Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объяснительная записка. Изучение раздела «Проблемы филологии» осуществляется на 3-ем курсе в 6-ом семестре





Изучение раздела «Проблемы филологии» осуществляется на 3-ем курсе в 6-ом семестре.

Основные задачи курса:

1) дать студентам научные знания в области функциональной омонимии, сделав акцент на наиболее трудных вопросах, связанных с анализом языковых переходных явлений в области морфологии современного русского языка;

2) сформировать у будущих журналистов знания и умения, необходимые для грамотного составления текстов различной стилистической направленности, в том числе текстов, относящихся к публицистическим стилям.

Решение указанных задач осуществляется путем получения студентами необходимых теоретических сведений из научных работ (монографий, статей), из учебной и справочной литературы, освещающей трудные вопросы современной русской морфологии. Эта работа ведется в установленных учебным планом формах: лекционный курс и практические занятия.

Лекционный курс имеет сравнительно небольшой объем (18 часов) и поэтому не может отразить весь изучаемый материал программы. В лекциях рассматриваются прежде всего узловые вопросы функциональной омонимии, связанные с разновидностями переходных явлений в области знаменательных и служебных частей речи, раскрываются и сопоставляются различные решения спорных вопросов, излагаются аргументы в пользу принимаемого, рекомендуемого студентам решения.

На практических занятиях (18 часов) студенты должны показать результаты проделанной ими самостоятельной работы с рекомендуемыми учебниками, с научной и справочной литературой, а также продемонстрировать сформированные у них умения и навыки наблюдения над языковым материалом. На практических занятиях вырабатывается умение студента грамотно и логично изложить то или иное теоретическое положение, охарактеризовать конкретный речевой материал, устранить при необходимости имеющиеся в нем грамматические и стилистические ошибки, объяснить причину их возникновения.

Контроль самостоятельной работы студентов осуществляется преподавателем в виде проверки самостоятельно подготовленных конспектов, выполненных письменных заданий.

Итогом занятий по курсу является домашняя контрольная работа и зачёт.

Содержание программы

Модуль 1. Функциональная омонимия. Морфолого-синтаксический способ образования знаменательных и служебных частей речи. Переход знаменательных слов в служебные части речи. Переход внутри самостоятельных слов. Понятие о функциональных омонимах.

Понятие о субстантивации. Полная и частичная субстантивация. Причины и следствия субстантивации.Адъективация как способ пополнения класса имён прилагательных.Прономинализация как разновидность морфолого-синтаксического способа образования местоимений.Причины и следствия адвербиализации имён существительных, деепричастий. Предикативация как способ образования слов категории состояния.Модаляция как путь образования модальных слов.

Переход знаменательных слов в предлоги.Переход знаменательных слов в союзы.Партикуляция как способ пополнения класса частиц. Интеръективация как источник образования производных междометий


Тематика лекций

Лекция 1. Понятие о функциональной омонимии. Морфолого-синтаксический способ образования знаменательных и служебных частей речи. Переход знаменательных слов в служебные части речи. Переход внутри самостоятельных слов. Понятие о функциональных омонимов. Соотношение функциональных и лексических омонимов. Факторы перехода частей речи. Узуальный и окказиональный переходы в речи.

Лекция 2. Субстантивация как переходное явление в области имён существительных. Понятие о субстантивации. Полная и частичная субстантивация. Причины и следствия субстантивации. Субстантивация имён прилагательных, трансформация семантических, морфологических и синтаксических свойств прилагательных. Субстантивация причастий. Субстантивация имён числительных, местоимений, наречий. Случаи окказиональной субстантивации: переход в класс субстантивов глаголов и служебных слов.

Лекция 3. Адъективация как способ пополнения класса имён прилагательных. Определение процесса адъективации. Причины и следствия адъективации причастий. Отличие причастий от отглагольных прилагательных. Адъективация имён числительных и местоимений.

Лекция 4. Прономинализация как разновидность морфолого-синтаксического способа образования местоимений. Понятие о прономинализации. Переход прилагательных в местоимения. Значение местоимения у причастий. Трансформация имён существительных, числительных в местоименные слова. Специфика прономинализации.

Лекция 5. Адвербиализация как переходное явление в области наречий и наречных выражений. Понятие об адвербиализации. Причины и следствия адвербиализации имён существительных. Условия адвербиализации деепричастий.

Лекция 6. Предикативация как способ образования слов категории состояния. Понятие о предикативации. Семантические, морфологические и синтаксические свойства предикативных слов. Вопрос о возможности перехода прилагательных в слова категории состояния. Предикативация наречий. Группа существительных, подвергающихся переходу в слова категории состояния.

Лекция 7. Препозиционализация как способ пополнения класса предлогов. Переход знаменательных слов в предлоги. Препозиционализация имён существительных, наречий и деепричастий. Группы отымённых, наречных и отглагольных предлогов. Стилистическое употребление производных предлогов.

Лекция 8. Конъюнкционализация как переходное явление в области служебных слов. Переход знаменательных слов в союзы. Конъюнкционализация наречий, имён существительных, местоимений. Отличие союзов от союзных слов. Стилистическое употребление производных союзов.

Лекция 9. Интеръективация как путь образования междометий. Интеръективация как источник образования производных междометий. Интеръективация форм имён существительных, местоимений, глаголов, наречий и наречных сочетаний. Разграничение омонимичных форм знаменательных слов и междометий. Случаи субстантивного употребления междометий в речи.


Тематическое планирование

Дисциплина

Индекс по ГОС, Наименование:

Специальность

Шифр по ГОС, Наименование

Группа

Шифр группы, курс, семестр

Преподаватель

Фамилия Имя Отчество, должность, кафедра Янченкова Ирина Сергеевна, доцент кафедры русского языка

 

Модули дисциплины

Наименование модуля Лекции Практики/ семинары Лабораторные Сам. работа Всего, часов
  Функциональная омонимия          
  Всего          

 

Тематический план

Модуль 1

№ темы Тема Вид занятий Обязательно Кол-во часов Множитель Контроль по модулю
  Лекции          
  Понятие о функциональной омонимии. Лек +      
  Субстантивация как переходное явление в области имён существительных Лек +      
  Адъективация как способ пополнения класса имён прилагательных Лек +      
  Прономинализация как разновидность морфолого-синтаксического способа образования местоимений Лек +      
  Адвербиализация как переходное явление в области наречий и наречных выражений Лек +      
  Предикативация как способ образования слов категории состояния Лек +      
  Препозиционализация как способ пополнения класса предлогов Лек +      
  Конъюнкционализация как переходное явление в области служебных слов Лек +      
  Интеръективация как путь образования междометий Лек +      
  Практические занятия (семинары)          
  Понятие о функциональной омонимии. Субстантивация Пр/сем +      
  Адъективация знаменательных слов Пр/сем +      
  Прономинализация как переходное явление Пр/сем +      
  Адвербиализация как переходное явление Пр/сем +      
  Предикативация как переходное явление Пр/сем +      
  Препозиционализация как способ пополнения класса предлогов Пр/сем +      
  Конъюнкционализация как переходное явление в области служебных слов Пр/сем +      
  Интеръективация как путь образования междометий Пр/сем +      
  Морфологический анализ функциональных омонимов Пр/сем +      
  Контроль самостоятельной работы          
  Контроль самостоятельной работы КСР +      
  Самостоятельная работа          
  Cамостоятельная работа студентов. Модаляция как путь образования модальных слов Сам.р. +      
  Cамостоятельная работа студентов. Партикуляция как способ пополнения класса частиц Сам.р. +      
  Cамостоятельная работа студентов. Морфологический анализ функциональных омонимов Сам.р. +      
  Cамостоятельная работа студентов. Домашняя контрольная работа Сам.р. +     +

Date: 2016-05-25; view: 361; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию