Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методы управления качеством
Современные предприятия все чаще и чаще сталкиваются с жесткими требованиями к качеству. Качество – это сложная и универсальная категория, имеющая множество особенностей и различных аспектов. В рыночных условиях никакие вложения не спасут предприятие, если оно не сможет обеспечить высокую конкурентоспособность своей продукции или услуг. Основой конкурентоспособности является качество. Для обеспечения необходимого уровня качества нужна не только соответствующая материальная база и заинтересованный, квалифицированный персонал, но и хорошо отлаженная организация работ, в том числе четкое управление качеством. Каждому предприятию для успешной и устойчивой работы необходимо обеспечить выпуск запланированного объема продукции, соблюсти установленные сроки, добиться низкой себестоимости изделий и при этом обеспечить требуемый уровень качества. Конкурентоспособная продукция обеспечивает рентабельность предприятий, а это, в свою очередь, положительно влияет на развитие экономики в целом. Поэтому качество продукции - это не просто частная проблема отдельных производителей. Она неизбежно вырастает в общенациональную проблему качества жизни населения. Но быть конкурентоспособным не означает выпускать продукцию только самого высокого качества. Уровень качества может быть разным, рассчитанным на определенные слои населения. Кроме обеспечения конкурентоспособности, выпуск качественной продукции диктуется необходимостью ее безопасности и экологической чистоты, что контролируется государственными органами на основе специальных законов. Продукция и технология должны быть безопасными для населения и не наносить вреда окружающей среде. К основным методам управления качества относятся: - организационно-распорядительные; - инжинерно-технологические; - экономические; - социально-психилогические; - статистические методы. 1. Организационно-распорядительные методы управления качеством осуществляются посредством обязательных для исполнения директив, приказов и других предписаний, направленных на повышение и обеспечение необходимого уровня качества. В группу организационно-распорядительных методов управления качеством следует включать методы: · регламентирования (общеорганизационного, функционального, должностного, структурного); · стандартизации (на основе стандартов различного уровня и статуса); · нормирования (на базе норм времени, численности, соотносительности, численных величин); · инструктирования (ознакомления, объяснения, совета, предостережения, разъяснения); · распорядительных воздействий (на основе приказов, распоряжений, указаний, постановлений, контроля исполнения с использованием превентивного и оперативного воздействий и т. п.). · приказы и распоряжения по управлению качеством; контроль за исполнением требований и решений по управлению и обеспечению качества. · логическая последовательность и четкость изложения информации; · краткость, конкретность, простота и точность формулировок, исключающих возможность неоднозначного толкования; · убедительность аргументации; · информационная выразительность; · достаточность и обоснованность; · небольшой объем; · малоизменчивость (стабильность); · качественная содержательность. Политика в области качества является одной из важнейших составных частей управления качеством. Данный документ должен быть первичным в составе документации при использовании организационно-распорядительных методов управления качеством, это связано с необходимостью принятия ответственности высшим звеном менеджеров за проведение политики в области качества, что в принципе становится первоначальным при реализации системного управления качеством. 2.) По существу все инженерно-технологические методы можно подразделить на взаимосвязанные между собой способы управления качеством технологических процессов и контроля качества выпускаемой продукции, а также на способы их совокупного использования. Современное состояние науки и техники позволяет осуществлять управление качеством разнообразными инженерно-технологическими методами, и конкретный их выбор во многом зависит от свойств управляемого объекта. Все эти методы управления качеством условно можно классифицировать на автоматические, автоматизированные, механизированные и ручные. Наиболее приемлем для более полного удовлетворения требований потребителей целенаправленный автоматический метод управления качеством. При использовании этого метода отклонения процессов от заданных параметров и соответствующие действия (управляющие меры) определяются, вырабатываются и воздействуют на объект автоматически с помощью технических устройств. Следует отметить, что данный метод является самым перспективным как для управления технологическими процессами, так и особенно для технического контроля качества продукции. В последнем случае применение автоматического метода особенно важно, гак как он не позволяет пропускать ни одного дефектного и бракованного изделия. Использование автоматического технического контроля качества продукции обязывает изготовителя применять неразрушающие методы контроля. 3.) Наряду с указанными способами в практике управления качеством широко используются также статистические методы. Они представляют собой взаимосвязанный комплекс методов отслеживания качества на основе статистических данных: · статистическое регулирование; · статистический приемочный контроль; · статистический анализ; · статистическая оценка качества. Первые два метода можно отнести к основным, которые непосредственно используются при управлении качеством, а два последних как вспомогательные при решении задач двумя предыдущими. Для эффективного использования инженерно-технологических методов весомое место занимает метрологическое обеспечение. При реализации технологических методов управления качеством часто используют графические методы, в том числе метод контрольных карт. Графики, построенные в виде контрольных карт, отличаются от обычных наличием специфических линий на них, которые указывают границы регулирования (контрольные границы). Контрольные карты используются при контроле качества продукции и регулировании технологических процессов. В зависимости от вида контроля различают контрольные карты по количественному и качественному признакам. При использовании метода статистического анализа часто находят применение диаграммы Парето. Он наиболее часто используется при выявлении причин и факторов, позитивно или негативно влияющих на обеспечение и эффективность управления качеством, наглядно показывая при этом значимость каждой из причин или фактора в порядке уменьшения. В частности, с помощью этих диаграмм можно по всем видам брака для конкретной продукции объективно и полно оценить потери предприятия и установить важность тех или иных факторов в показателях качества продукции. Этот метод является также эффективным средством выработки управляющих воздействий в целях обеспечения уровня качества разрабатываемой и изготавливаемой продукции, профилактики и предупреждения брака на производстве. Диаграммы Парето дают возможность объективно показать фактическое состояние производства на отдельных участках и решить целый комплекс вопросов, связанных с качеством, в том числе определить: · число случаев брака по его видам; · суммы потерь от брака; · затраты времени и материальных средств на исключение брака; · содержание поступающих рекламаций; · число случаев отказа изделий в процессе их транспортирования; · затраты, обусловленные удовлетворением рекламаций и т.д. Кроме этого, они позволяют найти суммы по отдельным статьям производственной сметы, затраты на производство (сырье и материалы, вспомогательные материалы, затраты труда) и др. 4.) Экономические методы управления качеством базируются на действии экономических механизмов мотивации и стимулирования активной производственно деятельности. В отличие от организационно-распорядительных методов, эти методы управления ориентированы не на административное влияние (указы, распоряжения, указания и т.п.), а на экономическое стимулирование и вознаграждение за активную и эффективную деятельность. Значимость экономических методов управления резко возрастает в условиях развития рыночных отношений, ориентированных на получение прибыли и возможно более высокого дохода. В группу экономических включают следующие методы управления качеством: · финансирование деятельности в области управления качеством; · хозяйственный расчет в подразделениях системы управления качеством; · экономическое стимулирование производства, распределение и предоставление потребителям продукции и услуг, соответствующих их требованиям; · бизнес-планирование создания новых и модернизированных видов продукции и услуг, а также разработка соответствующих для них требованиям стандартизации и сертификации качества; · ценообразование на продукцию и услуги с учетом их уровня качества; · образование фондов экономического стимулирования качества, в том числе фондов поощрения и премирования за качество, создание и модернизация продукции, техники и технологии; · применение системы оплаты труда и материального поощрения с учетом его качества на каждом рабочем месте производственной системы и систему управления в целом; · использование экономических мер воздействия на поставщиков в зависимости от качества поставляемой ими продукции и оказываемых услуг. Один из примеров использования экономического метода – материальное стимулирование: повысив зарплаты можно ожидать более ответственного отношения работников к качеству своего труда, большего энтузиазма и как результат более высокого качества выпускаемой продукции. 5.) Социально-психологические методы управления качеством основаны на использовании группы факторов, влияющих на управление протекающими в трудовых коллективах социально-психологическими процессами для достижения целей в области качества. Среди социально-психологических методов следует отметить следующие: · способы повышения самодисциплины, ответственности, инициативы и творческой активности каждого члена коллектива; · подразделений по улучшению качества и совершенствованию управления им; · формы морального стимулирования высокого качества результатов труда; · приемы улучшения в коллективе психологического климата, включающие способы ликвидации конфликтов, рационального стиля управления качеством, подбора и обеспечения психологической совместимости сотрудников; · способы учета психологических особенностей членов трудовых коллективов при обеспечении качества; · приемы формирования мотивов трудовой деятельности членов коллективов, направленных на достижение требуемого качества; · способы сохранения и развития традиций предприятия по обеспечению необходимого качества; · приемы вовлечения членов трудовых коллективов в управление качеством.
Date: 2016-05-25; view: 536; Нарушение авторских прав |