Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специально-криминологические меры предупреждения насильственных преступлений, совершаемых неформальными молодежными группами





Деятельность правоохранительных органов по противодействию неформальных молодежных групп обязательно включает те или иные профилактические мероприятия. Они условно объединяются в две группы:

Общепрофилактические (общесоциальные) меры. Основное их содержание – выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению преступных деяний.

Специальные (конкретные, специфические) меры. Это меры в отношении конкретных лиц, совершающих противоправные деяния.

Для неформальных молодежных групп меры предупреждения должны дополняться и специфическими мерами, но главным направлением борьбы с ней является комплексная профилактика, причем осуществляемая на различных уровнях (общесоциальном, специально-криминологическом, индивидуальном).

Общесоциальный уровень охватывает мероприятия экономического, политического, правового, идеологического характера, способствующие развитию общественных отношений в различных сферах общественной жизни и не имеющие специальной направленности. Основным отличием таких мероприятий является то, что они представляют собой некий фундамент для эффективного применения специальных криминологических мер предупреждения преступных проявлений.

Меры специально-криминологического уровня призваны целенаправленно устранять конкретные криминологические факторы, предупреждение преступности составляет их основное, а в ряде случаев и единственное содержание.

Для борьбы с насильственными преступлениями в составе неформальных молодежных групп необходима комплексная профилактика, способствующая выполнению общегосударственных задач социального характера. Научные основы теории предупреждения преступлений, совершаемых в составе неформальных молодежных групп, созданы в результате многочисленных исследований проблемы борьбы с преступностью в различных сферах экономики и социальной жизни, разработки методов и средств ее профилактики.

С момента объявления себя суверенным государством Российская Федерация осознает важность проблемы организованной преступности. Поэтому уже с первых дней ведется активная борьба по противодействию данного вида преступности, причем на самом высоком уровне [51,с.77].

Эффективность профилактического воздействия на насильственную преступность в составе неформальных молодежных групп зависит от многих условий: К ним можно отнести: 1) достоверность и полноту оценочных категорий (количественные и качественные показатели преступности); 2) целостное представление об объектах профилактического воздействия, то есть насильственной преступности в составе неформальных молодежных групп; 3) наличие сил и средств, необходимых для профилактического воздействия; 4) научную обоснованность и выполнимость планируемых мероприятий.

Оценка эффективности профилактики насильственной преступности в составе неформальных молодежных групп позволяет не только проникнуть в «технологию» управления объектом профилактического воздействия, но и выявить дополнительные особенности насильственной преступности в составе неформальных молодежных групп. Это позволит определить оптимальную стоимость общих затрат на профилактическую работу.

Вместе с тем эффективность профилактики насильственной преступности в составе неформальных молодежных групп на всех ее уровнях оценить крайне затруднительно, так как необходимы критерии оценки. Это можно сделать лишь на ее среднем и низшем уровнях.

Из-за отсутствия четкого представления об объекте профилактического воздействия, в качестве которого выступает неформальные молодежные группы, в правоохранительной практике, как правило, профилактическая деятельность осуществляется и оценивается только с позиций «оказываемости» влияния на состояние преступности криминогенных детерминантов. По существу, не подвергается рассмотрению эффективность тех или иных планируемых профилактических мер. Хотя следует признать, что проблема оценки эффективности профилактической деятельности достаточно полно исследовалась многими российскими учеными.

Следует отметить, что вопросы показателей и критериев эффективности профилактики преступлений, а тем более вопросы особенностей противодействия насильственным преступлениям в составе неформальных молодежных групп и профилактики преступлений в разнообразных сферах жизни и экономики до настоящего времени не подвергались детальному изучению и остаются еще, как и проблемы самой молодежной преступности, дискуссионными.

Как известно, показатели эффективности выполнения профилактических мероприятий, благодаря которым оценивается вся работа, осуществляемая в процессе непрерывного учета и анализа служебной деятельности по идентифицированным, заранее установленным критериям, нуждаются в постоянном совершенствовании и корректировке. К этому и сводится эффективность профилактики и борьбы с насильственными преступлениями в составе неформальных молодежных групп.

Не зная четких критериев оценки деятельности, нельзя ее измерить. Издержки нашей правоохранительной системы состоят в том, что получаемая информация, в целом о преступности и об насильственной преступности в составе неформальных молодежных групп в частности, в основном собирается и не подвергается глубокому анализу.

Отсутствие научного обеспечения практической деятельности органов внутренних дел привело к тому, что в деятельности в целом МВД, региональных ГУВД, УВД и УВДТ отсутствуют аналитическая работа, глубокий факторный анализ преступности и прогностическое направление. Работа органов внутренних дел по причине отсутствия научного обеспечения осуществляется практически вслепую и сведена к примитивному анализу количественных показателей преступности. Данный анализ проводится только за текущий и прошлый год, вся основная статистика преступности, ее качественные характеристики не анализируются и мертвым грузом ложатся в ежегодные отчеты органов внутренних дел.

Методика анализа преступности до сих пор не разработаны МВД Российской Федерации. Научные методы анализа деятельности органов внутренних дел (математические, социологические) в борьбе с преступностью не применяются. Органы внутренних дел не получают научных рекомендаций, реализация которых позволила бы значительно улучшить работу в первую очередь оперативно-следственных подразделений, а также остальных служб МВД Российской Федерации.

Следствием данного положения является то, что нет обратной связи между информацией и правоохранительной деятельностью, то есть информация накапливается сама по себе, а профилактическая деятельность и противодействие насильственной преступности в составе неформальных молодежных групп не связаны с ней.

В борьбе с насильственной преступностью в составе неформальных молодежных групп, если учесть ее латентный характер, нужны в первую очередь профилактические меры воздействия. Зарубежные эксперты утверждают, что воздействие на молодежную преступность осуществляется в основном опосредованно. Практически борьба ведется вслепую.

К направлениям профилактической деятельности против молодежной преступности относят:

- достаточную законодательную базу;

- четкую понятийную и концептуальную характеристику данного вида преступности и борьбы с ней в современный период;

- специализацию кадров, ведущих борьбу с молодежной преступностью и их подготовку;

- знание реального состояния и тенденций развития молодежной преступности, комплексное программирование, обоснованные прогнозные оценки;

- современную информационную базу, достаточное ресурсное обеспечение.

Исходя из перечисленных направлений, можно увидеть, что в Российской Федерации в настоящее время созданы не все условия для эффективной борьбы с насильственными преступлениями в составе неформальных молодежных групп. Кроме того, отсутствует достаточная правовая база, регламентирующая вопросы борьбы с насильственными преступлениями в составе неформальных молодежных групп. Имеющееся законодательство только создает условия для борьбы, а самой борьбы как таковой не ведется.

И если сравнивать молодежную преступность с серьезным заболеванием, таким, например, как раковая опухоль, то трудно не согласиться с мнением медицины, что легче предупредить болезнь, чем ее лечить: последствия молодежной преступности неизлечимы и могут нанести серьезный вред экономической безопасности государства.

«Специально-криминологические меры предупреждения насильственных преступлений, совершаемых неформальными молодежными группами»рассматриваетсявторой уровень применения мер, направленных на нейтрализацию причин и условий изучаемых преступлений, а также устранение их последствий.

Работа специализированных и неспециализированных субъектов по предупреждению насильственных преступлений, совершаемых неформальными молодежными группами, направлена на:

1) неформальные молодежные группы экстремистской направленности, относящиеся преимущественно к сфере деятельности центров по противодействию экстремизму органов внутренних дел, которые обязаны:

– устанавливать, предотвращать и пресекать факты приготовления к преступлению и покушению на преступление, совершаемое на почве экстремизма, а также принимать к лицам, его совершившим, соответствующие законодательству Российской Федерации меры;

- устанавливать лиц, противоправные действия которых в потенциале могут содержать признаки преступления экстремистской направленности, что дает основание для принятия к ним мер профилактического воздействия;

- привлекать к работе по предупреждению преступлений, совершаемых на почве экстремизма, общественные объединения правоохранительной направленности и отдельных граждан.

2) неформальные молодежные группы футбольных фанатов-хулиганов и вандалов, являющихся основным контингентом работы сотрудников патрульно-постовой службы, которые обязаны:

- проверять на маршрутах патрулирования места наиболее вероятного совершения фанатами и болельщиками хулиганских действий и актов вандализма;

- выявлять пункты укрытия агрессивно настроенных фанатов и болельщиков, склонных к совершению преступлений, а также точки их концентрации;

- пресекать случаи распития фанатами и болельщиками спиртных напитков в общественных местах, а также употребления наркотических средств и психотропных веществ;

- осуществлять разъяснительную работу среди фанатов и болельщиков по соблюдению ими правил общественного порядка.

3) неформальные группы тоталитарно-религиозной направленности и деструктивные секты,являющиеся преимущественно профилактируемым контингентом подразделений участковых уполномоченных полиции и инспекций по делам несовершеннолетних, которые обязаны осуществлять:

- профилактику ухода молодежи в секты, посредством диагностики социальной адаптации личности, создающей предпосылки для вовлечения их в секты, нейтрализации неблагоприятных факторов социализации, способствующих вовлечению молодежи в религиозные секты, антисектантского воспитания, выработки приемов психологической защиты от авторитарного воздействия сект, работы с родителями, направленную на осознание ими опасности вовлечения молодежи в религиозные тоталитарные объединения;

- предотвращение развитие влияния сект на молодых людей, имеющих опыт общения с их адептами;

- пресечение втягивания молодых людей в сектантскую деятельность, оказание помощи в реабилитации бывших членов секты.

4) неформальные молодежные группы - приверженцы субкультуры загробной жизни («готы», «сатанисты») и близкие к ним представители субкультурных течений (например, «металлисты»), являющихся профилактируемым контингентом деятельности подразделений уголовного розыска, сотрудники которого обязаны:

- проводить профилактическую работу с лицами, состоящими на учете;

- наблюдать за группировками, в поведении которых проявляются элементы насилия, агрессии;

- вести учет судимых за насильственные преступления;

- осуществлять контроль за их поведением.

5)неформальные молодежные группы мотоциклистов из числа «байкеров»,относящиеся к контингенту лиц, профилактируемых сотрудниками дорожно-патрульной службы, которые должны осуществлять:

- выявление и пресечение нарушений Правил дорожного движения;

- регистрацию и учет автомототранспортных средств;

- учет и анализ дорожно-транспортных происшествий, причин и условий их возникновения, а также принятие мер к их устранению;

- применение к нарушителям установленных законом мер воздействия;

- организацию и проведение агитационно-пропагандистской работы;

- дополнительную подготовку мотоциклистов, которую они могут пройти на специальных треках;

- требование использования элементов защиты: шлемов, наколенников, налокотников, защиты спины, за отсутствие которых следует неотвратимо штрафовать всех нарушителей на крупные суммы, используя автоматические системы регистрации нарушений на дорогах.

6) антисектантскую работу с молодежью, а также приверженцами субкультуры загробной жизни («готами», «сатанистами») и близкими к ним представителями субкультурных течений (например, «металлистов»), что входит в компетенцию служителей церкви, социальных служб поддержки молодежи, образовательных учреждений, которым необходимо применять:

- проведение лекционных занятий, семинаров, конференций, бесед, дающих наиболее полную и объективную информацию о религиозных сектах и оккультных направлениях;

- использование модели поведенческих навыков, ориентированной на формирование умений, позволяющих преодолеть негативное социальное давление и избежать вовлечения лиц в секту или оккультную группу;

- использование конструктивно-позитивной модели, основывающейся на формировании у молодых людей позитивных поведенческих навыков и представлений о социальных функциях современного сектантства, оккультизма и факторах, обусловливающих их распространение.

Наиболее сложными мерами предупреждения являются информационное обеспечение, взаимодействие и правовое регулирование вопросов предупреждения насильственных преступлений, совершаемых неформальными молодежными группами. Эффективным средством решения перечисленных проблем станет рациональное использование возможностей региональных информационных центров при ГУ МВД России, способных накапливать в своих базах соответствующие обобщенные сведения, предоставляя их в систематизированном виде по запросам всем заинтересованным субъектам [41,с.207-210].

Таким образом, предлагается на уровне региональных управлений МВД России создать единую систематизированную информационную базу, включающую в себя данные о неформальных молодежных группах насильственной направленности, а также о лицах, входящих в эти неформальные молодежные группы, с целью дальнейшего использования таких сведений для предупреждения совершаемых ими преступлений. Для чего внести изменения в справочник №15 «Дополнительная характеристика преступления», в котором под отдельными кодами нужно разместить следующие варианты заполнения первичных статистических документов:

«преступление совершено:

- членом неформальной группы;

- в том числе насильственной направленности».

Такое нововведение позволит учитывать соответствующие статистические сведения в карточке формы № 1 (на выявленное преступление) в разделе 27 – дополнительная характеристика преступления и карточке формы № 2 (на лицо, совершившее преступление) в разделе 34 – дополнительная характеристика преступления.

 

Date: 2016-05-25; view: 921; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию