Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тенденции в культурном пространстве России





 

Россия занимает особое геополитическое положение в мире благода­ря своей истории, природным ресурсам, культурным достижениям, перспективному развитию и реализации творческих потенциалов. В осуществлении этих стремлений важную роль играет общность культурного пространства.

В современных условиях идет интенсивный процесс преобразо­вания культурного пространства России. Не все здесь можно оце­нить однозначно. Сокращение территории, разрушительные меж­национальные конфликты и столкновения, распад экономических, политических и культурных связей, традиционно сложившихся меж­ду регионами, отсутствие общей идеи, поддерживающей настроение людей и веру в будущее, — все это тяжело переживается нашими со­отечественниками, вызывая ностальгию по прошлому, высвечивая в нем только позитивные черты и вытесняя из сознания утраты, поте­ри, боль и несправедливость ушедших лет.

Но было бы неверным не замечать новых позитивных тенденций в культурном пространстве России. К ним следует отнести развитие социальной и экономической инициативы, свободу печати и массо­вых коммуникаций, расширение международных культурных кон­тактов, возможность свободного посещения разных стран, знаком­ство с памятниками культуры, получение образования во всемирно известных университетах. Эти контакты изменили ментальность со­временника, показали доступность благополучной жизни, из созна­ния постепенно исчезает «образ врага», возникло стремление к по­ниманию и толерантности других культур и народов. И это немалые сдвиги в общественном и индивидуальном сознании и поведении людей.

Необходимо отметить также такую особенность культурного про­странства России, как освобождение от запретов идеологической цен­зуры. В результате возник колоссальный «вал» литературы по раз­личным отраслям гуманитарного знания.

Среди этой литературы есть разные по интеллектуальному досто­инству книги. Но к нам с опозданием почти в столетие пришли тру­ды философов, культурологов, историков, психологов, экономистов, которые давно приобрели всемирное признание, а мы узнавали об их взглядах «из вторых рук», и то не всегда профессионально честных. Если бы не было столь жесткой цензуры в прошлом, это духовное наследие значительно раньше обогатило бы российскую гуманитар­ную науку.

Особую роль в становлении национального самосознания имела публикация научных трудов, публицистики, прозы и поэзии, днев­ников и воспоминаний деятелей культуры русского зарубежья. Они донесли до нас «эхо Серебряного века», сохранили богатого русскр-го языка, передали преданность российским духовным ценностям, умение выстоять перед опасностью и сберечь любовь к Отечеству.

Соединение двух потоков значительно обогатило культурное пространство России. В течение многих десятилетий целый пласт русской культуры был изолирован от соотечественников. Ныне вре­мена изменились, и открылись новые перспективы в освоении фи­лософских, культурологических, религиозных трудов, произведений литературы и искусства. Создание в Москве Национальной библио­теки русского зарубежья, в которой сосредоточены публикации, ар­хивы, письма, дневники и другие документы, способствует вклю­чению этого потока в культурное пространство. Следует отметить также издание энциклопедического биографического словаря «Зо­лотая книга эмиграции» (М., 1997), в которой представлены имена выдающихся деятелей русской культуры первой трети XX в.

Исследователям еще предстоит изучить взаимовлияние этих по­токов на культурное пространство, включить данное духовное насле­дие в реальный культурный процесс, в систему образования и науч­ной деятельности.

Процесс возрождения культуры оказал значительное влияние на изменение отношения к православию и другим конфессиям. Восста­новление храмов, открытые праздничные богослужения, проповеди и выступления священнослужителей по телевидению и радио, сво­бодно издаваемая религиозная литература — приметы нового време­ни. Отношение к вероисповеданию ныне является глубоко личным делом. Стало стыдно и больно видеть храмы, разрушенные не войной, а человеческим варварством. И тем более отрадно получать ис­тинное наслаждение от восстановленной красоты, которой так не хватало в культурном пространстве.

Постепенно меняется и облик городов. Более бережно стали от­носиться к историческому центру, сохраняя в нем прежний облик, подчеркивающий неповторимость и уникальность его архитектурно­го стиля и образа жизни. Радуют глаз восстановленное кружево ре­шеток, козырьков над дверьми, защищенные от непогоды крытые остановки городского транспорта, искусные зеленые насаждения, ухоженные дворы и здания, витрины магазинов, ресторанов, отелей, светящиеся в зареве реклам.


Особенно красива в Санкт-Петербурге подсветка памятников ар­хитектуры — Эрмитажа, Русского музея, Смольного, Исаакиевского и других соборов, дивных мостов над Невой, Невского проспекта.

В каждом городе можно обнаружить новые перемены в культуре. Появилось немало новых театральных коллективов, оркестров, кар­тинных галерей, новых кумиров. Ставятся новые спектакли, прохо­дят гастрольные концерт, проводятся юбилейные торжества, раз­личные конкурсы и выстави. Мне могут возразить, что все это лишь отдельные черты. Но и они радуют, ибо свидетельствуют о необрати­мости перемен. Кроме того, ведь ничего не происходит вдруг, осо­бенно если это касается возрождения и обновления. Поэтому так важно отмечать каждое продвижение вперед как праздничное собы­тие, радоваться и гордиться переменами.

Конечно, еще предстоит сделать очень много. Необходимо вос­становить нарушенные культурные связи и контакты между бывши­ми республиками, а ныне самостоятельными государствами. Участие в конференциях и праздниках, совместные научные проекты и пуб­ликации, подготовка специалистов и деятелей науки, проведение ху­дожественных конкурсов и фестивалей — все это и многое другое было традицией, утрата которой значительно сократила возможно­сти межнационального общения и развития. Уменьшились масшта­бы туризма внутри страны, и целые поколения лишились прекрасной возможности увидеть воочию памятники отечественной культуры. Но постепенно восстанавливается и эта очень важная сфера куль­турного пространства.

 

Культурное пространство как Дом

 

Культурное пространство страны — это Дом, среда повседневного обитания людей. В нем они живут, общаются, учат детей и работают, ходят за покупками, посещают храмы и театры, отдыхают и занима­ются спортом.

Люди любят дом прочный и безопасный, надежный и открытый, добрый и теплый, красивый и интересный.

Культурное пространство как Дом выполняет сакральную функ­цию защиты от невзгод, где человек может найти помощь и поддерж­ку. Эта атмосфера соучастия и сочувствия особенно необходима че­ловеку. Недаром так хорошо отзываются о приветливости петер­буржцев-ленинградцев, которая стала знаком городской культуры.

Культурное пространство — это не только родные просторы и па­мятники культуры, но и чувство родственной близости населяющих его людей. Образы культурного пространства как «семейного гнезда», спасительного ковчега прочно укоренились в народном самосознании.

Духовная оторванность от дома, утрата связи и близости, даже при сохранении места обитания, порождает чувство «бездомности».

В петербургском журнале «Ступени» опубликованы материалы «Круглого стола», посвященного проблеме Дома. В выступлениях обсуждались несколько моделей для описания специфики организа­ции жизни в культурном пространстве. Приведем некоторые из них.

Дом-очаг. Это наше маленькое солнце, его лучи связывают нас невидимыми нитями. В таком доме нет места бездействию и лени, так как очаг нужно постоянно поддерживать, заботиться о нем. Он дает человеку приют и отдых, защиту и пропитание, общение и право быть самим собой.


Идея культурного пространства как домашнего очага есть у всех народов мира. И сейчас эта идея близка многим: построить Дом как универсальное здание нашего микро- и макрокосмоса.

Дом-очаг — пока далекий идеал, но его достижение возможно, хо­тя бы в пределах родного дома, края или города как малой родины.

Другую модель представляет Дом-крепость. Его главное назначе­ние — охрана культурного пространства от внешних влияний и пося­гательств. В его основе заложен архетип врага, который может нару­шить покой, нанести вред, унизить достоинство. Поэтому основной заботой его обитателей является возведение крепостных стен, сторо­жевых постов, смотровых башен и пограничных полос. Идея «желез­ного занавеса» тоже выражает архетип Дома-крепости.

Еще более отчужденную модель культурного пространства пред­ставляет Дом-тюрьма. Его двери плотно заперты и все обитатели жи­вут в «запечатанном» пространстве. Жизнь в таком пространстве за­торможена, резкие перемены опасны, труд бессмыслен, очаг не греет.

Иерархия и диктат силы сторожей удерживают всех вместе. В таком пространстве все подвержены страху, постоянно ожидают коварства и предательства. Главный враг — тот, кто покушается на эти неруши­мые порядки и пытается стереть с себя клеймо раба. Человек в таком пространстве чувствует бессмысленность своего существования, он одинок и бессилен. Тоска и уныние парализовали его волю и жела­ние действовать. Покой и лень порождают равнодушие ко всему, че­ловек влачит существование, находясь между жизнью и смертью.

Дом-вокзал выражает отношение к культурному пространству как к временному пристанищу, укрытию во время скитаний. Это «казен­ный дом», где лишь пользуются услугами, не внося ничего своего. В нем человек пребывает, а не живет полноценной жизнью. Он под­чиняется заранее установленному порядку, зная, что его нарушение приведет к расплате. Ожидание перемен и желание покинуть вре­менный приют определяют душевное состояние человека.

Дом-келья — тоже своеобразное одиночество и заточение. Со­зданное пространство намеренно отгорожено от внешнего мира. До­вольствуясь малым, обитатели все помыслы направляют на служе­ние идее личного духовного совершенствования, творчества, но их мало трогают бури и невзгоды за пределами укрытия. Больше все­го ценятся покой и возможность погружаться в привычные занятия и размышления.

Дом-чаша воплощает стремление людей к максимальному насы­щению пространства многочисленными полезными и бесполезными вещами. Накопительство, стремление не отстать от других, «быть как все», и при этом полное отсутствие заботы о духовном благопо­лучии — это тоже способно сделать дом холодным временным при­станищем.

Дом-как-любовь является наиболее точным отражением самого главного назначения культурного пространства. Важен не только тот материал, из которого строится Дом, но и духовно-душевные отно­шения, дающие возможность ощутить радость бытия. Такой Дом на­чинают создавать с тех духовных ценностей, которые обеспечивают взаимное притяжение людей.


Дом-как-любовь определяет весь спектр человеческих отношений: к природе и материальному обустройству жизни, детям и старикам, историческим традициям и современному новаторству. Он выявляет духовные потенциалы человека и способствует их реализации. Куль­турное пространство должно быть овеяно любовным отношением, только тогда оно становится желанным.

Культурное пространство — своеобразное зеркало, отражающее множественные модели Дома. Некоторые из них весьма прочно уко­ренились в жизни, другие мелькают пунктиром, третьи — вообще призрачные тени прошлого.

Дом может быть богатым и бедным, ухоженным и запущенным, желанным и нелюбимым, добрым и злым, теплым и холодным, от­крытым и закрытым. Важно иметь в виду как насыщенность куль­турного пространства ценностями, так и динамику перемен.

Поверхностный прагматизм и вульгарный материализм нанесли большой ущерб культурному пространству России, вызвав распро­странение примитивизма и варварства. Разрушение городских и сель­ских храмов, осквернение исторических памятников, опрощение и засорение русского языка, беспорядочность и захламленность за­стройки, загубленные водоемы и мертвые ландшафты, уничтожение старинных жилых кварталов, пренебрежение к русским националь­ным истокам и традициям народной культуры — все это нанесло ко­лоссальный ущерб культурному пространству России. Потребуется немало сил и времени для его восстановления.

** Культурное пространство — национальное достояние России, и каж-

■ дый несет ответственность за его сохранение и развитие. Преодоление

• социально-политических барьеров, усиление культурных контактов: могут стать основой процесса интеграции. Культура обладает колос-

■ сальной притягательной энергией и силой сплочения людей. Она дает

• радость личного общения, постижения культурных ценностей как не-: обходимого условия человеческого существования.

 







Date: 2016-05-25; view: 390; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию