Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этапы развития классической школы политэкономии





В XVII в. меркантилизм утрачивает свое значение как теорети­ческая концепция и экономическая политика. Одной из причин это­го является углубление процесса общественного разделения труда, которое привело к тому, что развитие мануфактурного производ­ства создало предпосылки к выходу предпринимательской деятель­ности за пределы сферы обращения (торговли, денежного обраще­ния, ссудных операций) и распространению ее на всю сферу про­мышленного и сельскохозяйственного производства. В результате на смену эпохе первоначального накопления капитала приходит пе­риод развития товарного производства, функционирования рыноч­ной экономической системы.

В этих условиях рекомендации меркантилизма не позволяли ре­шать новые экономические проблемы, возникающие в связи с раз­витием крупного товарного производства. Кроме того, произошло сужение функциональной роли государства, так как вследствие расширения и углубления товарно-денежных отношений отпадала необходимость государственного регулирования, надзора и регла­ментации торговли и производства.

В связи с этим возникла необходимость в теоретическом ана­лизе функционирования механизма товарно-денежных отноше­ний, исследовании условий и экономических законов развития рыночного хозяйства, формировании соответствующего понятий­ного аппарата.

Данные процессы предопределили необходимость эволюции экономической мысли и возникновение новой школы – классичес­кой политической экономии, которая выступила с обоснованием идей экономического либерализма, предполагающего невмеша­тельство государства в экономическую жизнь, неограниченную сво­боду конкуренции предпринимателей.

С возникновением классической школы экономическая теория приобретает статус научной дисциплины с названием «политичес­кая экономия».

Школа носит название «классической» за подлинно научный ха­рактер ее концептуальных построений и методологии исследования, за объективный анализ закономерностей развития товарного хозяй­ства и включение в объект исследований сферы производства.

К достоинствам данной школы необходимо отнести следующее:

· экономическая мысль развивалась на более зрелой методологи­ческой основе. Классиками были обоснованы и использованы обще­философские, специальные способы и приемы исследования;

· анализ был перенесен в сферу производства и исследовался механизм функционирования простого товарного и рыночного хозяйства;

· сформировался категориальный аппарат экономической науки;

· определились функциональная роль, предмет и объект политической экономии;

· были выведены объективные экономические законы, определились механизмы их познания и использования;

· при анализе в качестве исходной использовалась категория стоимости, была создана трудовая теория стоимости.

Классическая школа возникла в Англии и Франции в конце XVII – начале XVIII вв. и в своем развитии прошла четыре этапа.

Первый этап становления классической школы (конец XVII – начало XVIII вв.) включает разработки У.Петти, П.Буагильбера, школы физиократов, которые выступили с аргументированной критикой меркантилизма, занялись поиском богатства в сфере производства, исследованием функционирования простого товарного хозяйства и выдвинули трудовую теорию стоимости.

Второй этап развития классической школы (последняя треть XVIII в.) связан с произведениями А. Смита, который занялся разра­боткой проблем воспроизводства и экономических законов функционирования рыночного хозяйства, сформировал категориальный аппа­рат политической экономии, заложил основы современной микроэкономики и макроэкономики.

Третий этап эволюции классической школы (первая пол. XIX в.) включает разработки последователей А. Смита, которые за­нялись переосмыслением и обогащением его идей, исследованием многообразных проблем функционирования рыночной экономики. Среди них: французы Ж. Сэй, Ф. Бастиа, С. Сисмонди, англичане Д. Рикардо, Т. Мальтус, Н. Сениор, американец Г. Кэри и др.

Четвертый этап. На этом завершающем этапе во второй половине XIX в. доминировали труды Дж.С. Милля и К.Маркса, всесторонне обобщивших лучшие достижения «классической школы». Как известно, в данный период уже началось формирование нового, более прогрессивного направления экономической мысли, получившего впоследствии название «неоклассической экономической теории». Однако популярность теоретических воззрений «классиков» оставалась весьма внушительной.

Причиной тому в значительной мере было то, что последние лидеры классической политической экономии, будучи строго привержены положению об эффективности ценообразования в условиях конкуренции, все же, говоря словами П.Самуэльсона, симпатизировали рабочему классу и были обращены «к социализму».

 

Date: 2016-05-25; view: 420; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию