Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проблемы методологии
Закончив работу над первым томом «Капитала», Карл Маркс направил экземпляр книги с теплой дарственной надписью Чарльзу Дарвину. Однако, похоже, работа Маркса у Дарвина большого интереса не вы- 10 См.: Элементы теории политики / Пер. с польского / Под ред. В.П.Макаренко. Ростов-на-Дону, 1991. С. 35—36. звала — страницы книги так и остались неразрезанными11. Между тем, у Дарвина и Маркса было нечто общее — убеждение, что человеческие существа являются частью естественного порядка и поэтому доступны для научного исследования. Дарвин совершил революцию в биологии, разработав теорию происхождения видов. Маркс полагал, что сделал то же самое по отношению к человеческому обществу. Человеческое общество, как и любой другой естественный, природный объект — объект научного исследования. Но какого именно? В современной науке встречаются два основных подхода к исследованию естественных объектов — натурализм и холизм. В самом общем виде можно сказать, что натуралисты верят, что человеческое общество является частью природного мира и может быть понято с помощью общепризнанных методов естественных наук. Холисты полагают, что адекватная социальная наука не может проводить свои исследования только на индивидуальном уровне, поскольку для понимания общества необходимы также макросоциальные методы. Споры вокруг натурализма не начались и не закончились Марксом. Идеи Маркса в отношении научного исследования общества были продолжением проекта Просвещения. Поскольку разум в состоянии понять сложный природный мир, он может также оценивать и анализировать дела человеческие. В процессе изучения поведения человека и культуры вскрываются определенные законы и тенденции. То, что для изучения естественного мира сделал Ньютон, по мнению Монтескье и Адама Смита, может быть сделано в мире общественном. Что же касается последователей Маркса в этом смысле, то среди них могут быть названы Вебер, Дюркгейм, Рэдклифф-Браун и многие другие. ПРОСВЕЩЕНИЕ — идеологическое течение и философская концепция. Термин «Просвещение» впервые был употреблен Дж. Мильтоном в «Потерянном рае». На французской почве течение получило наибольший размах между 1715 и 1789 годом. Зачинателями Просвещения во Франции были такие мыслители как Вольтер, Монтескье, Ламетри, Гольбах, Дидро, Гельвеции и др. -Ядро концепции Просвещения составляет убеждение в решающей роли знания и особенно познания «естественного порядка» для исправления социальных отношений. Натурализм в самом общем виде строится на следующих двух положениях: 1) общественные науки могут считаться хорошими науками в соответствии со стандартами естественных наук; 11 Kincaid H. Philosophical Foundations of Social Sciences. Cambridge: Cambridge University Press, 1996. P. 1. 2) общественные науки могут стать хорошими науками только в том случае, если они будут соответствовать стандартам естественных наук. Наиболее важным является первое положение. Оно утверждает, что каноны научной рациональности могут руководить исследованием социальной сферы. Разумеется, социальные исследования используют методы, открытые в естественных науках, и наоборот. Однако в конкретных исследованиях естественные науки пользуются разными методами. Иными словами, у разных естественных наук свои методы. То же можно сказать и о науках социальных. Смысл спора будет отчасти раскрыт в лекции № 3, когда мы будем говорить о позитивистском влиянии на политическую теорию. Подобно натурализму, холизм также говорит о том, как именно наука должна и может изучать общество. Холизм также выдвигает два основных положения: 1) социальная наука может быть хорошей, если она исследует соци- альные общности, такие как классы, институты и т.д., а также их характерные черты; 2) социальные науки должны только отчасти исследовать социальные общности и их характеристики. Первое положение утверждает, что в социальных науках не может быть никаких недостатков, если они занимаются макросоциальными исследованиями. Второе положение говорит, что холистская социальная наука занимает определенное место, то есть не все социальные науки обязательно должны заниматься макросоциальными исследованиями. Большинство социальных наук должно хотя бы частично быть макросоциальными. Слово «должны» здесь вовсе не является высшей концептуальной истиной, а отражает эмпирическое утверждение относительно того, что мы знаем о социальных науках. Холистский взгляд на социальные науки отвергает весьма популярный методологический индивидуализм. Методологический индивидуализм претендует на онтологические утверждения, например, что социальные общности вообще не существуют. Или, что можно все общие утверждения спустить на индивидуальный уровень, который и подтверждает их правильность. Между тем, спор между холистами и индивидуалистами — это эмпирическая проблема, как именно нужно объяснять общество. Индивидуалистические объяснения подтверждают волюнтаристскую, основывающуюся на выгоде политическую философию. Холисты предлагают совершенно иной подход, — он говорит о целостности, единстве, выделяет макропроцессы и тенденции. Большая часть социальных наук работает на макроуровне. Защищая холизм, мы, тем самым, защищаем и натурализм. И наоборот. Изучая политические теории, мы встретимся с обоими подходами. Политические теории могут быть идентифицированы в зависимости от специфического типа познавательных стратегий, или, иначе, определенных методологических ориентации. Проблема состоит в том, что соответствующая исследовательская технология должна соответствовать принятой методологии, а это уже само по себе серьезная трудность. Как только мы начинаем обсуждать проблему метода, мы выходим на более широкие философские вопросы. Что такое политический мир? Какое объяснение политических феноменов может быть сочтено адекватным и на каком основании? Этими проблемами занимается раздел политического знания, который называется «Методология и методы политического анализа». В данном учебном пособии мы не имеем возможности подробно остановиться на этой группе проблем. Однако несколько слов по этому поводу сказать все же необходимо. Рассматривая проблемы познания политического, теоретики используют целый ряд понятий, знакомых скорее философам, нежели политологам. Остановимся на этих понятиях. Например, понятие «онтологическая позиция» обозначает взгляд на природу социального существования и социального бытия. Эпистемология — это представление о том, как мы знаем то, что мы знаем и, в частности, что представляет собой адекватное объяснение политического события или процесса. Разные онтологические и эпистемологические позиции предопределяют разные методологические ориентации. Как мы увидим дальше, различные политические теории стремятся найти разные пути познания мира. Некоторые из концепций назовем уже сейчас, поскольку мы будем встречаться с ними на протяжении всей книги. Они занимают вполне определенное положение в широком спектре мнений. Так, позитивисты полагают, что мир может быть познан с помощью опыта и сбора эмпирических данных. Истина, по их мнению, может быть определена только с помощью систематического эмпирического наблюдения. Позитивистская политическая теория исследует имеющиеся данные и на их основании делает общие предположения о политическом поведении. Критические реалисты полагают, что знание имеет универсальный характер. Индивиды действуют в мире, который они не выбирали и их действия имеют нередко ненамеренные структурные последствия. Тем не менее, способность индивидов понять структуру социального и политического миров считается сильно ограниченной. Роль политического наблюдателя сводится к тому, чтобы объяснять события через обращение к действиям индивидов и организаций в структурном контексте. Наблюдатель политического мира находится в некоей точке, из которой он и осуществляет свои наблюдения. Релятивисты, наоборот, полагают, что идея объективного, универсального и вневременного знания вполне возможна, однако критерии истины зависят от времени, места и культуры. Крайние релятивисты настаивают, что для того, чтобы понять какое-либо политическое событие, необходимо воспроизвести всеобъемлющую картину, основанную на каждой имеющейся индивидуальной концепции событий. Более умеренная позиция предполагает, что роль наблюдателя заключается в наложении более широких смыслов на текущие события. Еще одна важная методологическая проблема связана с тем, каким образом наблюдатель формирует свои теории. Это происходит с помощью дедуктивного и индуктивного методов. Дедуктивный метод предполагает выведение заключений от общего (некоего первого принципа) к частному через процесс концептуального анализа и рефлексии. Индуктивный опыт, наоборот, предполагает выводы на основе эмпирических наблюдений через изучение тенденций и обобщения (то есть от частного к общему). Практически у каждой политической теории есть свои методологические предпочтения. Например, дискурсивный анализ придерживается релятивистской позиции. Бихевиорализм близок к позитивизму. Бихе-виоралисты и институционалисты, как правило, обнаруживают склонность к индуктивному стилю объяснения, а теория рационального выбора, как и нормативные теории, скорее опираются на дедуктивный метод. А.А.Дегтярев приводит в своей книге «Основы политической теории» взятую из американского учебника периодизацию развития методологии политической науки как применения той или иной комбинации и набора приоритетных средств политического познания: 1) классический период (до конца XIX века), связанный в основном с дедуктивным, логико-философским и морально-аксиологическим подходами; 2) институциональный период (середина XIX — начало XX века), когда на передний план выходит историко-сравнительный и нормативно-институциональный методы; 3) бихевиоралистский период (50—70 гг.), когда активно стали использоваться количественные методы и 4) постбихевиоралистский период, характеризующийся сочетанием «традиционных» и «новых» методов12. В развитии современной методологии все более важное значение приобретают вопросы, связанные с выяснением динамики познавательных проблем культурно-исторической природы познавательных 12 Дегтярев А.А. Основы политической теории. Москва: Высшая школа, 1998. С. 27. средств, изменчивости категорий и понятий. На современном этапе методология уже больше не занимается предписыванием научным дисциплинам норм и правил исследования. Ее основная функция — выяснение характера проблем, требующих переработки познавательного аппарата отдельных наук, уточнения условий познания. Вопросы для самопроверки__________________Ф 1. Что и как изучает политическая теория? 2. Политическая теория и политология: как они соотносятся друг с другом? 3. Что такое теория? Концепция? Модель? Приведите примеры. 4. Как эмпирическое знание соотносится с теоретическим? 5. Что такое нормативная теория? 6. Объясните разницу между натуралистическим и холистским подходом в политической теории. 7. Что означают следующие понятия и термины: ♦ деонтологический; ♦ телеологический; ♦ антиномия; ♦ рефлексия; ♦ универсалия. Дополнительная литература _______________ 1. Алексеева Т.А., Кравченко И.И. Политическая философия: к формулированию концепции // Вопросы философии. 1994. № 3. С. 3—23. 2. Философия политики / Под ред. Б.Н.Бессонова. Кн. 1. М.: Луч, 1994. 3. Капустин Б.Г. Что такое «политическая философия»? // Полис. 1996. № 6. 1997. №1,2. 4. Дегтярев А.А. Основы политической теории. Москва: Высшая школа, 1998. 5. Элементы теории политики / Пер. с польского В.П.Макаренко. Ростов-на-Дону, 1991. 6. Степин B.C. Теоретическое знание. М.: Наука, 2000. Лекция 2 Date: 2016-05-25; view: 808; Нарушение авторских прав |