Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Устройство римского театра

Фесценнины

В ранний период истории Древнего Рима в деревнях справлялись праздники в честь сбора урожая, сопровождавшиеся распеванием обрядовых песен, которые назывались фесценнинами. Эти песни носили насмешливый характер, были шуточно-бранными, им была присуща обрядовая вольность и ритуальное сквернословие.

Сатуры

По свидетельству историка Тита Ливия во время сильной эпидемии (364 г. до н.э.) Для совершения ритуала, необходимого, чтобы умилостивить богов, в Рим были приглашены этрусские актёры. Они танцевали под аккомпанемент флейты, но не сопровождали свои телодвижения ни жестами, ни словами.

Римская молодёжь начала подражать этрускам, но внесла в это действо ряд изменений. Римляне добавили к своим танцам жесты и диалог.

Изначально слова их были не более, чем грубыми стихами-экспромтами, напоминавшими фесценнины, однако со временем жанр этот совершенствовался. Исполнители, получившие название гистрионов (от этрусского ister актёр), распевали сатуры, положенные на музыку.

Сатура (смесь, всякая всячина) - литературный жанр в Древнем Риме, представлявший собой соединение разных по форме и содержанию стихотворных и прозаических произведений.

Театральный жанр, разыгрывавшийся гистрионами, так же получает название сатура.Драматические сатуры - небольшие сценки бытового и комического характера, включавшие в себя диалог, пение, танцы, исполнялись под аккомпанемент флейты.

Ателлана

Ещё одна ранняя форма существования театральной культуры в Древнем Риме - ателлана.

Это короткие одноактные комические сценки, изначально не имевшие закреплённого драматического текста и разыгрывавшиеся по сценарной канве.

Своё название этот жанр народного театра получил от небольшого городка Ателлла.

Важной особенностью ателланы помимо её импровизационного характера было наличие 4 постоянных персонажей-масок:

Макк (Maccus - «дурак») - обжора, дурак, простофиля и ловелас. Изображался лысым, с крючковыатым носом и ослиными ушами. Макк всегда попадал впросак и часто оказывался побитым.

Буккон (Bucco - «щекастый») - смышлённый обжора и сплетник. Изображался с раздутыми щеками и отвислыми губами.

Папп (Pappus - «папаша») - богатый, скупой и глупый, плешивый старик, волочащийся за молодыми красотками.

Доссен (Dossenus, от лат. dorsum - «горб») - хитрый и злой горбун, невежа и шарлатан, дурачащий всех своей мнимой учёностью.

Изначально ателланы разыгрывались бродячими гистрионами, затем молодыми римскими гражданами, а позднее - профессиональными актёрами.

В I в. до н.э. ателлана получает литературную обработку в творчестве Помпония и Новия.

В правления Юлия Цезаря ателланы были запрещены, так как в них зачастую содержались прямые насмешки над реальными лицами, занимающими высокое общественное положение.

Существует рассказ о том, что Калигула велел сжечь одного из актёров ателланы прямо на глазах у публики за то, что тот высказал намёк на самого императора.

Исполнители ателланы подвергались гонениям и при других императорах, например, Нероне и Домициане.

Однако представления продолжали, есть свидетельства о том, что ателланы ставились даже в эпоху христианства.

Мим

Вид театрального представления, пришедший к римлянам от греков.

Мим родился из народных представлений, где подражали действительности посредством жеста-танца.

Мим развивался в двух направлениях: пантомима и короткие драматические сценки, зачастую с импровизированным текстом.

Литературный мим родился на Сицилии. Известным его автором был Софрон из Сиракуз.

В Риме мимы появляются на сцене с III в. до н.э. под названием fabula ricinata (от названия женского покрывала - ricinium). Актёры обоих полов выступали в этих покрывалах. Мимы игрались без масок.

Язык мимов был народным, тематика происходила из комедии ателланы, образы были стереотипны. Важную роль играли танец и музыка. Мим пользовался у римлян большой популярностью.

Все эти ранние театральные формы в Древнем Риме были достаточно примитивными. Поэтому наиболее важную роль в возникновении древнеримского театра сыграла греческая театральная культура.

Римская культура активно вбирала в себя культурные достижения покорённых государств. Когда римляне подчинили Грецию, Рим захлестнула волна увлечения более развитой греческой культурой.

В Риме было известно несколько жанров театральных представлений. Древнеримская комедия была представлена двумя основными видами: паллиата и тогата.

Паллиата (комедия греческого плаща, pallium короткий греческий плащ) представляла собой римскую переработку новой аттической комедии. Персонажи паллиаты носили греческие имена, греческую одежду, действие всегда развивалось где-нибудь в Греции. Римские комедиографы часто соединяли в одной пьесе сцены из нескольких греческих комедий. Самые известные представители этого жанра Плавт и Теренций.

Тогата (комедия тоги, верхняя одежда в Древнем Риме). Тогата основывалась на местном материале, её персонажами были люди простого звания. По свидетельству Сенеки тогата имела более серьёзное содержание, чем паллиата, и даже приближалась к трагедии. Большое место в этих пьесах занимали женские персонажи. Крупнейшие представители жанра Титиний, Афраний и Атта.

Трагедия – пользовалась в Риме меньшей популярностью, чем в Греции. Многие пьесы этого жанра были насыщены кровавыми сценами. Сюжеты в большинстве своём представляли переделки трагедий древнегреческих драматургов.Однако римские трагики вводили запутанное действие, усиливали внешнюю патетику и уделяли большое внимание зрелищной стороне. Роль хора значительно уменьшилась, хоровые партии перелагались в монодии и дуэты. Наиболее известными драматургами, работавшими в этом жанре, были Пакувий, Акций и Сенека.

Претекста -историческая трагедия. Сюжет претексты заимствовался из древней римской истории. Пантомим сольный мужской театрализованный танец. Актёр пантомимы выступал в маске и играл одновременно несколько ролей, в том числе и женских. Содержание пантомима под музыку рассказывал хор.

Пирриха -танцевальный спектакль в исполнении ансамбля танцовщиков; в качестве сюжета обычно выбирали мифологическую историю.

Устройство римского театра

В течении долгого времени в Риме не существовало постоянных театральных зданий. Для представлений строились временные деревянные сооружения, которые, по окончании представления ломались. Сценой служил деревянный помост, поднятый над землёй примерно на метр. К нему вели три узких лесенки в три-четыре ступени по ним поднимались персонажи, приехавшие, по сюжету, из другого города. Фоном служила «задняя стена» с занавеской. Для зрителей ставились скамьи, но иногда смотреть спектакли можно было только стоя. Так играли довольно долго, в том числе и комедии Плавта.

Однако с развитием драматургии стало необходимо вносить изменения и в исполнение. В сенате встал вопрос о сооружении специального театрального здания. Но сенат считал, что театр изнеживает юношество и развращает женщин, и в 154 году прекратил, начатое несколько лет назад, строительство каменного театра.

Первый постоянный каменный театр был построен около 55 г. до н.э. полководцем Гнеем Помпеем Великим, который вмещал в себя 17 тысяч зрителей. К концу I в. до н.э. в Риме появилось ещё 2 театра, которые вмещали до 45 тысяч зрителей. Римский театр разительно отличался от греческого. Размеры орхестры уменьшились наполовину и она превратилась в полукруг. Хор в римских пьесах отсутствовал, и места на орхестре занимали знатные зрители. К римскому театру прилегала курия зал заседаний сената, в котором был убит Юрий Цезарь. Здание было техэтажным. Амфитиатр выравнивался по высоте со сценой. Появился единый пестрый парусиновый купол, который защищал зрителей от дождя и солнца велиарий. Сцена была покрыта просцениумом, который имел люки и подъемники. Охлаждал зрителей водопровод. В римском театре был занавес до начала спектакля его опускали перед сценической площадкой. Римские театры, в отличие от греческих, сооружали на ровном месте. Амфитеатр поддерживал мощный фундамент со сводами.

Основным критерием театрального представления в древнем Риме считалась зрелищность. Ее достигали путем выведения на сцену десятков и сотен актеров-массовщиков в пестрых костюмах, украшенных настоящими драгоценными камнями, с настоящими воинскими доспехами и оружием. Считалось, что такая натуральность способствует успеху спектакля.

Актеры во всех жанрах, кроме Ателланы, играли без масок. До I века до н.э. они заменялись гримом и париками. Правда, отказ от масок у актеров был вынужденным. В римском театре самыми известными актерами были: трагический актер Эсоп и комический актер Росций, который долго боролся за то, чтобы играть спектакли в маске. Росций получил на это разрешение только тогда, когда снял с себя "бесчестье" актерского труда, а так же отказался от гонораров. Римские маски имели отверстия рта и глаз намного больше, чем греческие, актеры могли пользоваться и мимикой.

РИМСКИЙ ТЕАТР ЭПОХИ РЕСПУБЛИКИ

 

Римляне взяли литературную драму в готовом виде у греков, перевели на латинский язык и приспособили к своим понятиям и вкусам. Объясняется это исторической обстановкой того времени. Завоевание южно-италийских городов, обладавших всеми сокровищами греческой культуры, не могло пройти для римлян бесследно. Греки начинают появляться в Риме в качестве пленных, заложников, дипломатических представителей, педагогов. Знакомство с греческим языком все шире и шире распространяется среди нобилей. Греческое культурное влияние усиливается во время 1-й (264-241 гг. до н.э.) и 2-й (218-201 гг. до н.э.) Пунических войн, порожденных экономическим и политическим соперничеством Рима и Карфагена. Эти войны окончились победой Рима, который после этого не знал уже соперников в бассейне Средиземноморья.

В обстановке общественного подъема, вызванного победоносным окончанием 1-й Пунической войны, на праздничных играх 240 г. до н.э. было решено поставить драматическое представление. Постановку поручили греку Ливию Андронику, попавшему в Рим в качестве военнопленного после взятия Тарента в 272 г. до н.э. Андроник был рабом одного римского сенатора, от которого и получил свое римское имя – Ливий. Ливий Андроник, отпущенный на волю, стал обучать греческому и латинскому языкам сыновей римской знати. Этот школьный учитель и поставил на играх трагедию и, вероятно, также комедию, переработанные им с греческого образца или, быть может, просто переведенные с греческого языка на латинский. Постановка Ливия Андроника дала толчок дальнейшему развитию римского театра.

С 235 г. до н.э. начинает ставить на сцене свои пьесы драматург Гней Невий (ок. 280-201 гг. до н.э.), который, вероятно, принадлежал к римскому плебейскому роду. В отличие от греческих драматургов, написавших обычно в одном определенном жанре, он сочинял и трагедии и комедии. Трагедии его были также переделками греческих пьес. Но Невий занимался не только переделками трагедий с мифологическим сюжетом. Он был создателем трагедий из римской истории. Такая трагедия называлась у римлян претекста. Иногда претексты писались и на современные драматургам события. Однако наибольшей славы Невий достиг в области комедии.

Литературная комедия, которая шла в Риме в III и почти на всем протяжении II в. до н.э., представляла собой переработку новоаттической, т.е. бытовой комедии. (Аристократический сенат никогда не допустил бы существования в Риме политической комедии, подобной комедии Аристофана). Римскую литературную комедию, являвшуюся переработкой греческих оригиналов, называли паллиатой, так как ее персонажи носили греческих плащ – паллий. Действующие лица паллиаты имели греческие имена, и действие всегда происходило где-нибудь в Греции.

Создателем паллиаты был Невий. Хотя он и придержался греческих оригиналов, но обрабатывал их гораздо свободнее, чем Ливий Андроник. Невий первый применил в комедии так называемую контаминацию, т.е. соединение в римской пьесе сцен из двух греческих пьес.

В свои комедии Невий внес некоторые черты современной ему римской жизни, причем проявил демократизм и большую политическую независимость. Драматург заявлял о своем желании говорить свободным языком и рассматривал театр как арену бичевания пороков и раболепства. Невий допустил насмешки над влиятельным родов Метеллов и по их требованию попал в тюрьму, из которой ему удалось выбраться лишь благодаря заступничеству народных трибунов. Но все же Невий не смог жить в Риме, – он был изгнан из отечества и умер в Северной Африке.

Одновременно с Невием и после него писали трагедии и другие поэты. Знаменитыми римскими трагиками III – II вв. до н.э. были Энний, Пакувий и Акций. Они брали для переработки произведения всех трех великих греческих трагиков, но наиболее любимым оригиналом был для них Еврипид. Его стремление к реализму, элементы семейно-бытовой драмы в некоторых его произведениях делали их доступнее для римских зрителей, чем пьеса Эсхила и Софокла.

В римской трагедии не могли ставиться во всей своей сложности политические, религиозно-философские и моральные проблемы, которые затрагивала греческая трагедия. Слишком велико было различие и в социально-политическом строе, и в культурном уровне Греции V в. и Рима III – II вв. до н.э. Поэтому греческие оригиналы приходилось перерабатывать эта переработка шла по линии насыщения трагедии событиями, запутанности действия, усиления внешней патетики и чисто зрелищной стороны. Драматурги стремились также придать римскую окраску некоторым эпизодам греческих трагедий и чисто римские черты – характерам героев. Например, в трагедии “Ифигения” (автор – римский драматург Энний) Агамемнон похож скорее на римского патриция. Это, прежде всего царь, он не может предаваться скорби как простой человек. Народ, по его словам, в этом отношении имеет преимущество перед царем: ему позволено плакать. Роль хора в римской трагедии значительно уменьшилась сравнительно с греческой трагедией. Хоровые партии перелагались в монодии и дуэты актеров.

Несмотря на попытки драматургов приспособить греческую трагедию к римским вкусам, она оказывалась для значительной части римской публики сложной по своему содержанию.

Простой народ в Риме с большим удовольствием смотрел комедию, которая была ему понятнее, так как ближе стояла к жизни. Ни трагедии, ни комедии этой поры до нас не дошли.

Представления устраивались в Риме во время различных государственных праздников. Пьесы шли на празднике патрициев – Римских играх, справлявшихся в сентябре в честь Юпитера, Юноны и Минервы; на празднике плебеев – Плебейских играх, происходивших в ноябре; на Аполлоновых играх – в июле. Спектакли давались также во время триумфальных и погребальных игр, при выборах высших должностных лиц и по другим поводам. На римских праздниках сценические игры шли нередко вместе с цирковыми играми и гладиаторскими сражениями, причем зрители часто отдавали предпочтение последним.

Постоянного театра в III в. до н.э., как и позже, вплоть до середины I в. до н.э., в Риме не было. Сооружению его противился консервативный сенат. Для представлений на форуме воздвигался деревянный помост высотой в половину человеческого роста. На сценическую площадку вела узкая лесенка в 4-5 ступенек, по которой актеры поднимались на сцену. В комедиях декорации почти всегда изображали городскую улицу с выходящими на нее фасадами двух-трех домов. Все действие развертывалось перед домом. Зрители сидели на скамейках перед сценой. Но иногда сенат запрещал устраивать в этих временных театрах места для зрителей: сидеть на представлениях, по мнению сената, было признаком изнеженности. Все построенные для театральных игр сооружения ломались по их окончании.

Играли в трагедиях и комедиях уже не любители, а артисты-профессионалы. Их называли актерами или гистрионами. Римские актеры происходили из среды вольноотпущенников или рабов и по сравнению с греческими актерами они занимали, в своей массе, низкое общественное положение. Объясняется это тем, что почти с самого своего возникновения римский театр выступал как чисто светское учреждение и, как уже говорилось, не был связан с каким-либо культом, подобным культу Диониса в Греции. Кроме того, в течение долгого времени театр рассматривался правящими сословиями Рима только как одно из развлечений, причем такое, которое вызывало к себе иногда даже презрительное отношение со стороны нобилей. На актерской профессии лежало клеймо бесчестия, за плохую игру можно было подвергнуть актера порке.

Актеры объединялись в труппе во главе с хозяином – антрепренером, который по договоренности с властями организовывал театральное представление и сам обычно играл главные роли. Женщин в труппе не было, женские роли исполнялись мужчинами.

Тем не менее, в Риме были актеры, которые пользовались уважением римского народа.

Это, прежде всего трагический актер Эзоп и комический актер Росций.

Об Эзопе рассказывали, что его игра отличалась величественностью. Эзоп тщательно обдумывал свои движения и согласовывал их с ролью, которую ему приходилось играть. Очень серьезно относится Эзоп к подбору масок и очень увлекался своей ролью. Рассказывают, что однажды, играя свою роль царя Атрея, он до такой степени вошел в роль, что убил скипетром оказавшегося рядом раба.

О Росции говорили, что он даже долго репетировал роль, тщательно отрабатывая каждый жест. Игра его, по свидетельству современников, отличалась живостью, движения были стремительны. Не чуждался Росций и портретного сходства. Он так отомстил однажды своему врагу: играя в комедии Плавта мерзкого сводника, он придал этому персонажу наружность своему врагу и выставил его тем самым на всенародное осмеяние. Нам известно, что искусство Росция высоко ценил выдающийся римский оратор и политический деятель Цицерон. У Росция было много учеников. В подборе их он был очень строг, зато из его учеников выходили хорошие актеры.

Актеры-профессионалы, выступавшие в трагедиях и комедиях в III и II вв. до н.э., играли без масок. Маска появилась в этих жанрах довольно поздно – лишь в 130 г. до н.э. (по другим сведениям – только с начала I в. до н.э., ок. 90 г. до н.э.). Поэтому, в отличие от греческого театра, зрители в Риме могли следить и за мимикой актеров. (Однако в виде исключения маски и раньше использовались в театре, когда например, надо было обыграть мотив двойника в комедии).

Костюм трагических актеров в общем был таким же, каким римляне получили его от греков. Но в связи со стремлением уже внешним обликом выразить величие трагических персонажей римские актеры старались особенно подчеркнуть рост посредством более высоких котурнов, более высокого онкоса и парика над маской, после того как последняя была введена в театре. Мягкие утолщенные подошвы греческих котурнов превратились в римском театре в громоздкие деревянные подставки высотой до 20 см. у римских трагических масок широкие отверстия для рта и глаз: красивые прически с локонами, падающими на лоб и на плечи; борода у мужчин тоже завита локонами.

Костюмом комических актеров был паллий, т.е. греческий плащ, ниспадающий широкими складками. Рабы носили плащ, напоминавший скорее большой шкаф; при ходьбе или беге они свертывали его и перекидывали через плечо. Молодые люди, солдаты, путники носили хламиду, т.е. короткий плащ: он покрывал плечи и на правом плече застегивался булавкой, так что правая рука оставалась свободной. Греческому хитону соответствовала римская туника, которая у женщин спускалась до пят. На ноги комические актеры надевали сокки – низкие легкие башмаки, которые в жизни, как правило, носили только женщины.

Важным событием в театральной жизни Рима I в. до н.э. было появление первого постоянного театра, построенного из камня. Он был сооружен в 55 г. до н.э. Помпеем. В конце I в. до н.э. в Риме было построено еще два каменных театра. От одного их них, театр Марцелла, сохранились остатки наружной стены, разделенной на три этажа, что соответствует трем внутренним ярусам.

Архитектура римского театра имела ряд особенностей, отличавшихся его от греческого театра. Места для зрителей располагались в один или несколько ярусов в виде полукруга. Орхестра имела тоже форму полукруга, на ней помещались места для сенаторов. Сценическая площадка (просцениум) была приподнята над уровнем орхестры на 1,5 м; фасад скены богато декорирован; над просцениумом возвышалась деревянная крыша. Римский театр имел занавес: перед началом спектакля он опускался в продольную щель просцениума, открывая сценическую площадку, а в конце спектакля закрывал ее, поднимаясь вверх.


Этапы развития римского театра. Организация театральных представлений.

1 период древний народный театр 5-4 века до н.э.

2 период театр ранней республики кон 3 – сер 2 века до н.э.

3 период театр поздней республики 130-30 годы до н.э.

4 период театр римской империи 1-5 века

^ Древний театр: основные виды представлений были связаны с сельскими праздниками, чаще всего празники урожая. Фесценины (бытовые сценки с 2-3 персонажами на праздниках урожая), Гистрионы – сначала обозначались обрядовые песни, сопровождаемых танцем, потом называли первых актеров из Этрурии. Ателлана – небольшие сценки бытового х-ра, но в них использовался один и тот же набор персонажей: Макк (деревенский дурачок), Пакк (ворчливый отец), Буккон (обжора), Доссен (обманщик, шарлатан), считается, что название идет от города Ателла. Рання ателлана писалась на осском наречии (древнее племя оссов), позже писалась на латыни и в литературной обработке.

^ Театр римской Республики: начался с Ливия Андронника и Гнея Невия. В Риме представления устраивались на праздники, но в отличие от Греции, в Риме театральные представления были включены в праздники различных богов и уже не носили никакой культовой основы. Великие (Римские) игры, которые проводились в сентябре и связаны с основанием Рима. Плебейские игры, проводились в ноябре. Праздник в честь Аполлона в июле, Праздник в честь Кибеллы великой матери богов в апреле. Театральные представления также проводились во время триумфов (претексты), погребальных игр. Состязаний драматургов в Риме уже не было, это лишь часть праздника. Праздники проводило гос-во, выделяло несколько ответственных чиновников. Преторы смотрели за организацией, но непосредственно это организовывали эдиллы (низшая ступень в сенате), платили своими деньгами. Драматург в Риме пишет пьесу, дальше ее выкупает эдилл для постановки праздников. Иногда драматурги могли выступать в кач-ве актера (?). Драматург не нес ответственности за успех пьесы, это дело эдилла. Греческий закон 3 актеров в раннюю республику не соблюдался, на сцене могло быть и 5 человек. В Риме возникают актерские труппы, где решающую роль играет руководитель, который мог быть и актером, и режиссером и казначеем. Он мог наказывать актеров и деньгами, но чаще побоями. Сами актеры чаще всего были рабами или ольноотпущенниками. Актеров могли передавать в другие труппы. Были труппы состоящие целиком из рабов, которых не могли продавать по одиночке.

^ Здание театра. Первое каменное здание театра начало возводиться в 55 году до н.э. Начало римского театра 240 год до н.э. (первая постановка Ливия Андронника). Римский сенат пресекал все попытки возведения римского театра. Театр сооружение бесполезное и развращающее общество. Представления проводились на временных деревянных постройках, возведенных по образцу греческого театра, только временное. Театр начал строить Гней Помпей, которого пытался остановить сенат, но это Гнею не помешало. Театр бы назван «Помпеей», здание не сохранилось, но оно часто упоминалось, да и все остальные театры были построены по образцу этого театр.

Все часть греческого театра сохранились, но в измененном виде. Хора не было, а на орхестре тоже были места для избранных зрителей (сенаторы), первые 14 рядов театрона для всадников, скена стала больше и шире проскений становится больше, может быть 2-х и 3-хэтажным, верхний этаж проскения совпадал с верхним рядом театрона, в римском театре появляется условный потолок (веларий),навес, который мог натягиваться, он охранял актеров от зноя, также появляется первый занавес, который спускался сверху вниз и использовался только перед началом спектакля. Вокруг театра могли выстраиваться сады, фонтаны и еще куча всего полезно-красивого.

Маски в римском театре ранней республики отсутствовали. Маска появляется только в конце поздней республики. Сначала актеры были греками, потом они начали учить и римлян. В эпоху поздней республики были известные римские актеры Эзоп (комедийный) и Росций (трагический). Публика в римском театре была необразованной. Комедия всегда была популярнее, чем трагедия. Римляне предпочитали более активные развлечения, колесничные состязания, бои, цирк. А вот спектакли не всегда досматривали, даже в прологах драматург просит публику досмотреть все до конца. Римская драма начинается с подражания великой греческой драмы, а потом упрощается и переходит в литературный мим и литературную ателлану. К началу империи театральные представления становятся более зрелищными, литературность и идейность уходят. Для оформления спектаклей приглашаются циркачи и дрессировщики. Римляне делают театр более кровавым, эпизод смертных казней переносятся на сцену (не имитация, а реальная казнь). Драматурги приспосабливались к невзыскательной римской публике.

 

РИМСКИЙ ТЕАТР ИМПЕРАТОРСКОЙ ЭПОХИ

 

В I в. до н.э. в результате гражданских войн республика в Риме пала. После победы над Антонием в 31 г. до н.э. Октавиан, получивший впоследствии почетное прозвище – Август (священный), стал единодержавным правителем Рима. Режим, установленный Октавианом, был военной диктатурой с огромным бюрократическим аппаратом, возникшим частично еще в предшествующий период. Но рабовладельцы приняли его власть, так как она создавала прочную опору против восстаний рабов и несла с собой гражданский мир. Поэтому италийское общество приветствовало правление Октавиана как наступление “золотого века”. После непрерывных гражданских войн, сопровождавшихся конфискацией земель, проскрипциями, принудительными налогами, массовым бегством рабов, повергшим в ужас рабовладельцев, все слои римского общества любой ценой стремились к миру и восстановлению нормальной жизни.

Обладая на деле неограниченной властью, Август сохранял еще видимость республиканских прикрас, и превратились в настоящих монархов. Эта монархическая власть, опиравшаяся на войско, подавляла восстания рабов и движения неимущих слоев свободного населения, управляла многочисленными провинциями, доставлявшими Риму огромные доходы, сдерживала натиск варваров, с каждым десятилетием все сильнее и сильнее теснивших границы империи.

Понимая общественное значение театра, Август способствовал его развитию, но в то же время стремился превратить театр в средство отвлечения народных масс от политической борьбы. При Августе и при его преемниках усиленно шло театральное строительство, как в Италии, так и в провинциях. Представления устраивались часто, но носили главным образом развлекательный характер. Общественная роль театра снизилась. Такая тенденция особенно усилилась при преемниках Августа в последующие века, когда временами Римская империя напоминала восточную деспотию.

Снижение идейной роли театра сказалось, прежде всего, на его репертуаре. После установления диктатуры Октавиана римская трагедия переживает упадок. В эпоху империи если трагедии и ставились, то только в виде отдельных эффектных сцен, которые давали возможность актерам показать свое мастерство. Эти актеры (их называли трагедами) выступали в костюме и маске, как в настоящей драме. Роль трагедов ограничивалась почти исключительно пением. Актерские арии из трагедий сохранилось в Римской империи вплоть до последних дней ее существования.

В первые века империи продолжали еще ставиться паллиаты и тогаты старых драматургов. Однако самым распространенным из всех драматических жанров был мим. Мим эпохи империи сильно отличался от своего прототипа – своеобразного площадного фарса. Он превратился теперь в большую пьесу с занимательным и нередко запутанным сюжетом, множеством действующих лиц и сложным сценическим аппаратом. Конечно, наряду с такими пьесами существовали и небольшие сценки, требовавшие всего двух-трех, а иногда только одного актера.

Темами для мимов по-прежнему служили супружеские измены, судебное крючкотворство, приключения разбойников. Из числа последних особенным успехом пользовались приключения разбойника Лавреола, много раз убегавшего из-под стражи, совершавшего чудеса храбрости. Но, в конце концов, все же попавшего в руки властей. Во время представления этого мима в конце I в. н.э. император Домициан приказал распять на кресте настоящего разбойника, заменив им в нужный момент актера. Мим о Лавреоле долго еще оставался в репертуаре театра.

Были также мимы, которые осмеивали христианство с его догматами и обрядами. В одном миме, например, пародировался обряд крещения. Разумеется, такие нападки на христианство были возможны только до тех пор, пока оно не сделалось господствующей религией (это произошло в конце IV в. н.э.).

В свою очередь церковь также нападала на мим, обвиняя его в безнравственности. Церкви, с ее проповедью аскетизма и ухода от мира, был ненавистен языческий мим с его любовью к жизни и ее радостям. Уже к концу IV в. церковь добилась того, что по воскресным дням представления мимов были запрещены. Однако это запрещение осталось безрезультатным. В 452г. актеров мимов отлучили от церкви. И все же мимы продолжали существовать как в Восточной, так и в Западной империи, хотя общественное положение его актеров и актрис было по-прежнему чрезвычайно низким. Как и прежде, в мимах допускались выпады против властей, и за это актеры подвергались иногда жестоким наказаниям – вплоть до смертной казни.

Другим видом зрелищ, очень популярным в императорскую эпоху, был пантомим, пришедший на смену трагедии. Как и в театре эллинистической эпохи, пантомим в Риме был сольным танцем, который исполнял актер, игравший несколько ролей подряд – и мужских и женских. Актер пантомим носил театральный костюм, соответствовавший роли, и маску (в отличие от масок трагедии и комедии, с закрытым ртом). Танец сопровождался музыкой и пение; пел целый хор, излагавший содержание пантомима. Сюжеты в подавляющем большинстве заимствовались из греческой мифологии, и самыми любимыми были те, которые рассказывали о любовных приключениях богов. Пользовались также популярностью пантомимы, заимствовавшие свои сюжеты из мифов о Медее и Ясоне, Ипполите и Федре. Хотя выдающиеся пантомимисты и достигали богатства и высокого общественного положения, но в целом на самой профессии и в это время лежало еще клеймо бесчестия. Актерами пантомима были обычно рабы, вольноотпущенники или же свободнорожденные граждане римских провинций, например, греки, египтяне, уроженцы Малой Азии. В более поздние времена империи в пантомимах выступали и женщины.

В противоположность пантомиму, танцу одного актера, пирриха была танцем, исполнявшимся целым ансамблем танцовщиков и танцовщиц. Так, нам известно, что в IV в. н.э. существовала пирриха на тему “Суд Париса”. Ее описание мы находим в романе Апулея “Золотой осел”.

Гораздо большим успехом, чем мим, пантомим и пирриха, пользовались в эпоху империи зрелища цирка и амфитеатра. Еще в республиканское время кандидаты на высшем должности устраивали такие игры, домогаясь расположения народа. Эти игры использовали и императоры, стремясь поддержать свою популярность в народе. Однако очень скоро римский плебс стал смотреть на эти игры не как на милость императора, а как на свое право, и каждый новый правитель должен был устраивать игры. Сатирик II в. н.э. Ювенал говорит, что от каждого нового императора римские люмпен-пролетарии требовали “хлеба и зрелищ”. Обязанностью устройства игр лежала преимущественно на сословии сенаторов.

В цирках устраивались состязания колесниц, бег, кулачные бои, а также гладиаторские сражения.

В амфитеатрах главным образом устраивались гладиаторские игры, здесь же происходила и казнь преступников, которых бросали на растерзание диким зверям. Самым знаменитым из амфитеатров был Колизей, законченный в конце I в. н.э.

Гладиаторские бои были известны в Риме еще со времен республики, но особенно широкий размах они получили в императорскую эпоху. Во время празднеств, устроенных императором Траяном по случаю покорения Дакии и продолжавшихся 4 месяца, сражалось 10 тысяч человек. Гладиаторами были военнопленные, рабы, осужденные преступники и добровольцы. Искусству сражаться обучали гладиаторов в императорских и частных школах, где они содержались как в строгом заключении. В ряде случаев битвы гладиаторов оказывались театрализованными и разыгрывались на какой-либо мифологический сюжет. Так, одна часть гладиаторов изображала греков, другая – троянцев; греки шли на штурм Трои. Нечего и говорить о том, что подобные зрелища амфитеатра и цирка уже не имели ничего общего с театральным искусством в собственном смысле этого слова и свидетельствовали лишь о культурной деградации римского общества, особенно в эпоху поздней империи.

Со второй половины IV в., времени “великого переселения народов”, варвары-германцы широким потоком вторглись в пределы Римской империи. Совершенно расшатанной восстаниями рабов и колонов. В 410 г. вестготский король Аларих взял Рим и подверг его страшному разграблению. В 455 г. Рим был вторично взят и разграблен вандалами; после этого погрома в нем оставалось только 7000 жителей. В 476 г. один из предводителей наемных варварских отрядов, Одоакр, свергнул с престола малолетнего римского императора Ромула Августула и отослал знаки императорского достоинства в Константинополь. Это событие условно считается концом Западной Римской империи.

Среди этого всеобщего разрушения, которое особенно затронуло Западную Римскую империю, можно было заметить и ростки нового способа производства. Революционное движение рабов, одновременно с которым усиливается и натиск варваров, разрушает рабовладельческое общество. На смену рабству приходит более высокий способ производства – феодальный. Феодальное общество создает свою собственную идеологию и как один из видов ее – свой собственный театр.

 

Представления в Риме устраивались во время различных праздников˸ праздников патрициев, при выборах должностных лиц, во время триумфальных и погребальных игр и т.д. На римских праздниках сценические игры шли нередко вместе с цирковыми представлениями и гладиаторскими сражениями, причем зрители нередко отдавали предпочтение последним.

Постоянного театра в Риме не было вплоть до 1 в. до н.э. Сооружению его противился консервативный сенат. Для представления воздвигался деревянный помост высотой в половину человеческого роста. На сценическую площадку вела узкая лесенка в 4-5 ступенек, по которой поднимались актеры. В трагедии действие происходило обычно перед дворцом. В комедии декорацией была городская улица с выходящими на нее фасадами двух-трех домов. Зрители сидели на скамейках перед сценической площадкой. Но иногда сенат запрещал устраивать в этих временных театрах места для зрителœей˸ сидеть на представлениях, по мнению сената͵ было признаком изнеженности. По окончании театральных игр всœе построенные для них сооружения ломались и выбрасывались.

Играли в комедиях и трагедиях актеры-профессионалы (а в ателлане, вспомним, играли любители). Их называлиактерами (от латинского слова actor – действующий) или гистрионами. Римские актеры происходили из среды вольноотпущенников или рабов; по сравнению с греческими актерами они занимали низкое общественное положение. Объясняется это тем, что с самого своего возникновения римский театр выступал как чисто светское учреждение; он не был связан по своему происхождению ни с каким религиозным культом, подобно тому, как греческий театр вырос из культа Диониса. Это первое.

Во-вторых,театр рассматривался правящими сословиями Рима только как одно из развлечений, причем такое развлечение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ вызывало к себе даже презрительное отношение со стороны аристократических кругов. На актерской профессии лежало клеймо бесчестия; за плохую игру актера можно было подвергнуть публичной порке.

Актеры объединялись в группы во главе с хозяином-антрепренёром, который по договоренности с властями устраивал театральное представление, и сам лично играл главные роли. Все роли исполнялись актерами-мужчинами. Костюм был таким же, как у греков. Маска римского актера отличалась от греческой˸ у трагических масок широкие отверстия для глаз и рта͵ красивые прически с локонами, падающими на лоб и плечи. Котурны более высокие, чем у греческих актеров, чтобы подчеркнуть величие трагических персонажей.

Первый постоянный театр у римлян появился лишь в 1 в. до н.э. Он был сооружен в 55 ᴦ. до н.э. Помпеем. В конце 1 века было построено еще два театра. От одного из них сохранились остатки наружной стены, разделœенной на три этажа, что соответствует трем внутренним ярусам.

Архитектура римского театра имела ряд особенностей. Орхестра имела форму полукруга, на ней помещались места для сенаторов. Сценическая площадка (просцениум) была приподнята над уровнем орхестры на 1,5 м. Фасад скены был декорирован. Над просцениумом возвышалась деревянная крыша. Римский театр имел занавес˸ перед началом спектакля он опускался в продольную щель просцениума, а в конце, подымаясь вверх, закрывал ее.

Зрелища являются неотъемлемой частью многих праздников римлян. В связи с этим, раскроем сущность каждого из видов зрелищ. Общественные развлечения и зрелища в Риме носили название луди (игры). Существовало три вида зрелищ: театральные представления (луди сценици), гонки на колесницах (луди рценсес) и гладиаторские бои и травли диких зверей (мунера). Вначале эти представления происходили в одном и том же месте друг за другом, развлекая публику весь день. Однако в эпоху империи каждое из них происходило отдельно от других, часто в специально построенных для этого зданиях[13].

Общественные сады и парки были популярными местами отдыха и развлечений. Римляне также с удовольствием занимались бегом, метанием копья и борьбой, и состязались в них. Для этого в Риме были отведены особые места, например, Марсово поле. Популярными были развлечения, не требующие больших физических усилий.

Так, например, римляне вычерчивали на земле шашечные клетки и играли на них в игру, подобную нашим шашкам. К числу азартных игр с монетами относилась игра “голова или корабль” – римский вариант нашей игры “орел или решка”[13].

Из произведений Горация мы знаем, что дети в Древнем Риме любили строить игрушечные дома, запускали волчок и воздушных змеев, играли с обручем, качались на качелях. Разные рельефы, росписи, мозаики воспроизводят картины различных детских игр. Многие игры были подражанием различным занятиям взрослых.

Римский театр

Театр получил широкое распространение в Риме начиная с III в. до н. э., после того, как между Римом и Грецией установились тесные связи.

Вначале, представления происходили в примитивных деревянных театрах, но в 55 г. до н. э. Полтей построил в Риме первый каменный театр, вмещавший до 27 тысяч зрителей. Позже такие каменные театры были построены по всей Римской империи. Руины театров позволяют нам представить себе, как они могли выглядеть в древности[17].

Декорации были нарисованы на полотнищах, натянутых на сцене позади исполнителей. Перемена декораций производилась с помощью специальных машин. Выходя на сцену, актеры надевали маски, т. к. римские пьесы были построены на определенных типах характеров. Маски помогали зрителям из дальних рядов понять, кто есть кто на сцене[18]. Сначала только мужчины могли играть на сцене, а позже играть было позволено и женщинам.

Первая пьеса была представлена в Риме в 240 г. до н. э. Она представляла собой греческую драму, переведенную на латинский язык бывшим рабом-греком по имени Ливий Андроник. Несмотря на то, что поначалу популярными были серьезные пьесы, публике хотелось солнце на сцене и веселые комедии. Самыми знаменитыми римскими комедиографами были Плавт и Теренций. Постепенно театральные представления становились всё более зрелищными, способными соперничать со скачками и общественными играми[15]. Со временем зрители приходили в театр полюбоваться не столько игрой актеров, сколько особыми сценическими эффектами.

Гонки на колесницах

Самым популярным спортивным зрелищем в Древнем Риме были гонки на колесницах, которые происходили на специальной арене, так называемом цирке или ипподроме. Крупнейшим был Большой цирк в Риме. В день обычно проходило 24 заезда, в каждом из которых участвовало 12 колесниц, представлявших 4 разные команды.

Каждый заезд обычно состоял из семи кругов. Отсчет кругов велся с помощью каких-либо вращающихся предметов, например изображений дельфинов или огромных яиц, закрепленных на столбах на возвышении центральной части арены[16].

Каждая команда имела своего тренера и свои отдельные конюшни. Сторонники каждой из команд отличались фанатичной преданностью, и результаты гонок, не устраивавшие большинство зрителей, могли вызвать беспорядки. Победители гонок становились очень богатыми и популярными людьми.

Руководил гонками какой-нибудь крупный государственный деятель или лично император, подававший знак к началу заезда, бросив белый платок со своей трибуны[16].

Гладиаторские бои

Особую популярность имели бои гладиаторов как демонстрация битвы духа и тела. Они возникли из погребального обряда этрусков, в который входили человеческие жертвоприношения: над могилой двух обреченных на смерть заставляли сражаться с мечами. Слабый погибал, более сильный и ловкий оставался живым, вызывая восторг присутствующих. Огромное количество поклонников собирали гладиаторские игры. Для проведения этих игр в большинстве городов империи были построены амфитеатры. Гладиаторами становились чаще всего пленники, преступники, рабы, а иногда — вольнонаемные воины, сражавшиеся для развлечения зрителей[13]. Такие бои часто устраивали знаменитые римляне в честь какого-нибудь знаменательного события, например победы в крупном сражении. Поначалу в боях участвовало небольшое число гладиаторов, но постепенно поединки становились все более пышными. Так, император Траян устроил гладиаторские бои, продолжавшиеся 117 дней. В них приняли участие около 10 тыс. гладиаторов.

Игры начинались обычно утром. Их открывала процессия, шествовавшая мимо ложи императора или знатного римлянина, распоряжавшегося боями. За гладиаторами следовали танцовщики, акробаты, жрецы и музыканты.

Затем следовала травля зверей. Некоторых редких животных просто показывали публике. Менее экзотичных животных, таких, как медведи, пантеры и быки, стравливали друг с другом. На них также устраивали охоту, приглашая стрелков из лука, или, наоборот, выпускали диких зверей на беззащитных узников. В таких представлениях совершались кровавые и жестокие убийства тысяч людей и животных.

Существовали четыре типа гладиаторов, различавшихся по вооружению и одеянию. Обычное снаряжение гладиатора - меч, щит, шлем и поножи[17]. Позже появились ретиарии (изображали рыбака с трезубцем и сетью) [14].

Бой обычно продолжался до смерти одного из бойцов. Побежденный или раненый гладиатор мог попросить пощады. Руководствуясь криками зрителей, распорядитель боев особым жестом показывал, какая участь ожидает побежденного. Если большой палец поднимался вверх, бойцу сохраняли жизнь. Так принято считать, но мы не располагаем никакими сведениями, подтверждающими это.

В самом начале 1-й Пунической войны в 264 г. до н.э. два сына умершего Децима Юния Брута Перры выставили на тризне на Бычьем форуме три пары гладиаторов, одновременно сражавшихся друг с другом. Это был первый гладиаторский бой, засвидетельствованный римскими историками. К концу II в. до н.э. гладиаторские бои уже полностью утратили связь с культом мертвых и сделались наиболее популярным зрелищем, основным средством воспитания духа (на них водили даже преступников в воспитательных целях), средством завоевания политиками популярности у населения. Важным рубежом в изменении статуса гладиаторских игр стал 105 г. до н.э. (год консульства П.Рутилия Руфа и Г.Маллия Максима), когда оба консула впервые устроили гладиаторские бои для народа как магистраты. Немецкий историк Г.Хефлинг определил это как «превращение гладиаторских боев из ритуального умерщвления в честь умерших в убийство для развлечения падкой на удовольствия толпы» [16].

Игры принимали все больший размах - во время праздников в честь побед римского оружия бои гладиаторов длились месяц, участвовало в них до 10 тыс. человек. Если при Августе гладиаторские бои и театральные представления занимали 66 дней в году, то в IV в. - 175 дней и более. Для гладиаторских боев римляне строили специальные здания - амфитеатры, вначале - деревянные, затем - каменные, в форме эллипса. Самым грандиозным из них был Коллизей (построен около 80 г.), рассчитанный на 50 тыс. зрителей. Арена могла превращаться и в «море». Так, император Нерон в построенном им амфитеатре показал однажды морское сражение. Арена была превращена в бассейн, куда пустили воду с морскими животными и рыбами, и в этом бассейне была разыграна морская битва «между афинянами и персами».

Откуда же брали «человеческий материал» для гладиаторских боев? Прежде всего – из военнопленных. Например, император Тит после разрушения Иерусалима в 70 г. часть пленных евреев старше 17 лет отправил на египетские рудники, где они почти все погибли от непосильной работы; большинство же пленных он «подарил» провинциям для гладиаторских боев[12]. В императорскую эпоху возник и обычай преступников, осужденных за убийство, разбой, поджог, осквернение храмов, государственную измену, приговаривать «к мечу» (то есть гладиаторским играм) и «диким зверям». Но были среди них и вольноотпущенники (получившие свободу рабы), и свободные римляне, которых толкала нужда или привлекала романтика борьбы, слава удачных бойцов.

В истории Рима зафиксированы случаи выступлений в качестве гладиаторов представителей высших сословий, сенаторов и даже императора (это был Коммод в 180-192 гг., проведший более 1000 боев). Известны и женщины-гладиаторы, причем из почтенных семейств (об этом сообщает Тацит в своих «Анналах»), что считалось особенно позорным. Только в 200 г. было запрещено женщинам выступать в качестве бойцов, что считают заслугой просвещенных юристов, а не правившего тогда императора Септимия Севера.

Триумфы полководцев

Еще одним популярнейшим зрелищем римлян были триумфы полководцев. Триумф мог отмечать только полководец высшего ранга за победы в крупной войне (на суше или на море). Разрешение справлять триумф ему давал каждый раз Сенат (по его личной просьбе). Понятно, что в эпоху империи правом на триумф обладал лишь император, считавшийся во всех битвах, войнах верховным главнокомандующим. Процессия шла с Марсова поля, через весь Рим, по Священной дороге на Капитолий.

Процессию возглавляли сенаторы и магистраты, далее следовали трубачи, везли военные трофеи, несли изображения форсированных рек, взятых городов и т.д. За ними вели разукрашенных жертвенных быков (не менее 120), знатных пленников в цепях или с веревкой на шее. Следом шли полководцы триумфатора с зажженными курильницами. Далее - на колеснице, запряженной четверкой белых лошадей, в пурпурной тунике и тоге, осыпанной золотыми листьями, с лавровым венком на голове - ехал сам триумфатор. В руках он держал скипетр с орлом и лавровую ветвь. Тут же были его сыновья, воспитатели и учителя. Замыкали шествие солдаты победоносных легионов. На Капитолии триумфатор подносил Юпитеру свои лавры, совершал закалывание жертв. Затем проводились грандиозные пиршества: один - для знати, другой - для солдат и народа, с раздачей подарков.

Всего в истории Рима было отмечено около 350 триумфов; последним был триумф императора Диоклетиана в 302 г.

В честь побед возводились и великолепные триумфальные арки (до нас дошло около 70).

Отдых – после дел, –говорится в латинской пословице. Свободным временем римляне пользовались по-разному. Люди образованные, с высокими духовными интересами посвящали себя науке или литературе, не считая это “делами”, а, рассматривая как досуг. Так что отдыхать для римлян отнюдь не значило ничего не делать[3].

Цирковые жанры в древнем Риме

В Риме с древнейших времен и до падения империи ежегодно проводились игры, заключающиеся в конных бегах на колесницах. В те времена зрители располагались прямо на траве, покрывавшей склоны холмов. Постепенно долины Рима превращались в ипподромы (греч. hippos - лошадь и dromos - бег), которые из-за своей овальной формы стали называться цирками (от лат. circus - круг). В Риме насчитывалось семь цирков. Все они были устроены почти одинаково, но самым древним и обширным из них был "Большой цирк". По своему устройству этот цирк представлял овальную арену - длиной свыше 500 метров и шириной 80 метров. По всей ее протяженности с обеих сторон были расположены места для зрителей. На мраморных сиденьях располагалась знать, а на верхних, деревянных скамьях теснилась беднота. Особенностью цирковой арены была спина - широкая и невысокая каменная стена, которая подобно хребту, разделяла арену на две половины. Она препятствовала переходу лошадей с одной части арены на другую[19].

Зрелища с участием зверей стали частью игр. Издавна в них демонстрировали дрессированных животных или показывали охоту на диких козлов и антилоп. Потом в цирках появились львы, леопарды, медведи и тигры, с которыми сражались гладиаторы. Использование на арене диких животных стало столь разнообразным и сложным, что для проведения номеров с ними стали привлекать специально обученных людей –бестиариев. В промежутках между заездами колесниц выступали джигиты. Нравилась публике и комическая сценка, в которой четырех обезьян, наряженных в костюмы четырех партий цирка, привязывали к необъезженным лошадям и по сигналу императора выпускали на арену. Устройство и проведение игр требовали громадных расходов. Для них было отведено в году 64 дня. На аренах цирков в перерывах между состязаниями служители накрывали сотни столов с зажаренными целиком быками, свиньями, козами, а разные вина чередовались с апельсинами, гранатами, имбирем. Известный сатирик древности Ювенал метко назвал политику римских властей политикой "хлеба и зрелищ". Олицетворением этой политики являлись цирки, а вместе с ними - возникшие на основе других зрелищ амфитеатры и прежде всего – Колизей[19].

Но были и такие зрелища, которые наиболее близки цирковому искусству. По традиции игры начинались с венации, то есть охоты на диких зверей. Число и разнообразие животных в таких охотах были поразительными. Петроний пишет, что однажды в шестидневных играх было убито девять тысяч животных. Здесь показывались дрессированные звери: львы ловили зайцев и отпускали их невредимыми, слоны танцевали, так же демонстрировались олени, дикие кабаны, медведи, быки, антилопы, козероги, шакалы, страусы, журавли, дикие лошади, гиены, леопарды и стадо домашнего скота “для массы”. Участью этих животных была смерть. Их убивали самыми изощренными способами. Управляться с ними было исключительно опасно и рискованно, и для проведения номеров с ними стали привлекать специально обученных людей –бестиариев. Бестиарии дрессировали животных, так же в их функцию входило убийство этих животных, независимо от степени опасности.

И, тем не менее римская толпа хотела более захватывающего зрелища, и организаторам зрелищ было что предложить - сексуальные сношения между женщинами и животными часто показывали под трибунами и такие зрелища демонстрировали время от времени и на арене. Римляне очень любили представления на мифологические сюжеты. Юпитер, царь богов, часто насиловал молодых девушек, принимая облик различных животных, поэтому такие сцены успешно были представлены на арене.

В амфитеатрах показывали свое искусство фокусники, акробаты, эквилибристы. скоморохи, клоуны, карлики, одетые в шутовские костюмы. Здесь выступали танцоры и многолюдные (до 1.000 человек) оркестры роговых и духовых инструментов. И здесь же происходили на арене, наполненной водой, навмахии - инсценировки морских битв, участниками которых были осужденные на смерть военнопленные и преступники.

Таковы были цирки и цирковые зрелища в Древнем Риме. Так в крови и в муках рождалось искусство цирка

ПОСТРОЙКА НОВЫХ ТЕАТРОВ В РИМЕ В КОНЦЕ I В. ДО Н. Э.
ВИТРУВИЙ О ПЛАНЕ РИМСКОГО ТЕАТРА

В самом Риме в конце I в. до н. э. появились еще два каменных театра. В 13 г. до н. э. Луций Корнелий Бальб построил великолепный театр на Марсовом поле. В 11 г. до н. э. была завершена постройка театра Марцелла. Она была начата Цезарем и закончена Августом, посвятившим театр памяти своего племянника и зятя. От театра Марцелла дошли до нас остатки великолепной наружной стены. Она разделена на три этажа, что соответствует трем внутренним ярусам. Между сводчатыми аркадами нижнего этажа помещены колонны дорического ордера, на втором этаже — ионического и на третьем — коринфского. Хорошо спланированная система многочисленных лестниц, сводчатых проходов, галерей и входов давала возможность многим тысячам зрителей без затруднений и давки достигать своих мест непрерывными проходами, ведущими к отдельным секциям в каждом ярусе. Со всех мест было одинаково хорошо видно, потому что сцена была низкой и зрительные места составляли только полукруг. Навесы защищали зрителей от палящих лучей солнца.

Представление о фасаде скены дает модель мраморного рельефа, сохранившаяся в римском музее. Главная, так называемая царская дверь лежит в высокой сводчатой нише, а боковые помещены в прямоугольных нишах. Колонны поддерживают чередующиеся округленные и треугольные фронтоны.

На другом терракотовом рельефе, хранящемся в том же самом музее, передняя часть скены изображена с находящимися перед ней трагическими персонажами. В своем трактате «Об архитектуре» Витрувий дает указания, как надо делать план римского театра: он сопоставляет при этом римский театр с греческим.

Вокруг орхестры вписываются четыре равносторонних треугольника, вершины которых через равные промежутки касаются линии окружности.

Основание треугольника с вершиной, касающейся середины мест для зрителей, образует переднюю стену здания скены, богато украшенную в римских театрах. Параллельная основанию этого треугольника линия, проходящая через центр круга, отделяет помост просцения от второй половины орхестры, предназначенной для сенаторских мест. Высота этого помоста, по Витрувию, не должна превышать 5 футов, чтобы сидящие в орхестре могли следить за движениями всех исполнителей.

Из двенадцати углов треугольников семь указывают на направление подъемов и лестниц, ведущих к первому круговому проходу и разделяющих первый ярус па отдельные клинья. Во втором ярусе добавлялись дополнительные лестницы между лестницами, идущими из первого яруса. Остальные пять углов обозначают расположение сцены. Средний должен приходиться против царских дверей, углы справа и слева обозначают расположение гостевых дверей, а два крайних угла — боковые проходы на сцену.

Длина сцены должна превышать вдвое диаметр орхестры. Витрувий упоминает и о периактах, помещая их позади гостевых дверей. За периактами находятся выступы крыльев, образующие входы на сцену, один — с форума, другой — из чужой страны. Указав, что сцены бывают трех родов (трагические, комические и сатировские), Витрувий говорит о несходстве декораций этих сцен. Трагические изображают колонны, фронтоны, статуи и т. п., комические представляют частные дома, балконы и изображения ряда окон в подражание тому, как это бывает в обычных домах, а сатировские драмы украшаются горами, пещерами, деревьями и другими особенностями сельского пейзажа.

В то время как на юге Италии в Сицилии греческие театры перестраивались по римскому образцу (театр в Помпеях, Сегесте, Таормине и т. д.), по соседству с Римом, а также в северной Италии и Галлии возникали уже чисто римские театры. Объясняется это тем, что в этих местах не существовало раньше греческих театров, которые можно было бы перестроить. При Августе был сооружен театр в гавани Рима Остии. Он подвергся перестройке в конце II в. н. э. Театральное здание соединялось с площадью ремесленных коллегий, на которой стоял храм.

Вообще же театр отделялся теперь от храмов как чисто светское здание.

В этрусском городе Фезулах (ныне Фьезоле) был построен небольшой театр по правилам, рекомендуемым Витрувием.

«ГРЕКО-РИМСКИЙ» ТИП ТЕАТРАЛЬНОГО ЗДАНИЯ

Приблизительно к началу нашей эры и, может быть, не без влияния театра Помпея широко распространился в Малой Азии особый тип театрального здания, получивший в современной науке наименование «греко-римского». Примеры этого типа усматривают в театральных зданиях в Термесе, Сагалассе. Патаре, Мире и других городах. Здания этого типа не только сооружались вновь, но по их образцу перестраивались и старые эллинистические театры, например — в Магнезии и Эфесе.

С греческим образцом эти театры роднит их расположение и главные части: 1) они сооружены у склона холма;

2) места для зрителей большей частью сохраняют свою старую форму, занимая больше половины круга;

3) обычно они имеют между зрительными местами и скеной только открытые проходы (пароды);

4) орхестра, которая в греческих театрах была круглой, теперь занята частично зданием скены, но всегда охватывает более половины круга.

В некоторых же греко-римских театрах орхестра составляет даже целый круг, в то время как находящаяся перед скеной сценическая площадка (сцена в нашем понимании этого слова) выступает вперед приблизительно наполовину радиуса.

С другой стороны, греко-римские театры по сравнению с греческими имеют некоторые новые конструктивные признаки.

1) Сцена в греко-римском театре ниже сцены эллинистического театра, но выше сцены римского. Ее приблизительная высота 2,5 м с отклонениями в ту и другую сторону. Но глубина сцены много больше, чем в эллинистическом театре, и иногда достигает более 6 м.

2) Фасад скены в греко-римском театре был детально разработан. В Эфесе, например, разнообразные архитектурные украшения, поднимающиеся до трех этажей, дают пышный условный фон для игры актеров. Сцена в Эфесе имеет семь дверей, выходящих на сценическую площадку: одну в центре и по три, меньшей высоты, по бокам.

Передняя стена сценической площадки представляет собой сплошную каменную стену, лишенную украшений. Она прорезана небольшими дверями. Некоторые из них слишком малы, чтобы люди могли проходить через них. Эти двери ведут в полуподвальный этаж здания скены. Это обозначает, что бои животных и диких зверей происходили на орхестре, превращаемой в таких случаях в арену.

Но в Малой Азии были и театры, сооруженные по чисто римскому образцу. Наиболее типичный, чисто римской формы театр был сооружен в Аспенде, в Памфилии, области на южном берегу Малой Азии. Здесь мы видим полное соединение зрительных мест и здания скены. Опорные стены зрительных мест, идущих в виде полукруга, оканчиваются с каждой стороны строениями, которые в свою очередь имеют двери, открывающиеся внизу на сцену, в среднем этаже (ярусе) на зрительные места и в верхнем этаже на галерею, окружающую зрительные места. Фасад скены был богато украшен приблизительно сорока свободно стоящими колоннами, нишами, фронтонами. Он был защищен идущей покато назад деревянной крышей. С внешней стороны задняя стена здания скены имеет в самом нижнем этаже пять дверей, уменьшающихся по направлению к краям в своих размерах, и сверху узкие окна. Во втором этаже идет ряд окон и над ними два ряда более узких окон. Над этими окнами, а также и под ними идут кронштейны, которые держали мачты для тента. Театр был посвящен богам и императорской фамилии. Соорудил его архитектор Зенон, сын Теодора.

Здесь же следует вкратце коснуться и тех перестроек, которые были сделаны в афинском театре Диониса в римскую эпоху. Во времена Нерона этот театр перестроили уже по римскому образцу. Перед зданием скены была сооружена сценическая площадка, благодаря чему полный круг орхестры нарушился. Высоту этой сцены Дёрпфельд определяет приблизительно в 1,5 м. К этому же времени орхестру вымостили мраморными плитами.

Посредине ее виднеется ромб, также вымощенный плитами, а на пересечении его диагоналей находится небольшая впадина. Здесь стоял жертвенник Диониса. С наружной стороны водосточной канавы старого театра IV в. до н. э. воздвигли мраморную балюстраду, которая должна была защищать зрителей от несчастных случаев во время гладиаторских игр или же когда на орхестру выпускали диких зверей.

Последние изменения осуществил уже в III или в IV в. н. э. правитель Аттики Федр. Канаву для стока воды теперь засыпали. Балюстраду и переднюю стену гипоскения украсили и сделали водонепроницаемыми. Орхестра могла теперь наполняться водой для постановок, изображающих морские сражения.

Гипоскений же украсили фризом, сделанным, по высказанному Дёрпфельдом предположению, еще при Нероне. Сохранившаяся часть этого фриза прерывается в трех местах нишами со статуями. В одной из ниш изображен стоящий на коленях Силен. У всех фигур (кроме Силена) головы срезаны, что можно объяснить общим понижением сцены при Федре: ее высота составляет около 1,3 м.

ДРЕВНЕРИМСКИЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ЖЕТОНЫ

До нас дошло большое количество древнеримских театральных жетонов, которые заменяли наши билеты и помогали зрителям найти свои места.

В большинстве случаев эти жетоны круглой формы, но есть и четырехугольные. Они обычно сделаны из кости и указывают места в различных секциях посредством римских чисел и часто дополнительно еще и посредством греческих букв в помощь двуязычно: публике.

На другой стороне их изображены маски, человеческие лица, здания или части здания и т. д. На одно: билете есть изображение черепа, что вероятно, связано с тем, что театральные игры были устроены при погребении какого-либо знатного лица.

РЕПЕРТУАР РИМСКОГО ТЕАТРА ИМПЕРАТОРСКОЙ ЭПОХИ

В I в. н. э. трагедии еще шли на сцене театра: зрители могли видеть пьесы и Акция и Пакувия. Писались еще и претексты, от которых до нас дошли только заглавия и имена авторов. Так, Куриаций Матери написал претексту «Катоп», а Помпоний Секунд, друг знаменитого натуралиста Плиния Старшего (ок. 22—79 гг. н. э.), — претексту «Эней». Во II в. и позже трагедии ставились в Риме и в провинциях, особенно на западе, как это показывают поздние римские воспроизведения театральных сцен на мозаиках и на рельефах. Эти изображения дают понятие об отдельных мизансценах, позах и жестах актеров, а также о театральных костюмах и масках. Маски снабжены онкосом, а актеры носят котурны, заметно увеличивающие рост. Некоторые из масок имеют утрированно выразительный характер. Однако не подлежит никакому сомнению, что трагедия пользуется меньшей популярностью по сравнению с другими жанрами.

Известно, что в последние времена республики роскошная постановка была чуть ли не единственным средством привлечь зрителей на представление трагедий. На сцену выходили большие пешие и конные военные отряды, триумфальные процессии, перед зрителями проплывали корабли, двигались колесницы, военная добыча — белые слоны и жирафы. Постепенно в эпоху империи вместо целой трагедии ставились только отдельные сцены, заключавшие наиболее эффектные места пьесы и дававшие возможность актерам показать свое мастерство. Актеры («трагеды», как их называли) выступали в маске и в полном костюме; в их ролях заметное место отводилось пению. Нередко актерские арии-монодии составляли главную часть представления. Император Нерон любил выступать на сцене.

Римский историк Светоний рассказывает, что Нерон исполнял трагические арии в маске, причем маски богов и героев были сделаны похожими на него, а маски богинь и героинь — на лица его любовниц. Император выступал между прочим в ролях ослепленного Эдипа, матереубийцы Ореста и безумного Геракла. Арии часто исполнялись на греческом языке, понятном не для всех. Этот факт доказывает, что главное внимание обращалось на вокальное мастерство, а не на содержание текста. Исполнение арий из трагедий сохранялось в Римской империи вплоть до последних дней ее существования.

ТРАГЕДИИ СЕНЕКИ

От I в. н.


<== предыдущая | следующая ==>
Правила оформления графических документов | Концепция совершенствования сбыта (до начала 50-х гг.)

Date: 2016-05-25; view: 3071; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию