№ п/п
| Часть речи
| Значение, вопросы
| Морфологические признаки
| Синтаксическая функция
|
Постоянные
| Непостоянные
| Сочетаемость
| Роль в предложении
|
1.
| Имя существительное
| Кто? Ученик
Что? Урок
Обозначает предмет
| 1. Собств./нарицат.
2. Одуш./неодушевл.
3. Род (муж., ср., жен., общий)
4. Склонение (1, 2, 3, разноскл., нескл.)
| 1. Падеж.
2. Число.
| Сущ. + сущ.
Прил. + сущ.
Прил. + сущ.
Прич. + сущ.
Прич. + сущ.
Глаг. + сущ.
| Мама купила в магазине батон из зерна.
Москва – столица России.
|
2.
| Имя прилагательное
| Какой? Милый
Обозначает признак предмета.
Чей? Лисий, мамин – обозначает принадлежность предмета
| 1. Разряд (качеств., относит., притяж.)
| 1. Форма краткая или полная (у качеств.)
2. Степень сравнения (если есть) (у качеств.)
3. Число
4. Род (в ед. числе)
5. Падеж (кроме крат.ф.)
| Прил. + сущ.
Прил. + сущ.
Прил + местоим.
Прил + наречие
| Погода ненастная.
Тёплая ночь.
Ученица прилежна.
Байкал глубже Балхаша.
|
3.
| Имя числительное
| Сколько? Пять, шесть книг - обозначает число или количество предметов.
Какой? Пятый – обозначает порядок предметов при счёте.
| 1. Простое или составное.
2. Количественное или порядковое.
3. Разряд колич. числит. (целое, дробное, собират)
| 1. Падеж.
2. Число (если есть).
3. Род (если есть).
| Числит + числит.
Числит. + сущ.
Глагол + числит.
| Семь плюс семь - четырнадцать.
Входят семь богатырей.
Тетрадь стоит пять рублей.
Купи две ручки.
Пятая парта.
|
4.
| Местоимение
| Кто? Что? Указывает на предмет.
Какой? Чей? Указывает на признак предмета.
Сколько? Указывает на количество предметов.
| 1. Разряд (личное, возвратное, вопросительное, относительное, неопределённое, отрицательное, притяжательное, указательное, определительное).
2. Лицо (у личных).
| 1. Падеж.
2. Число (если есть).
3. Род (если есть).
| Местоим. + глагол
Сущ. + местоим.
Прил. + местоим.
| Я приду к тебе во всякое время.
О чём хочешь спросить?
Который час?
|
5.
| Глагол
| Что делать? Работать.
Что сделать? Сдать.
Обозначает действие предмета.
| 1. Вид (соверш./несоверш.).
2. Возвратность.
3. Переходность.
4. Спряжение (I, II, разноспрягаемый)
| 1. Наклонение (изъявит., условное, повелит.)
2. Время (в изъявит. накл.)
3. Число.
4. Лицо (в повелит.накл.;
в наст. и будущ.вр. в изъявит. накл.).
5. Род (в услов.накл.; в прош. вр. в ед.ч. в изъявит.накл.)
| Глагол + сущ.
Глагол + мест.
Глагол + наречие
Глагол + дееприч.
Глаг. + инфинитив
Сущ. + инфинитив
| Учиться всегда пригодится.
Идём ловить коня.
Все просили её спеть.
Мечтаю о возможности летать.
|
6.
| Причастие
| Какой? Что делающий? Что (с)делавший? Плачущий ребёнок, написанная работа, открытое окно. Обозначает признак предмета по действию.
| 1. Действительное или страдательное.
2. Время (настоящее или прошедшее).
3. Вид (соверш./несоверш.)
| 1. Форма краткая или полная (у страдат. прич).
2. Число.
3. Падеж (в полной форме).
4. Род (в ед.ч.)
| Сущ. + причастие
Причастие + сущ.
Прич. + местоим.
Прич. + нареч.
Мест. + прич.
| Плачущая девочка.
Дома построены.
|
7.
| Деепричастие
| Что делая? Улыбаясь.
Что сделав? Посмотрев.
Обозначает добавочное действие при основном.
| 1. Вид (соверш./несоверш.).
2. Возвратность.
3. Переходность.
4. Неизменяемость.
| ______________
| Глагол + дееприч.
Дееприч. + сущ.
Дееприч. + мест.
Дееприч. +наречие
| Я встал, наклонясь немного вперёд.
|
8.
| Наречие
| Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? и Как? Обозначает признак действия – идти вперёд; признак предмета - макароны по-флотски; признак другого признака – очень тёплый
| 1. Неизменяемость.
2. Степень сравнения (если есть).
3. Смысловая группа.
| ______________
| Глаг. +наречие
Прич. + наречие
Дееприч. + наречие
Сущ. + наречие
Прил. + наречие
Наречие + наречие
| Прерывисто дул ветер.
Люблю макароны по-флотски.
|
9.
| Категория состояния
| Обозначает состояние внешней среды – тепло, состояние человека – Мне плохо.
| 1. Неизменяемость.
2. Степень сравнения (если есть).
| ______________
| Кат.сост. + мест.
Кат.сост. + нареч.
| Сегодня тепло.
Мне душно.
Сказуемое в односост. безлич. предлож.
|
|
|
|
| | | | | | | | |