Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Обследование состояния слухового самоконтроля у ребенка со стертой дизартрией
Для развития не только звуковой стороны речи, но и просодической стороны речи необходим активный слуховой самоконтроль. Обследование включает два вида инструкций: 1-я инструкция - выполнение задания; 2-я инструкция - оценка ребенком качества выполнения задания. Материал для обследования: ритмические удары, звуки, слоги, слова-квазиомонимы, слова сложной слоговой структуры, предложения с разными типами интонации, лексический материал для воспроизведения модуляций голоса по высоте и силе, для изменения тембра и темпа речи. Обследование состояния слухового самоконтроля включает 11 проб-заданий. При необходимости задание повторяется для ребенка 1-2 раза. 1) Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении ритмического рисунка простых и акцентированных ударов. Инструкция № 1. «Повтори удары за логопедом». Изолированные - ///, //, /; Серии простых - // // //, /// ///; Акцентированные - / U / U, // U, UU /. Условные обозначения: / - громкий удар, U - тихий удар. Инструкция № 2. «Ты правильно выполнил?» 2) Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении ряда гласных звуков. Инструкция № 1. «Повтори за логопедом звуки». АУ АУО АОУИ Инструкция № 2 «Ты правильно повторил?» 3) Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении слогов. Инструкция № 1: «Повтори за логопедом слоги». КА-ГА-КА БУ-ПУ-БУ КА-ТА-ЧА ДА-ДЯ-ТА-ТЯ Инструкция № 2 «Ты правильно повторил?» 4) Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении слов-квазиомонимов. Инструкция № 1. «Повтори за логопедом два слова. Скажи, это одинаковые или разные слова?»
Инструкция № 2. «Ты правильно ответил?» 5) Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении слов сложной слоговой структуры. Инструкция № 1. «Повтори за логопедом слова».
Инструкция № 2. «Ты правильно сказал слова?» 6) Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении предложений, включающих слова сложной слоговой структуры. Инструкция № 1. «Повтори за логопедом». - Космонавт живет в космическом аппарате два месяца. - Весело журчали весенние ручьи. - Учительница учит учеников на уроке. - На сковороде жарятся пять котлет. - Экскурсовод проводит экскурсию в музее. Инструкция № 2 «Ты правильно сказал?» 7) Характер самоконтроля ребенка при изменении интонаций. Инструкция № 1: «Логопед скажет предложение, а ты измени интонацию так, чтобы прозвучал вопрос». - Машина остановилась на светофоре....? - В лесу выросли грибы....? - Котенок вылез из-под дивана....? Инструкция № 2 «Ты правильно сказал? У тебя получился вопрос?» 8) Характер самоконтроля ребенка при изменении логического ударения в предложении. Инструкция № 1: «Вот предложение из трех слов. Это предложение нужно сказать три раза. Сначала голосом выделить первое, потом второе, а затем третье слово. Это поможет передать главную мысль». 1 раз - МАМА ПРИШЛА ДОМОЙ. 2 раз - МАМА ПРИШЛА ДОМОЙ. 3 раз - МАМА ПРИШЛА ДОМОЙ. Инструкция № 2. «Ты смог передать главную мысль? Тебе удалось выделить голосом слова в предложении? 9) Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении модуляций голоса по высоте и силе. Инструкция № 1. «Как подают голос взрослые животные и их детеныши? У кого «толстый» голос, а у кого «тонкий» голос?»
Инструкция № 2 «У тебя получился «толстый» или тонкий голос?» Инструкция № 3: «Когда машина гудит далеко, то мы слышим тихий гудок. Когда машина гудит близко, то мы слышим громкий гудок. Как гудит самолет, когда он далеко и близко?» Инструкция № 4: «Тебе удалось показать гудение самолета далеко и близко?» 10) Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении тембра голоса. Инструкция № 1: «Вспомни, кто пугал колобка и хотел его съесть? Каким голосом говорили заяц, волк, медведь и лиса?» - Колобок, колобок! Я тебя съем. Заяц - тоненьким голосом Волк - грубым голосом Медведь - медленным, хриплым голосом Лиса - ласковым, хитрым голосом. Инструкция № 2. «У тебя получились голоса зверей?» 11) Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении темпа речи. Инструкция № 1: «Повтори за логопедом предложения: быстро, медленно и обычно». - На море во время шторма очень большие волны - нормальный темп. - Самолет построим сами и помчимся над горами - нормальный темп. - Улитка носит свой домик на спине - медленный темп. Инструкция № 2. «У тебя получилось говорить разным темпом: быстро, медленно и нормально?» Инструкция № 3: «Вот три картинки: черепаха, заяц, еж. Если логопед покажет черепаху, то говори медленно, если зайца - то говори быстро, а если ежа, то говори обычным темпом. Повтори предложение «Весной тает снег». Как заяц -...? (быстро). Как ёж -...? (нормально). Как черепаха -...? (медленно). Инструкция № 4. «Ты умеешь говорить быстро, медленно»? Критерии оценки: 4 балда - полностью сформулирован навык самоконтроля. Ребенок замечает все допущенные ошибки в собственной речи. 3 балла - стадия завершения формирования навыка самоконтроля. Ребенок замечает примерно 75% допущенных ошибок в собственной речи. 2 балла - стадия автоматизации навыка самоконтроля. Ребенок замечает примерно 50% допущенных ошибок в собственной речи. 1 балл - начальная стадия формирования навыка самоконтроля. Ребенок замечает примерно 25% допущенных ошибок в собственной речи. 0 баллов - нулевая стадия. Отсутствие самоконтроля. Примечания: 1. Если ребенок замечает свои ошибки, старается их исправить, но исправление не удается из-за выраженной стертой дизартрии, то это можно отнести к моторному нарушению просодики (условно группа ФН). 2. Если ребенок не замечает своих ошибок, не слышит допущенных ошибок и не старается их исправить, то это может быть связано с нарушением слухового внимания и недоразвитием фонематического слуха. Нарушение просодики в этом случае можно отнести к сенсорному уровню (условно группа ОНР). 3. Смешанный (сенсомоторный) характер нарушения просодики определяется у детей со стертой дизартрией, у которых задерживается процесс формирования фонематического слуха (условно группа ФФН). Для иллюстрации обследования просодической стороны речи приводим график № 7. Профиль сформированности просодической стороны речи у ребенка со стертой дизартрией (возраст 6 лет 11 мес.). Date: 2016-05-25; view: 334; Нарушение авторских прав |