Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1. Труд умственный и труд физический





 

1. Проблемы взросления -- это новые требования к самим себе. Это новые конфликты, новые, неведомые ранее притязания

Гармония семейных отношений не означает отсутствия проблем и бесконфликтности.

Напротив, чем ближе к идеалу, тем сложнее и тоньше мир возникающих противоречий. Гармония ведь всегда единство различного. Когда мы говорим о богатстве личности, мы неизбежно сталкиваемся и с богатством противоречий. Действительно, как совмес-тить в одном человеке самые различные увлечения? Как предотвратить перерастание увлечения в страсть, способную заслонить ребенку многообразный мир человеческих интересов, порывов, исканий, общения? На какой основе одна возникшая потребность должна вести к образованию другой? Как сделать, чтобы разрешение одного противоречия неизбежно выводило подростка на оптимистические рубежи, побуждало к самовоспитанию?

А каков путь к гармонии всевозможных отноше-ний, образующих личность? Каким образом отноше-ние к самому себе (самосознание) влияет на отношение к другим: к близким, родным, товарищам, учителям, обществу?

На развилке педагогического эталона и отклонения от нормы возникают порой самые неожиданные во-просы. Да и сама по себе идеальная норма заключает самодвижение, обусловленное ростом ребенка. В этом непрерывном движении что-то отрицается, что-то изменяется. Такие отрицания могут проходить болез-ненно, сопровождаться своего рода кризисами, нравст-венными потрясениями, страданиями.

Конечно, знание тонкостей педагогического дела должно избавлять от неоправданных коллизий, точ-нее, придавать им ход разумного разрешения кон-фликтов.

Но и это не просто. Особенно если имеешь дело с подростками старшего возраста, где в любом увлече-нии, в любом занятии могут неожиданно высветиться и характеры детей, и их мировоззрение, и такие сложные нравственные образования, как долг, совесть, понятие счастья. А острота переживаний в старшем возрасте приобретает иные, порой более скрытые формы и обнаруживается не столь очевидно, как в младшем. Все это создает много проблем и вопросов, на которые ищут ответ родители.

Попытаемся услышать подростка, всмотреться в противоречивый мир его нравственного становления. Думается, что в работе с подростками старшего воз-раста, в частности, у воспитателя, должно быть больше гибкости, больше педагогического искусства, чем в работе с детьми младшего возраста.

 

2. Взросление -- это и болезнь, и выздо-ровление, это, когда все по краю, у самой бездны. Это и жизнь, и смерть -- роди-тели должны быть постоянно начеку!

Последние школьные годы.

Физическая и духовная акселерация.

Напряженный поиск себя.

Нетерпение. Все узнать. Определить.

Разочарования.

Первые свидания. Растерянность.

Неожиданные двойки.

Размышления. Споры.

Настольная лампа, 10, 11, 12 часов, второй час, третий час и будильник на семь утра!

Напряженная нервно-кривая линия роста современ-ного подростка.

Ранний подростковый возраст -- самый непонят-ный и самый сложный.

 

Если вашей дочери минуло двенадцать лет, знайте, что вы имеете дело не просто с ребенком, а с маленькой женщиной. Она не торопится еще заявить о себе, но она уже вобрала в себя все тонкости поведения жен-щины: легкую расчетливость, изящную слабость, некоторую коварность, общительность и умение (ни за что!) не выдать тайну. Необыкновенное единство (в чем-то, но далеко не во всем) с мамой: общие взгляды вкусы, привязанности. И некоторые расхождения с отцом. Некоторое пренебрежительное отношение к этому странному мужскому полу, неприспособлен-ному, неуправляемому... И вместе с тем тяга и стрем-ление не властвовать, а чисто по-женски привязать к себе этот противоположный пол, расположить. Пусть они говорят свои глупости, пусть упиваются собой, пусть кичатся своей силой, ловкостью! Кстати, как до-садно, что мужчины стали столь много времени уде-лять джинсам, рубашкам, прическам. И как мало стало настоящих людей -- это бесконечно повторяет мама,-- которые смогли бы беззаветно любить, пойти во имя чего-то на лишения и жертвы. Это совсем не так, решает дочь. Как хочется, чтобы рядом был тот, кто тебя поймет, чтобы шел этот задиристый подрос-ток рядом. Чтобы он вздыхал рядом. Чтобы можно было ему доверить самое сокровенное, в чем-то помочь, пожалеть.

Если вашей девочке минуло двенадцать лет и в ней ни разу не вспыхнуло (пусть крошечное) светлое, радостное чувство от встречи с другим человеком,-- это такая же беда, как и плохие отметки в журнале.


Так называемое освоение социального опыта у девочек проходит преимущественно в русле их эмоцио-нального развития. Именно поэтому класс, в котором учится ваша двенадцатилетняя дочь, кипит от вы-яснения отношений. Борьба за лидерство идет не только между звездами, но и в среде непопулярных. Кто кому как сказал, кто кого пригласил пройтись по коридору, кто первый заговорил и кто предал навсегда ("пришла новенькая в класс -- и подруга с ней, а не со мной пошла в буфет!") -- все это возводится в ранг событий первейшей важности.

Именно в эти годы зреет женственность. Филигран-ную утонченность приобретают интонации, в которых можно уловить самый разный подтекст (десятки оттен-ков понятны подружкам -- и ни один недоступен взрослым). Все идет в ход -- полуулыбки, полукивки, полунамеки. Четверть тона, три четверти тона в слове "нет" и еще больше в слове "да".

Ну, а мальчишки в 12-13 лет? Они -- мужчины? Вот уж нет! Их совсем по-иному занимает проблема человека в эти годы. Выяснение отношений? На это бесплодно-скучное, с их точки зрения, занятие нет смысла тратить время. И чего так мечутся девчонки, галдят как сороки: этот так сказал, а тот эдак сказал! Ну и что -- кто как сказал? Разве слова можно потрогать, запаять, завинтить?

Нет, у мальчишек свой ажиотаж. Предметный. Реальный. Весомый. Их влечет мир вещей, животных, камней, минералов, токов, полимеров, транзисторов. Все, чем можно измерить этот мир: разбить, разогнуть, расплавить -- молоток, плоскогубцы, тиски, паяльник, огонь. Жизнь собак, змей, носорогов, лему-ров. Визг и крик, шипение, лай, кудахтанье -- все это формы познания мира одухотворенности живого...

И спорт: лыжи, футбол, хоккей, коньки, борьба.

И проба сил: "Я ему так дал!" "Если ты еще раз полезешь -- схватишь..."

И ожидание: "Эх, скорее бы вырасти да на Луну слетать!" "Кончить бы восьмой класс и податься в экспедицию с геологами"...

И зароки: " Когда вырасту, ни за что на своих детей орать не буду!"

А как они относятся к "ажурным плетениям" своих юных однолеток-подруг? Чем-то привлекает их загадочность -- чем? Понять, а тем более выразить словами -- невозможно. Да, конечно, с девчонками здорово у костра, в походе, да и на перемене или на уроке хочется переброситься словом, хорошо бы в кино сходить!..

Но есть какая-то благоговейная нейтральная поло-са, которую почему-то никто не решается переступить: здесь -- мальчики, там -- девочки, и вдруг резкая выходка, помчался сломя голову, толкнул, дернул. И возмущение девчонок: "Ненормальный!" И только кажущаяся разобщенность. Они неразлучны в мыс-лях, поступках. Они неразлучны и тогда, когда их разделяют стены и расстояния.

 

3. Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были яркие и прекрасные мгновения -- они-то и воспитывают. И если они связаны с собственным трудом, с раско-ванностью душевных сил -- тогда им нет цены! Эти мгновения творят Личность, Семьянина, Гражданина!

Взрослые знают только одно: по какому предмету спраши-вали? Что поставили? Замечания были? (Не было). И еще удар -- покажи дневник! (Дневник -- это камень на шее, это доносчик в собственном портфеле.)


А отец медленно читает замечания в дневнике: опоздал на второй урок, снова играл в футбол, явился на ботанику мокрый от пота, весь в грязи... И сидит мальчишка, как подсудимый. Он, гордость футболь-ной команды. Ах, какой он забил гол тогда, перед вторым уроком! Да за этот гол он бы согласился и на двадцать записей в дневнике. Он один пробился через защиту. И сам, с ходу, в угол! И ребята бросились обнимать. Да разве такое часто бывает? И понимает ли отец, что этот удар многое решил в его судьбе? В его отношениях с ребятами... Нет, другие заботы у мальчишек.

Но есть у девчонок и мальчишек нечто общее -- это поэтическое состояние души, эта удивительная оду-хотворенность порывов. Если взрослый не постарается понять этой прекрасной детской поэтичности, если не сделает своей союзницей, ни о каком нравственном влиянии говорить не придется.

В двенадцать лет всплески душевной раскованности преобладают преимущественно в игре. Надо вносить эту духовную взволнованность в сферу занятий, учебы, общественной деятельности.

После того как вам удалось сделать союзницей поэтическую приподнятость ребенка и вы разделили все его восторги по поводу собак, носорогов, полиме-ров, бизонов, черепах, транзисторов, пенальти,-- вы должны найти момент и предложить ему свою по-мощь. Там и тогда, где и когда она необходима.

Например, если у ребенка тройка по какому-либо предмету, он на уроке не может чувствовать себя спо-койно. Он лишается радости учения. Его урок делится на две части. Первую часть он скован страхом: как бы не спросили, а вторую -- он отходит от страха, рас-ковывается и поэтому, разумеется, не слушает. Ждет перерыва, ибо перемена -- это для большинства на-стоящая жизнь! Десять минут удивительной свободы, счастья, света, полная грудь воздуха -- весь мир в твоей власти.

 

4. Приохотить к умственному труду -- дело непростое.

Надо запастись терпением

На уроках запоминают учебный материал в основ-ном те, кто хорошо учится. Остальные проводят время так просто. А ваш сын тычет карандашом в лопатку соседа и шепчет какую-то чепуху, и тот оборачивается, и учительница делает замечание. Делает второй раз, третий...

Не станем продолжать возможное развитие собы-тий...

Выведите ребенка из этого ужасного серого без-молвия!

Как это сделать?

Вы недовольны учителем?

Позволю себе рассказать историю. Я в ней ничего не придумал. Очень любопытный встретился мне чело-век. Около двадцати дней я пролежал в больнице, и все это время мой сосед по палате, инженер Борис Ива-нович Зверев, штудировал школьные учебники: прохо-дил программу седьмого класса по алгебре, геометрии, физике, химии.

-- Понимаете, мой сын болел, потом в санатории был. Отстал. И вот сейчас приходится помогать. И я решил освоить предметы...

Мальчик приходил в больницу, и отец растолко-вывал ему теоремы. Когда сын не мог прийти, уставая или плохо чувствуя себя, приходила жена. Отец объяснял жене математические задачки, в которых она не очень-то разбиралась, все успела позабыть, и жена должна была все это передать сыну.


-- Разве может учительница знать все о каждом ребенке,-- рассуждал отец,-- когда у нее много учеников?

-- А вы поговорите с ней, посоветуйтесь,-- предло-жил я.

-- Что это даст?

-- Возможно, она станет внимательнее к мальчику. Это очень важно.

И я рассказал ему об одном психологическом опыте. Опыт сводился к тому, что психологи обманули учителя, сказав, что пять его отстающих учеников обладают выдающимися математическими способ-ностями. Учитель стал по-иному относиться к этим де-тям, и через некоторое время они учились уже намно-го лучше.

Зверев согласился со мной, но заметил:

-- Я думаю, что мы с ним скоро основательно подгоним математику, а потом, конечно, и за русский придется взяться...

И каждое утро Борис Иванович готовил уроки. Писал сыну объяснения задач, давал письменно советы, всячески помогал мальчику. Я не сомневался в том, что через некоторое время сын Зверева станет хо-рошо учиться.

Были ли увлечения у мальчика? Конечно. Часами он сидел с электрическими конструкторами, мотор-чиками, мастерил и кое-чего добился благодаря этому: по физике у него была твердая пятерка, здесь он все понимал. А вот по алгебре и геометрии, рассказывал отец, у него такая запущенность, что он не в силах самостоятельно разобраться в материале. И его мучит страх.

 

5. Избавьте ребенка от страха, от лож-ного стыда, от необходимости изворачи-ваться и лгать

Не случайно психологи говорят об эмоции страха как угрожающей для нормального развития ребенка.

Если ребенок знает, что его встретят дома недоволь-ным взглядом, упреком, вздохом, он чувствует себя скованно. Скованность нарастает по мере приближе-ния к дому. Переступил порог. Движения точно при замедленной съемке: вешает пальто (так бы и прилип к стене и не отлипал бы!), медленно опускает руки, снимает ботинки. А спиной чувствует вопрос: "Что по-лучил?" И ведь давно уже догадались, что ничего хо-рошего не получил, в глаза стыдно смотреть, потому и уткнулся носом в стену. Но все равно спрашивают... Неужели не понимают, что он ничего, кроме тройки, не может принести из школы? Откуда же взяться хо-рошим отметкам, если все так беспросветно запу-щено?! Если те же густые потемки незнания и неуме-ния осилить предмет как паралич сковали волю, способность соображать.

Попытайтесь войти в положение ребенка. Поставьте себя на его место. Представьте себе создавшуюся ситуацию.

-- Иди к доске, Зверев,-- говорит ему учитель,-- решай задачу.

-- Я не могу.

-- Садись, два.

И стыдно ему двигаться по классу. Торчат огром-ные руки. Рост -- 1 м 70 см. А задачку не смог ре-шить. А пигалица Верка, на год младше, выскочила к доске и мелком по доске стук-стук и все решила. "Садись, пять". А он, Зверев, весь в испарине: хоть бы звонок скорее!

А домой приходит: "Что получил?" Мать кричит. И даже замахивается на сына. Отец вроде бы жалеет, но это еще хуже. У отца давление сразу подскакивает, как только сын двойку домой приносит. Вот какая ис-тория.

И вдруг однажды атмосфера изменилась. "С этого дня со старым покончено,-- заявил отец.-- Начнем за-ниматься математикой с шестого класса. Ты только не стесняйся, говори, где и что тебе непонятно..." И пошли занятия. Ожил Зверев. И перестал замечать рост свой -- на полголовы выше отца,-- легкость в движениях появилась. Улыбка на лице. И никто не спрашивал больше, что получил, а только занимались: знали, что настанет день, когда мальчик придет домой и скажет: "По геометрии -- четыре".

Так оно и было.

-- Следует, однако, иметь в виду, что ваши занятия в дальнейшем могут пойти во вред, а не на пользу.

-- Есть такая опасность. Я ее однажды почувствовал -- рассказывает Борис Иванович Зверев. - Сначала я просто решал задачки, а сын набело переписывал в тетрадку. И появилась у него привычка самому не думать. Я сижу, решаю, а он ждет. Э, думаю, не годится, а ну, возьми-ка, сам решай. Изменили мы с ним метод: он решает, а я ему только изредка подсказываю да объясняю, чего он не знает.

Правильно сделал Борис Иванович, что изменил метод работы с сыном. Только собственным усилием ребенок может прийти к подлинному знанию, к развитию своих умственных способностей, к повыше-нию своего статуса в коллективе школы, семьи.

Если ваш ребенок пропустил занятие -- был в поликлинике, проспал, занят был по хозяйству и т.д., -- сделайте все, чтобы он выполнил заданное на дом. У вас может быть с ним такой разговор:

-- Ты узнал задание?

-- А никто не знает.

-- Как это никто?

-- Я у Юрки спрашивал, он забыл записать. А Петьки дома нет.

Постарайтесь сорвать этот тактический план. Заставьте узнать, что было задано, сядьте рядом. Пусть у ребенка сложится твердое мнение, что пропус-тить или не выучить урок, не сделать домашнее задание -- это самый большой проступок, какой только может быть в его школьных делах.

Сейчас родители уже все больше стали понимать, что семья в такой же мере ответственна за развитие ребенка, как и школа. Что общность усилий как раз и состоит в том, чтобы в разных условиях, разными средствами создавать общую единую основу для само-развития, самораскрытия возможностей детей.

Я чаще встречаю родителей, которые не просто интересуются педагогикой, как они интересуются, скажем, садом, охотой, спортом, но и стремятся к своеобразному педагогическому творчеству. Москов-ский слесарь Петр Иванович Панов (незрячий от рождения) развил музыкальные способности своего шестилетнего сына Алеши (у него примерно три процен-та зрения) до такой степени, что музыкальный звук стал для малыша средством общения. Мальчик сувлечением исполняет сложные классические произведения, находит в музыке радость восприятия мира. Петра Ивановича интересовали методы воспитания. Все то лучшее, что было в его собственном детстве, он воспроизводит в своих отношениях с сыном. И всячес-ки избегает повторения у ребенка тех отрицательных эмоций, от которых страдал в свое время он сам. Его требовательность к сыну очень высокая. Требова-тельность, в основании которой лежат терпение, чуткость, уважение к личности человека, к его досто-инству.

 

6. Если вы хотите, чтобы ваши дети по-лучили хорошее образование и развитие, не надо жалеть собственных усилий. Вос-питанный и образованный ребенок -- это самое великое ваше богатство

Вот ученик пришел домой и сказал, что он, ранее отстававший, первым решил задачку в классе и учительница его похвалила, -- знайте, что он на вершине своего счастья. Никакой футбол, детективы, компьютеры не могут сравниться с этим прекрас-ным ощущением победы над собой. Помогите обрести эту радость.

Если ваш сын или дочь учится на одни пятерки и относится к своим отметкам с привычной удовлетво-ренностью и даже скукой -- это опасно. Помогите найти более усложненные варианты знаний. Постарай-тесь загрузить отличника в соответствии с его раз-витием.

Многие педагоги делают непростительную ошибку, когда к отличнику предъявляют такие же требования, как к слабому ученику. Тогда сильный ученик рабо-тает не в меру своих сил, не в меру своего развития. Родители должны следить за этим. Чем раньше школьник будет включен в процесс самообразования, тем успешнее станет его подготовка к жизни, дальней-шему учению. Постарайтесь найти для своего ребенка такие формы занятий, которые вели бы его к более высоким формам умственного напряжения. Это могут быть и кружки в школе, и кружки при институтах, различные формы заочных занятий и т.д.

 

7. Не всякая загруженность полезна. Заня-тия должны развивать духовно и физи-чески

Если подросток будет сверх программы решать сложные задачи, или писать юмористические расска-зы, или конструировать новый приемник -- помогите ему достичь цели. Ибо каждая достигнутая цель -- это и есть тот воспитательный результат, который фор-мирует личность, ее духовную, физическую и нравст-венную суть.

Духовная жизнь семьи складывается, кроме всего прочего, и на основе обмена информацией. Желатель-но, чтобы эта информация, хотя бы частично, перекли-калась с изучаемым программным материалом.

Если в школе проходят Пушкина, то неплохо в семье читать в этот период книги о Пушкине, письма поэта, воспоминания о нем, его произведения. Знания, полученные в процессе свободного общения, выпол-няют особо важную роль в общем развитии детей.

Если в школе проходят электричество, достаньте, хотя бы на это время, занимательные книги по этой теме, а также книги из серии "Жизнь замечательных людей", в которых рассказывается о первооткрыва-телях электрической энергии.

Если в школе изучается теория происхождения видов, то хорошо бы взяться за книги о Дарвине и дру-гих ученых-естествоиспытателях.

Помогите ребенку сориентироваться в чтении лите-ратуры. Надо, чтобы у сына или дочери была своя полка любимых книг. Этим вы достигнете очень мно-гого. Пусть ребенок говорит: "Это мои любимые книги. Это мои любимые стихи, любимые пьесы".

Пусть ходит по магазинам, ищет и спрашивает нужную ему книгу. Пусть заглядывает в каталоги, запоминает издания, авторов. Собирание книг, воз-можно, одна из прекрасных человеческих страстей, которая украшает нашу жизнь.

Научите ребенка мастерить, помогите ему обору-довать рабочее место. Я видел разные типы "рабочих мест". Мальчишка увлекся химией -- в доме установ-лен стеллаж, появляются специальная посуда, горел-ка, отводная трубка в окно, цинком обита стена...

Подросток увлекся техническим творчеством: в квартире -- шкаф, ящики с деталями, место для паяльника, маленькие тисочки, верстачок, приборы...

В семье Никитиных, где выросло шестеро детей, нашлось место для прекрасно оборудованной ком-плексной мастерской, для работ по электричеству, слесарному и столярному делу, резьбе по дереву и т.п. В этой мастерской все: и жесть, и краски, и лаки, и растворители, и дерево, и провода, и радиодетали, и точило, и прочее. Когда я был в этой мастерской с группой ребят, у них глаза разбегались: "Вот это дом!"

Почему подросток должен мастерить? Можно при-вести много примеров и доводов в пользу ручного труда: и физические усилия, и выработка трудовых навыков, умений.

Я не стану их перечислять. Коснусь только одного. Ручной труд чрезвычайно полезен, так как помогает глубже познавать современный мир техники, явлений природы.

То, что проходит через детские руки, дает обильный материал для самых широких обобщений. Работа рук не просто механические движения. Рука -- это тоже разум! Это осмысление. Это приятие целостности вещи, предмета. Никакие умозрительные представления, никакие книги не смогут заменить то, что ребенок мо-жет и должен сделать своими руками. Руки развивают мозг в такой же мере, в какой разум делает движение рук осмысленным. Ребенок познает мир прежде всего руками.

Чем раньше ребенок будет приобщен к труду, тем больше будет предпосылок для нравственного воспита-ния.

 

8. Труд и гармоническое развитие лич-ности

Я как педагог не могу не восстать и против той лености, которая порой воспитывается у многих детей именно потому, что в силу созданных социальных условий у них нет необходимости с малых лет трудить-ся. При бездумном, беспечном отношении взрослых это зачастую приводит к иждивенчеству, инфантиль-ности, неподготовленности к практической жизни.

Мы много рассуждаем о трудовом воспитании и не-достаточно порой создаем реальных условий для включения детей в труд, и прежде всего -- произ-водительный.

Однажды я был на заседании художественного совета кинематографистов, где обсуждался педаго-гический сценарий. Речь шла о том, что сельские школьники выращивали растения, и коллектив шко-лы получал от этого доход. Какое возмущение вызвало у присутствующих это слово -- "доход"! Можно ли школьникам зарабатывать деньги? Не развратят ли деньги детский коллектив? Не воспитают ли корысто-любие? Опыт лучших воспитательных учреждений (московский школьный завод "Чайка", ставрополь-ские школьные полеводческие бригады, школа имени В.А. Сухомлинского и др.), напротив, свидетельствуют о целесообразности самого широкого развития произ-водительного труда в школе.

Трудовое воспитание нельзя сводить только к приобретению трудовых навыков или тем более к одним разговорам о любви к труду. Если малыш умеет клеить коробочки и красить кубики, это еще не зна-чит, что у него уже воспитана потребность в труде.

Пора нам, наконец, понять, что труд выполняет свою воспитательную функцию тогда, когда он заключает в себе и какой-то экономический смысл, является ка-ким-то делом, а не просто физическим усилием. Больше того, если труд бесполезен, бессмыслен, он способен вызвать только отвращение.

 

9. Духовное благородство невозможно вос-питать только постоянными назида-ниями. Оно утверждается в сотрудни-честве с другими, в трудовом напряжении

В труде рождаются первые искры гражданского сознания. Начальные трудовые шаги могут быть очень простыми и будничными. Например, дети копают ямки для посадки молодых деревьев, сажают их, вносят в землю удобрения, поливают. И так каждый год -- все несложно и однообразно.

Но это не отупляющая физическая работа. Это работа в полном понимании этого слова творческая: ребенок наблюдает, как дерево растет, видит реальные плоды своего труда, и в этом для него удовлетворение и радость. Увлеченность коллектива рождает у него желание проявить себя в общей работе.

Важно, чтобы одна деятельность обогащала дру-гую, одна сформированная потребность становилась условием образования других потребностей, ведь гармоническое развитие предусматривает воспитание разносторонних интересов личности.

 







Date: 2016-05-14; view: 310; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.027 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию