Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В чем проблема клиента?





Клиент подходит к окошку конторы социальной помощи. Клиент: Мне нужны талоны на питание.

Психолог: Вы говорите, воя нужны талоны?

Клиент: Да, мы сидим без еды.

Психолог: Не могли бы вы немного рассказать о своем посещении других контор, о своем происхождении, о своих прежних занятиях?

Клиент: Я безработный. Послушайте, у меня дети голодные.

Психолог: Как долго вы живете без работы?

Было бы хорошо, если бы приведенный диалог был выдумкой, и подобного никогда не было в жизни. К сожалению, такой негуманный подход встречается часто. Лучше всего при встрече с клиентом помочь ему в разрешении его трудностей немедленно, если только это возможно. В данном случае у клиента есть реальная и неотложная проблема. Действия необходимы сейчас. Оценка и анализ могут подождать.

Вот вариант более позитивного решения задачи:

Клиент: Мне нужны талоны на питание.

Психолог: Я понимаю, что они нужны вам срочно. Может я смогу вам помочь. Это займет несколько минут, поскольку мне надо выяснить некоторые вещи. Затем я направлю вас туда, где их вам выдадут. Могу я задать вам несколько вопросов?

Клиент: Я ненавижу подобные штучки. Послушайте, у меня дети голодные.

Психолог: Ясно, вы хотите сделать все сейчас. Я посмотрю как это можно ускорить. (Пауза) Хорошо, я выброшу несколько пунктов из вопросника. Что если я быстро задам вам оставшиеся вопросы?

Клиент: Ладно. Давайте.

Нет необходимости говорить, что прямой и очевидный под­ход решает далеко не все проблемы. Ведь, как правило, для кли­ентов, обратившихся за помощью к психологу, не подходят оче­видные ответы и общие источники помощи не срабатывают. Оценка состояния клиента — сложное дело, требующее мастер­ского владения техникой интервьюирования, широких социо-экономических познаний, понимания альтернативных стилей жизни и многих других факторов. Келли предлагает несколько источников для описания проблем клиента. Первый — это осторожный анализ жалоб, с кото­рыми приходит клиент. По мере того, как психолог проясняет проблему, сформированную клиентом, эта проблема часто от­брасывается (или откладывается на потом) и решаются другие задачи. Например:

Психолог: Вы говорите, что плохо спите по ночам и ваш врач напра­вил вас ко мне, чтобы обнаружить причину этого. Расскажите, по­жалуйста, немного о том, что происходило в последнюю ночь.

Клиент: Ну, я остался один в комнате и попытался уснуть, но тут клопы начали ползать по стене, потом они начали ползать по мне... Это ужасно.

Психолог: Ну, а что потом?

Клиент: Я стряхивал клопов. Доктор Джонс знал нашу семью долгое время, я не мог рассказать ему об этом. Я не говорил ему про клопов. Казалось, они ползли отовсюду! Это, похоже, был сон, но какой сон!

Психолог: Хорошо, что вы нашли время побеседовать со мной. Часто такие сны бывают после выпивки. Вы что-нибудь пили накануне?

Клиент: Да, немножко... Хотя в тот вечер я принял довольно много.

Как видите, проблема “бессонницы” трансформировалась в проблему алкоголизма. Другие проблемы, которыми занимается психотерапия, могут проявиться не так быстро. Трудно переоце­нить важность точного определения проблемы. Начинающие психологи и терапевты часто бросаются решать лежащие на поверхности проблемы и могут пропустить более важные.

Вычленение психологом проблемы очень похоже на действия репортера, описывающего важные события. Поэтому здесь справедливы те же требования и те же правила:

Кто есть индивид, каковы его характеристики, семейное происхождение, стиль жизни? Какие важные культурно-социальные аспекты можно отметить для этого индивида?

Что произошло и что происходит? Необходимы детали этой проблемы. Как часто это случается? При каких обстоятельствах? Чтобы понять личность, необходимо как можно больше деталей.

Когда возникла проблема? В какой временной последова­тельности? (Многие происшествия случаются в определенное время: самоубийства и депрессия случаются чаще весной или перед распределением в колледже.) Что предваряло проблемную ситуацию? Как состояние этой проблемы выглядело в течение жизни клиента?

Где все произошло? В какой обстановке, при каких обстоя­тельствах, с какими людьми?

Как клиент отреагировал? Как он себя почувствовал?

Почему это случилось? (Для большинства концепций наиме­нее важный вопрос — это поиск причины. Однако точная оцен­ка проблемы, как правило, дает очевидный ответ на этот во­прос.)

Для выявления проблемы полезно бывает прибегнуть к пси­хологическим тестам, просмотреть медицинские и школьные записи о клиенте, понаблюдать его во время интервью, в палате или дома, опросить семью и близких. Во время этих опросов на­до не забывать эти ключевые пункты — что, когда, где, как и почему. Большинство психологов не стремятся к всестороннему определению проблемы, а, исходя из любимой теории, выбира­ют только те вопросы и процедуры, которые, по их мнению, наиболее эффективны. При поступлении в психиатрическую больницу, конечно, понадобится полный сбор информации о клиенте.


Корни проблемы могут быть в окружении человека, в давле­нии социальной среды. Часто психолог удовлетворяется тем, что хорошо изучил все стороны личности, забыв при этом изучить факторы окружающей среды. Например, может показаться, что школьнику, которого мучают кошмары, необходимо психотера­певтическое лечение, в то время как в школе у него — жестокий учитель-садист; 35-летнюю женщину долго лечат от депрессии, хотя у нее возрастной кризис, связанный с тем, что она устала от роли домохозяйки. Для нее смена окружения в виде новой работы будет более полезна, чем психотерапия. У талантливого пуэрториканского мальчика психолог может определить низкий уровень интеллекта, а все дело просто в плохом владении анг­лийским языком. Вот почему так важно рассматривать личность в социально-культурном контексте.

Поскольку существует огромное число способов изучения окружения клиента, то же самое можно сказать о рассмотрении личности клиента. Крайне важно для психолога определить жизненную стадию клиента. Привлекая разработки многих авто­ров, Эргани Коуэн построила “схему развития”, в которой от­ражены жизненные циклы человека. Она показана в табл. 6.1. Полезно держать в голове эту таблицу, работая с индивидом.

В первой колонке отражена очевидная истина: жизнь прохо­дит — человек меняется. Ребенок в возрасте 2, 4, 7 лет — это очень разные личности, по-разному относящиеся к своему ок­ружению. В жизни взрослого — свои кризисы. В разные годы у клиента разные кризисы и разные ожидания.

“Ключевые системы” тесно связаны с компонентами окру­жения, которые обсуждались в этой главе. С возрастом центр внимания имеет тенденцию смещаться от семьи к сверстникам, а затем снова к семье. И воздействие различных факторов окру­жения меняется в соответствии с жизненной стадией клиента.

“Задачи развития” относятся к основным знаниям, направ­ленным на выживание и достижение счастья. Они свои для каждого возраста. Например, для успешного существования в нача­ле взрослой стадии, считает Коуэн, индивид должен получить навыки семейной жизни, начальные навыки отцовства, материнства, навыки развития карьеры, выработать стиль жизни и умение быть обязательным. Клиент, обращающийся за помощью в этом возрасте, как правило, имеет затруднения в одном из этих пунктов. Однако постадийное развитие может отличаться для разных клиентов. Бывают люди, которые так и не освоили некоторые навыки и концепции для решения жизненных задач.

“Ресурсы развития” — это то, что необходимо человеку для решения “задачи развития”, например, не может развиться со­циальной привязанности, пока не будет запаса безопасности (в виде поддержки со стороны родителей). Аналогично для разви­тия карьеры клиенту требуется знать сферу своей работы и адекватно оценивать свои способности. Задача психолога иногда состоит в том, чтобы предоставить клиенту эти ресурсы развития.


Таблица 6.1

ДЕЛЕНИЕ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА НА ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

ЖИЗНЕННАЯ СТАДИЯ КЛЮЧЕВЫЕ СИСТЕМЫ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ РЕСУРСЫ РАЗВИТИЯ КРИЗИСЫ РАЗВИТИЯ
Младенчество (рожд.- 2 года) Расширенное лоно семьи Социальные связи. Чувство непрерывности существования. Сенсомоторная раз- ведка и примитивные причинные связи. Созревание моторных функций. Безопасность. Выполнение основных нужд. Стабильность. Доверие или потеря доверия
Раннее детство (от 2 до 4 лет) Расширенное лоно семьи Самоконтроль. Языковое развитие. Фантазия и игра. Самостоятельное передвижение. Человеческие отношения. Сенсорная стимуляция. Защищенное окружение. Ограниченность окружения. Независимое Ощущение Я либо сомнение и стыд.
Середина детства (5-7 лет) Семья. Соседи. Школа Половая идентификация. Начальное моральное развитие. Конкретные мысли- тельные операции. Групповые игры. Подходящая модель. Объяснение набора правил. Согласованность правил поведения. Внутригрупповые отношения сверстников Самодостаточ- ность либо чувство вины
Конец детства (8-12 лет) Семья. Соседи. Школа. Сверстники Социальные связи. Самооценка. Обучение навыкам. Принадлежность команде Объединенные усилия обучающихся. Объединенная игровая деятельность. Обучение навыкам, которые помогают понять основные межличностные отношения. Обратная связь. Трудолюбие или инфантильность
Подростковый Возраст (13-17 лет) Семья. Сверстники. Школа. Физическое созрева- ние. Абстрактные мысленные операции Принадлежность группе сверстников. Изначальная половая близость. Физиологическая инфор- мация. Когнитивное решение проблем и навыки построения отношений. Понимание роли полов и их культурных истоков.Возможность незави- симых моральных суждений. Социальная принадлежность или социальная изоляция
Юность (18-20 лет) Сверстники. Школа или работа. Семья. Окружение. Независимое сущес- твование. Принятие решения о начале карьеры. Интернио- лизация морали. Более прочные инти- мные отношения. Понимание природы отношений. Умения и знания для финансовой независимости. Самоизучение в принятии решений, углубление отношений, понимание плюрализма. Ответственность за выбор. Четкая либо неуверенная идентификация личности.
Взросление (23-30 лет) Новая семья. Работа. Дружеские связи. Окружающее общество Жизнь в новой семье. Родительская роль. Развитие карьеры. Выработка стиля жизни. Принятие обязательств Знания и навыки. Планирование семейного бюджета Межлично­стные пере говоры и разрешение конфликта. Родительская роль. Ролевые ограничения. Способность к социальному бытию либо отчуждение
Переходный Возраст (30—35 лет) Семья. Работа. Дружеские связи. Смена оценок, при- вязанностей и приня- тых обязательств. Родительская роль (продолжение). Переоценка значимо- сти людей. Оценка и обновленные решения, касающиеся отношений, карьеры, стиля жизни. Знания и навыки организации широкой помощи. Обновление либо отстранен- ность
Зрелость (35-50 лет) Работа. Семья. Друзья. Общество. Оценка взятых обя- зательств. Дети оста- вляют дом. Измене- ние отношений между супругами. Связи вне семьи Знания и навыки принятия ролей более высокого порядка. Большая степень дифференциации и интеграции ролей Достижения и значимость в обществе либо незначимость
Пожилой возраст (51-65) Семья. Друзья. Работа. Окружение Связи вне семьи. Уменьшение роли карьеры. Осознание бренности существования. Знания и навыки для: налажи вания коммуникаций, учитель ства, умения дать совет. Большая опора наумственные, а не физические способности Живительные связи с окруже- нием либо эгоистическая стагнация.
Старость (65- и более лет) Семья. Друзья. Окружающие Увеличение зависи- мости от других. Оценка собственной жизни. Умение пере- нести смерть близ- ких... Ожидание собственной смерти. Умение выживать при умень- шении жизненных ресурсов. Умение сказать: “Прощай” Чувство значимости либо отчаяние

 


Каждая жизненная стадия имеет свои критерии развития. Если системы целостных ресурсов достаточно, то можно быть уверенным, что задачи развития будут успешно завершены с минимальными кризисными явлениями. Если же проявились какие-то глубинные трудности, то это приводит к очень глубокому жизненному кризису. Широко известен кризис идентификации в поздней юности — кто есть Я и что значит Я? Если более ранние кризисы успешно разрешались, то далее клиент нормально растет и развивается. Если нет, продвижение вперед идет, но возможно возвращение старого кризиса, проявляющегося в виде ригидности, неприспособленности. Хотя трудно, к примеру, развить чувство идентификации в юности, если к этому времени не развилось чувство трудолюбия, способности и принадлежно­сти к определенному кругу.

 

Точно так же неспособность к четкой идентификации в юности ведет к определенным трудностям во взрослых стадиях.

Ценность этой схемы, взятой из книги Коуэна, в том, что она в графической форме обобщает, что любой индивид, прихо­дящий на консультацию, всегда сталкивался и будет сталкивать­ся с огромным числом задач развития и у него обязательно были и будут кризисы развития. Ваши клиенты будут справляться с этими проблемами в силу своего таланта и по мере способно­стей, в своем специфическом окружении. Трудно переоценить здесь значение семьи и культуры.

Хотя для оценки клиента очень важна стадия развития, жиз­ненные факты, личное определение проблемы, но не менее важно то, какое место занимает проблема в его мироощущении. Для кого-то опоздание может быть серьезной психической травмой, а у других это не вызовет никаких эмоции. То, что личность думает о проблеме, зачастую важнее самой проблемы. Именно в этой области очень полезны теория Келли и его методы.

 







Date: 2016-05-25; view: 351; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию