Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Движение от поверхностной к внутренней структуре проблемы





Предложения, которые мы используем для передачи нашего восприятия и мышления могут быть названы поверхностной структурой. Этот термин используется, когда надо описать ситуацию, личность или событие. Примерами такой поверхностной структуры могут служить следующие предложения из дан­ной главы: “Билет порван”, “Плохо... Так плохо... Так плохо” и “Я так люблю его. Почему же он не отвечает мне тем же?” Мы уже видели, что простая перестановка слов в поверхностной структуре предложения может изменить значение события в жизни клиента. Достаточное количество “переделанных” предложений свидетельствует об успешности психотерапевтического процесса и о том, что жизнь клиента пошла по новому направлению.

Консультанты обычно не просят своих клиентов изменить форму своих предложений, хотя это простая техника, если ее применять грамотно, очень эффективна. Чаще психотерапевты интересуются продвижением к глубинной структуре. По определению, глубинная структура — это набор слов, мыслей и восприятия, которые лежат под поверхностной структурой. Во время анализа ключевых предложений клиента консультант должен помогать изменить мысли и восприятия поверхностной структуры с тем, чтобы изменить позицию привычного реагирования клиента.

Давайте предположим, что наш депрессивный клиент некоторое время находился в психиатрической клинике. При помощи тренинга, лекарств или других методов, его единственная реакция, выраженная словами “Плохо... Так плохо” — расширена и теперь он способен вербализовать свои проблемы во время беседы с врачом. Задачей психотерапевта будет по возможности найти слова и мысли, составляющие более глубокий уровень проблемы. Возможны, например, следующие изменения:

Психолог: Сэм, когда вы поступили в клинику, вы все время повторя­ли слово “плохо”. Не могли бы вы сейчас объяснить, с кем или с чем ассоциируется это слово? (С грамматической точки зрения, мы пока не имеем субъекта поверхностной структуры.)

Сэм: Я думаю, плохо со мной.

Психолог: Что, собственно, вы имеете в виду, говоря, что с вами все плохо? (Начало поиска глубинной структуры. Уже имеется полно­стью поверхностно структурированная проблема: “Мне плохо”.)

Сэм: Я ничего не способен сделать правильно. Мне казалось, я очень старательно работал, но мой босс сказал, что все, что я сделал, никуда не годится. Моя жена тоже мной не интересуется.

Психолог: Вам кажется, что вы ни на что не способны. Не могли бы вы рассказать мне о каком-либо конкретном инциденте с вашим бос­сом, когда вы чувствовали себя подобным образом? (С этого перефразирования и заданного вопроса полностью определялось направление поиска глубинной проблемы, лежащей под поверхностное структурой. “Мне плохо”. Консультант должен был сделать важ­ный выбор: спрашивать клиента о взаимоотношениях с боссом или с женой. Остановившись на теме босса, т. к., видимо, имение здесь находится основная болевая точка, следует “отметить” про себя проблему с женой и вернуться к ней на следующих стадиях интервью.)

Вообще-то, процесс продвижения вглубь проблемы не уж и сложен. Консультант задает прямые вопросы, просит клиента конкретизировать высказывания. Постепенно клиент учится различать те чувства и мысли, что находятся в глубине его сознания, и процесс терапии начинается. В широком спектре предложений глубинной структуры выделяется ключевое предложение. Затем, когда раскрыта глубинная структура предложения, может быть обнаружено что в основе ее лежит еще более общая проблема. Например, в основе затруднений с боссом может лежать общая проблема отношений к власти, ведущая нас в свою очередь к бессознательному пласту детских воспоминаний о взаимоотношениях с отцом. Высказывание “Я испуган” может быть репрезентацией только что произошедшей стычки с шефом. Выражение страха перед авторитарным стилем управления на другой работе, проблема в школе, а также проблема глубинного стресса, вызванного отношениями с родителями.

Поиск глубинной проблемы может занять годы долговременной психоаналитической терапии. Он может однако про­длиться в течение нескольких кратких интервью, если психолог может прояснить существующую ситуацию, используя пригодные техники или облекая в известные ему теоретические рамки глубинную структуру высказываний клиента. “Наложение” теоретических рамок на высказывания клиента характерно для рациональной терапии, где в новую структуру мышления включается воображаемый абстрактный партнер. Какой метод подходит больше? Это зависит от того, какую теорию предпочитает психолог. Оба метода могут способствовать изменению языка репрезентативных систем клиента. Исследования показывают, что определенные теории подходят для определенных людей.


 

СБОР КЛЮЧЕВЫХ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ

1. Грамматическая структура предложений служит индикатором лингвистического мировоззрения. Пример: “Я не могу за­ставить отца не пить”. В данном случае клиентка берет на себя ответственность за алкоголизм отца. Более точным было бы предложение: “Мой отец не может бросить пить”. Слово “отец” ставится в предложении подлежащим. Клиент может добавить: “Я чувствую себя плохо от того, что он не может остановиться”.

2. Слова, с помощью которых мы описываем мир – это не полное его описание. В лучшем случае слова только приближают нас к пониманию того, что они выражают. Для консультанта важно обратить внимание, какими словами пользуется клиент при описании своего прошлого опыта. Часто повторение слов или фраз служит указанием на определенный, типичный для данного человека, образ мышления. Пример: “Когда он последний раз пил, я испугалась, потому что я спрятала от него бутылку и он знал это. Я не хотела чтобы он брал ее, и в этом моя вина”. Описание события касается последнего загула отца. Слова, используемые клиенткой, снова показывают, что она считает, ответственной за поведение отца (“я спрятала”, “я не хотела”, “моя вина”). Следует отметить слово “испугалась”. Слова, употребляемые личностью — это показатель того, как она вос­принимает события.

3. Большинство психологических подходов пытаются выявить ключевые предложения из поверхностной структуры бесе­ды и с ее помощью перейти к поиску глубинной структуры. В этом случае можно достигнуть более полного представления о проблемах клиента. Пример: клиентка предложила нам несколько предложений поверхностной структуры. Потенциально наиболее важным из них является высказывание “Я испугалась”, т. к. это единственное предложение, содержащее эмоциональ­ную оценку. Задачей психолога является найти глубинное со­держание данной фразы. Каковы причины страха клиентки? При каких условиях страх возрастает? Какие фантазии приходят клиентке в голову, как она считает, что может произойти в этой ситуации? Исследование последующих высказываний поможет психологу составить более полное представление о проблема клиентки, лучше понять ее.

Для начинающего психолога важно осознать, что все теоретические подходы ищут значение глубинных структур предложении. Технология этого поиска основывается на:

1) первоначальном использовании навыков наблюдения с целью получения конкретной информации;

2) через некоторое время — систематической классификации проблем;

3) как только прояснилась поверхностная структура предложений — на возвращении к предыдущему в поисках иных фактов и общей проблемы, лежащей в основе всех затруднений.

 







Date: 2016-05-25; view: 305; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию