Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лингвистические особенности обучения грамоте детей с интеллектуальным недоразвитием
Обучение грамоте – обучение чтению и письму. Соответственно для того, чтобы процесс обучения чтению и письму был достаточно эффективным, необходимо учитывать современные представления о фонетической системе русского языка, сложившейся в лингвистике. Прежде всего следует определить такие понятия, как фонема и звук. Звук это минимальная произносительная еденица речи, произносимая за 1 промежуток времени говорящим. Фонема это смыслоразделительная еденица. Звуки речи делятся на 2 группы: Гласные (произносимые только с помощью голоса) Согласные (произносятся с помощью голоса и шума) В современной лингвистике нет точного указания на количество звуков русского языка. Используется приблизительно 76 звуков. Гласные звуки делятся по ряду и подъему. В зависимости от того, какого ряда и подъема является гласный, в той последовательности он и будет изучаться в 1 классе. Согласные звуки по способу образования могут быть: щелевые, взрывные, смычно – проходные, дрожащие. По месту образования могут быть: заднеязычные, переднеязычные, среднеязычные. Согласные звуки могут быть парными и непарными по мягкости и глухости. При изучение согласных звуков необходимо иметь в виду, что некоторые из них состоят из 2ух звуков (аффрикаты). То же самое следует учитывать при изучении йотированных гласных звуков, которые в определенных позициях в слове состоят из гласного и Й, в других случаях обозначают мягкость на письме предшествующего согласного звука. Учитывая двоякую роль йотированных согласных и сложность состава аффрикат, эти звуки изучаются в коррекционной школе 8 вида на последнем этапе прохождения букваря. Поскольку обучение грамоте включает в себя не только обучение чтению и письму, необходимо принимать во внимание и те современные подходы, которые сложились в русской графике, то есть в обозначении звуков буквами русского алфавита. Каждая буква представлена в четырех вариантах: печатная заглавная/строчная, рукописная заглавная/строчная. Законы русской графики действуют только в тех случаях, когда гласные и согласные звуки находятся в сильной позиции. Основной сильной позицией для гласного является позиция под ударением, а для согласного – перед любым гласным звуком. Это означает, что в этих позициях следует писать такие буквы, какие слышатся в звуке, следовательно в обучении письму умственно отсталых первоклассников необходимо в начале давать писать только такие слова, в которых все звуки находятся в сильной позиции и их написание не расходится с произношением. В остальных случаях, когда гласные и согласные выступают в слабой позиции, вступают правила орфографии, которые могут быть усвоены учащимися только после накопления определенных знаний и формирования элементарных навыков чтения и письма. 9. Цель, задачи и содержание добукварного периода обучения грамоте детей с интеллектуальным недоразвитием. Цель: Подготовить учащихся к усвоению элементарных навыков чтения и письма. Задачи: - Педагогическое обследование учащихся, поступивших в первый класс. - Привитие навыков общения - Развитие слухового восприятия - Формирование элементов фонематического слуха - Развитие и формирование всех сторон речи - Подготовка к обучению письму Содержание работы: Обучение грамоте в коррекционной школе 8 вида длится в течении 1 года обучения. Согласно 1 и 2 варианту программ в коррекционной школе выделяется пропидевтико – диагностический класс, в котором по первому варианту подготовка к обучению грамоте и обучению чтению и письму имеет условный характер. В соответствии с требованиями 2ого варианта программы, обучение чтению начинается в пропидевтико – диагностическом классе, где учащиеся овладевают умением выделять 6 звуков, обозначать их буквами, читать слоги и слова, состоящие из этих букв. Однако в настоящее время пропидевтико – диагностические классы не получили широкого распостранения, поэтому в обоих случаях обучение грамоте начинается с 1 класса. В обучении грамоте предусматривается выделение 3х периодов: 1. добукварный. Воронкова – 1, 1.5. мес.; Аксенова 1 четверть. 2. букварный. Воронкова – 6, 5 – 7 мес.; Аксенова 2, 3, 4 четверти. 3. послебукварный. Воронкова – переносится на начало 2ого класса (по сути его нет); Аксенова – 1 четверть 2 класса (повторение). Основным методом, который используется в обучении грамоте учащихся с недоразвитием интеллекта является звуковой аналитико – синтетический метод. В отечественной педагогике этот метод был внедрен в середине 19 века К. Д. Ушинским. Его суть в том, что учитель проводит с детьми беседу, основанную на непосредственных впечатлениях ребенка об окружающем мире. Эта беседа может подкрепляться наглядностью, личным опытом, наблюдениями, полученными в ходе специальной экскурсии. В процессе этой беседы учащиеся отвечают на вопросы учителя, после чего учитель выбирает какое-либо одно предложение, составленное детьми и предлагает детям из него выделить слова, подсчитать количество слов, определить их последовательность. Затем выбирается какое-либо одно слово, его дети делят на слоги и из определенного слога выделяют искомый звук и обозначают буквой. Предложение – слово – слоги – звук – буква – слоги – слова – предложение.
Содержание и методика проведения педагогического обследования детей, поступивших в первый класс специальной (коррекционной) школы 8 вида. Педагогическое обследование проводится в течении 1ых двух недель. Оно может осуществляться как на уроке чтения или письма, так и на других уроках, а также в процессе внеклассной работы. В первый день обследования учитель в ходе индивидуальных бесед, или в процессе организации коллективных бесед выясняет у детей степень их ориентировки в ближайшем их окружении. Необходимо выяснить: Знают ли ученики свое имя и фамилию, дифференцируют ли они эти понятия. Имена, фамилии и отчества ближайших родственников. Где и кем работают родители. Состав семьи в целом. Место жительства. Учителю необходимо проверить готовность учащихся к овладению учебными навыками чтения и письма. При обследовании готовности ребенка учитель выясняет насколько ребенок может анализировать простые по структуре слова и выделять из этих слов гласные или согласные звуки. Учитывая, что первокласснику с интеллектуальным недоразвитием очень сложно сконцентрировать свое внимание на звуковой оболочке слова, то для них эта работа не составляет интереса, а вызывает сложности в связи с тем, что слово воспринимается как не членимый поток. В связи с этим возникает необходимость организации предметно – практической основы. Учитель предлагает детям рассмотреть какой-либо предмет, дает им его в руки, предлагает совершить манипуляции с ним. Только после этого учитель спрашивает как называется этот предмет (слова простые, не более 2ух слогов). После этого учитель просит ребенка внимательно послушать как это слово будет произнесено учителем (учитель протяжно произносит тот звук, который нужно будет выделить, причем остальные звуки этого слова произносятся в нормальном темпе). Гласный лучше выделять из тех слов, в которых гласный равен одному слогу или входит в структуру обратного закрытого слога (ууу-тка). Согласный лучше выделять из 3х звуковых слов в абсолютном конце слова (шаррр), не берутся согласные в прямом открытом слоге. После того, как ребенок выделит/не выделит искомый звук, учитель фиксирует полученный результат в карту индивидуального развития ученика. Помимо умений анализировать слова, выделять звуки, учитель может предложить детям задание на синтез. С этой целью учитель произносит отдельные звуки (не более 3х) и просит детей, если они узнаю слова, показать что это. Готовность к овладению письмом учитель проверяет у детей в ходе выполнения ими различных заданий на обводку трафаретов, штриховку, раскрашивание, рисование по образцу и обводное рисование. Анализируя изобразительную деятельность и ее результаты учитель отмечает умеют ли дети правильно держать карандаш, располагать лист бумаги, правильно сидеть за столом. При анализе продуктов деятельности учащихся учитель отмечает умеют ли дети штриховать в одном направлении, не выходит ли их штриховка за контуры, отмечается плавность, ритмичность движений. Если дети уже проходили обучение в 1ом классе, учитель должен выяснить, умеют ли дети писать буквы с образца и самостоятельно.
Date: 2016-05-25; view: 639; Нарушение авторских прав |