Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Хронотоп культуры: историческое измерение





Пространство и время являются необходимыми координатами исто­рического исследования культуры. Каждый факт, событие, памят­ник или открытие в истории культуры всегда имеют достаточно чет­кие пространственные и временные контуры, обозначенные ответом на вопросы «Где?» и «Когда?». Единство этих двух жизненно свя­занных координат выражено в понятии «хронотоп». Этот термин по­лучил широкое признание и использовался в философии для опре­деления исторического измерения изменений в природе и обществе, в психологии — для понимания процесса становления и развития че­ловека.

Широкое применение понятие «хронотоп» получило в трудах эс­тетика и культуролога М. М. Бахтина (1895-1975)1. Анализируя творчество Ф. М. Достоевского, Ф. Рабле, он отмечал особенность субъективного переживания пространства и времени в разных исто­рических эпохах и культурных ситуациях.

В работе «Формы времени и хронотопа в романе»2 и многих дру­гих трудах М. М. Бахтин отмечал наличие множества смыслов хро­нотопа, которые отражают многослоиность и полифонизм культуры. Раскрытие этих культурно-исторических смыслов отношения к про­странству и времени в разных культурах становится основой диало­га, стимулирует понимание и переживание культурных ситуаций прошлого, взаимное общение. Далекие культурные миры преодо­левают пространство и время, становятся близкими и понятными. М. М. Бахтин вводит понятие «большого времени» истории мировой культуры, которое способно выводить из далекого прошлого разные события, сюжеты, ценности и биографии и восстанавливать, «вос-

1 Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. М., 1986. С. 124.

2 Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1995. С. 78.

крешать» их жизненный смысл и значение, тем самым сближая ис­торию и современность.

В культуре нет ничего «абсолютно мертвого», у каждого смысла будет свой «праздник возрождения», выхода из небытия, писал М. М. Бахтин. Это является основой диалога культур, доступности ушедших эпох и их «открытости» для понимания людьми историче­ски иного пространства и времени. М. М. Бахтин создает образ диа­лога мировых культур как «смотрящихся друг в друга ликов», в ко­тором участвуют на равных правах и исторический памятник, и его автор, и современный читатель, слушатель, зритель.

На основе диалога культур М. М. Бахтин строит концепцию куль­турологической герменевтики или истолкования текстов культуры.

Принимая во внимание единство пространства и времени в куль­туре, в целях более подробного исследования отделим их друг от друга для рассмотрения различных свойств и образов времени как категории историко-культурологического анализа.

л—........................................•.........................................................

Время обладает целым комплексом всеобщих признаков, которые про­являются в космосе, природе, обществе, культуре, человеческой жиз­ни. Ничто не может оказаться вне его объективных свойств. Время имеет длительность, ритм и темп, последовательность смены отдель­ных этапов, необратимость..

Время «течет» от прошлого к будущему и его «бег ни на миг не остановишь». Эти объективные свойства времени всегда вызывали в истории культуры субъективное стремление замедлить или уско­рить его неумолимое движение, повернуть вспять, стереть из памяти отдельные периоды, приблизить будущее, перескочить через этапы. Легенды и мифы об эликсирах молодости, о вечной жизни, парал­лельном мире Зазеркалья лишь подтверждают утопичность подоб­ных желаний.

Мыслители разных эпох много спорили о сущности времени, и эти дискуссии продолжаются и до сих пор.

Является ли время объективным свойством или произвольной мыслительной конструкцией, созданной по человеческому замыслу?

Имеет ли время единую систему измерения или множество раз­личных способов, не сопоставимых друг с другом, и потому в разных культурных мирах время не только отсчитывается иначе, но и течет неодинаково?

Возможно ли «накопление» времени, создание его запаса и его последующего использования или время уходит безвозвратно, рас­трачивается впустую?

Как различаются между собой физическое, астрономическое, био­логическое, историческое, социальное, культурное, личное время? Существуют ли между ними взаимосвязи?

Время как категория бытия всегда привлекала внимание ученых (Галилей, Ньютон, Эйнштейн). Механическая идея длительности и последовательности опиралась на представление Аристотеля о том, что время есть число движения. Время — это определенное расстоя­ние между двумя точками, которое необходимо затратить в процес­се движения. Время можно представить в виде непрерывной линии длящихся процессов, разделенной на отдельные отрезки. В извест­ных «Апориях» античного мыслителя Зенона об Ахиллесе и черепа­хе в афоризме «летящая стрела покоится» выражено представление о времени как процессе, имеющем длительность и размерность. Мо­дель времени как рисунка интервалов, отрезков, моментов между непрерывно текущей длительностью, имеющей вектор движения от прошлого через настоящее к будущему, является самой распростра­ненной в культурах разных исторических эпох.

В науке XIX в. эти представления о сущности времени были до­полнены.

Благодаря теории относительности Эйнштейна классическая мо­дель времени была существенно изменена. Она поставила время в зависимость от скорости движения: чем выше скорость перемещения в пространстве, тем медленнее идет время по сравнению с другой системой, движущейся с иной скоростью. Это положение касалось в первую очередь физических объектов, но может быть распростра­нено и на социальную сферу. Новое понимание времени изменило представление о его свойствах. Возникли понятия многомерности, обратимости, разветвленности, возможности движения вспять, взаи­мопревращения причины и следствия, удвоения событий во време­ни, понятия суперпространства, «черной дыры», асимметрии, запаз­дывающих и опережающих полей.

Оригинальную модель времени предложил физик Н. А. Козырев. В 1960-е гг. его лекции о новых свойствах времени пользовались огромной популярностью в Ленинградском университете. Он пред­положил, что течение, или ход, времени — это физическая величина, которая может быть источником механического движения всех тел мира, в том числе скрытой причиной неубывающего свечения звезд во Вселенной. Время обладает не только геометрическими свойст­вами, но оно образует силовое поле, которое может воздействовать на физические системы и становиться активным участником миро-

здания. Этот вывод был признан крамольным и не согласующимся с диалектическим материализмом. На долгие годы его гипотеза была забыта, и лишь теперь к ней стали возвращаться1.

Несомненный интерес имеют идеи В. И. Вернадского о том, что реальное время создается движением жизни. Время идет в ту сторо­ну, в какую направлены жизненный порыв и творческая эволюция, ибо это является основным условием существования Мира. Вспять процесс идти не может, утверждает В. И. Вернадский: «Время есть проявление созидания творческого мирового процесса»2. Изучение времени в живых системах выдвинуло на первое место проблемы ритма процессов, роста, самоисцеления и самовозобновления жизни на основе взаимодействия внешних и внутренних факторов.

Оригинальную гипотезу о роли и сущности времени в культур­но-историческом процессе высказывал в 1920-е гг. русский ученый В. А. Муравьев (1885-1932). По своим взглядам он был близок к иде­ям В. И. Вернадского, А. Л. Чижевского, Н. Ф. Федорова, К. Э. Циол­ковского. Единственный напечатанный при его жизни трактат назы­вался «Овладение временем как основная задача организации труда»3.

Он сближает историю Земли и Космоса. Культура — это часть Вселенной, обладающая космической энергией. В мире происхо­дят энтропийные процессы утраты и рассеяния энергии. Но наряду с этим существует и движение к собиранию и концентрации энергии. Именно это организующее, или «каталитическое», свойство принад­лежит Культуре. Разум, воплощенный в произведениях культуры и в деятельности человека, выражает это всеобщее свойство, способ­ствующее сохранению Вселенной. Творческий акт человека одушев­ляет материальный мир, он обладает способностью «зажигать» со­знание в разных местах мира, создавать индивидуальные силовые центры концентрации энергии. Этот процесс происходит во времени и напоминает «кристаллизацию насыщенного раствора».

Вселенная подвластна мощной интеллектуальной деятельности человечества. Аккумулированная энергия сообщается окружающему миру посредством символов, слов, числовых знаков, языка искусств и ремесел. Человеческая активность в космическом балансе сил при-

1 Козырев Н. А. Время как физическое явление // Моделирование и прогнозирование в биоэколопш. Рига, 1982.

Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. М, 1988. С. 332. Муравьев В. Овладение временем как основная задача организации труда. Цит. по: Аксенов Г. П. Времявластие. О Валериане Муравьеве и его философии // Вопросы философии. 1992. № 1. С. 93.

обретает времяобразующее значение, продлевая жизнь Вселенной и Земли как ее части. Предназначение человека в том, чтобы в про­цессе деятельности порождать и накапливать время, тем самым спа­сая мир от падения в бездну, от необратимого процесса рассыпания и умирания.

Идеальные ценности, произведения, памятники культуры бук­вально заряжены энергией творчества. Это своеобразный конденсат энергии, накапливаемый на Земле и оказывающий воздействие на Космос. Время — свойство тех вещей и процессов, которые обладают внутренней энергией и страстью, стремлением к гармонии и совер­шенству. Культурно-созидающая активность, приводящая мир из хаоса к гармонии, есть одновременно и времяобразующая деятель­ность.

Преодоление смерти, конфликтов, войн создает позитивное на­пряжение в потоке жизни, соединяет творческий акт и организован­ное коллективное действие. Времяобразование происходит везде, где совершается активная творческая деятельность.

Это положение меняет представление о культуре как о «вторич­ной» сфере и придает ей значение активного фактора, способству­ющего обновлению жизни и творческому долголетию.

Культура постепенно преодолевает случайное, спонтанное время и открывает простор для созидания и проективной деятельности. Разные социальные слои и личности заряжены неодинаковым твор­ческим потенциалом и потому вносят различный вклад в процесс на­копления энергии. Завоевание человеком пространства раздвигает горизонты его возможностей, создает стимул для реализации творче­ской энергии и овладения временем.

Новые подходы в изучении свойств времени открывает синергети­ка, получившая широкое признание и применение как в естествен­ных, так и в гуманитарных науках. Одним из основателей этого на­правления является И. Р. Пригожий (1917-2003), лауреат Нобелев­ской премии за работы по термодинамике неравновесных систем1.

Синергетика продуктивно использует многие положения теории вероятности, информационно-кибернетического подхода, структур­ного функционализма, взаимодействия в режиме диалога для обос­нования принципов самоорганизации сложных систем, к которым относится культура.

1 Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986; Они же. Время, хаос, квант. М., 1994.

Понятие динамической неустойчивости дает возможность нового понимания роли хаоса, в результате которого возникают альтерна­тивные пути развития, способные привести систему к обновлению и процветанию, а не к «тепловой смерти Вселенной». Синергетическая методология ориентирована на изучение разнообразия тенденций культурного развития, соотношения традиций и новаторства, Восто­ка и Запада, Севера и Юга, многополярности культурного мира.

Идея рождения нового через хаос заинтересовала академика Д. С. Лихачева1. Хаос — состояние чрезвычайно неустойчивое и раз­нообразное. Оно может быть ограниченным и длительным. Хаос — это отсутствие системы и того соотношения ее элементов, которые характеризовали прежний порядок.

Но хаос не может длиться вечно. В самом хаосе существует воля к его преодолению, к установлению относительного порядка, но ино­го, чем прежде. «Без рождающего хаоса переход к новой системе в любой области культуры совершиться не может», — подчеркива­ет Д. С. Лихачев. Разнородность и неустойчивость хаоса делают его удобным «строительным материалом» для появления новых систем.

Хаос и система связаны друг с другом, ибо означают переход из одного состояния в другое, каждое из которых не является абсолю­том. Для перехода нужно время. Оно может быть кратким и длитель­ным, сжатым или растянутым, вызывать радость или тоску, ожидание и надежды. Люди становятся реальными участниками этой драмы перехода. Отрадно, что состояние хаоса — явление временное и не мо­жет быть вечным. В хаосе может преобладать зло как несостоявшееся добро. Это убедительно показано Ф. М. Достоевским в «Братьях Ка­рамазовых» и М. Булгаковым в «Мастере и Маргарите». Особен­ность хаоса заключается также в том, что в нем возникают одновре­менно несколько систем, которые могут смешиваться, наслаиваться, существовать параллельно. Это делает хаос «избыточным», в нем за­рождаются разные стили, альтернативные возможности. Культура Серебряного века славилась своим многообразием, хаотичным нагро­мождением различных направлений: акмеизма и футуризма, кубизма и супрематизма. Они создавали чрезвычайно пеструю картину куль­туры. Искусство находилось в постоянном движении и смене форм, при этом объясняя российскую действительность, стимулируя появ­ление новой идеологии и новых ценностей. Все это позволяет сде­лать вывод о том, что хаос не так страшен, как его представляют в обы-

Лихачев Д. С. Рождение нового через хаос // Полярность в культуре. СПб., 1996. С. 10.

денном сознании. Старение любой системы подтверждает значимость фактора времени, который дает импульс для динамичного развития культуры. Время определяет рамки и грани созревания нового, вы­полняя функцию катализатора и фермента в переходный период.

Образы времени в истории культуры

Представления о времени, его значении и смысле неоднократно ме­нялись в истории мировой и отечественной культуры. Античный философ Платон предложил два термина для обозначения времени: «эон» (греч.) — вечность, век, божественное время; «хронос» (греч.) — земное время, имеющее длительность и меру.

Эон в мифологических представлениях в эпоху Римской импе­рии изображался в виде старца с львиной головой, со скалящейся пастью, с обвитым змеей телом. Таким был образ вечного времени. Хронос, или Кронос, тоже образ греческой мифологии, а в римской известен под именем Сатурна. Эти боги персонифицировали времяТ Кронос изображался в виде бородатого старца, пожирающего собст­венных детей, ибо, согласно предсказаниям, его собственный сын должен был лишить его власти. В этой бесконечной борьбе со време­нем проходит жизнь человека.

В античном искусстве Кронос изображался старцем с накинутым на голову покрывалом и серпом в руке. В Олимпии и Афинах были популярны кронии — празднества в честь бога времени, а в Римской империи их называли сатурналиями. Во время сатурналий останав­ливались все общественные дела, дети освобождались от занятий, все делали подарки, всюду царило веселье. Многое из сатурналий вошло в христианские святки.

В древнеиндийской мифологии тоже есть божество, воплоща­ющее образ времени, — Кала, состоящий из дней и ночей, месяцев и времен года, поглощающих в своей бесконечной череде человеческие существа. Вращение колеса символизирует созидание, сохранение и уничтожение мира.

В китайской мифологии существует великое божество времени Тай-Суй. В честь Тай-Суй совершаются жертвоприношения перед началом всех значительных работ. На старинных гравюрах Тай-Суй изображался с секирой и кубком или с копьем и колокольчиком, улавливающим души.

В христианских теологических учениях единство прошлого, на­стоящего и будущего представлено в идее Троицы. Бог, сущность ко­торого едина, но бытие представлено в трех ипостасях.

Единство и равенство воплощены Андреем Рублевым в иконе «Троица», признанном шедевре мировой культуры. Христианство вносит новое измерение в историческое время европейской культу­ры. Христианское вероучение отлично от природной мифологии, ибо дает новое понимание движения человеческой истории. Ветхий и Но­вый Заветы, божественное начало сотворения мира и человека, при­шествие и воскресение Иисуса Христа — таковы главные события библейской истории. Библейское время определяется линейным век­тором «от начала к концу», — от сотворения мира к апокалипсису и Страшному суду. Связь времен приобретает финалистский смысл и сопровождается надеждой на искупление грехов и покаяние. Биб­лейская история нашла великолепное отражение в искусстве.

Регулярность, ритмичность, повторяемость течения времени ока­зывали влияние на традиционный характер поведения, регламенти­ровали начало и окончание сезонных работ, чередование будней и праздников, заключение браков, регистрацию рождения и смерти, под­чинение строгим ритуалам и обрядам. Сакральное время насыщено священными событиями, его нельзя перенести «на другой срок», ибо это повлечет за собой гнев богов, вызовет опасность, которая может иметь роковое последствие для последующей жизни.

Священные места — храмы, часовни, кладбища, места ритуаль­ных событий, памятники — находятся под особой охраной и покро­вительством церковной и светской властей. В этих местах время сли­вается с вечностью.

Прошлое служило «зеркалом» будущего, оно предопределяло все события, которые возникнут в жизни человека. Мифы, легенды, ска­зания, жития святых, генеалогия предков являлись своеобразными системами счета времени. Прошедшее, настоящее и будущее не были разделены четкой гранью, были прозрачны для постижения и пони­мания, располагались на одной плоскости исторического времени. Оно определялось движением небесных светил, длиной пути до по­селения или берега моря, реки, до перевала через горы. Все эти све­дения хранились в памяти, передавались последующим поколениям. Архаическое сознание подчинялось циклическому времени, наблю­даемому во всех природных явлениях. Периодическая смена восхода и заката, продолжительность сезонных периодов года, рост, созрева­ние и увядание в природе, рождение и смерть человека — все это имело определенную длительность, совершалось неизбежно, повто­рялось в установленном ритме и темпе. Поэтому цикл движения во времени есть во всех древних цивилизациях. Нередко цикличный

характер истории связывали с периодами солнечной активности, дви­жением Луны, Юпитера.

Архаичное представление о времени составляет «нижний» пласт народного сознания. Этот реликтовый слой образует фундамент всех последующих понятий о времени. Более того, он не только не исчезает как устаревший, но в том или ином виде всегда присутствует в созна­нии человечества на всех этапах истории. Линейное и циклическое время не противопоставлены, а взаимно дополняют друг друга. До сих пор используются приметы, пословицы, поговорки, образы «стрелы времени», «колеса Фортуны», двухтактной модели «ухода-возврата».

Несмотря на весьма длинную историю познания свойств време­ни, оно по-прежнему остается загадочным. Оно действует неумоли­мо и требует от человека особой осмотрительности.

В 1905 г. писатель Андрей Белый подметил 12-летний цикл рус­ской истории XX в., отметив значение «года Змеи», предсказав зна­чительные события 1917, 1929, 1941, 1953 гг.

Экономист Д. Кондратьев выявил «длинные волны», или циклы, истории продолжительностью примерно в 50 лет.

Циклический характер мировой истории был подмечен многими культурологами. Понятие цикла использовали итальянский фило­соф Д. Вико в работе «Основания новой науки об общей природе наций», Н. Я. Данилевский в книге «Россия и Европа», историк А. Тойнби, социолог П. А. Сорокин и др.

Интересный расчет циклов творческой активности человека пред­ставил исследователь А. Жабин. Рассмотрев 11 842 биографии зна­менитых людей от античности до современности, он обнаружил, что через каждые 15 лет наступает период максимальной активности. В 15, 30, 45, 60, 75 лет происходит творческий взлет человека, обнов­ление его замыслов. В 75 лет творческая активность была прису­ща Гете, Леонардо да Винчи, Л. Толстому, Ч. Чаплину. Весьма опти­мистическая перспектива для поддержания творческого долголетия.

Человек осваивает время и неодинаково относится к нему на раз­ных жизненных этапах. В молодости время кажется бесконечной дис­танцией, где предстоит многое сделать. В старости «часы идут быст­рее», мелькают не только недели, но и годы. В разных исторических условиях человек способен «обгонять» время, становясь непонят­ным для своих современников, и получать признание у будущих по­колений.

Но возможна и другая ситуация — отставание от хода времени, консервация сознания и поведения, утрата чувства реальности. В по-

литике время использовалось для обоснования идеи о возможности ускорения, движения на повышенных скоростях с целью досрочного выполнения намеченных планов.

В романе В. Катаева «Время, вперед!» оно рассматривалось как фактор, способный поторапливать, заставлять работать быстрее, брать дополнительные обязательства, чтобы приблизить будущее. Время обретало идеологический смысл, оно становилось соучастником ис­торических событий и замыслов.

Вольное обращение со временем проявляется и до сих пор в прак­тике совмещения и переноса праздничных дней, уменьшения срока службы «год — за два», изменения часовых поясов, перехода на се­зонное время. Индивидуальное восприятие времени связано с рит­мами общества.

Субъективное восприятие времени может не соответствовать его реальному ходу. При большой эмоциональной нагрузке, предельной сосредоточенности, концентрации внимания чувство времени обост­ряется. Время «летит», когда человек влюблен, увлечен, полон впе­чатлений. Французский философ и социолог Ж. (Георгий Данило­вич) Гурвич предложил восемь состояний времени в современном обществе: длящееся, обманчивое, неустойчивое, циклическое, замед­ленное, переменное, идущее вперед, взрывчатое. Культуры соревну­ются между собой за выбор соответствующего типа времени. Кроме того, существуют макро- и микроструктуры времени, и один и тот же человек может жить в разных временных мирах, переходя из одной системы в другую.

При всех обстоятельствах время является важным ресурсом раз­вития общества и человека.

Преемственность поколений как диалог культур

Преемственность культуры является закономерностью исторического развития. Она реализуется в динамичной и последовательной смене поколений. Каждое поколение имеет свои особые ценности и духов­ный облик, жизненный опыт и отношение к событиям эпохи. Оно ус­ваивает достигнутый уровень развития и на этой основе становится инициатором преобразований, способствующих продвижению вперед.

** Эти две стороны взаимосвязи поколений — освоение культурного на­следия и новаторство — образуют основу исторического развития культуры. Трансляция культуры является всеобщим законом, опреде­ляющим единство человечества..

66 Глава 3. Время как фактор исторического развития культуры

Проблеме роли поколений в истории культуры посвящали свои труды многие исследователи. В зарубежной социологии и культу­рологии проблемы поколений рассматривали С. Айзенштадт, К. Дэ-вис, М. Вебер, М. Мид, К. Маннгейм, К. Кенистон, X. Ортега-и-Гас-сет, А. Тойнби, Л. Фойер, 3. Фрейд, Ч. Рейч, Т. Роззак и др. Смена поколений создает непрерывность в истории культуры, способству­ет передаче культурного наследия и стимулирует дальнейшее изме­нение.

Однако в реальной жизни действие этого закона имеет очень ши­рокий диапазон, проявляется в многочисленных вариациях, сопро­вождается драмами и конфликтами.

А. Тойнби, размышляя о судьбе поколений, отмечал, что «каждое поколение, подобно карме, влачит на себе все то, что было содеяно предшественниками. Ни одно из поколений не начинает жизнь в ус­ловиях полной свободы, но начинает как узник прошлого. К счастью, узник этот не беспомощен, он располагает силами сломить рутину" наследуемых привычек»1.

В разные исторические эпохи изменялись объем и содержание культурного наследия, способы и механизмы его передачи последу­ющим поколениям. В опыте прошлых поколений были не только до­стижения, но и заблуждения, ошибки, просчеты. Идеологическая ограниченность и социальная тенденциозность способствовали по­явлению «белых пятен», стертых текстов культуры и достижений дея­тельности известных личностей. В сознании последующих поколений возникает сожаление об утратах, желание возродить забытые имена, вспомнить о новаторских идеях, пересмотреть отношение к культур­ному наследию. Но этот возврат происходит на ином витке истории, в других социальных и культурных условиях.

Проблема взаимоотношения поколений привлекала внимание рос­сийских ученых в различные периоды модернизации общества. Сре­ди них можно назвать известных политических деятелей, писателей: А. И. Герцена, П. А. Сорокина, И. С. Тургенева.

В 70-е гг. XX в. проблему поколений исследовали социологи И. Бес­тужев-Лада, И. Кон, И. Ильинский, В. Лисовский, Л. Коган, М. Тит-ма, В. Шубкин, А. Шендрик, В. Чупров.

Эти исследования содержали научную информацию об измене­ниях в ценностных ориентациях молодого поколения и тем самым прогнозировали неизбежность глубоких социальных и культурных

Тойнби Л. Цивилизация перед судом истории. М., 1996. С.

перемен в обществе. Прогнозы подтверждали идею немецкого со­циолога К. Маннгейма о том, что феномен поколений является од­ним из главных факторов, способствующих зарождению динамики исторического развития. Испанский философ и культуролог X. Ор-тега-и-Гассет отмечал, что смена поколений создает «пульсацию» в истории общества, определяя границы соединения традиций и но­ваторства. Возрастные группы выполняют интегративную функцию, объединяя сверстников на основе общего отношения к ценностям. Каждое поколение «встает на плечи» предыдущего, формируется им, но затем вносит свой вклад в развитие общества и культуры.

Характер преемственности культуры отражается в духовном об­лике поколений. В истории известны поколения «бури и натиска», «потерянного поколения», «поколения надежд». Эти символические названия отражают их роль в истории культуры.

Преемственность и взаимодействие поколений необходимо рас­сматривать по крайней мере в двух аспектах: вертикальном и гори­зонтальном. Вертикальный подход позволяет составить общую кар­тину передачи культурного наследия, представить его объем, судьбу открытий и утрат, продолжение реформ, начатых предшествующими поколениями или их критику.

Интересный расчет ускорения темпов исторического развития и увеличения объема информации в деятельности поколений предло­жил американский социолог А. Тоффлер. Если последние 50 тысяч лет существования человека разделить на средний срок человече­ской жизни приблизительно в 62 года, то всего в истории было около 800 таких сроков. Из них 650 человек провел в пещерах. Только во время последних 70 сроков благодаря письменности стало возмож­ным эффективное общение поколений. За последние 6 сроков боль­шинство людей узнало печатное слово. За 4 срока человек научился более или менее точно измерять время. За 2 последних срока по­явился тот, кто использовал электрический мотор.

«И потрясающее количество материальных благ, которыми мы пользуем­ся сегодня, были созданы за последний, восьмисотый, срок жизни», — за­ключает А. Тоффлер1.

Возможно, приведенные расчеты условны, но они достаточно об­разно воспроизводят динамизм исторической преемственности куль­туры, колоссальный объем культурного наследия, накопленного че­ловечеством, соотношение традиций и новаторства.

1 Тоффлер А. Футурошок. СПб., 1997. С. 14.

Горизонтальный аспект позволяет изучить поколения, живущие одновременно. Отличительной особенностью современности явля­ется ускорение темпа перемен, когда прошлый опыт сохраняется как память, но утрачивает свое значение для практической жизни моло­дого поколения. Молодые воспринимают мир иначе, живут иными ценностями и целями. Возникший «временной сдвиг» изменил роль и характер взаимодействия поколений.

Как правило, одновременно живут три-четыре поколения. Между ними складываются различные отношения — сотрудничество и дове­рие, взаимопонимание и согласие, поддержка и помощь — на основе общих жизненных ценностей.

Но возможна и другая ситуация. Отношения становятся напря­женными и возникают конфликты, разногласия, взаимная критика и открытая враждебность.

Отношения между поколениями могут проявляться так или иначе в различных сферах жизни, в определении целей и ценностей, сим­патиях к политическим лидерам и деятелям культуры, в оценке со­бытий и технических достижений, в подражании модным эталонам и вкусам. В некоторых вопросах жизни поколения могут иметь общие позиции, но расходиться, например, во мнении о количестве детей в семье. Постепенно уходят в прошлое большие семьи, в которых со­вместно проживали несколько поколений. Все чаще нуклеарная се­мья, состоящая из родителей и 1-2 детей, живет отдельно. Появля­ются и иные типы семей. Число одновременно живущих поколений может увеличиваться или сокращаться в зависимости от многих усло­вий, в том числе от снижения границы реального возраста родителей, от генетической предрасположенности к долгой жизни, от соблюде­ния норм здорового образа жизни и отсутствия факторов риска.

В условиях земной цивилизации пять поколений, живущих одно­временно, к сожалению, является пределом. Свыше ста лет живут очень немногие, и это большая редкость, хотя, возможно, в будущем это станет нормой. Но в настоящее время в ряде стран, в том числе в России, происходит тревожное увеличение смертности, сокращение рождаемости, уменьшение средней продолжительности жизни.

Все эти особенности и тенденции влияют на характер преемст­венности поколений.

Генеалогическое поколение указывает на происхождение семьи от общего предка. Оно создает представление о династии и родствен­ной связи в преемственности поколений.

В недалеком прошлом в истории нашей страны отношение к ге­неалогии было пренебрежительным, рассматривалось как сословный пережиток. Это привело к почти полному исчезновению семейных архивов; лишь редкие семьи знают историю своих предков дальше 3-4-го поколения, да и в этих пределах мало известна история их личной жизни и судьбы.

Вместе с тем генеалогия — одна из важнейших отраслей истори­ческого источниковедения. Она изучает родственные связи людей, последовательность поколений, их ценности и образ жизни, право­вые и этические нормы в отношениях между поколениями.

Сегодня отношение к генеалогии в корне изменилось, возрос ин­терес к истории семьи и рода.

Выявились новые перспективные направления изучения истории дворянства, купечества, духовенства, городских средних слоев, фео­дальной аристократии, интеллигенции, предпринимателей, ремес­ленников, рабочих, крестьян.

В последние годы публикуются важнейшие архивные докумен­ты: письма, дневники, мемуары, на основе которых можно воссоз­дать историю семейной династии. Издаются тома фундаментальных серий об истории правящих династий, справочники о переселенцах и этнических диаспорах. Особый интерес представляют художест­венные портреты, миниатюрные изображения, фотографии, благода­ря которым можно представить особенности внешнего облика своих предков.

Знание истории семьи — духовная основа преемственности поко­лений и бережного отношения к культурному наследию. Забвение же предков неизбежно ведет к безнравственности, унижению досто­инства, варварскому отношению к историческим культурным ценно­стям.

Историческое поколение — период времени, в течение которого живет и активно действует данное поколение, становясь современ­ником событий эпохи, оказавших влияние на его духовный облик. Иногда ему придают символическое значение, называя поколением «Великой Отечественной войны», поколением «шестидесятников», «поколением перестройки и рыночных реформ».

В условиях экономических реформ все чаще говорят о среднем классе, «бизнес-поколении», которое активно проявляет себя в пред­принимательской и коммерческой деятельности. В нее вовлечено не все поколение, но оно влияет на характер ценностей и формиру­ющийся стиль жизни.

.

Как пишет социолог И. С. Кон,

поколение в этом смысле не столько количественная, сколько качествен­ная определенность. Чем значительнее историческое событие, тем дли­тельнее его историческое воздействие, тем шире хронологические рамки его влияния1.

Старшее поколение может вовлекать в орбиту своего притяжения несколько поколений, в том числе молодежь, создавая устойчивую традицию отношения к историческим событиям и духовным ценно­стям своего времени, вызывая эмоциональную сопричастность и вза­имное понимание.

Такие отношения складываются между поколениями в условиях относительной стабильности общества. Но динамика перемен вызы­вает, как правило, в новом поколении критическое отношение к пре­дыдущему периоду, требуя отказа от целей и ценностей старшего по­коления, объявляя их ложными. Так было во время противостояния Красного и Белого движений в революции, в период студенческих волнений «новых левых» на Западе в конце 60-х гг. XX в.

«Отцы и дети»: спектр отношений между поколениями

Отношения между поколениями проявляются в широком диапазоне значений. Наряду с совпадением в основных позициях могут быть существенные различия во вкусах, интересах и взглядах. Единство не означает тождества. Новые условия создают иную жизнь, не по­хожую на прежнюю. Вполне естественно, возникают различные цен­ностные ориентации, цели и мотивы поведения.

Однако может возникнуть и такая ситуация, когда отношения меж­ду поколениями приобретают конфликтный характер, увеличивая дис­танцию непонимания до враждебного противостояния.

Напряжение может нарастать в одних сферах, постепенно охва­тывая все более обширные пространства культуры.

Многообразие оттенков в отношениях между поколениями мож­но исследовать по следующим направлениям.

1. Социальный аспект определяет положение поколений в общест­ве, отношение к ним системы государственной власти. В совре­менных условиях в наиболее трудном положении оказались дети и старики (согласно данным ЮНИСЕФ, наиболее незащищен-

1 Кон И. С. Социология личности М., 1967. С. 110.

ными и бесправными в нашем обществе признаны дети (в том числе и подростки) и старики, ибо молодежь дееспособна, отно­сительна здорова и полна сил). Они нуждаются в создании осо­бых условий для их защиты.

2. Экономический аспект характеризует уровень занятости поколе­ний в различных сферах трудовой деятельности, возможности профессионального продвижения и карьеры, уровень доходов. Инфляция и безработица, сокращение рабочих мест, развитие большого и малого бизнеса создали новые условия труда, требую­щие иной экономической культуры, владения навыками менедж­мента и маркетинга. Все это достаточно ново для старшего поко­ления, вызывает у него неприязненное отношение к коммерции и прагматизму современной молодежи. Многие прежние профес­сии потеряли значение, вызвали необходимость приобретения но­вых специальностей в зрелом возрасте. Молодое поколение ока­залось более приспособленным к рыночным отношениям, к изме­нению престижа профессий.

3. Политический аспект характеризует отношения между поколе­ниями в системе власти, уровень политической активности, уча­стие в партиях и движениях, выборах и референдумах. Важным показателем степени напряженности между поколения­ми является критика или защита прежнего строя, симпатии или антипатии к лидерам советского общества, различия в оценке репрессий. Периодически возникают новые «горячие точки» в отношении к политике правительства, к стратегии реформ, вы­движению молодых во властные структуры, к продолжению де­мократических преобразований.

4. Культурный аспект определяет различия в уровне образования старшего и молодого поколений, отношение к культурному на­следию, изменения в эстетических вкусах и художественных пред­почтениях, нравственных нормах и культуре поведения, характе­ре мировоззрения и религиозности.

Преодоление идеологического догматизма, плюрализм и гласность существенно изменили духовный климат взаимоотношения по­колений.

Немало различий появилось и в реальном жизненном опыте со­временной молодежи. Расширились возможности получения об­разования на коммерческой основе, приобретения новых профес­сий, участия в конкурсах и заграничных стажировках. Свободное

владение информацией, умение пользоваться Интернетом и ком­пьютером значительно расширили диапазон интеллектуальных ресурсов молодого поколения.

Вместе с тем среди молодежи снижается уровень знания класси­ки, интерес к художественному наследию подменяется суррога­том массовой культуры, популяризирующей эротику, насилие, наркоманию.

Культура нередко становится нолем разногласий, а различия в отношении к ценностям приобретают драматический характер, осложняются взаимными обвинениями.

5. Бытовой аспект отражает различие в жизненных условиях поко­лений. В целом жизнь стала более комфортной. Увеличение числа отдельных приватизированных квартир, владение дачами и авто­мобилями, насыщение быта предметами длительного пользования и комфорта делают повседневную жизнь более обеспеченной и бла­гоустроенной по сравнению с бытом старшего поколения, обитате­лей коммунальных квартир, лишенных многих бытовых удобств.

Жизнь вносит коррективы в представления о бытовой культуре, и молодые имеют более высокие стандарты потребления и быто­вого комфорта.

6. Социально-психологический аспект характеризует отношения меж­ду поколениями в процессе общения, в повседневной жизни, на работе и дома, на улицах и в транспорте, между близкими и не­знакомыми, родителями и детьми.

Здесь обнаруживается немало утрат традиционных нравственных норм доброжелательности, сочувствия, сердечности, столь обыч­ных в прошлом. Широкое распространение на всех уровнях полу­чили такие негативные отношения, как агрессивность, злобность, раздражительность, насилие, преступность.

Все это оказывает отрицательное воздействие на душевное здоро­вье поколений. Об этом свидетельствует рост самоубийств, нар­комании, невротических расстройств, депрессивных состояний, которые наносят существенный урон духовному облику поколе­ний. Именно поэтому столь большое значение имеет культура взаимоотношений между поколениями, основанная на любви и за­боте, душевном сочувствии и уважении.

7. Этнический аспект отношений между поколениями обострился в последние годы. В прежнее время этнические конфликты бы-

ли скрыты, идеология содействовала интернациональному вос­питанию.

Образование ближнего зарубежья, территориальные претензии на «исконные» земли, национальные конфликты, религиозная нетер­пимость оказали влияние на межнациональные отношения поко­лений. Важно иметь в виду, что поколения ответственны перед историей за бережное отношение к культурному наследию наро­дов, за сохранение самобытности и национального своеобразия культур. В этом заключается духовная воспитанность человека. Невежество и примитивизм, споры и распри на национальной поч­ве, неуважение к другим народам и самовосхваление создают осно­ву для конфликта поколений.

«Одним из важнейших свидетельств прогресса культуры является разви­тие понимания культурных ценностей прошлого и других националь­ностей, умение их беречь, накоплять, воспринимать их эстетическую це нность. Вся история развития человеческой культуры есть история не только созидания новых, но и обнаружения старых культурных цен­ностей. И это развитие понимания других культур сливается с историей гуманизма», — писал Д. С. Лихачев1.

Перечисленные аспекты взаимоотношения поколений выделены достаточно условно. Они лишь намечают общие контуры проблемы трансляции культуры. В реальной жизни эти аспекты переплетены между собой, в одних сферах столкновения интересов могут быть бо­лее острыми, в других — сглаженными. Поколения неизбежно отли­чаются друг от друга, иначе не было бы развития и история остано­вилась. Преемственность создает непрерывность истории культуры, накопления достижений и ценностей и их освоения каждым новым поколением.

В обществах с достаточно стабильной структурой и медленным темпом перемен успех воспитания оценивался в зависимости от то­го, насколько старшим удавалось передать детям накопленные зна­ния, умения и навыки. Младшее поколение готовили к жизни в об­ществе, в главных чертах похожем на то, в котором всю свою жизнь прожили их родители и деды. Старшие не могли даже представить жизнь иной, их прошлое было схемой будущего.

Подобная модель культуры характерна не только для далекого прошлого, но типична для периодов стагнации, замедленного темпа развития, для изолированных регионов, замкнутых этнических групп.

Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979. С. 353.

Этот тип культурной преемственности основательно исследовала американский антрополог М. Мид1.

Старшее поколение воплощает мудрость жизни, которую следует воспринимать беспрекословно. Оно является образцом для подража­ния и почитания, ибо владеет всем необходимым комплексом знаний о ценностях, нормах поведения, об избавлении от недугов, об адапта­ции к экстремальным обстоятельствам.

Эти отношения между поколениями распространены среди этни­ческих диаспор, сообществ мигрантов, в сословных династиях. Их сплочение, столь необходимое для выживания, зависит от уровня спло­ченности поколений на основе преданности традициям, верности своему роду, социальной и культурной идентификации с предками.

Старшее поколение пользуется высоким авторитетом среди моло­дежи, а его опыт не только поучителен, но и оставляет неизгладимый след в душе молодого человека, создает необходимую устойчивость жизненного уклада, поддерживая атмосферу взаимопонимания и за-' боты, распорядок и ритуал повседневной жизни. Целостность внут­реннего мира не претерпевает больших изменений даже при модерни­зации отдельных элементов быта или при переезде в новую страну. Включение в иную культуру не вытесняет полностью традиционно­го образа и стиля жизни, если он закреплен в сознании и поведении поколений и воспринимается как драгоценный эталон отношений.

В определенном смысле именно утрата этих отношений вызывает такое состояние сознания, как ностальгия, тоска по прошлому. Это чувство усиливается в результате эмиграции, изгнания, преследования, невозможности возврата. Оно сопровождается неизбежной идеализа­цией прошлой жизни, желанием представить ее вне трудностей и тре­вог, хотя пережитые совместно страдания усиливают общность поколе­ний, вызывают устойчивое стремление к сохранению языка и культу­ры, интереса к истории, укреплению дружеских и родственных связей.

Ностальгия представляет сложный комплекс чувств, в котором сли­ты одиночество и тоска, желание погрузиться в родную среду, слы­шать вокруг себя родную речь, видеть привычные пейзажи.

Традиционные культуры обладают большой энергетической си­лой и воздействуют на духовный облик поколений, поддерживая стиль общения, метод воспитания детей, храня воспоминания о предках, передавая информацию о способах исцеления и рецептах приготов­ления национальных блюд.

1 Мид М. Культура и мир детства. М., 1988. С. 20.

У каждого народа сохраняются особые предпочтения к тем или иным продуктам, привычки проведения досуга и семейных праздни­ков, тонкости отношений между мужчиной и женщиной, детьми и взрослыми, дальними и близкими родственниками, любовь к опре­деленным животным и растениям, способы сберегать и тратить день­ги, реагировать на конфликт и ссору, переживать боль и радость. Все эти разветвленные и многообразные структуры повседневного пове­дения передаются из поколения в поколение, наследуются лично­стью и проявляются бессознательно. Но именно благодаря этому от­ношения между поколениями приобретают устойчивость, внутрен­нюю согласованность и универсальность.

Традиционная культура народов имеет глубокую и разветвлен­ную корневую систему, без которой поколение теряет жизнестой­кость, утрачивает представление о своих истоках. Она формирует национальное самосознание, патриотизм и бережное отношение к культурному наследию. Однако при всей важности традиций было бы неверным игнорировать те новые тенденции, которые возникают в каждую эпоху и являются результатом динамизма истории.

В новой ситуации опыт молодого поколения радикально отлича­ется от старшего. Молодежь сама вырабатывает жизненные ориенти­ры, стиль поведения и ценности, представления об успехе и смысле жизни. И это вполне оправданно, ибо прежние подходы к решению жизненных проблем оказываются малоэффективными. В этом смыс­ле старшее поколение утрачивает свой авторитет, но сохраняет зна­ние традиций. Постепенно происходит процесс угасания прежней культуры, уходят в прошлое старые привычки и ритуалы, изменяет­ся весь уклад жизни.

Старая культура теряет свою цельность и становится фрагментом новой жизни, «воспоминанием о прошлом». Эталонной группой ста­новятся те, кто наиболее полно воплощают новый порядок жизни.

Старшее поколение реагирует на новую ситуацию по-разному: мирно принимая перемены и помогая в меру своих сил и возможно­стей молодым или резко критикуя все новшества и порицая моло­дых, вступая в конфликт. Возрастная стратификация усиливает раз­личия между поколениями.

В этой ситуации, которая многократно повторялась в истории, важ­но не перейти ту грань, которая ведет к нигилизму и отрицанию роли культурного наследия. Это неизбежно влечет за собой состояние ду­ховного вакуума, неуверенности в будущем, беспокойство и тревогу, озлобленность и агрессию, поиск врагов и виноватых.

Категоричность и высокомерие в отношениях между поколения­ми разрушают возможность понимания и диалога, ведут к усилению напряженности и могут стать горючим материалом для конфликта.

Неодобрение всего нового, желание повернуть ход истории вспять, остановить темп перемен не вызывают позитивного отклика у моло­дежи и неизбежно ведут к противостоянию поколений.

Не менее опасно и пренебрежение молодых опытом старших, же­лание стереть из памяти все достижения прошлых лет. Каждое поко­ление выполняет свою историческую роль и заслуживает поддержки, ибо без этого прерывается связь поколений и вся система культуры становится хрупкой.

Преемственность поколений является основой исторического раз­вития человека и культуры, поэтому все общественные и личные уси­лия должны быть направлены на взаимопонимание и диалог.

Перспектива перехода к открытому обществу широко обсуждается специалистами, высказываются различные точки зрения. Еще пред­стоит более основательно определить его основные контуры, проана­лизировать позитивные и негативные черты. Как всякий процесс развития цивилизации и культуры, динамика движения сопровож­дается инерцией прошлого, причудливым сочетанием различных ти­пов жизнеустройства, возвратом к архаическим формам и неумоли­мым приближением будущего.

К. Поппер, автор труда «Открытое общество и его враги», писал о том, что будущее — это вовсе не продолжение и не экстраполя­ция прошлого. Оно еще не существует, но именно это обстоятельст­во налагает на нас огромную ответственность, так как мы можем влиять на будущее, можем приложить все силы, чтобы сделать его лучше. Для этого необходимо использовать все, чему научились в прошлом. Данная мысль К. Поппера кажется особенно важной и принципиальной, ибо определяет стратегию адаптации человека к возникшим социальным напряжениям, сопровождающим «циви-лизационный сдвиг».

Ускорение перемен и внедрение новшеств оказывают существен­ное влияние на психологическое состояние и самочувствие человека. Люди живут на «повышенных скоростях», когда стремительно меня­ется мир вокруг: идеи и отношения, вещи и места обитания, социаль­ные институты и организации.

Быстротечность перемен приводит к ощущению хрупкости, со­здает настроение неуверенности и нестабильности, порождает осо­бую ментальное» краткосрочности связей и отношений. Становятся

популярными мобильные конструкции, виды трансформеров, позво­ляющие менять внутренние объемы, преобразовывать пространство. Прежнее отношение к «многоуважаемому шкафу», передаваемому по наследству, кажется далекой архаикой. Люди меняют квартиры и места проживания, устремляются в новые города и страны, овладе­вают новыми профессиями, все реже долго работают на одном и том же месте.

Повышенная мобильность увеличивает число человеческих кон­тактов, делает их более поверхностными, вызывает растущее чувство одиночества, стрессы и депрессии. Быстротечность перемен и новиз­на — «взрывчатая смесь», усложняющая проблемы адаптации чело­века в мире, вызывающая психологическую перегрузку и нравствен­ную усталость.

Возникают дефицит душевного комфорта, положительных эмоций от общения, потребность созерцания. Поток новизны проникает и в личную жизнь, долгое время остававшуюся «островком стабильно­сти». Изобилие вариантов брачных союзов, широкий выбор моделей семейной жизни отражают общее движение к многообразию. Обще­ство раскалывается на отдельные субкультуры, каждая из которых образует особый мир со своими иерархией ценностей, стилем и обра­зом жизни, символикой и сленгом, предпочтениями и симпатиями, правилами и запретами, местами встреч, «тусовками» и ритуалами.

Фрагментация общества влечет за собой распад единой структуры ценностей. Центральное ядро ценностей, существовавшее в прошлом, исчезает с невероятной быстротой. За эти годы выросло поколение, которому не знакомы многие идеологические лозунги, ритуалы, ор­ганизации.

В современном открытом обществе необходимо понять положе­ние детства в условиях постоянных перемен. Необходимо разрабо­тать стратегию адаптации детства к переменам, создавая «островки стабильности» и освобождения от бесконечной гонки за новшества­ми; экологические ниши, выполняющие роль укрытия: амортизато­ры, содействующие восстановлению душевных сил. Детство нужда­ется в чувстве защищенности, стабильности и доброжелательности окружающего мира, ему необходимы жизненные ориентиры, кото­рые одобряются и поддерживаются, получают признание и уважение.

Отсутствие чувства идентичности порождает одиночество, поте­рянность, отчужденность. Заброшенность, бездомность, бесприют­ность вызывают негативное отношение ко взрослым, занятым своими проблемами. К сожалению, в современных условиях оказалась почти полностью разрушенной система внешкольного воспитания в клу-

бах, кружках самодеятельности, центрах организации досуга, детско­го творчества, любительских объединениях. А она может выполнять не только функцию развития личности, поддержки талантов и спо­собностей, но и играть роль «буфера», создавая очаги постоянного притяжения, снимающие стресс, усталость и беспокойство. Бездом­ность способствует росту наркомании, преступности, стимулирует кри­минализацию поведения.

Детство — сложный и динамичный мир, имеющий свои правила и нормы, законы чести и достоинства, способы поощрения и наказа­ния, опирающиеся на устную традицию. В нем причудливо пере­плетены милосердие и жестокость, утилитарный прагматизм и вос­торженный идеализм, почитание кумиров и нигилизм. Существует немало концепций, рассматривающих детское «право» как наиболее древний и архаичный слой культуры, «зеркало» взрослой жизни, ис­точник деформации психики и многочисленных комплексов, обра­зец справедливости и гуманности.

Детское сознание выражает внутреннюю организацию жизни, в нем представлены права и обязанности в виде устных формул речи, пере­даваемых каждому последующему поколению. Детская «кримина­листика» определяет пределы допустимого в поведении, использует широкий спектр приемов и способов наказания, имеет градацию со­вершенных проступков, различая неудачи и оплошности от намерен­ных действий.

Структура сознания многослойна и может быть представлена в виде концентрических кругов. Правосознание является частью суб­культуры детства и органично связано с нравственными нормами, привычками, стереотипами поведения, принятыми в данной культу­ре. В определенном смысле правосознание может быть названо «ар­хеологией культуры», ибо в нем отражаются исторические и нацио­нально-этнические особенности социальной жизни.

Однако в нем достаточно явно проступают черты Зазеркалья, особой страны Детства, автономной и уникальной, но связанной со всей последующей жизнью человека. Недаром все воспоминания на­чинаются с детства.

Сознание включает определение границ дозволенного поведения; правила различного отношения к младшим и старшим детям, близ­ким и дальним взрослым; регламентирует детский труд и помощь в домашней работе; регулирует отношения со сверстниками. Оно ос­новывается на эмоциональных переживаниях страха расплаты за со­вершенный проступок, боязни наказания, табу на определенные дей­ствия, слова, отношения.

Детское сознание — символическая Вселенная, где ребенок учится быть полиглотом, понимать метаязык интонаций, выражения взгля­да, расшифровывать значение жеста и позы, молчания и окрика, ин­туитивно улавливать оттенки отношений, отличать реальную угрозу от мнимой.

Детство предписывает хранить тайну при самых трудных обстоя­тельствах, в случае доноса припечатывет клеймо «ябеды». Для нака­зания в зависимости от проступка используются бойкот, дразнилки, преследования, драки, оскорбления.

Формулы примирения имеют определенный алгоритм поведения и магическую силу влияния. Многие нормы детского «права» осваи­ваются в процессе игры. Компании сверстников выполняют функ­ции социализации и инкультурации. Известный педиатр и педагог Е. А. Покровский (1834-1895), основатель отечественной этногра­фии и культурологии детства, является создателем уникального сво­да детских игр русского народа. Детское игровое «право» готовит ре­бенка к подчинению правилам, способам честного разрешения споров, командной сплоченности, отношению к выигрышу и поражению. Игровой язык субкультуры детства способствует закреплению норм правосознания. Правовая культура детства устойчива, передается в процессе преемственности поколений, зафиксирована в детском фольклоре.

Однако в условиях быстрого темпа модернизации общества и развития рыночных отношений в детском сознании происходят су­щественные перемены. Получили широкое распространение отно­шения купли-продажи, незаконные сделки, двойная мораль, месть, сексуальные притязания, грубость и распущенность, неуважение к старшим. Особую тревогу вызывают детская безнадзорность, возник­новение в крупных городах детских сообществ, занятых воровством, нищенством и хулиганством.

Детство в новой ситуации утратило безмятежность, обрело кон­туры угрозы будущему. Защитный пояс культуры должен выступить гарантом безопасности детства, предупреждать деструктивные формы поведения, содействовать распространению гуманности и согласия.

Особые претензии следует предъявить тем средствам массовой информации, которые намеренно тиражируют на огромном куль­турном пространстве России насилие, вседозволенность, нарушение самых элементарных прав человека. Почти исчезли передачи, под­держивающие тонус и энергетику высокой духовности. Эскалация интеллектуальной и нравственной дистрофии может привести к не­восполнимым потерям в духовном облике молодого поколения.

.

Глава 4

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПЕРСОНОЛОГИЯ:

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ

КОНТЕКСТ

Date: 2016-05-25; view: 362; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию