Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Операционализация поведения
Среди всех видов терапии именно прикладной бихевиоральный анализ в наиболее организованной форме занимается сбором информации о клиенте. Бихевиористская психология основывается на ясных и четких данных о поведении и поступках клиентов. В главе II утверждалось, что одна из ваших первых задач — получить общее представление о проблеме клиента. Прикладной бихевиоральный анализ кроме этого требует знания того, как он себя ведет. Для него характерны постоянные усилия понять жизнь клиента как цепь отдельных поступков. В этом его серьезное отличие от теории и методов фрейдизма, которые меньше уделяют внимания поверхностному поведению и ищут объяснения в вещах, лежащих под видимыми поступками. Бихевиористская психология, прагматическая и реалистическая, работает с “тем, что есть”, что можно увидеть в реальном мире, и что можно изменить благодаря научному планированию. Предположим, что ваш клиент в депрессии, жалуется на тоску. По психодинамической теории вы можете искать корни такой тоски, а согласно когнитивной или гуманистической терапии вам надо изменить представления клиента о мире. В отличии от них, бихевиористская терапия, особенно прикладной бихевиоральный анализ ставит задачу определить, что конкретно пациент “делает” и когда он (она) чувствует себя подавленным: Психолог: Вы говорите, что ощущаете депрессию. Можете ли вы рассказать поконкретнее, что вы при этом делаете? Клиент: Ну, я много плачу. Иногда нет никакого желания вылезать из постели. Все время чувствую тоску. Психолог: А что чувствует ваше тело? Клиент: Скованность и разбитость — как будто внутри бьют маленькие молоточки. Мне бывает так плохо, что я не могу спать. Эти два вопроса прояснили для психолога поведение, связанное с депрессией. Слезы, нежелание покидать постель, чувство скованности, отсутствие сна — все это “операции”, которые можно увидеть, измерить, сосчитать. Чувство тоски, однако, это нечто неясное и требуется операционализация предложения “Я чувствую тоску”, что могут дать следующие более конкретные изыскания. Психолог: Только что вы сказали, что все время чувствуете тоску. Могли бы вы развить это положение?. Клиент: Я часто плачу и едва могу передвигаться. Моя жена говорит, что я только жалуюсь. Психолог: Итак, тоска для вас — это слезы и затрудненные движения... много жалоб... вы также чувствуете скованность и молоточки внутри вас... Так, кажется, вы говорили? В приведенном отрывке психолог связывает расплывчатое чувство тоски с более конкретными действиями — операциями, о которых говорил клиент. Цель операционализации поведения — это перевести неясные слова в объективные, наблюдаемые действия. Практически все психологи-бихевиористы стремятся к такой конкретике в интервью, считая, что проще работать с конкретным поведением, чем с нечеткими понятиями, вроде депрессии или тоски. Ключом к операционализации поведения может служить простой вопрос: “Могу ли я видеть, чувствовать, и осязать понятия, которые употребляет мой клиент?” Клиент может говорить о желании большей теплоты во взаимоотношениях, но терапевт-бихевиорист не может видеть, чувствовать, слышать или прикоснуться к “теплоте”, но он имеет возможность операционализировать все это в терминах интонации, прикосновений и некоторых вербальных предложений. (Хотелось бы, чтобы моя жена чаще прикасалась ко мне и побольше говорила мне ласковых слов”.)
Date: 2016-05-25; view: 374; Нарушение авторских прав |