Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет и задачи гигиены

Лекция 1.

Гигиена: введение. Биологические факторы среды.

 

 

План:

1. Предмет, цели и задачи гигиены.

 

Предмет и задачи гигиены.

Общая гигиена -это медицинская наука о сохранении и укреплении здоровья человека, предупреждении (профилактике) заболеваний и патологических состояний, обеспечении оптимальных условий существования человека, продлении его активного долголетия.

Филологически происхождение термина «гигиена» связывается с богиней здоровья Hygieinos - дочерью Эскулапа в греческой мифологии. Гигиена – символ здоровья («целебный», «здоровый», «приносящий здоровье»).

Цель гигиены - профилактика нарушений здоровья и возникновения различных заболеваний у человека.

Предмет гигиены – влияние различных факторов внешней среды, в том числе физических нагрузок, на функциональное состояние организма человека, состояние его здоровья и работоспособность.

Основные задачи гигиены:

· - исследование влияния на организм человека различных природных факторов;

· - научное обоснование и разработка гигиенических норм, правил и мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, укрепление здоровья, продление физического и творческого долголетия;

· - оздоровление внешней среды и охрана природы в целом.

 

Внешняя среда (в гигиене) – комплекс природных, социальных, бытовых и других факторов, в которых протекает жизнедеятельность (труд, учеба, отдых) человека.

Природные факторы:

Физические факторы - температура, влажность и движение воздуха; атмосферное давление и атмосферное электричество; солнечное излучение и др.

Химические факторы - различные вещества, являющиеся основой окружающей среды (в составе воздуха, воды, почвы), или их примеси (например, в разных местностях в воздухе могут содержаться различные химические соединения).

Биологические факторы - патогенные микробы, вирусы, грибки.

Социальные факторы: условия труда, быта, отдыха, питания, миграционные процессы, уровень образования, культуры.

Бытовые факторы: проживание в неблагоустроенной квартире, отсутствие централизованного водоснабжения, занятия спортом, посещение спортзалов, бассейнов, курение, употребление алкоголя, перенесенные заболевания, наследственность.

Особенно важную роль в развитии гигиены играет её неразрывная связь с физиологией.

Организм может существовать только до тех пор, пока происходит процесс уравновешивания между ним и окружающими его внешними условиями; организм перестает существовать, как только этот процесс уравновешивания серьезно нарушается. Естественно, что для гигиены как науки о связи и взаимодействии организма с окружающей средой, это положение Павловской физиологии играет первостепенною роль.

В гигиене организм человека и окружающая его среда рас­сматриваются как неразрывное целое, элементы единой системы «организм—внешняя среда». Именно на основе изучения особен­ностей влияния на организм человека различных факторов внеш­ней среды разрабатываются конкретные гигиенические рекомен­дации, санитарные нормы и правила, обеспечивающие создание благоприятных условий труда, быта, отдыха, занятий физической культурой и спортом для различных категорий населения.

Неблагоприятные изменения условий внешней среды, превы­шающие по своему уровню и качеству приспособительные воз­можности организма человека, могут нарушить сформировавшие­ся в процессе онто- и филогенеза взаимоотношения организма человека с внешней средой и привести к формированию у него различных функциональных отклонений или тех или иных пато­логических процессов.

К основным неблагоприятным факторам внешней среды от­носятся:

· резкие колебания метеорологических факторов;

· загрязнение воздуха пылью и другими загрязнителями;

· неблагоприятные бытовые и производственные условия;

· недоброкачественная вода;

· длительное чрезмерное физическое и психическое перена­пряжение;

· недостаточный или избыточный уровень привычной суточ­ной двигательной активности;

· нерациональное питание.

Гигиенический норматив — это установленное исследования­ми допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека

Гигиенические требования к факторам окружающей среды реа­лизуются различными путями. Одним из них является санитарное законодательство. В соответствии с Законом РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарные пра­вила, нормы и гигиенические нормативы определяются как нор­мативные акты, устанавливающие критерии безопасности или без­вредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Несоблюдение этих нормативных актов создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распростра­нения заболеваний.

Санитарные правила должны соблюдать все государственные органы и общественные объединения, предприятия и иные хо­зяйствующие субъекты, организации и учреждения независимо от подчиненности и форм собственности, должностные лица и граждане (ст. 3).

Контроль за выполнением этого закона осуществляется в фор­ме предупредительного и текущего санитарного надзора. В Рос­сийской Федерации предупредительный санитарный надзор и те­кущий санитарный надзор производят органы санитарно-эпиде­миологического надзора.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор — деятельность по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия на­селения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.

Результаты предупредительного и текущего санитарного над­зора оформляются в виде санитарно-эпидемиологического заклю­чения.

Санитарно-эпидемиологическое заключение — это документ, удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарным правилам факторов среды обитания, хозяйственной и иной дея­тельности, продукции, работ и услуг, а также проектов норматив­ных актов, проектов строительства объектов, эксплуатационной документации.

Основные методы исследований, используемые в области общей гигиены. В зависимости от решаемых задач в общегигиенической науке используют следующие методы исследований: санитарное описание, физические, химические, санитарно-статистические, экспериментальные, бактериологические, физиологические, клинические и др.

Метод санитарного описания заключается в изучении и подробном описании санитарно-гигиенического состояния различных объектов. Однако он не позволяет получить необходимую качественную и количественную характеристику факторов внешней среды.

Физические методы позволяют определить многие важные параметры окружающей среды: температуру, влажность, скорость движения и охлаждающую способность воздуха, атмосферное давление, интенсивность лучистой энергии, освещенность, уровень радиоактивного излучения, шума, вибрации и др.

Химические методы применяются для определения химического состава воздуха, воды, пищевых продуктов, а также для изучения воздействия химических веществ на организм человека в производственных и бытовых условиях.

Санитарно-статистический метод позволяет оценивать суммарное влияние изучаемых факторов на важные показатели состояния здоровья населения или отдельных групп людей.

Бактериологические методы в гигиенических исследованиях позволяют определять бактериальную загрязненность воздуха, воды, пищевых продуктов, одежды и обуви, инвентаря и др.

Физиолого-гигиенические методы позволяют определять различные изменения в функционировании ведущих физиологических систем организма при различных условиях жизни, труда, спортивной деятельности и т.п.

Клинические методы в гигиенических исследованиях дают информацию об изменениях состояния здоровья и работоспособности при воздействии различных факторов, в том числе и профессиональных. Это позволяет выявлять ранние признаки заболеваний и проводить соответствующие профилактические и лечебные мероприятия.

Использование вышеперечисленных методов на фоне моделирования разнообразных условий внешней среды позволяет изучать влияние отдельных факторов или их комплекса на организм человека, давать гигиеническую оценку различным санитарно-гигиеническим устройствам, новым видам одежды и обуви и т.п.

В зависимости от решаемых задач гигиеническая наука пользуется разнообразными методами:

1. САНИТАРНО-ОПИСАТЕЛЬНЫМ — для изучения санитарного состояния отдельных сооружений (жилых, общественных, спортивных), а так же улиц, районов, городов и различных коллективов.

В связи с этим в гигиенических исследованиях широко при­меняется комплекс объективных физических, химических, бак­териологических, радиологических, социологических, токсиколо­гических, клинических, физиологических, биохимических, санитарно-статистических, математико-статистических методов ис­следования, позволяющих дать количественную и качественную характеристику санитарно-гигиенического состояния изучаемого объекта по тому или иному признаку.

Физические методы исследования позволяют оценить микро­климатические условия окружающей среды: уровень освещен­ности, шума, температуру и влажность, направление и скорость движения воздуха и т.д.

Химические методы исследования используются для оценки химического состава воздушной среды и почвы, качества воды, биологической ценности продуктов питания и т.д. Бактериологические методы исследования используются для оценки бактериальной загрязненности воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов и других объектов, которые могут служить источником или переносчиком возбудителей инфекционных за­болеваний.

Токсикологические методы исследования применяются для оценки действия различных химических веществ на организм че ловека и установления их предельно допустимых концентраций (ПДК) в воде, воздухе, почве.

Клинические и физиологические методы исследования позво­ляют выявить наиболее ранние неблагоприятные функциональ­ные изменения в организме человека, возникающие при воздей­ствии на него различных факторов внешней среды.

2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫМ - для гигиенической оценки различных факторов внешней среды (воды, воздуха, почвы и пр.) и изучения их влияния на здоровье человека, в этих целях широко используются методики: физиологические, физико-химические, бактериологические и биологические.

Метод гигиенического эксперимента позволяет изучить вли­яние факторов окружающей среды на организм человека или жи­вотных. Он осуществляется как в естественных, так и в лабора­торных условиях. Метод лабораторного эксперимента позволяет моделировать влияние различных факторов окружающей среды на человека для выявления их возможного воздействия на здо­ровье.

3. СТАТИСТИЧЕСКИМ - для изучения показателей санитарного состояния страны (рождаемости, заболеваемости, смертности, физического развития населения) и их анализ в зависимости от социальных условий, характера деятельности и пр. Изложенные выше задачи гигиенической науки и применяемые методы исследования, свидетельствуют о тесной связи гигиены с другими естественными медицинскими науками.

Санитарно-статистические методы исследования дают возможность оценить количественные взаимодействия между факторами внешней среды, здоровьем и физическим развитием различных групп населения (рождаемость, заболеваемость, про­должительность жизни, смертность и другие показатели). Это осу­ществляется путем анализа информации о разных видах заболе­ваемости, демографических показателей и данных о физическом развитии различных групп населения др.

Гигиена как отрасль медицинской науки состоит из отдель­ных отраслей: гигиены окружающей среды, гигиены питания, гигиены детей и подростков, гигиены труда, радиационной ги­гиены, военной гигиены, социальной гигиены, гигиены физи­ческой культуры и спорта.

Профессиональная гигиена(гигиена труда) - это раздел профилактической медицины, изучающий влияние на организм человека профессиональной деятельности и условий ее реализации с целью научного обоснования нормативов и методов, позволяющих предупреждать их возможные неблагоприятные последствия, включая профессиональные заболевания, сохранять и, по-возможности, укреплять состояние здоровья лиц, занятых в той или иной профессиональной области.

Основными задачами общей профессиональной гигиены являются:

- изучение влияния характера и условий реализации различных видов профессиональной деятельности на здоровье человека;

- определение в избранном виде профессиональной деятельности опасных (вредоносных) факторов производственной среды;

- определение факторов риска в самом трудовом процессе;

- выявление сопутствующих факторов риска нарушений состояния здоровья человека при избранном виде профессиональной деятельности и различных условиях ее реализации;

- разработка санитарных правил устройства и содержания различного рода предприятий, учреждений и сооружений;

- рекомендации по рациональной организации трудовых процессов и рабочих мест, режима труда и отдыха и т.п.;

- обоснование и разработка комплексных мер профилактики нарушений состояния здоровья человека, связанных с неблагоприятными факторами, сопутствующими каждому виду профессиональной деятельности и условиями ее реализации;

- научное обоснование и разработка гигиенических норм, правил и мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, укрепление здоровья, продление физического и творческого долголетия;

- оценка эффективности используемых оздоровительных мероприятий.

 

Обратите внимание! Опасный производственный фактор - это фактор среды или трудового процесса, который может быть причиной острого или хронического профессионального заболевания, острого или хронического профессионального отравления и даже смерти.

Опасными производственными факторами могут быть:

- физические факторы: температура, влажность, скорость движения воздуха, тепловое излучение; неионизирующие электромагнитные поля и излучения; ионизирующие излучения; производственный шум, ультразвук, инфразвук; вибрация (локальная, общая); аэрозоли (пыли) преимущественно фиброгенного действия; освещение (естественное - отсутствие или недостаточность; искусственное - недостаточная освещенность, прямая и отраженная слепящая блескость, пульсация освещенности); электрически заряженные частицы воздуха – аэроионы;

- химические факторы, в том числе некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), получаемые химическим синтезом и/или для контроля которых используют методы химического анализа;

- биологические факторы: микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в препаратах, патогенные микроорганизмы;

- психофизиологические факторы: монотонность труда, напряжение памяти, внимания, эмоциональные нагрузки и др.

Опасными факторами трудового процесса могут быть очень высокая тяжесть и напряженность труда.

Тяжесть труда – характеристика трудового процесса, отражающая степень нагрузки преимущественно на опорно-двигательный аппарат и кардио-респираторную систему. Тяжесть труда определяется физической динамической нагрузкой, массой поднимаемого и перемещаемого груза, общим числом стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки, формой рабочей позы, степенью наклона корпуса, перемещениями в пространстве.

Напряженность труда – характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника (интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные, монотонные нагрузки, напряженный график работы и т.п.).

 

Неблагоприятные факторы окружающей среды могут негативно влиять на здоровье как отдельного человека, так и группы населения. Благодаря постоянным морфологическим и функциональным адаптивным изменениям, связанным с необходимостью приспосабливаться к конкретным социально-биологическим условиям, изменениям функционального состояния ведущих адаптивных систем организма формируется устойчивость организма к действию неблагоприятных факторов внешней среды. И одна из важнейших задач

физической культуры состоит именно в том, чтобы способствовать конкретному человеку в выработке высокой устойчивости к действию комплекса неблагоприятных факторов окружающей среды.

Таким образом, физическая культура является одним из важнейших средств решения главных задач гигиены. В течение многих лет научные исследования в области гигиены физического воспитания детей и подростков проводились в отделе гигиены физического воспитания НИИ гигиены детей

и подростков Министерства здравоохранения СССР под руководством А.Г.Сухарева и Л.И.Абросимовой. Сотрудниками отдела были разработаны гигиенические рекомендации по закаливанию детей и подростков, нормированию физических нагрузок для школьников разных возрастно-половых групп в процессе физического воспитания, обоснована применимость различных средств физического воспитания с оздоровительной целью.

 

Гигиена физической культуры и спорта — это наука о вли­янии различных факторов, связанных с занятиями физической культурой и спортом, на здоровье занимающихся.

Гигиена физической культуры и спорта является одной из областей профессиональной гигиены.

 

Основными факторами, оказывающими влияние на организм занимающихся, являются:

· факторы внешней среды — условия, в которых протекают занятия физическими упражнениями в процессе уроков физиче­ской культуры, занятий оздоровительной физкультурой, трениро­вок и соревнований;

· организация и содержание занятий физическими упражне­ниями в процессе уроков физической культуры, занятий оздоро­вительной физкультурой и тренировок;

· объем, длительность и интенсивность физических нагрузок при занятиях физическими упражнениями в процессе уроков фи­зической культуры, занятий оздоровительной физкультурой, тре­нировок и соревнований;

· характер питания в процессе занятий физической культу­рой, тренировок и соревнований;

· техническое оснащение и состояние спортивных сооруже­ний;

· экипировка спортсменов.

На основе изучения влияния различных факторов, связанных с занятиями физическими упражнениями, разрабатываются ги­гиенические рекомендации, нормы и правила, обеспечивающие создание благоприятных условий для занятий физической культу­рой и спортом, повышение их оздоровительной эффективности, а также повышение общей и специальной (спортивной) работоспо­собности, уровня спортивных результатов при условии сохране­ния и укрепления здоровья занимающихся.

Цели гигиены физического воспитания и спор­та — профилактика различных заболеваний, связанных с воздействиями факторов физической культуры и спорта на лиц, за­нимающихся физическими упражнениями, повышение оздорови­тельной эффективности занятий на основе создания оптимальных условий, организации и содержания занятий физической культу­рой и спортом.

К основным задачам гигиены физической культу­ры и спорта относятся:

· - изучение влияния характера и условий реализации различных видов физической культуры и спорта на здоровье человека;

· - выявление сопутствующих факторов риска нарушений состояния здоровья занимающихся физической культурой и спортом при различных условиях реализации данных видов мышечной деятельности;

· - разработка санитарных правил устройства и содержания различного рода спортивных сооружений;

· - рекомендации по рациональной организации режима дня, тренировок, отдыха, питания, личной гигиены, спортивной экипировки;

· - обоснование и разработка комплексных мер профилактики нарушений состояния здоровья занимающихся, связанных с неблагоприятными факторами, сопутствующими определенным видам физической культуры и спорта;

· - научное обоснование и разработка гигиенических норм, правил и мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, укрепление здоровья, продление физического долголетия занимающихся физической культурой и спортом;

· - оценка эффективности используемых оздоровительных мероприятий.

· При решении указанных задач гигиена физической культуры и спорта опирается на данные общей гигиены и профильных гигиенических дисциплин, широко использует теорию физического воспитания, спортивную медицину, физиологию спорта и другие науки.

· разработка практических мероприятий, направленных на предупреждение возможного неблагоприятного влияния различ­ных факторов физической культуры и спорта на занимающих­ся;

· улучшение состояния здоровья, физического развития, по­вышение общей и спортивной работоспособности лиц, занимаю­щихся физической культурой и спортом.

Эти задачи определяют выделение следующих разделов гигиены физической культуры и спорта: гигиена планирования, строитель­ства и эксплуатации спортивных сооружений; гигиена закалива­ния; гигиена питания лиц, занимающихся физической культурой и спортом; гигиена тренировки в отдельных видах спорта.

К числу основных гигиенических средств, применяемых в ги­гиене физической культуры и спорта, относятся:

· оптимизация условий, режимов, содержания, форм, средств и методов физической культуры и спорта;

· рациональное питание;

· оптимизация физических нагрузок в процессе занятий фи­зическими упражнениями;

· закаливание.

Без соблюдения соответствующих гигиенических норм и тре­бований в процессе занятий физической культурой и спортом нельзя обеспечить оптимальные условия для нормального физи­ческого развития, сохранения и укрепления здоровья лиц, занимаю­щихся физическими упражнениями, для повышения спортивных достижений.

 


<== предыдущая | следующая ==>
Потребности организма в белке | Метод динамического программирования

Date: 2016-05-25; view: 7048; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию