Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Источник как антропологический ориентир гуманитарного знания 4 page
Поставив перед собой такую исследовательскую цель, необ- ходимо выяснить функции частноправового акта в обществе, со- став акта, провести источник «сквозь горнило источниковеде- ния», постепенно приближаясь к этапу синтеза. «Наука может ответить на эти обращенные к изучению явления вопросы лишь одним путем, - дав научную конструкцию этого явления, в дан- ном случае - частного акта. Путь к такой конструкции акта ле- жит через его анализ к последующему синтезу»38. Возвращение к целостности произведения как к явлению культуры - характер- ная черта методологии источниковедения, что ярко проявляет- ся в подходе А.С. Лаппо-Данилевского к изучению частноправо- вых актов, А.А. Шахматова - древнерусских летописей, В.О. Ключевского - древнерусских житий как к историческому источнику. О необходимости обращения к целостности произве- дения как явления культуры писал Л.П. Карсавин39.
Метод источниковедения - источниковедческий анализ и ис- точниковедческий синтез - имеет целью воссоздать произведе- ние как историческое явление, и в этом смысле результат тако- го исследования самодостаточен. Источниковедческий синтез, сосредоточивая внимание исследователя на воссоздании целост- ности произведения как явления культуры, открывает возмож- ность широких культурологических компаративных исследова- ний, вовлекающих в поле изучения сходные (особенно по таким признакам, как структура, функции, цели создания и т. п.) явле- ния культуры других времен и народов. В результате сравнитель- ных исследований возникают возможности синтеза более высо- кого уровня - воспроизведение явлений общечеловеческой исто- рии, феноменологии культуры.
Аргументированная оценка значения источника дает обосно- вание для практических рекомендаций о возможностях его науч- но-практического использования. Это могут быть рекомендации по собиранию соответствующих источников, экспертизе ценно-
МЕТОД ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ... 143
сти источников, по их использованию в научно-исследователь- ской и другой работе.
Практические рекомендации источниковеда становятся наи- более убедительными в том случае, если каждый из этапов ис- точниковедческого анализа не только тщательно проведен, но логически обоснован и четко изложен.
Источниковедческое исследование имеет свою определен- ную логическую последовательность изложения. Примерная схе- ма изложения результатов источниковедческого исследования такова:
Введение. В нем обосновывается тема исследования, характе- ризуются его методы, историография (степень изученности дан- ной темы в литературе), формулируются задачи исследования.
Глава первая « Характеристика источника» соответствует пер- вому этапу источниковедческого анализа - изучению вопросов происхождения и авторства источников. Поэтому в ней могут да- ваться характеристики исторических условий возникновения ис- точника, автора (создателя) источника, истории текста, исто- рии публикаций источника. В связи с характеристикой автора и обстоятельств создания источника рассматривается вопрос об интерпретации источника (что имел в виду автор, создавая текст источника).
В главе второй « Анализ содержания источника» основное вни- мание уделяется полноте сведений источника и их достоверно- сти. Выявленная фактическая информация систематизируется и последовательно анализируется.
Заключение содержит обобщенную оценку значения исследуе- мого источника и практические рекомендации по его использо- ванию, исходя из проведенного исследования.
Разумеется, данная схема исследования весьма обобщенная, ти- повая. В зависимости от того, какие стороны источника представ- ляют наибольшие сложности для изучения, последовательность этапов источниковедческого анализа будет несколько меняться применительно к теме исследования. Так, если в ходе источнико- ведческого анализа содержания источника выявляется наиболь- шая ценность его информации для изучения определенных сторон исторического процесса, то именно этим вопросам и следует уде- лить основное внимание во второй главе. Могут вырасти в само- стоятельное исследование история текста источника (его предва- рительные и окончательные варианты, редакторская правка тек- ста, смысл и направление изменений текста при доработке и т. п.) или история публикаций источника (его переводов и публикаций на других языках и их особенности). Тем не менее основная струк- тура источниковедческого исследования сохраняется.
144 раздел 3
ГЛABA 3
Классификация исторических источников
ПЕРЕД источниковедением стоят две основные задачи - эвристическая и аналитическая. Эвристическая задача - это ориентирование в многообразии исторических источников, их классификация, изучение совокупности источников, отло- жившихся в ходе исторического процесса как в целом, так и и частности - для отдельных исторических эпох конкретных стран или регионов. Аналитическая задача- это разработка мето- дов анализа исторических источников, получения из них досто- верной и возможно более полной информации, а также методов оценки источников с данной точки зрения. Ясно, что учение об источниках, ставящее столь масштабные цели, может и должно опираться на весь комплекс современного знания о человеке и обществе. В то же время источниковедение как наука, изучаю- щая исторические источники (т. е. произведения, созданные людьми целенаправленно и используемые для получения данных об этих людях), выступает как необходимый компонент каждой науки о человеке и обществе. Все это определяет и объясняет многообразие и широту междисциплинарных контактов источ- никоведения.
В ходе источниковедческого анализа источниковедение ис- пользует данные всех дисциплин и отраслей знания, которые да- ют возможность изучать произведения, созданные людьми, и анализировать их как источники информации об их создателях. Междисциплинарность источниковедения заложена в самой природе его объекта и предмета. Широта междисциплинарных связей источниковедения с другими областями знаний хорошо прослеживается уже в традиционной концепции этой научной дисциплины. Так, например, в уже упоминаемом «Введении и ис- торическую пауку» Э. Бернгейма, отразившем концепцию мето- дологии истории конца XIX в., определенное представление об источниковедении и источниковедческой критике, соотноше- ние исторического метода с методами других наук рассматрива- ется следующим образом: прослеживается его связь с филологи- ей, политикой (государствоведением), социологией, философи- ей, антропологией, этнографией и этнологией, естественными науками. Отдельно исследуется соотношение методов истории и искусства. Отметим, что уже тогда ученый подчеркивал значе- ние естествознания в качестве «вспомогательной исторической науки» для истории, поскольку оно позволяет проследить психо- логическую каузальность в человеческой жизни и деятельности,
МЕТОД ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ... 145
влияние материально-физического и психологического факто- poв в историческом процессе. Взаимодействие исторической на- уки с рядом других наук отражает значение материально-физиче- ских, географических, психологических факторов в человече- ской деятельности. Однако в целом историческая наука конца XIX - начала XX в. далеко не реализовала возможностей этого взаимодействия.
В прошлом для ученых России - историков, правоведов, со- циологов - была характерна особая разносторонность профес- сиональных интересов, взаимопроникновение методов палео- графии, дипломатики, генеалогии, сфрагистики, библиографии, кодикологии. Эти смежные с историей науки отражают доста- точно стабильные междисциплинарные связи истории. В качест- ве смежных с историей наук обычно называют государственно- правовые науки, языкознание, литературоведение, журналисти- ку, экономическую географию, антропологию, археологию, эт- нографию, историю искусств, статистику.
Способы взаимодействия этих наук с историческим методом остаются, однако, недостаточно проясненными. Между тем одно из направлений этой взаимосвязи достаточно определенно: это междисциплинарные контакты, устанавливаемые при изучении тех видов источников, которые по своему происхождению и со- держанию нуждаются в более специализированном использова- нии смежных наук. Так, источниковедение литературных памят- ников тесно связано с литературоведением, источниковедение законодательства - с правовыми науками, источниковедение картографии - с историей и методами картографических иссле- дований, источниковедение изобразительных источников - с ис- торией искусства и т. п. Подобный подлинно культурологиче- ский подход характерен, например, для Н.П. Лихачева в его вы- дающихся работах по целому ряду исторических дисциплин.
Познавательным средством для осмысления всего многооб- разия исторических источников является классификация. В ис- точниковедении используются различные классификации источ- ников. Классификация по видам является наиболее важной, от- вечающей главной задаче источниковедения. Источники возни- кают в целенаправленной человеческой деятельности как обле- ченные в материальную форму произведения, как средства для достижения той или иной цели, удовлетворения тех или иных общественных, человеческих потребностей. Вот эту цель, эту на- правленность, назначение произведения и следует положить в основу классификации. Всякое творение человеческих рук и ра- зума имеет практическое назначение. Создателя мало занимает то, как будет восприниматься его произведение в качестве исто-
146 РАЗДЕЛ 3
рического источника, как отразится в нем, вольно или неволь- но, технический, эстетический, любой другой аспект времени, общественных отношений. Следуя своим замыслам и цели, тво- рец придаст своему произведению ту или иную форму, определя- ет его структуру. Иногда такое произведение становится уни- кальным, ни на что иное не похожим. Но чаще бывает иначе. Ведь человеческие, общественные потребности повторяются вновь и вновь, они удовлетворяются не уникальными, а чаще массовыми изделиями. Именно поэтому видовая эволюция исто- рических источников заслуживает отдельного изучения. Для это- го нужны длительные исторические наблюдения.
Итак, одно из направлений расширения междисциплинар- ных связей источниковедения - изучение отдельных видов и раз- новидностей источников. Другое направление - теоретическое обоснование междисциплинарных контактов источниковеде- ния - связано со спецификой объекта и отдельных этапов и ме- тодов источниковедческого анализа и синтеза. Входе источнико- ведческого анализа, как мы видели, исследователь ставит ряд во- просов, чтобы понять личность автора - создателя источника, его цели и обстоятельства создания данного произведения. В свою очередь, ответ на эти вопросы позволяет лучше попять структуру информации, заложенной в источнике его автором, намеренно и ненамеренно.
Разнообразие междисциплинарных связей источниковеде- ния обусловливается также и тем, что в качестве источников вы- ступают самые разнообразные типы и виды произведений. Уже в традиционной методологии истории осознавалось это много- образие. Необходимостью его возможно более полного отраже- ния определилось создание различных классификационных сис- тем, группировок исторических источников.
В своем труде Э. Бернгейм хорошо передает разнообразие форм, в которых иные наблюдения, кроме наших собственных, становятся доступными. Это - речь, письмо, изображение. Все источники этого типа он объединяет под общим названием «из- вестия» (традиция). Среди них выделяются: ycmная традиция (песнь, рассказ, сага, легенда, анекдот, крылатые слова, послови- цы); письменная традиция (исторические надписи, генеалогиче- ские таблицы, биографии, мемуары, брошюры и газеты); изобра- зительная традиция (иконография исторических личностей, гео- графические карты, планы городов, рисунки, живопись, скульп- тура).
Другой тип исторических источников - «остатки», т. е. непо- средственные результаты самих событий, среди которых Берн- гейм выделяет такие виды: непосредственные следы жизни древ-
МЕТОД ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ... 147
них времен; данные языка; существующие обычаи, нравы, учре- ждения; произведения всех наук, искусств, ремесел как свиде- тельства о потребностях, способностях, взглядах, настроениях, состояниях, словом, степени всего развития их творцом и его времени; деловые акты, протоколы и всевозможные администра- тивные документы; монументы и надписи, не содержащие каких- либо сведений (пограничные знаки, монеты и медали); законо- дательные, делопроизводственные и тому подобные документы.
Новые представления об истории как целостной науке, изу- чающей в единстве все эпохи и стадии исторического процесса, выявляющей взаимосвязи экономики, политики, общественного сознания, предъявляли совершенно новые требования к источ- никам социального исследования. Это нашло свое выражение в деятельности Л. Февра и М. Блока, особенно после создания ими в конце 20-х годов журнала «Анналы» и превращения шко- лы «Анналов» в доминирующее направление историографии. Концепция глобальной истории повлияла на характер мышле- ния историков, направленность их научного поиска, способство- вала существенному расширению объекта исторической науки. М. Блок в книге «Апология истории, или Ремесло историка», рассматривая проблему исторических свидетельств, подчерки- вал, что «...почти всякая человеческая проблема требует умения оперировать свидетельствами всевозможных видов...», различ- ны и технические приемы исследования исторических свиде- тельств. «Причина в том, что человеческие факты - самые слож- ные. Ибо человек - наивысшее создание природы»40. М. Блок, исходя из необходимости широких взаимодействий гуманитар- ных и естественных наук при изучении исторических источни- ков, писал: «Разнообразие исторических свидетельств почти бес- конечно. Все, что человек говорит или пишет, что он изготовля- ет, к чему он прикасается, может и должно давать о нем сведе- ния»41.
Эту мысль о широком взаимодействии наук при изучении ис- тории постоянно отстаивал и Л. Февр. Мы видели, что он актив- но выступал против традиционной историографии за новую ис- торическую науку как науку о человеке. Данный подход предпо- лагает возникновение междисциплинарных областей знания, ко- торые способны рассмотреть историю человечества во всей ее полноте: в естественно-географической среде, взаимодействии с. нею людей, в изучении политической, религиозной, социальной проблематики, общественной психологии в их взаимодействии и взаимовлиянии. Этот подход отразился уже в 1922 г. в одном из ранних трудов Февра «La terre et l'evolution humaine. Introduction geographique а l'histoire» («Земля и человеческая
148 РАЗДЕЛ 3
эволюция. Географическое введение в историю»). Февр высту- пал против ограничения круга исторических источников лишь письменными документами, критиковал традиционалистов за отказ от изучения ранних периодов истории из-за отсутствия письменных источников. Выход из подобной ситуации он видел в междисциплинарном подходе, в том чтобы «не просто перепи- сывать источники, но воссоздавать прошлое с помощью смеж- ных дисциплин, подкрепляющих и дополняющих одна другую». «Долг историка в том и состоит, - считал он, - чтобы поддержи- вать, всемерно развивать и закреплять их совместные уси- лия»42.
Взаимодействие истории с другими областями знания, меж- дисциплинарный подход к изучению источников нашли свое обоснование в известном издании - коллективном труде видней- ших французских историков и специалистов исторических наук «История и ее методы». Ш. Самаран, открывая это издание, осо- бо подчеркнул, что классический тезис традиционной историче- ской науки позитивистского направления «нет истории без доку- ментов» во второй половине XX в. интерпретируется несравнен- но более широко. Под документом понимаются разнообразные источники: письменные, вещественные, аудиовизуальные, изо- бразительные и другие. Ш. Самаран считает необходимым уча- стие специалистов различного профиля в критическом исследо- вании свидетельств: «Нет истории без эрудиции, - т. е. без пред- варительного критического исследования свидетельств, - как собственно историками, так и другим или другими специалиста- ми. Во всяком случае, история не импровизируется историком: историка создает не только «призвание», но и методическая под- готовка»43.
В соответствии с принципами, положенными в основу кон- цепции книги «История и ее методы», в этом коллективном тру- де представлен широкий круг разнообразных типов источников, а изложение методов их исследования дополнено междисципли- нарным подходом. Среди них: а) изучающие вещественные сви- детельства (археология, нумизматика, сфрагистика и др.); б) применимые к письменным свидетельствам (эпиграфика, па- пирология, греческая, римская и средневековая палеография, криптография, дипломатика, ономастика, генеалогия, геральди- ка; в) последующие свидетельства, созданные с помощью техни- ческой записи (фотография, кинематография, микрофильмиро- вание, звукозапись). Особенно подчеркивалось значение дисци- плин и методов, расширяющих возможности исторического ис- следования (лингвистика, демография, статистика, история кол- лективной психологии и менталитета).
МЕТОД источниковедения... 149
Рамки междисциплинарного подхода прослеживаются в гла- вах «Истории и ее методов», посвященных сохранению и экспо- зиции археологических памятников, музейных предметов, ар- хивных документов, собраний рукописных и печатных книг, си- нематик, дискотек и фонотек. В центре внимания авторов - ме- тоды критики источников, как вещественных, письменных, так и технотронных. Каждый из них требует специализированных методов анализа. Совершенно очевидно, что такой критический анализ предполагает сотрудничество специалистов разных дис- циплин, становится исходным пунктом для формирования осо- бого типа специалистов-источниковедов.
В труде «История и ее методы» главы о методах исследова- ния таких источников, как фотографии и кинофильмы, были на- писаны историком кино и кинокритиком Ж. Садулем (1904-1967). Он показал возникновение и развитие новых видов источников, раскрыл методы анализа фотодокументов и кино- фильмов как исторических источников, рассмотрел значение кино как источника формирования исторических представле- ний современного общества. Подобный критический анализ но- вых типов и видов источников конкретизирует формы междис- циплинарного сотрудничества, способствует формированию но- вых профессиональных специализаций источниковедов.
Междисциплинарные контакты устанавливаются при изуче- нии исторических источников, хранящихся в библиотеках. Они выступают как источники исторической информации и одновре- менно как исторические источники, Поэтому в главе «Библиоте- ки» особое внимание уделено рукописным коллекциям, которые издавна складывались и вплоть до настоящего времени форми- руются при крупных библиотеках. Междисциплинарные контак- ты расширяются в связи с развитием современных методов дея- тельности библиотек, изменением соотношения опубликован- ных и неопубликованных документов.
Особая область исследований и соответственно поле межди- сциплинарных контактов - крупные, иногда всемирно извест- ные, а порой малоизвестные коллекции манускриптов, как опуб- ликованных, так и неизданных, исторически складывавшихся в течение многих лет, а иногда и веков в ряде библиотек. В связи с этим одним из новых ответвлений исследования исторических документов является кодикология. Этот термин ввел Ш. Сама- ран, читавший лекции в Школе высших исследований. Кодико- логия изучает рукописные книги - историю их изготовления, со- став и судьбу. Кодикология опирается на методы палеографии, изучая графику и ее особенности для датировки и установления места создания рукописной книги. Наличие каталогов и исследо-
150 РАЗДЕЛ 3
ваний датированных рукописей дает возможность сопоставле- ния и более точной датировки документов и рукописных сбор- ников. В то же время кодикология является и областью архиви- стики: она, как и архивистика, рассматривает объект исследова- ния в составе фонда, частью которого он является, - изолиро- ванная рукопись ни о чем не говорит.
Еще одна проблема исследования - это книга в составе кол- лекции, частью которой по тем или иным причинам она позднее стала. В свою очередь, понятия фонда и коллекции трудно выде- лить в чистом виде, поскольку в одном из них всегда находятся и элементы другого. Изучение функционирования книги, в том числе и рукописей, предоставляет возможность расширить объ- ем информации, который в этом случае не сравним с тем, что может дать исследователю изолированный документ. Так, в част- ности, изучение социального состава владельцев книги или руко- писи, круга их чтения, отношения к книге в разное время, в раз- личных общественных слоях, регионах, конфессиях выводит ис- следователя на постановку новых междисциплинарных проблем коллективной психологии, менталитета, культурологии.
Таким образом, источниковедение, будучи междисциплинар- ной областью науки, входит в еще более тесные взаимодействия с другими областями знания и практики, изначально также меж- дисциплинарными: архивистикой, библиотековедением, биб- лиографией, информатикой. Ясно и то, что, обращаясь к про- исхождению и содержанию различных видов источников, ис- точниковедение взаимодействует с теми науками, которые име- ют своим предметом соответствующие области гуманитарного знания.
Развитие теории и методики источниковедения находится в тесной связи с последовательным введением в сферу специаль- ного исследования новых исторических документов. Это дает материал для наблюдения, выявления общего и особенного в природе источников, специфики их формы и содержания. Но- вые задачи исторической науки в условиях интеграции гумани- тарного и естественно-научного знания расширяют, как никогда ранее, во-первых, круг исторических источников различных ви- дов, исторических эпох и уровней социальных культур и, во-вто- рых, спектр проблем общественной практики и науки, для кото- рых применение методов данной исторической дисциплины оказывается необходимым.
Углубление интеграционных процессов, связанных с гумани- таризацией знания, не оставляет сомнений в том, что источни- ки по истории науки, техники, других отраслей будут и впредь разрабатываться. Источниковедение уже взаимодействует с ря-
МЕТОД ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ... 151
дом таких отраслей, входя со своей методикой в междисципли- нарные комплексы, формируя на стыке гуманитарных, естест- венно-научных и технических знаний специалистов нового типа.
В последние годы наблюдается все больший интерес к ис- пользованию в исторических исследованиях интеграционных методик работы как с письменными, так и с вещественными па- мятниками. В частности, началось более тесное проникновение и взаимное обогащение методик источниковедения и музееведе- ния, поскольку в музейной работе комплексное использование вещественных и письменных памятников имеет особое значе- ние. Одним из новых направлений этих исследований является опыт изучения письменных источников, хранящихся в музеях.
Одновременно происходит и дифференциация: в источнико- ведении появляются новые направления исследования истори- ческих источников по истории отдельных стран, народов, круп- ных регионов.
Как уже отмечалось, кодикология сформировалась при воз- действии архивистики. Взаимосвязи источниковедения и архи- воведения развиваются по ряду направлений. Архивные доку- менты могут служить источниками информации о прошлом (ре- троспективная информация). Поэтому к ним применяются мето- ды источниковедения. Метод источниковедческого анализа со- ставляет необходимый компонент работы с архивными докумен- тами для отбора, хранения, введения в научный оборот путем публикации или в других формах, составления научно-справоч- ного аппарата и др. Источниковедческие приемы и опирающая- ся на источниковедческий анализ оценка документа (или вида документов, комплекса взаимосвязанных документов) имеют для архивиста принципиальное значение при принятии профессио- нальных решений.
Архивное дело, охватывающее политические, научные, пра- вовые и практические аспекты хранения и организации исполь- зования архивных документов, имеет свою историю развития. Для ее более эффективного изучения существуют собственные источники: документы ряда государственных учреждений, фон- ды выдающихся деятелей архивного дела, документы по исто- рии архивного образования и многое другое. Поэтому актуаль- ной задачей является разработка источниковедения истории ар- хивного дела.
152 РАЗДЕЛ 3
ГЛАВА 4
Источники в науках о человеке
ГУМАНИТАРНОЕ и естественно-научное знание в течение долгого времени оказывались разделенными между со- бой, что нашло яркое выражение в философской мысли XIX п., противопоставлявшей науки о природе наукам о духе. Поэтому пристальный интерес вызывают именно те научные направле- ния, которые способны их объединить, возвратить целостный взгляд на природу, общество и человека. Выдающимися провод- никами таких взглядов были В.О. Ключевский, С.М. Соловьев, В.И. Вернадский. Восстановлению этого целостного подхода ак- тивно способствует источниковедение - ведь в источниках отра- жена взаимосвязь биологического и социального в природе че- ловека, запечатлена человеческая деятельность. Биологическое проявляется через социальное, и наоборот.
Развитие исторической антропологии, этнологии, социоло- гии неизмеримо расширило области применения методов источ- никоведения. Одна из самых трудных проблем современной па- уки о человеке состоит в том, чтобы преодолеть традиционное разделение различных аспектов изучения человека как лично- сти, человеческой деятельности разными пауками. Необходимо выработать такие научные методы, которые могли бы охватить взаимодействие биологической, материальной, духовной, эколо- го-географической сторон человеческой природы в их реальном соотношении, в проявлении одной через другую. В этой связи несомненный интерес представляет исследовательский опыт ис- торических дисциплин, которые традиционно называются вспо- могательными. Каждая из них как раз и ставит в центр своего изучения те или иные стороны источника. Этими дисциплинами исследуются сложные взаимосвязи - вещественные и духовные, (палеография), биологические, социально-психологические и духовные (генеалогия), взаимосвязи человека и окружающей географо-экологической среды (историческая география) и т. д. Подходя к этим дисциплинам с данной точки зрения, можно луч- ше понять, почему в настоящее время они выделились из инст- рументария историка, обрели особую, суверенную социальную функцию, непосредственно воздействуют на общественное соз- нание.
Так, современная палеография позволяет воспринять единст- во текста и материала, на котором он написан, - графики и изо- бражения, охватить техническую, эмоциональную, художествен- ную стороны произведения, созданного человеком. В центре
МЕТОД источниковедения... 153
внимания палеографии при этом оказываются история письма, искусство графики и орнамента, история техники создания ма- териала для письма, история рукописи в информационном поле эпохи, история грамотности, обучения и образования. Вещь и текст существуют нераздельно, они взаимодействуют: материаль- ная и духовная стороны источника как продукта целенаправлен- ной человеческой деятельности акцентируют, усиливают одна другую. Вещь с текстовой надписью, изображение реального предмета, материальная фактура рукописи или книги - все это примеры взаимосвязи материального и духовного в источнике. Взаимосвязанное рассмотрение символа и знака повышает воз- можную отдачу источниковедческого анализа, увеличивает шан- сы получения достоверной информации, более точной оценки цели создания источника, а следовательно, его содержания и значения как социального явления. Ощущение «пыльной и ста- рой тайны», о котором когда-то писал Е.А. Косминский, дается одновременным восприятием целого (внешних особенностей, фактуры, смысла и содержания произведения культуры), т. е. па- леографией.
Date: 2016-05-25; view: 365; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|