Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сомнительные операции по счетам налогоплательщика и с денежной наличностьюСтр 1 из 9Следующая ⇒
Популярные налоговые "схемы", в которые лучше не ввязываться Лектор: Климова Марина Аркадьевна к.э.н., независимый консультант-практик по вопросам бухгалтерского учета, налогообложения и трудового права. Автор более 80 книг, в числе которых: «Постатейный комментарий к НК РФ», «Постатейный комментарий к ТК РФ», «Все ПБУ: комментарии», «Документооборот в бухгалтерии», «Ведение кассовых операций: правила, типичные ошибки, контроль», «Страховые взносы: правила и практика», «Налоговые аспекты трудового законодательства», «Иностранные работники в России», «Сделка требует договора (бухгалтеру о договорах)» и др. Автор более 300 публикаций, включенных в правовую базу системы «КонсультантПлюс»
Оглавление
1. ЧТО СЧИТАЕТСЯ НАЛОГОВЫМИ «СХЕМАМИ»
2. ПОПУЛЯРНЫЕ «СХЕМЫ», О КОТОРЫХ ДАВНО ЗНАЮТ КОНТРОЛЕРЫ
2.1. Сомнительные операции по счетам налогоплательщика и с денежной наличностью 4 2.2. Использование фирм-»однодневок» 4 2.3. Использование фиктивных посредников …………………………………………………………………………… 10 2.4. Использование взаимозависимых компаний ………………………………………………………………………. 11 2.5. Злоупотребления в операциях с заемными средствами ……………………………………………………… 13 2.6. «Вексельные» схемы ………………………………………………………………………………………………………… 14 2.7. Сомнительные внешнеэкономические операции ……………………………………………………………….. 15 2.8. «Схемы» с участием физических лиц, ИП …………………………………………………………………………. 17 2.9. «Схемы» с использованием специальных налоговых режимов. Формальное 2.10. Лизинговые схемы ………………………………………………………………………………………………………….. 21 2.11. «Схема» с использованием инвалидов …………………………………………………………………………….. 22
3. КАК ВЕДЕТСЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ «СХЕМ»
4. КАК ПРОВЕРИТЬ КОНТРАГЕНТА НА БЛАГОНАДЕЖНОСТЬ И ИЗБЕЖАТЬ НЕВОЛЬНОГО УЧАСТИЯ В «СХЕМЕ»?
5. ПОСЛЕДСТВИЯ УЧАСТИЯ В «СХЕМАХ» ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ, ЕЕ ДИРЕКТОРА, ГЛАВБУХА, СОБСТВЕННИКА
6. НЕОБОСНОВАННЫЕ ПРЕТЕНЗИИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ К ДОБРОСОВЕСТНЫМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ:
1. ЧТО СЧИТАЕТСЯ НАЛОГОВЫМИ «СХЕМАМИ»
Схемы минимизации налогов
Под схемой минимизации налогов понимаются недобросовестные действия налогоплательщика, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода Под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности: уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, получения налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, получения права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.
п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»
Налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера). Налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. Возможность достижения того же экономического результата с меньшей налоговой выгодой, полученной налогоплательщиком путем совершения других предусмотренных или не запрещенных законом операций, не является основанием для признания налоговой выгоды необоснованной. О необоснованности налоговой выгоды могут свидетельствовать: невозможность реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг; отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств; учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуется совершение и учет иных хозяйственных операций; совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета. В случае наличия особых форм расчетов и сроков платежей, свидетельствующих о групповой согласованности операций, необходимо исследовать, обусловлены ли они разумными экономическими или иными причинами (деловыми целями).
2. ПОПУЛЯРНЫЕ «СХЕМЫ», О КОТОРЫХ ДАВНО ЗНАЮТ КОНТРОЛЕРЫ
Сомнительные операции по счетам налогоплательщика и с денежной наличностью
Сомнительные операции
К сомнительным операциям, совершаемым кредитными организациями по поручению клиентов, могут быть отнесены операции, указанные в письмах Банка России от 21 января 2005 г. № 12-Т, от 26 января 2005 г. № 17-Т, а также следующие виды операций: 1. Систематическое снятие клиентами со своих банковских счетов (депозитов) крупных сумм наличных денежных средств. При этом особое внимание следует обращать на клиентов, у которых отмечается высокое (80% и более) отношение объема снятых наличных средств к оборотам по их счетам. 2. Регулярные зачисления крупных сумм денежных средств от третьих лиц (за исключением кредитов) на банковские счета (депозиты, вклады) физических лиц с последующим снятием этих средств в наличной форме либо с их последующим переводом на банковские счета (депозиты, вклады) третьих лиц в течение нескольких дней. 4. Осуществление иных операций, которые не имеют очевидного экономического смысла (носят запутанный или необычный характер), либо не соответствуют характеру (основному виду) деятельности клиента или его возможностям по совершению операций в декларируемых объемах, либо обладают признаками фиктивных сделок (Письмо Банка России от 26 декабря 2005 г. № 161-Т). 5. Переводы денежных средств юридическими лицами - резидентами со своих счетов в уполномоченных банках на свои счета, открытые в банках за пределами территории РФ. 6. Получение наличных денежных средств со счета (вклада). 7. Операции физических и юридических лиц с векселями.
2.2. Использование фирм-»однодневок»
Фирмы-»однодневки»
Умышленное использование в хозяйственной деятельности «фирм-однодневок» является одним из самых распространенных способов уклонения от налогообложения. Под «фирмой-однодневкой» в самом общем смысле понимается юридическое лицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности, как правило, не представляющее налоговую отчетность, зарегистрированное по адресу массовой регистрации, и т.д. Сущность «схемы» Суть схемы с участием «фирм-однодневок» сводится к искусственному включению их в цепочку хозяйственных связей. При этом противоправная цель достигается в результате согласованных противоправных действий налогоплательщика и подконтрольной ему «фирмы-однодневки», которая является формально обособленной от налогоплательщика, что часто, как показывает практика, фактически не соответствует действительности. Фирмы-»однодневки» используются для создания фиктивных расходов и получения вычетов по косвенным налогам без соответствующего движения товара (работ, услуг). Организация желающая получить необоснованную налоговую выгоду заключает хозяйственные договоры с лицом, не исполняющим свои налоговые обязательства, причем деятельность фирмы-»однодневки», как правило, прямо или косвенно подконтрольна получателю необоснованной налоговой выгоды, перечисляет ему определенную договором сумму (в том числе сумму косвенных налогов). Со стороны контрагента условия договора фактически не исполняются, представляются только необходимые первичные документы, подтверждающие совершение операций. То есть соблюдаются формальные требования к документальному подтверждению произведенных расходов и принятию к вычету сумм косвенных налогов. Использование фирм-»однодневок» с целью увеличения добавленной стоимости товара, уменьшения налоговой нагрузки на производственные подразделения. Данная схема построения хозяйственных связей характерна при реализации товаров, имеющих низкую себестоимость. Производитель (импортер) реализует продукцию по цене, близкой к себестоимости, лицу, не исполняющему свои налоговые обязательства. Далее фирма-»однодневка» реализует тот же товар с существенной наценкой лицу, осуществляющему сбыт конечным потребителям. В рассматриваемой ситуации основная налоговая нагрузка приходится на фирму-»однодневку», в то время как производитель и конечный продавец имеют минимальную налоговую нагрузку.
Пример «схемы»
Пример «схемы»
Пример «схемы»
Что знают о «схеме» в ФНС? Схема описана в п. 1 Приложения «Способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском» к Приказу ФНС РФ от 14.10.2008 № ММ-3-2/467@, в Письме ФНС России от 24.07.2015 № ЕД-4-2/13005@.
На борьбу со «схемой» нацелена новая декларация по НДС.
Особые способы выявления «схемы» Подконтрольность фирм-»однодневок» налогоплательщику и фиктивность цепочки контрагентов помогает выявлять система «Банк-клиент». Если при осуществлении переводов между такими лицами банк фиксирует действия от имени разных организаций с одного и того же IP-адреса, это рассматривается как аргумент в пользу наличия «схемы». Инспекция также запрашивает у банков сведения о лице, имеющем доступ к ключу для системы «Банк-клиент». Если он имеет отношение к нескольким компаниям предполагаемой цепочки, это также аргумент в пользу существования «схемы». Ответственность За создание заведомой фирмы-»однодневки» предусмотрена уголовная ответственность по ст. 173.1 «Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица» УК РФ: штраф в размере до 500 000 рублей либо обязательные работы на срок до 240 часов, либо лишение свободы на срок до пяти лет.
см. также Письма ФНС России от 25.06.2014 № СА-4-14/12088, от 28.01.2014 № СА-4-14/1215 Судьба «однодневок» Юридическое лицо, которое в течение 12 месяцев не представляло в налоговый орган налоговые декларации и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из ЕГРЮЛ.
п. 1 ст. 64.2 ГК РФ Сознательное участие в «схеме» приводит к доначислению налогов, пеней и штрафов и суды поддерживают налоговые органы: Постановление АС ПО от 05.03.2015 по делу № А72-4279/2014 (Определением ВС РФ от 26.06.2015 № 306-кг15-6631 отказано в передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра); Постановление АС ЗСО от 31.03.2015 по делу № А02-1871/2013; Постановление АС ДВО от 15.04.2015 по делу № А59-2189/2014 и др. Добросовестность Факт нарушения контрагентом своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.
П. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 12.10.2006 № 53
Налогоплательщик не несет ответственности за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет.
Определение КС РФ от 16.10.2003 № 329-О
Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, что между налогоплательщиком и «фирмой-однодневкой» имел место сговор.
Налоговая выгода может быть также признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что деятельность налогоплательщика, его взаимозависимых или аффилированных лиц направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.
Задача налогоплательщика – отстоять реальность сделок и продемонстрировать осмотрительность при выборе контрагента. Если инспекция докажет обратное, суд встанет на сторону проверяющих:
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17 октября 2013 г. № А52-4291/2012; Постановлении ФАС Московского округа от 5 июля 2013 г. № А40-122173/12-20-621; Постановлении ФАС Поволжского округа от 18 апреля 2013 г. № А72-1129/2012; Постановление от 25.03.2011 № Ф09-1341/11-С3 (Определением ВАС РФ от 18.05.2011 № ВАС-6066/11 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ); Постановление ФАС Московского округа от 16.02.2011 № КА-А41/181-11 (Определением ВАС РФ от 20.05.2011 № ВАС-6406/11 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ).
Осмотрительность
Налоговые органы советуют налогоплательщику обратиться к своему контрагенту с просьбой представить: копию устава, копию свидетельства о регистрации в ЕГРЮЛ, копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, копии лицензий, копии приказов, подтверждающих право руководителя подписывать документы, информацию о том, не привлекался ли он к налоговой или административной ответственности.
Письмо ФНС РФ от 11.02.2010 № 3-7-07/84 Письмо ФНС России от 23.01.2013 № АС-4-2/710@
ФНС рекомендует налогоплательщику исключить следующие риски:
отсутствие личных контактов должностных лиц контрагентов при обсуждении условий и при подписании договоров; отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя (представителя) компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность; отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и/или производственных и/или торговых площадей; отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.); отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ.
Наличие подобных признаков свидетельствует о высокой степени риска квалификации подобного контрагента налоговыми органами как проблемного (или «однодневки»), а сделки, совершенные с таким контрагентом, сомнительными.
Дополнительно повышают такие риски одновременное присутствие следующих обстоятельств: контрагент, имеющий вышеуказанные признаки, выступает в роли посредника; наличие в договорах условий, отличающихся от существующих правил (обычаев) делового оборота (например, длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты, несопоставимые с последствиями нарушения сторонами договоров штрафными санкциями, расчеты через третьих лиц, расчеты векселями и т.п.); отсутствие очевидных свидетельств (например, копий документов, подтверждающих наличие у контрагента производственных мощностей, необходимых лицензий, квалифицированных кадров, имущества и т.п.) возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг; отсутствие реальных действий плательщика (или его контрагента) по взысканию задолженности на фоне продолжения поставки в адрес должника крупных партий товаров или существенных объемов работ (услуг); выпуск, покупка/продажа контрагентами векселей, ликвидность которых не очевидна или не исследована, а также выдача/получение займов без обеспечения (негативность данного признака усугубляет отсутствие условий о процентах по долговым обязательствам любого вида, а также сроки погашения указанных долговых обязательств больше трех лет); существенная доля расходов по сделке с «проблемными» контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика, при этом отсутствие экономического обоснования целесообразности такой сделки при одновременном отсутствии положительного экономического эффекта от ее осуществления и т.п.
Налогоплательщику рекомендуется исключить указанные риски, подать уточненные декларации, отразив увеличение налоговых обязательств.
п. 12 Приложения № 2 к Приказу ФНС России от 14.10.2008 № ММ-3-2/467@
Что суды считают проявлением достаточной осмотрительности при выборе контрагента:
Постановление Президиума ВАС РФ от 01.02.2011 № 10230/10, Постановление Президиума ВАС РФ от 25.05.2010 № 15658/09, Постановление Президиума ВАС РФ от 20.04.2010 № 18162/09, Постановление Президиума ВАС РФ от 19.04.2011 № 17648/10 и др.
Как проверить контрагента:
https://service.nalog.ru/disqualified.do - реестр дисквалифицированных лиц; https://service.nalog.ru/disfind.do - юридические лица, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица; http://egrul.nalog.ru - ЕГРЮЛ (можно узнать зарегистрировано ли юридическое лицо, не исключено ли из реестра); https://service.nalog.ru/addrfind.do - реестр адресов массовой регистрации; https://service.nalog.ru/svl.do - сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации установлен (подтвержден) в судебном порядке; http://services.fms.gov.ru/info-service.htm?sid=2000 – проверка по списку недействительных (утраченных (похищенных) паспортов граждан РФ; https://service.nalog.ru/baddr.do - сведения о юридических лицах, связь с которыми по указанному ими адресу (месту нахождения), внесенному в ЕГРЮЛ, отсутствует; https://service.nalog.ru/zd.do - сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов и/или не представляющих налоговую отчетность более года. Последствия неосмотрительности Если налоговый орган докажет, что организация при выборе контрагента действовала без должной осмотрительности и осторожности, это может свидетельствовать о получении необоснованной налоговой выгоды.
см. Постановления ФАС Московского округа от 22.01.2014 № А40-9000/13, ФАС Западно-Сибирского округа от 06.09.2012 № А45-22279/2011, от 14.08.2012 № А45-18244/2011 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 15.10.2012 № ВАС-13499/12), ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.03.2012 № А19-21036/10
Если налогоплательщик проявил недостаточную осмотрительность при выборе контрагента, но факт совершения им реальной хозяйственной операции не оспаривается, полностью исключить из налоговой базы затраты по сделке налоговый орган не вправе, но налоговая выгода может быть скорректирована.
Письмо ФНС России от 24.12.2012 № СА-4-7/22020, Постановление Президиума ВАС РФ от 03.07.2012 № 2341/12
Date: 2016-05-25; view: 754; Нарушение авторских прав |