта и уверенности консультант может начинать оценивать предполагаемое время, которое он потратит на свою работу. Для начала он может договориться с клиентом, предположим, на три-четыре сессии, предупредив последнего, что после этого они вместе решат, сколько раз еще необходимо встретиться.

Планирование количества сессий дает большое преимущество, поскольку предоставляет как клиенту, так и консультанту уникальную возможность работать в удобном темпе без лишней спешки. Однако не исключена возможность того, что запланированное количество сессий будет сокращено по ряду причин. К таким причинам могут быть отнесены следующие:

О желание клиента самостоятельно продолжить поиск путей из создавшейся ситуации;

О нежелание клиента продолжать совместную работу;

П трудности взаимодействия, с которыми столкнулись обе стороны консультационного процесса или хотя бы одна из них;

О невозможность оказания клиенту соответствующей помощи в связи с профессиональными ограничениями консультанта и др.

Возможен и такой вариант, что число запланированных сессий будет увеличено по желанию клиента, поскольку он имеет полное право завершить консультационный процесс на той стадии, на которой ему представляется удобным. Если клиент чувствует, что запланированное число сессий не привело к желаемому успеху и он готов работать дальше, то встречи с консультантом продолжаются.


ПОВЫШЕНИЕ МАСТЕРСТВА КОНСУЛЬТАНТА

Я знаю книги, истины и слухи, Я знаю все, но только не себя. Ф. Вийон, перевод И. Эренбурга

Личностный рост консультанта

Профессия консультанта, как, впрочем, и многие другие профессии типа «человек—человек», предъявляет определенные требования к личности специалиста. Только обладая необходимым набором психологических черт, которые можно развивать в процессе обучения, консультант может стать высококвалифицированным специалистом в своем деле. Специалисты отмечают следующие желательные для консультанта качества личности: гибкость, теплота, принятие других, открытость, эмпатия, хорошо развитое самосознание, искренность, уважение к другим людям, объективность [Munro N., Manthei R., Small J., 1990].

Нет сомнения в том, что человеку, вступающему на путь консультирования, необходима работа, связанная с самосовершенствованием. На начальном этапе обучения следует развивать следующие личностные качества, которые являются базовыми для дальнейшего личностного роста консультанта:

П открытость;

П конгруэнтность;

П наблюдательность.

Открытость — это личностное качество, которое предполагает умение быть честным и нескрытным, говоря о себе, высказывая свои ощущения, мнения, свою точку зрения по различным позициям и т. д. Проявляя данное качество, консультант демонстрирует клиенту образец поведения: «Я открыт, и ты тоже, если хочешь, можешь быть открытым».

Конгруэнтность — это умение оставаться самим собой в различных ситуациях, не прятаться под маской профессионализма, демонстрируя искренность.


Глава 1. Теоретический материал к тренингу

Наблюдательность — это умение замечать наиболее важные и порой незаметные на первый взгляд детали, связанные с поведением, манерами, вербальным и невербальным проявлениями поведения клиента. Наблюдательность — одно из важнейших качеств, необходимых любому консультанту.

Конечно, это далеко не полный список, но он включает именно то, без чего работа консультанта становится невозможной. Это начало всех начал, это багаж консультанта на каждый день и это то, что необходимо ему при проведении любой сессии.

Помимо развития этих трех личностных качеств, как мне кажется, консультанту необходимо совершенствовать следующие связанные с самопознанием умения:

П умение анализировать и понимать свою персональную историю;

О умение принимать обратную связь (как позитивную, так и негативную);

П умение анализировать свои взаимоотношения с другими людьми.

Для того чтобы помочь начинающему специалисту осуществить его самосовершенствование как личности, в психологическом консультировании в качестве иллюстрации используют модель, которая получила название «Окно Джохари». Данная модель была предложена

 

Открытая зона Ты знаешь и другие знают Слепая зона Ты не знаешь, но другие знают
Скрытая зона Ты знаешь, но другие не знают Неизвестная зона Ты не знаешь и другие не знают

Рис. 10. Окно Джохари


Повышение мастерства консультанта 39

в 1969 г. [Luft J., 1969] и названа сочетанием первых слогов имен ее создателей (Joe Luft и Harry Ingham). Графически она представляет собой квадрат или прямоугольник, разделенный на четыре части. Каждая часть символизирует одну из зон нашего «Я» и имеет свое название в зависимости от типа информации, которая в ней хранится: открытая зона, скрытая зона, слепая зона и неизвестная зона.

Открытая зона представляет собой ту информацию о человеке, которая известна не только самому носителю этой информации, но и людям, окружающим его. Это то, что человек знает о себе и не скрывая делится с другими людьми. Например, какие-то положительные черты характера, которые человек в себе любит; достижения, о которых он часто рассказывает другим; его взгляды на определенные вещи и т. д.

Скрытая зона включает в себя ту информацию, которую человек по каким-либо причинам не сообщает другим и держит в секрете. Это то, что человек знает о себе, а другие о нем не знают. Например, какие-то негативные привычки, которые человек старается скрыть; те или иные его мысли, поступки и т. д.

Слепая зона — это то, что человеку о себе неизвестно, но что является очевидным для других. Например, как человек выглядит в той или иной ситуации, что о нем говорят за спиной, как к нему относятся другие люди и что они о нем думают и т. д.

Неизвестная зона — это то, что никому не известно о человеке (ни ему самому, ни другим людям). Например, это могут быть его скрытые способности, такие качества, которые ни он, ни кто-то другой не замечают в нем, и т. д.

Совершенствуя свои профессиональные и личностные качества, консультанту следует стремиться к расширению «открытой зоны» за счет сужения остальных трех зон. Для этого он может быть более искренним, уменьшая тем самым «скрытую зону». Получая обратную связь от других людей о своих личностных и профессиональных особенностях, он уменьшает «слепую зону». Уменьшить «неизвестную зону» консультант может при помощи самопознания, самоанализа, внезапного озарения, называемого «инсайтом». Тогда модель расширения открытой зоны будет выглядеть так (рис. 11).

В ходе данного тренинга будут отрабатываться некоторые навыки по расширению «открытой зоны». Однако следует отметить, что данный тренинг является обучающим, а не психотерапевтическим, поэтому серьезные изменения в личностном плане не планируются. Если







Date: 2016-05-25; view: 614; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.034 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию