Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Этапы развития классической школы политэкономии
В XVII в. меркантилизм утрачивает свое значение как теоретическая концепция и экономическая политика. Одной из причин этого является углубление процесса общественного разделения труда, которое привело к тому, что развитие мануфактурного производства создало предпосылки к выходу предпринимательской деятельности за пределы сферы обращения (торговли, денежного обращения, ссудных операций) и распространению ее на всю сферу промышленного и сельскохозяйственного производства. В результате на смену эпохе первоначального накопления капитала приходит период развития товарного производства, функционирования рыночной экономической системы. В этих условиях рекомендации меркантилизма не позволяли решать новые экономические проблемы, возникающие в связи с развитием крупного товарного производства. Кроме того, произошло сужение функциональной роли государства, так как вследствие расширения и углубления товарно-денежных отношений отпадала необходимость государственного регулирования, надзора и регламентации торговли и производства. В связи с этим возникла необходимость в теоретическом анализе функционирования механизма товарно-денежных отношений, исследовании условий и экономических законов развития рыночного хозяйства, формировании соответствующего понятийного аппарата. Данные процессы предопределили необходимость эволюции экономической мысли и возникновение новой школы – классической политической экономии, которая выступила с обоснованием идей экономического либерализма, предполагающего невмешательство государства в экономическую жизнь, неограниченную свободу конкуренции предпринимателей. С возникновением классической школы экономическая теория приобретает статус научной дисциплины с названием «политическая экономия». Школа носит название «классической» за подлинно научный характер ее концептуальных построений и методологии исследования, за объективный анализ закономерностей развития товарного хозяйства и включение в объект исследований сферы производства. К достоинствам данной школы необходимо отнести следующее: · экономическая мысль развивалась на более зрелой методологической основе. Классиками были обоснованы и использованы общефилософские, специальные способы и приемы исследования; · анализ был перенесен в сферу производства и исследовался механизм функционирования простого товарного и рыночного хозяйства; · сформировался категориальный аппарат экономической науки; · определились функциональная роль, предмет и объект политической экономии; · были выведены объективные экономические законы, определились механизмы их познания и использования; · при анализе в качестве исходной использовалась категория стоимости, была создана трудовая теория стоимости. Классическая школа возникла в Англии и Франции в конце XVII – начале XVIII вв. и в своем развитии прошла четыре этапа. Первый этап становления классической школы (конец XVII – начало XVIII вв.) включает разработки У.Петти, П.Буагильбера, школы физиократов, которые выступили с аргументированной критикой меркантилизма, занялись поиском богатства в сфере производства, исследованием функционирования простого товарного хозяйства и выдвинули трудовую теорию стоимости. Второй этап развития классической школы (последняя треть XVIII в.) связан с произведениями А. Смита, который занялся разработкой проблем воспроизводства и экономических законов функционирования рыночного хозяйства, сформировал категориальный аппарат политической экономии, заложил основы современной микроэкономики и макроэкономики. Третий этап эволюции классической школы (первая пол. XIX в.) включает разработки последователей А. Смита, которые занялись переосмыслением и обогащением его идей, исследованием многообразных проблем функционирования рыночной экономики. Среди них: французы Ж. Сэй, Ф. Бастиа, С. Сисмонди, англичане Д. Рикардо, Т. Мальтус, Н. Сениор, американец Г. Кэри и др. Четвертый этап. На этом завершающем этапе во второй половине XIX в. доминировали труды Дж.С. Милля и К.Маркса, всесторонне обобщивших лучшие достижения «классической школы». Как известно, в данный период уже началось формирование нового, более прогрессивного направления экономической мысли, получившего впоследствии название «неоклассической экономической теории». Однако популярность теоретических воззрений «классиков» оставалась весьма внушительной. Причиной тому в значительной мере было то, что последние лидеры классической политической экономии, будучи строго привержены положению об эффективности ценообразования в условиях конкуренции, все же, говоря словами П.Самуэльсона, симпатизировали рабочему классу и были обращены «к социализму».
Date: 2016-05-25; view: 459; Нарушение авторских прав |