Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
БПИ: Возрастные, социальные, региональные особенности детей. Характеристика, трудности
Знание возрастных особенностей поможет вожатому найти общий язык с детьми, правильно выстроить свою работу с детским коллективом, подобрать игры и дела, которые ребятам будут интересны и увлекательны. Дети младшего возраста (6-8 лет) Общее управление телом хорошее координация глаз и рук улучшается к 7 годам. Быстрая утомляемость, особенно при однообразных движениях. Высокий уровень активности, кризис 7 лет-«кризис непосредственности». Любознательны. Мышление конкретное. Подвижны. Не умеют концентрировать внимание на чем-то одном. Высокий авторитет взрослого. Желание научиться различать - что такое хорошо и что плохо. Лучшая награда- похвала. Считают друзьями тех, кого видят чаще других. Совет: организуйте подвижные игры при ограничении прыжков и бега. Используйте ритмические виды деятельности, пение, театральные постановки. Предоставляйте детям свободу действий, развивайте их способности.
Дети этого возраста любят играть, причем игровой сюжет они воспринимают очень серьезно, отождествляя себя с выдуманным героем, переживая искренне все события игрового действия. Опыт коллективной деятельности у младших школьников невелик, стремление к самостоятельности не подкрепляется нужными умениями, поэтому вожатому важно научить детей действовать сообща, заботиться друг о друге, быть добрыми, внимательными как друг к другу, так и к старшим. В работе с детьми младшего возраста взрослому необходимо быть и инициатором (придумывать все), и организатором, и руководителем (раздавать поручения и контролировать их выполнение), и исполнителем, и их помощником. Но при всем этом необходимо помнить о стремлении детей к самостоятельности. Их всему надо учить, побольше хвалить при всех. Детям именно этого возраста больше чем кому-либо необходимо чувствовать себя нужными и защищенными.
Возможные проблемы и варианты их решения: - Тоска по дому - решение: Отвлечь интересными делами, переключить внимание - Задают множество вопросов - Внимательно выслушивать и спокойно отвечать, повторяя ответ столько раз, сколько необходимо для понимания. - Быстро утомляются - Создать условия для быстрого достижения результата в игре, соревновании, в труде. - Не имеют навыков самообслуживания (не умеют застелить постель, теряют вещи, и т.д.) - Терпеливо приучать к порядку. - Неуверенны в себе - Дать нагрузку с учетом из возможности и состояния здоровья, не акцентируя на этом внимание - Готовы пробовать все на вкус - Рассказать о ядовитых ягодах и растениях. - Потеряли интерес к занятиям, рассеянное внимание - Частая смена видов деятельности, которые не должны быть продолжительными по времени. - Слезы и страхи в темноте - Не оставлять ребенка одного в темноте. - Копируют привычки, манеры поведения, лексикон взрослых - Стремится не подавать им дурного примера - Впечатлительны - Не рассказывать сказки и истории с плохим концом, «страшилки» - Постоянно рискуют, склонны к травматизму - Избегать чрезмерных ограничений в деятельности детей, заполнять их жизнь полезными и нужными играми, следя при этом за правилами безопасности
Дети среднего возраста (9-11 лет) Рост девочек опережает рост мальчиков. Начинается процесс полового созревания. Учащается сердцебиение. Чаще появляется головная боль. Ускоряется развитие скелета, рук, ног. Активно развивается нервная система ребенка, отличаясь повышенной возбудимостью. Стремление повелевать у мальчиков, подчиненность у девочек. Энергичны, быстры, настойчивы, инициативны. Часты беспокойные состояния. Шумны, спорят, влюбчивы. Боятся поражения, чувствительны к критике. Интересы постоянно меняются. Мнение группы более важно и значимо, чем мнение взрослых. Укрепляется волевая сфера. Бурно проявляются эмоции. Повышенное стремление к спорам, неуступчивость. Стремятся испытать себя в активной практической деятельности. Поручения выполняют легко и охотно. Неудача вызывает резкую потерю интереса к делу. Психологи отмечают у детей этого возраста большой интерес к окружающему миру, любознательность. Они все умеют, хотят и пытаются сделать: сочинять, петь, рисовать и др. И здесь вожатому важно не подавить их активности неосторожным замечанием или оценкой. Любое отрицательное, пренебрежительное отношение, особенно проявленное старшими публично, очень ранит младших подростков Совет: Поощряйте детей. Организуйте коллективные спортивные игры и соревнования, занятия по интересам. Организуйте разумное руководство пробуди в ребятах интерес к окружающему миру. Используйте виды деятельности, которые дают простор проявления мускульной активности.
Возможные проблемы и варианты их решения: - Обидчивость, повышенная чувствительность к несправедливости - Внимательное, доброе, чуткое отношение к детям, стремление разобраться в причинах поведения детей - Внешнее проявление взрослости: курение, игра в карты, проба спиртного, употребление нецензурных слов, использование косметики и украшений. Бодрствование после отбоя, различные ночные занятия - Проводить разъяснительную работу с привлечением специалистов и показом соответствующих кинофильмов. Приучать к выполнению режима дня. - Замкнутость, одиночество. Обостренное переживание своих недостатков - Стремиться переключать внимание детей, давать поручения, связанные с необходимостью общения - Непослушание, действие «наперекор», постоянные споры - Вникать в интересы детей, сотрудничать с ними - Появление тайн, озорство, шалости - Знать секреты детей, совместно сохранять их, разумно использовать. Организовывать игры с элементами романтики.
Дети подросткового возраста (12-14 лет) Активность – потребность свободного применения своих сил и возможностей – остро ощущаемая потребность этого возраста. Специфическая особенность психологии переходного возраста заключается в том, что это психология уже не ребенка, но еще и не взрослого человека. Подросток еще как ребенок впитывает в себя впечатления, растет физически и духовно, ощущает этот рост, но не знает еще меры своих сил, должен еще их попробовать. Дети этого возраста способны на беззаветное увлечение, на самый горячий энтузиазм. Старшие ребята перестают принимать на веру все, что они слышат от взрослых, у них складываются собственные личные, моральные установки и требования, которые во многом и определяют характер их взаимоотношений со всеми, кто их окружает. В этом возрасте сильнее всего ощущается стремление подростков к объединению в различные группы, одних влечет желание не отстать от друзей; «быть как все», других – выделиться среди сверстников, занять среди них место лидера. Происходят существенные изменения в развитии мотивов, воли ребят, появляется способность к достижению цели, даже отдаленной по времени. Эта возрастная группа обычно уже владеет организаторскими умениями, опытом коллективной деятельности, поэтому им можно доверять самостоятельное проведение тех или иных дел. В большинстве случаев старших целесообразнее не контролировать и опекать, а лишь ненавязчиво высказывать свое мнение, советовать. В этом возрасте обычно у девочек заканчивается процесс полового созревания, у мальчиков начинается. Отношения между мальчиками и девочками начинают приобретать новый характер (особенно это проявляется у девочек). Они начинают кокетничать, избирательно относиться друг к другу, проверять, какое впечатление производят их действия и слова. Мальчики могут бравировать своей силой, смелостью, чтобы обратить на себя внимание, могут задираться, грубить и даже обижать девочек. Те, в свою очередь, могут начать громко обсуждать чьи-либо достоинства или недостатки, не к месту громко смеяться. От вожатого требуется проявление большого педагогического такта в формировании внутриколлективных отношений. Необходимо помнить и о том, что ребята этого возраста эмоционально менее устойчивы, возможны неожиданные перепады настроения. Они любят соревноваться, фантазировать, устраивать вечера, концерты. Для них важно быть замеченным в коллективе сверстников и отмеченным похвалой старшего. Совет: проводите коллективные игры, отдавайте предпочтение спортивным играм. Дети старшего подросткового возраста (14-16 лет) Наступает зрелость, сопровождаемая физическими и эмоциональными изменениями, завершается рост скелета, усиливаются различия среди детей, развивается мужское и женское поведение. Ориентация на мир взрослых, достижение личностного самоопределения, желание поставить себя в позицию взрослого. Девочки начинают интересоваться мальчиками раньше, чем мальчики девочками. Наблюдается беспокойство о своей внешности, рождается первая любовь, растет социальная активность, профессиональное самоопределение, кризис «независимости», проявляется тяга к самопознанию, к принятию ответственности. Совет: оказывайте помощь подросткам в принятии их своими сверстниками, постройте руководство поведение подростков так, чтобы оно было без излишнего вмешательства и давления со стороны взрослых, создавай необходимые условия для отдыха, организовывайте для мальчиков спортивные соревнования, а для девушек - активные дела.
Date: 2016-05-25; view: 536; Нарушение авторских прав |