Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нормативно-правовое регулирование управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства





Нормативно-правовое регулирование управления с сфере ЖКХ осуществляется через:

— Конституция Российской федерации

— федеральные законы (подзаконные акты);

— региональные законы (подзаконные акты);

— акты органов местного самоуправления.

Основной информационной базой являются Конституция РФ и Жилищный кодекс, так же указы Президента Российской Федерации, Постановления Губернатора и Правительства Новосибирской области.

Рассматривая нормативно-правовой аспект, следует отметить несколько документов, которые характеризуют современный этап реформирования ЖКХ [35]:

1. Распоряжение Правительства РФ от 02.02.2010 № 102-р, которым утверждена Концепция федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы». Данный Закон установил основные принципы приватизации государственного и муниципального жилищного фонда, определил правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище. Закон, который называли «первым рыночным» и «наиболее прогрессивным», радикально изменил общественные отношения в жилищной и коммунальной сфере. На его основе в последующем принимались многочисленные постановления и указы, нормативные правовые акты, концепции, программы, мероприятия по развитию ЖКХ, выделялись финансовые средства из различных источников, создавались новые управленческие структуры, велась определенная практическая работа. [17]

Цель Программы: обеспечение к 2020г. собственников помещений МКД всеми коммунальными услугами нормативного качества и доступная стоимость коммунальных услуг при эффективной работе коммунальной инфраструктуры [28].

Ввиду длительности сроков реализации и необходимости решения проблем повышения уровня благоустройства жилищного фонда, эффективности и надежности работы коммунальной инфраструктуры выполнение Программы осуществляется в 3 этапа, как показано в таблице 2

Таблица 2 - Этапы программы модернизации и реформирования ЖКХ на 2010-2020гг.

Этапы Результаты
1 этап 2010 - 2011 Разработка нормативной базы для реализации Программы и запуск нескольких пилотных проектов: -по разработке программ комплексного развития; -по разработке единых муниципальных баз информационных ресурсов; -по отработке механизма кредитования развития инфраструктуры муниципальных образований на базе системы банков государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности».
2 этап 2012 - 2015 Предусматривается широкомасштабное применение механизмов Программы, в том числе отработка механизмов кредитования, прежде всего проектов в средних городах, применение новых методов тарифного регулирования, анализ нормативной базы и доработка ее в случае необходимости (с участием банков на базе документации, разработанной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности»).
3 этап 2016 - 2020 Предусматривается переход к системе финансирования реконструкции жилищного фонда за счет собственников жилья при значительном сокращении субсидий со стороны бюджетов всех уровней на проведение реконструкции МКД, и осуществление крупномасштабных инвестиций в коммунальную инфраструктуру и масштабное привлечение инвесторов

 

Финансирование Программы осуществляется с 2010г. за счет средств внебюджетных источников, которые будут направлены на реализацию пилотных проектов в рамках 1 этапа Программы за счет средств государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» и начиная с 2011г. за счет средств федерального бюджета, средств субъектов РФ, местных бюджетов, частных инвесторов и собственников МКД. Объем финансирования составит 4098,75 млрд. руб.

На сегодняшний день по прошествии нескольких лет серьезных изменений в лучшую сторону в сфере ЖКХ не наблюдается, стоимость коммунальных услуг планово повышается дважды в год, а качество работы коммунальной инфраструктуры остается неизменным.

Основными задачами реформирования комплекса ЖКХ, являются:

1. Институциональные преобразования и развитие рыночных отношений;

2. Использование бюджетных расходов и адресной поддержки нуждающимся гражданам в предоставлении определенного стандарта жилищно-коммунального обслуживания;

3. Проведение органами муниципального управления единой политики по обеспечению его устойчивого функционирования.

Серьезным шагом в реформирование жилищно-коммунальной сфере, считается передача управления МКД с различным набором собственников от муниципальных органов к собственникам помещений. Следовательно, собственники на всеобщем собрании сами выбирают способ управления МКД и сами выбирают УК и несут полную ответственность за состояние дома.

Но для того, что бы был достигнут успех в реформирование ЖКХ, нужно обеспечить прозрачную деятельность управления, которая предполагает прозрачность процессов функционирования и реализации жилищно-коммунальной сферы.

Когда процесс реформирования возрастает, то сразу требуется осознание целей и задач конкурентной политики общественности, субъектами рыночной деятельности и органами МСУ. Следовательно, должна быть защита конкуренции, которая будет построена на убеждение и информировании населения как потребителя услуг.

Некоторые эксперты заявляют, что существуют большие сомнения по поводу того, что реформа приведет к качественным изменениям в данной отрасли, и что результатом всего этого может стать провал реформы и разрушение всей сферы коммунального хозяйства [24].

Реформирование ЖКХ имеет смысл тогда, если будут реализовываться 2 ее части: структурная и финансовая. Но реализуется, пока что только одна часть составляющей реформы – это финансовая часть. Определяется это возрастанием платежей за коммунальные услуги. Очевидно, что без изменений в структуре такое реформирование сферы ЖКХ сведется к переориентации денежных потоков, но не приведет к улучшению ситуации в отрасли.

Реформирование системы ЖКХ и увеличение уровня конкурентоспособности предоставляемых услуг, организаций предполагают применение новых, усовершенствованных методов управления, которые сильно различаются от тех, что использовались до недавнего времени в жилищно-коммунальной сфере. Все это происходит в рамках проводимой реформы ЖКХ.

Реформирование сферы ЖКХ в РФ происходит больше двух десятилетий, реформы проходят тяжело. Причина - малое финансирование отрасли, в свою очередь приводит к повышенной степени изношенности объектов ЖКХ.

За последние 20 лет сфера ЖКХ очень сильно деградировала. Для того что бы поддерживать ее в рабочем состояние, требуются не малые средства. Большим достижением было в государственной поддержки реформы ЖКХ за последние 10 лет выделение денежных средств из федерального бюджета.

В 2010 – 2014годах около 250 млрд. руб., но, по мнению экспертов, такие денежные средства очень малы для решения проблем реформирования и нужно примерно 10-13 трлн. руб., а предусматривается чуть больше 4 трлн. руб.

Считается, что основным источником финансирования будут выступать сами граждане, т.е. предлагают осуществлять реформу за счет населения [19].

В 2013 году вступили в силу положения Жилищного Кодекса РФ, которые определяют сбор и использование денежных средств на капремонт общего имущества МКД. Теперь у собственников существует обязанность платить определенную денежную сумму на капремонт своего дома, которую установит Жилищный кодекс.

По словам чиновников НСО, на капремонт жилья в областном бюджете денежные средства уже заложены. На сегодняшний день собираемых средств составляет сумма около 1,5 миллиардов рублей. Что бы выполнить программу капитального ремонта, нужно собрать еще столько же. В соответствии с законодательством РФ, все граждане МКД обязаны участвовать в этом проекте. Имеют право не вносить взносы на ремонт в 2015г., граждане, которые проживают в домах, признаны аварийными. И не платят денежные средства на капремонт наниматели государственных и муниципальных квартир, т.к. они не являются их владельцами. Следовательно если квартиру не оставляют никому в наследство, ее можно расприватизировать, и вас освободят от платы средств на капитальный ремонт. То есть, гражданин проживающих в муниципальной квартире освобожден от денежных взносов на капремонт до тех пор, пока владелец квартиры не решит переложить на него свои обязанности [25].

2. Принят Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Федеральный закон в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. [2]

В настоящее время все сильнее актуализируется необходимость решения важной проблемы обеспеченности населения страны качественным жильем. В соответствии с международными нормативами, понятие «качественная жизнь» включает в себя не только количественные его характеристики – такие, как общая площадь жилых помещений, приходящих я в среднем на одного члена семьи; количество человек, проживающих в одной комнате; площадь общей комнаты; площадь спальни и т.п., но так же и наличие различных компонентов благоустройства – водопровода, канализации, центрального отопления, ванны (душа), газа, горячего водоснабжения и т.п. [16]

Комфортность жилищ и техническую доступность коммунальных услуг для потребителей обеспечивает уровень благоустройства жилищного фонда. В среднем по России доля комплексно благоустроенного жилья (оборудованного одновременно водопроводом, водоотведением (канализацией), отоплением, горячим водоснабжением, газом или напольными электроплитами) составляет 62,9%. Во вновь поостренных домах в 2014 году 47,9% оборудовано одновременно водопроводом, канализацией, отоплением и горячим водоснабжением. Водопровод имеют 73% индивидуальных домов и 68% - канализацию. Вместе с тем, 11% вновь введенных индивидуальных жилых домов не оборудовано ни одним из видов благоустройства. (Приложение А) [23]

Важным фактором, влияющим на уровень доступности жилья гражданам является рост цен на жилье как на первичном, так и на вторичном рынках.

Такая ситуация из-за отсутствия эффективного и прозрачного финансирования жилищных организаций и должной поддержки частных управляющих организаций органами местного самоуправления сдерживает рыночные преобразования. После вступления в силу нового жилищного законодательства, с развитием конкуренции в коммунальном секторе, приходом в отрасль банковских структур и привлечением финансирования в жизнеобеспечение городов намечаются положительные тенденции развития рыночных отношений и повышения качества обслуживания потребителей в жилищном секторе муниципальной экономики.

3. Подписан Федеральный закон о лицензировании деятельности управляющих компаний в сфере ЖКХ. Федеральный закон обязывает индивидуальных предпринимателей и юридических лиц осуществлять управление многоквартирными домами на основе лицензии.

После этого ни одна компания без лицензии не имеет права управлять многоквартирным домом. Для получения доступа на рынок руководителям УК необходимо не только предоставить соответствующий набор документов, но и сдать квалификационный экзамен на знание жилищного законодательства.

Управляющая компания представляют собой организацию государственной, муниципальной, частной или смешанной формы собственности, деятельность которой заключается в управлении жилищным фондом и/или коммунальной инфраструктурой и предоставлении ЖКУ потребителям. [19] Формирование рыночного механизма функционирования ЖКХ предусматривает полный отказ от административного влияния муниципальных органов управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятий сферы ЖКУ и переход на реальные договорные формы отношений. [33]

Управляющая компания – коммерческое предприятие, осуществляющая профессиональное управление многоквартирным домом (домами) и при этом имеющая целью получение прибыли. Возможность аккумулирования значительных средств при управлении несколькими (многими) домами позволяет управляющим компаниям осуществлять необходимый ремонт обслуживаемых зданий, в том числе капитальный. [33]

Оценивая преимущества УК на рынке ЖКУ, следует выделить:

- заинтересованность в качестве оказываемых услуг, поскольку от объема обслуживаемых площадей и количества клиентов напрямую зависит рентабельность бизнеса;

- определение стоимости услуг частных управляющих компаний в каждом отдельном случае;

- заинтересованность во внедрении энергосберегающих технологий, поскольку процент от экономии средств также может быть их вознаграждением компании; индивидуализация подхода к эксплуатации каждого дома: в зависимости от технического состояния здания и социального состава жильцов;

- заинтересованность в отстаивании интересов своих клиентов, поскольку компания выступает профессиональным посредником между собственниками (жителями) дома и поставщиками воды, тепла, электричества. [33]

Безусловно наряду с преимуществами следует отметить ряд недостатков УК, действующих на рынке ЖКУ, среди которых:

- недостаточный опыт работы на рынке ЖКХ, что связано со сложностью управления большими объемами жилой недвижимости на основе хорошо отлаженной логистики и профессиональны кадров;

- при этом трудно оценить профессионализм той или иной управляющей компании, что приводит к нерациональному выбору УК собственниками (жителями) многоквартирных домов, следовательно на рынке управляющих компаний отсутствует полноценная конкуренция. [33]

Итог лицензирования за 2015г.: 12 000 управляющих компаний в сфере ЖКХ в России прошли процедуру лицензирования. Эти 12 000 составляют компании, которые уже работают с многоквартирными домами. Что касается тех УК, которые не прошли процедуру, то их доля составила 13%. Еще 2,5 тысячи компаний, которые пока не управляют многоквартирными домами, прошли процедуру лицензирования.

Эффективность лицензирования управляющих компаний, как инструмента регулирования сферы предоставления жилищно-коммунальных услуг, трудно оценить, так как только недавно закончилась процедура проведения квалификационного экзамена. Но, становится ясным, что такие меры, как лишение права обслуживания дома после двух административных нарушений, потеря над управлением более 15% всех домов, находящихся под управлением управляющей компании, станет стимулом для того, чтобы эффективно выполнять свою работу и лучше взаимодействовать с собственниками жилья.

 

Date: 2016-05-25; view: 2974; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию