Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вехи творческой биографии





Эдвард Бернет Тайлор (1832-1917) — всемирно признанный клас­сик эволюционной теории в истории культуры. Это был талантли­вый ученый, обладавший поразительно богатой эрудицией, неутоми-.мый путешественник, немало сделавший для организации науки. Его жизненный и творческий путь свидетельствует об огромной энерге­тической силе таланта.

Он родился 2 октября 1832 г. в семье промышленника в предме­стье Лондона и должен был продолжить традиционные занятия ком­мерцией. Тайлор получил среднее образование в квакерской школе, и ничто не предвещало отклонений от намеченного семьей пути.

Случай определил изменения в его судьбе. Во время путешествия на Кубу он познакомился с любителем археологии и истории куль­туры, меценатом и банкиром Г. Кристи, который оказал влияние на интересы Э. Тайлора, приобщил его к миру археологии и этногра­фии. Увлечение оказалось столь сильным, что изменило намерения Тайлора. Через два года, в возрасте 25 лет, вернувшись в Англию, он усиленно занялся самообразованием, изучал языки, историю и этно­графию. Первая его работа вышла в 1861 г. и была итогом его экспе­диций по Мексике. Затем он опубликовал книгу «Исследования в области древней истории человечества», в которой излагал основные идеи эволюционизма в истории культуры.

В 1871 г. вышел фундаментальный труд Э. Тайлора «Первобыт­ная культура», который принес ему всемирную известность. Инте­ресна судьба этой монографии в России. Первое русское издание по­явилось уже в 1872 г., хотя и со значительными купюрами цензоров из-за расхождения трактовки происхождения религиозного созна­ния. В 1939 г. книга Э. Тайлора переиздается, но под одним названи­ем объединяются главы двух книг, неравноценные по своему научно­му значению.

Наконец, в 1989 г. публикуется новое издание книги, наиболее полное по сравнению с предыдущим, хотя и в нем отсутствуют две главы: «Эмоциональный и подражательный язык» и «Искусство счис­ления».

«Первобытная культура» написана необычайно интересно, увле­кательно, великолепным литературным стилем, доступным для лю­бого читателя. Она насыщена этнографическим материалом по исто­рии культуры. Объяснение происхождения мифологии, тайноведе-ния, астрологии, переселения душ, почитания различных животных и растений, жертвоприношений, спиритизма, вампиров, колдовства, привидений, фетишизма, идолопоклонства, получивших неожидан­ную для цивилизованного мира популярность в наши дни, — все это делает книгу Э. Тайлора необычайно современной. Рассмотрение са­мой книги, ее идей еще предстоит, а сейчас вернемся к его биографии.

Успех книги «Первобытная культура» был столь значительным, что Тайлор был избран членом Британской академии наук — Коро­левского общества, а несколько лет спустя он получил дворянство, стал сэром Эдвардом Тайлором. Учитывая его происхождение, это было высокой наградой.

Он продолжал научную работу, написал более 250 статей. В 1881 г. вышла его последняя книга «Антропология (Введение к изучению человека и цивилизации)». В этом труде Тайлор сосредоточил вни­мание на эволюции человека и культуры, особенностях его физиче­ского, социального и духовного облика, значении языка, форм обще­ственной жизни. Его авторитет повлиял на дальнейшее развитие этой отрасли знания.

Он вместе со своими коллегами подготовил создание кафедры антропологии в Оксфордском университете, стал в 1896 г. ее первым профессором. Э. Тайлор избираяся президентом Антропологическо­го института Великобритании и Ирландии, был создателем и храни­телем Этнографического музея, собирателем богатых коллекций на­родов мира.

Тяжелая болезнь прервала его научную деятельность еще в 1907 г., а скончался он 2 января 1917 г.

Обоснование науки о культуре

Вернемся к главному труду Э. Тайлора «Первобытная культура». В нем 15 глав, посвященных науке о культуре, развитию материаль­ной и духовной культуры, пережиткам в культуре, мифологии, ани­мизму. Интересно отметить, что новое издание книги сопровождает-

ся указателем этнонимов (упоминанием различных народов мира), в котором перечислены около 400 этносов, а в указателе имен приво­дятся сведения о 500 авторах, на которых ссылается Тайлор. Все это достаточно убедительно говорит о широте его эрудиции.

Приступая к исследованию, он дает определение культуры, или цивилизации, в широком смысле. Культура слагается из знания, ве­рований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества.


Все эти явления культуры можно найти у каждого народа, и это единообразие свидетельствует об общих законах их происхождения и развития. Каждый факт культуры не произволен, он связан со все­ми предшествующими этапами. История человечества есть часть ис­тории природы, в ней нет эпизодов, не связанных друг с другом.

n> Как бы ни различались культуры народов, их объединяет общее сходст­во природы человека и обстоятельств его жизни. Этим и объясняет­ся единство человечества, возможность взаимопонимания и диалога культур..

Все народы и все культуры соединены в один непрерывно разви­вающийся процесс, и эволюция идет постепенно, когда один слой культуры накладывается на другой. Катастрофы, катаклизмы, скач­ки, революции губительны для культуры, которая страдает от подоб­ных вторжений. Это не означает, что культура сопротивляется нова­торству, открытиям, изобретениям, гениальным произведениям, но они приобретают известность и культурное значение постепенно. Культуры подобны видам растений и животных, поэтому исследова­тель может систематизировать их, расположить эволюционными ря­дами, выявить их повторяемость и устойчивость, ареалы распростра­нения. Такой подход может сблизить естественные и гуманитарные науки.

При многих индивидуальных различиях постоянство и общее сход­ство самобытных культур позволяют заключить, что «весь мир — од­на страна»1. Обращение к музейным коллекциям первобытной куль­туры (топоры, молотки, пилы, рыболовные сети, плетение, способы добывания огня, мифы о солнечном восходе, затмении, землетрясе­нии, потопе, обычаи посвящения юношей, обряды свадеб и погребе­ний) обнаруживает поразительное сходство и повторяемость. Разли-

1 Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989. С. 21.

чия лишь подтверждают мысль о том, что народы находятся на раз­ных ступенях или стадиях всеобщего пути. Тайлор пишет:

Культура — общее усовершенствование человеческого рода путем высшей организации отдельного человека и целого общества с целью одновре­менного содействия развитию нравственности, силы и счастья человека1.

Пользуясь предложенным в 1768 г. шотландским ученым Ада­мом Фергюссоном делением истории человечества на эпохи дико­сти, варварства и цивилизации, Тайлор убедительно раскрывает про­цесс перехода от одной стадии к другой на примере развития техни­ки, материальной и умственной культуры. Общий прогресс развития цивилизации состоит в стремлении к благосостоянию человеческого рода. Однако эти изменения не всегда ведут к позитивным переме­нам и прогрессу.

История культуры характеризуется неравномерностью развития, неодинаковым темпом изменений, возможностью регресса, упадка, кризиса. Как отмечает Тайлор, движение вперед оставило позади не­мало положительных качеств характера, о которых образованные лю­ди нашего времени вспоминают с сожалением и которых они стре­мятся достичь снова своими бессильными попытками остановить ход истории и восстановить прошлое в современной обстановке. Вообще в культуре измерить прогресс или упадок по какой-то общей шка­ле — задача необычайно сложная. Дикарь, принимающий нечто из чужой культуры, слишком часто утрачивает свои грубые доброде­тели, не приобретая взамен ничего равноценного. Остановка и упа­док в развитии культуры и цивилизации — весьма частые и даже могущественные проявления в жизни народов. Погружение челове­ческих обществ в грубость и нищету, упадок знания, отставание на­родов, некогда прогрессивных по сравнению с их соседями, увеличе­ние «опасных слоев» в городах, голод, эпидемии низводят население до крайности.

Однако разрушительные действия способны смести цивилизации отдельных стран, но не в силах истребить культуру всего мира.

Прогрессивное движение, — приходит к выводу Тайлор, — в культуре рас­пространяется и становится независимым от судьбы своих начинателей2.

Благодаря процессу распространения культуры обычаи и изобре­тения давно угасших народов могут оставаться достоянием тех, кто их пережил.

Там же. С. 36 2 Там же. С. 44.

 

«Цивилизация движется вперед, хотя возможны на ее пути отклонения и остановки. Но попятный путь противен ее природе, ее ноги устроены не так, чтобы делать неверные шаги назад. И взгляд ее, и движение, устрем­ленное вперед, являются выражением подлинно типических свойств че­ловечества», — заключает Тайлор1.

Отстаивая идею прогресса, он особое внимание уделяет идее ус­тойчивости в культуре, преемственности культурного наследия от поколения к поколению. Он уподобляет развитие культуры потоку, который, однажды проложив свое русло, продолжает течение на про­тяжении веков.







Date: 2016-05-25; view: 357; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию