Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Место политических теорий в системе знаний о политике





В университетах Запада параллельно сосуществуют два академиче­ских предмета, составляющих политическую теорию: политическая фи­лософия (нормативная политическая теория) и политическая наука (эм­пирическая политическая теория, близкая к тому, что в России получи­ло название «политология»). Каждая из этих дисциплин обладает само-

стоятельным полем исследования, в то же время они самым тесным об­разом связаны друг с другом.

Нормативные теории говорят о том, каким должен быть мир. Тео­рия говорит о желательных условиях и выдвигает аргументы, почему они являются более предпочтительными. Нормативные теории защи­щают нормы и ценности. С ними тесно связаны два типа теорий, кото­рые пытаются увязать ценности с «фактами»: предписывающие и оце­нивающие теории. Предписывающие теории носят инструментальный характер, их интересует, какие средства лучше всего употребить для того, чтобы достичь желательных условий. Оценивающие теории оце­нивают данные условия, опираясь на концепции ценностей.

Дескриптивно-эмпирический подход предполагает поиск, главным образом, объяснений, в основе которых лежат «факты». В узком смыс­ле, эмпирическая теория занимается установлением причинно-следственных связей — какие факторы (независимые переменные) по­зволяют объяснить тот или иной феномен. В своей наиболее «чистой» форме — это каузальная (причинно-следственная) теория, которая спо­собна выдержать эмпирическую фальсифицируемость. Карл Поппер утверждал, что каждая теория — это гипотеза, а потому всегда открыта для возможности опровержения, фальсификации. Можно даже сказать, что ученые постоянно пытаются доказать, что их учения ложны. Един­ственная теория, ложность которой не удается доказать, считается пра­вильной. Эмпирические теории действуют, как правило, на дедуктив­ной, а не индуктивной основе.

Предсказывающие теории начинают с определения некоторых предпосылок и затем с помощью дедукции формулируют выводы отно­сительно возможного поведения исследуемых объектов. Очевидно, что если предположения, опирающиеся на неверные эмпирические данные, сами оказываются ложными, то реальный прогноз невозможен.

В более широком смысле эмпирическая теория всегда направлена на понимание реальности. Теория такого рода может принять форму моде­ли или концепции. Модель — это представление или стилизованная, уп­рощенная картина реальности. Они идентифицируют важные компо­ненты системы, но не показывают отношения между переменными. Концепции позволяют создать более широкую форму рассмотрения реальности. Они дальше, чем модели, идут по пути интерпретации от­ношений между переменными. Концепции отличаются большей глуби­ной и широтой в изучении реальности.

РЕФЛЕКСИЯ — принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и сознание — форм и предпосылок, а также предметное рас­смотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов по­знания и т.д.

КОНЦЕПЦИЯ — определенный способ понимания, трактовка какого-либо предмета, явления, процесса, руководящая идея для их систематического ос­вещения.

Поскольку политическая теория в отличие от политологии устрем­лена к должному, к некоему идеалу, то можно сказать, что ее деонтоло-гическая сторона подходит довольно близко к утопии. Очевидно, что проект гражданского общества, предложенный Томасом Гоббсом в се­редине XVII столетия, был в то время нереальным, да и в наши дни не нашел еще своего полного воплощения. Утопической идеей на грани XVII и XVIII веков мог показаться и проект правового государства Локка, все еще нереализованный в значительной части современного мира. Таким образом, политическая теория сплошь и рядом опережает свое время. Разумеется, не каждое пророчество находит воплощение в практике, но оно может стать основой для формирования новой, более реалистичной теории. Поэтому политическая теория — не прорицание, не предсказание и не готовая утопическая конструкция, а мысль, указы­вающая оптимальный, в представлении автора, путь, практическая идея, устремленная в будущее.

ДЕОНТО ЛОГИЧЕСКИЙ — взгляд или принцип, основывающийся на спра­ведливости действия или системы.

ТЕЛЕОЛОГИЧЕСКИЙ —взгляд или принцип, сориентированный на цель действия или системы.

Таким образом, политическая теория работает с двумя типами кон­цепций: с одной стороны, с теми, которые выражают политические идеалы, в том числе идеалы свободы, равенства, справедливости и т.д.; а с другой — с нормативными принципами. Например, если полити­ческий мыслитель ставит перед собой задачу рассмотрения политиче­ской свободы, то, прежде всего, стремится составить для себя целостное и точное представление о свободе, не обращаясь к вопросам ее распре­деления в обществе. И только после этого становится возможным пере­ход к нормативным вопросам (при каких условиях свобода должна быть ограничена?). Далее рассматриваются различные альтернативы. Но это предполагает ясное понимание того, что имеется в виду под ключевыми словами «вред», «польза», «преимущества» и т.д. В конечном итоге, теоретик приходит к формулированию вполне практических принципов реализации ограничения свободы в данном конкретном обществе в те­кущий исторический момент. В то же время рефлексивное отражение политической действительности снова может поставить перед теорети­ком проблемы концептуального характера, которые, однако, в ряде слу­чаев могут оказаться для него самоцелью.


В то же время политическая философия (нормативная политическая теория) — это интегральная, но относительно самостоятельная область не только политического, но и социально-философского знания (фило­софия политики). В этом случае она изучает наиболее общие основания политической деятельности, власти и политической морали, природу и сущность самой политики, политических ценностей и целей. Иными словами, политическая философияэто система знаний, раскры­вающая содержание, характер и формы политической деятельности, сущность власти, политического выбора и ориентации.

Вряд ли нужно доказывать, что политическая наука и политическая теория социально детерминированы. Однако, если политическая наука связана с конкретным обществом и эпохой (можно, например, говорить о современной политической науке США, Великобритании, ФРГ, Фран­ции, Италии и т. д.), то политическая теория — шире временных рамок ныне живущего поколения, она охватывает гораздо более длительный исторический опыт и качественно различные традиции мышления.

Политическая теория и политическая наука различаются также с точки зрения выбора предмета исследования. Политическая теория рас­сматривает главным образом антиномии (рациональ­ное/иррациональное; равенство/неравенство; справедли­вость/несправедливость и т.д.). Необходимость политико-теоретического осмысления возникает как следствие неудовлетвори­тельного или противоречивого характера общественных взглядов на ко­ренные вопросы политического развития.

АНТИНОМИЯ — противоречие между двумя суждениями, каждое из кото­рых считается в равной степени обоснованным.

Что касается политологии, то она обращена к политическому про­цессу, партиям и движениям, методам функционирования политических институтов и т.д. Коль скоро политика, по определению, призвана быть рациональной, иной не может быть и политическая наука. Теория же, в отличие от нее, рассматривает в рамках своего предмета не только ра­циональные, но и иррациональные аспекты политической жизни.

Политическая философия (теория), кроме того, может рассматри­ваться как определенный тип идеологии. Это не та идеология, которая обычно ассоциируется с «ложным сознанием». Б.Г.Капустин пишет, что «мы можем рассматривать политическую философию в качестве идео­логии, поскольку она нацелена на реализацию некоторого набора функ­ций, присущих идеологии. Основными составляющими такого набора являются: 1) смыслоообразование действительности (обеспечение «по­нятности» ситуации — обычно в более широком историческом и/или


трансцендентном контексте — для данного «мы» и через это — обосно­вание его политического действия); 2) интеграция «мы» в политический субъект посредством экспликации, систематизации, обоснования убеж­дений, ценностей, символов, присущих данному «мы», превращения их из достояния частных лиц в явление публично-политической жизни, чем достигается формирование идентичности политического субъекта; 3) выработка — в той или иной мере формализованных — каналов коммуникации внутри данного политического субъекта (утверждающим «мы» людям узнавать друг друга и общаться посредством манипулиро­вания этими символами и знаками); 4) легитимация и делегитимация некоторых форм власти, уже существующих и господствующих, либо только возникающих и оспаривающих имеющийся режим господства2.

Но два «сегмента» в системе социально-политических знаний — по­литическая теория и политология — отнюдь не отгорожены друг от друга «китайской стеной». Поэтому наряду с различиями, можно выде­лить и ряд черт, в равной мере присущих и политологии, и политиче­ской теории. Назовем основные общие черты.

Во-первых, все политические науки дают (с большей или меньшей долей достоверности) оценку прошлого опыта, а также адекватности соответствующих философско-теоретических идей. Иными словами, все эти науки, как правило, рассматривают политические феномены в динамике, в развитии, то есть как некий протяженный во времени про­цесс.

Во-вторых, все политические науки дают оценку современных про­цессов и явлений, хотя на этом уровне степень достоверности оценок чаще всего оказывается невысокой — одновременно сосуществует мно­жество гипотез. С этой точки зрения политическая теория обладает определенными преимуществами по сравнению с другими отраслями знания о политике, ибо стоит на фундаменте общезначимых закономер­ностей, позволяющих опираться на опыт, полученный в других, однако социально соизмеримых ситуациях. Политическая теория, таким обра­зом, имеет кое-что общее с философией истории. Но следует помнить, что простая экстраполяция или механический перенос оценок одних исторических условий на другие могут привести (как нередко и случа­ется) к ложным умозаключениям. Дополнительные проблемы возника­ют также в связи с необычайным усложнением и ускорением политиче­ских процессов в конце XX века.

В-третьих, все политические науки пытаются прогнозировать даль­нейшее развитие общественно-политических процессов. Для всеобъем­лющего и достаточно точного их прогноза необходим арсенал средств

2 Капустин Б.Г. Что такое «политическая философия»? // Полис. 1997. № 1. С. 152.

всех родственных дисциплин, различных методов, взаимно дополняю­щих друг друга.


В-четвертых, на политические оценки всегда влияет (в большей или меньшей степени) господствующий идеал. Будучи следствием аккуму­ляции общечеловеческого, классового, группового или индивидуально­го опыта, такой идеал обычно субъективен. Это предполагает необхо­димость разноуровневого научного анализа с тем, чтобы внести «коэф­фициент искажения» в прогноз.

В исследованиях политики неизбежна постановка проблемы нравст­венной, моральной легитимации, что предполагает близость и даже пе­ресечение предметных полей политической теории и моральной фило­софии. Политическая теория не только разрабатывает и изучает общие нормативные принципы и критерии ответов на моральные вопросы, возникающие в политике, но и предполагает описание того, какие имен­но институты (и как) должны претворять в жизнь одобренный с мораль­ной точки зрения политический порядок. Иными словами, задача политической теории в этом аспекте заключается в разработке и разви­тии общих нормативных критериев и принципов, отвечающих на фун­даментальные вопросы политической морали.

Философско-теоретическая интерпретация политики есть, по-видимому, высшая форма политического знания, открывающая такие стороны познания, которые зачастую не лежат на поверхности и поэто­му оказываются вне сферы внимания или интересов политиков-практиков, да и ученых других политологических специальностей. В свое время видный русский юрист Е.В.Спекторский писал:

«Каким бы банальным ни казалось ежедневное маленькое дело обиход­ной юриспруденции, даже оно построено на предпосылках чисто фило­софского значения и притом величайшей глубины. В деятельности суда есть и этика, и метафизика, и даже теория познания, словом, вся фило­софия»3.

Сказанное можно отнести к даже самым простым, на первый взгляд, проблемам политической жизни. Практически каждый шаг в реализа­ции властных функций — тема политической теории. Она предполагает рассмотрение текущих проблем дня на нескольких уровнях анализа при сохранении определенной независимости ее предмета от превратностей политической практики и от непосредственного воздействия на полити­ческую жизнь. Иными словами, теория абстрагируется от эмпирическо­го знания, но вечно возвращается к нему, питается им и одновременно воздействует на него (хотя и крайне редко непосредственно). Этот веч-

3 Спекторский Е.С. Юриспруденция и философия // Философские основания тео­рий международных отношений. Вып. 3. М.: ИНИОН, 1990. С. 139.

ный кругооборот спасает политику от двух угроз, ежеминутно нави­сающих над ней: от опасности наложения на политическую реальность некоей универсалии, выведенной в иных исторических и социальных обстоятельствах, и опасности мелкотравчатой рефлексии, не позво­ляющей вырваться из цепких объятий текущих событий и поверхност- ных возмущений. _______________________________________________

УНИВЕРСАЛИИ — наиболее общие понятия.

Видный английский философ Майкл Оакшотт, с идеями которого мы познакомимся в лекции № 9 учебного пособия, весьма точно пока­зал эту взаимосвязь в своем знаменитом предисловии к оксфордскому изданию «Левиафана» Томаса Гоббса 1960 года:

«Рефлексия политической жизни может иметь место на многих уровнях. Она может остаться на уровне определения средств, или быть направле­на на рассмотрение целей. Ее побудительный мотив может прямо носить политический характер совершенствования устройства политического порядка ради получения мгновенных выгод; или же быть связанным с практикой не столь прямо, выражаясь в общих идеях. Или вновь, оттал­киваясь от опыта политической жизни, она может устремиться к обоб­щению этого опыта и доктрин. Рефлексия подвержена переходу с одно­го уровня на другой в неразрывном движении вслед за настроением мыслителя. Политическая теория может быть понята как то, что проис­ходит, когда движение рефлексии принимает конкретное направление и достигает определенного уровня — это отношение политической жизни, ценностей и целей, свойственных ей, к всеобъемлющим концепциям мироздания, которые принадлежат данной цивилизации»4.

Короче, политическая теория на наиболее высоком уровне абстрак­ции, пишет он далее, есть

«рассмотрение отношений между политикой и вечностью», извечными проблемами человеческого бытия5.

И хотя уровни рефлексии вполне различимы, здесь наиболее важна сама возможность перетекания мысли с одного уровня на другой в не­разрывном движении. Поэтому, утверждает, например, английский поли­тический теоретик Г. Грэхем,

4 Hobbes Th. Leviathan / Ed. By Michael Oakeshott. The Introduction. Oxford, 1960. P. 8—9.

5 Ibid. P. 14.

«рефлексия предмета политической теории на предписывающем уровне, где находятся политические доктрины и принципы, имеет столько же основания называться политической философией, как и рефлексия на более высоком уровне абстракции, и легитимность движения с одного уровня на другой — это вопрос, который не может быть разрешен вооб­ще и до рассмотрения конкретных аргументов»6.

Политическая теория, таким образом, абстрагируется от эмпириче­ского материала, но постоянно возвращается к нему, взаимодействует с ним и вновь поднимается до обобщений и универсалий. При этом гра­ница между политической теорией и политической философией часто становится прозрачной.

В литературе, посвященной политическим теориям, мы чаще всего встречаемся с двумя способами подачи материала. Условно мы можем назвать их историко-политическим и концептуальным. Иногда по­следний подход также называют систематизированным, или проблем­ным.

Первый подход предполагает рассмотрение оснований политики че­рез сравнительное изучение политических мыслителей прошлого и на­стоящего. Однако в любом случае речь идет не об истории политиче­ских учений (это самостоятельный предмет) или истории политической философии, а о принципиальной схеме становления и развития магист­ральных политических идей в их политико-теоретическом осмыслении.

По концептуальному пути пошли, например, американские теорети­ки политики как Н.Бови и Р.Саймон в книге «Индивидуальный и поли­тический порядок»7. Они рассматривают политическую теорию как важную составную часть политического анализа. Во-первых, политиче­ская теория разъясняет концепции и аргументы, составляющие полити­ческий дискурс. Без анализа таких понятий как «власть», «права чело­века», «справедливость», «свобода», «общественное благо», невозмож­но вообще понять реальный смысл политических конфликтов и проти­воречий. Например, можно часто слышать, что некто обладает каким-то правом. Сложнее объяснить, что значит вообще обладать правом или дать аргументированную оценку того, какими именно правами должен обладать индивид. Во-вторых, политическая теория, по мнению Бови и Саймона, призвана формулировать, оценивать и вводить критерии для характеристики политического и социального порядка.

Мыслители, придерживающиеся «широкого» подхода, к числу важ­нейших сюжетов относят основания политических институтов и поли-

6 Graham G. Politics in its Place. A Study of Six Ideologies. Oxford: Clarendon Press, 1986. P. 10—11.

7 Bowie N., Simon R. The Individual and the Political Order. Englewood Cliffs, 1986.

тического поведения, идеи государства, суверенитета, нации, граждан­ственности, свободы, прав и обязанностей человека, справедливости, равенства и т.д. «Узкое» понимание предмета политической теории предполагает не просто концентрацию внимания исследователя на од­ной из проблем, а выдвижение ее в качестве стержневой, если вообще не превращение в единственную тему рассматриваемой части полити­ческого знания. Тогда вся политическая теория выстраивается вокруг отношений индивида и власти (Г.Алмонд), государства и его институтов (ИЛзензее), справедливости (А.Браун), политического порядка (фон Киль-манзегг) и т.д.

В зарубежных учебниках часто приводят трактовку предмета и ос­новных вопросов политической теории американского мыслителя Ала­на Гевирта. По его мнению, политическая теория прежде всего ищет ответы на вопросы, связанные с разработкой правильного политическо­го порядка и оптимального функционирования политической власти, а именно: что человек должен делать по отношению к обществу и пра­вительству. Подобные вопросы могут быть поставлены на различных уровнях, начиная с максимально конкретных и вплоть до предельно абстрактных. Гевирт выделяет три группы фундаментальных вопросов политической теории:

Общие вопросы об обществе. Почему люди вообще должны жить в об­ществе?

1. Общие вопросы о правлении. Почему люди вообще должны подчи-

няться какому-либо правительству? Почему одни люди должны об­ладать политической властью над другими?

2. Специфические вопросы о правлении:

2.1. Источники и месторасположение политической власти — по каким

критериям можно определить, кому именно должна принадле­жать политическая власть?

2.2. Пределы политической власти — по каким критериям следует

определять, какой должна быть величина политической власти и какие права и свободы должны быть выведены из-под поли­тического и правового контроля?

2.3. Цели политической власти — на какие цели должна быть на-

правлена политическая власть и каковы критерии определения

ее целей?8

Очевидно, что все эти вопросы выстроены в определенном иерархи­ческом порядке. Бессмысленно, например, ставить вопрос о правлении, если люди не организованы в общество, или формулировать цели поли­тической власти, если сущность власти не выявлена.

' Gewirth A. Political Philosophy. NY, 1965. P. 12.

Смысл политической теории может быть раскрыт по-разному. Пре­жде всего, теоретик обращается к изучению основных проблем, которые встают в политической жизни. Он обязательно формулирует цели ис­следования. Наконец, результаты исследования предстают в виде выво­дов и рекомендаций политических теорий.

Начнем с проблемного подхода. С его помощью можно выделить не­которые вопросы, сохраняющие свою актуальность на протяжении сто­летий. Они всплывают вновь и вновь, становясь своего рода вехами на пути развития политической мысли. «Существуют ли естественные ос­нования для справедливости?», «Каковы отношения между индивидом и обществом?», «Кто должен обладать властью?», — эти и другие по­добные вопросы возникают всякий раз, когда появляется необходи­мость реформирования или изменения политического сообщества. В той или иной форме они затрагивались в трудах практически всех круп­ных политических теоретиков, и, прямо или косвенно, касаются каждо­го человека. Поэтому изучение такого рода проблем может многое дать нам для понимания смысла и сути политических теорий.

В конце концов именно этим теоретики и занимаются: они пытаются найти решение политических проблем, волнующих современников. «Проблемы» в политической жизни — это отнюдь не только интеллек­туальные загадки. Это категории, относящиеся к реальным проблемам общества. Теоретик хочет понять природу и параметры проблемы, представить себе, каким образом люди могут справиться с ней, причем не путем проб и ошибок, а на основе продуманной стратегии, разрабо­танной с помощью глубокого анализа истоков и проявлений возникаю­щих вопросов и «вызовов».

Еще одна возможность — попытаться понять природу политической теории через выявление ее целей и задач. К чему стремятся политиче­ские теоретики? Чаще всего ответ сводится к поиску основных характе­ристик и способа устройства «хорошо организованного общества». Лео Стросс, один из наиболее признанных авторитетов в современной поли­тической теории, например, писал, что политическая философия (поли­тическая теория) — это

«попытка в самом деле понять как природу политических феноменов, так и способ организации правильного или хорошего политического по­рядка»9.

Действительно, все великие политические теоретики разделяли об­щий интерес — осмыслить и сформулировать, что именно делает поли­тическое сообщество хорошим, то есть таким, которое удовлетворяет

9 Leo Strauss. What is Political Philosophy? NY: Free Press, 1959. P. 12.

граждан-членов, обеспечивает их необходимыми благами и не бросает их в беде.

Наконец, мы можем попытаться определить смысл политических теорий, обращаясь к их конечному продукту — выводам и рекоменда­циям. Поскольку политические теории, как правило, содержат указания к действиям, этот подход обычно характеризует традицию «норматив­ной» политической теории. Таким образом, политическая теория — это форма исследования, которая дает рекомендации и устанавливает кри­терии. Нормативные теории говорят нам, что именно мы должны де­лать. Они обращаются, прежде всего, к должному, к идеальному. Тако­го рода политическую теорию часто называют политической философи­ей, ибо она находится как бы на стыке политического и философского знания.

Каждый из этих подходов, по отдельности или в какой-то комбина­ции, позволяет сделать шаг в направлении познания природы политиче­ской теории. Действительно, невозможно понять какой-либо интеллек­туальный проект без выделения основных проблем, формулирования целей исследования, а также предположений и рекомендаций, высказы­ваемых политическими теоретиками.

Фундаментальной целью любой теории является объяснение, пони­мание и интерпретация «реальности». Можно пойти еще дальше и ска­зать, что без какой-либо теории понимание «реальности» в принципе невозможно. Политическая наука, как и любая другая дисциплина, за­нимающаяся познанием, не может опираться только на эмпирические наблюдения. Необходима какая-то идея о том, что является важным для понимания мира, а что нет. Теория — это возможность увидеть лес за деревьями. Хорошая теория может выявить те факторы, которые явля­ются наиболее значимыми для понимания события. Без такого отбора никакое эффективное наблюдение невозможно в принципе. Ценность теорий заключается, прежде всего, в том, что они структурируют на­блюдения.

Теория решает несколько важных задач в процессе познания поли­тического мира.

Во-первых, она ставит проблему, — что именно необходимо иссле­довать.

Во-вторых, она создает своего рода рамки, в которые могут быть помещены наблюдения реальности (ибо оно не может быть безгранич­ным).

В-третьих, она разрабатывает направления развития идей. Теории обычно формулируются в относительно абстрактной форме, системати­зирующей эмпирические наблюдения, что позволяет увидеть смысл в разрозненной информации. Хорошая теория не только выдерживает

проверку практикой, но и является логически связной, отличается боль­шой глубиной. Она увязывает в комплексное целое группу идей и гипо­тез.

В-четвертых, теория порождает споры, обмен идеями и обучение в политической науке, тем самым способствуя ее развитию. Теоретиче­ские утверждения позволяют идентифицировать общие основания и различия между разными «школами».

Политическая теория выполняет несколько функций:

1. Дескриптивная функция — описание политических феноменов или

всего политического мира. Результатом исследования будет такое суждение, о котором со всей определенностью можно сказать, что оно является истинным или ложным. Эта функция отвечает на вопрос: что и как происходит?

2. Объяснительная функция — для объяснения характерна процедура подбора гипотетических причин к уже известным следствиям. Эта функция отвечает на вопрос: почему данные факты действительно­сти существуют и почему обладают такими, а не иными свойствами?

3. Прогностическая функция — гипотезы относительно будущего развития

событий или эволюции феномена. Функция отвечает на вопрос: какой будет политическая действительность в будущем, и когда наступят оп­ределенные события?

4. Инструментальная функция — предлагает определенные правила по-

ведения. Она отвечает на вопрос: какие необходимо принять решения, чтобы достичь желаемого результата?

5. Идеологическая функция — результатами исследования будут хорошо

обоснованные политические цели и ценности. Относительно этой функции существуют серьезные противоречия. Некоторые идеоло­гии, например, марксизм, настаивают на этой функции. Позитивисты стремятся исключить из поля зрения науки любые нормативные су­ждения10.

Тем не менее, определение характера и предмета политической тео­рии зависит, прежде всего, от того, из какого понимания ее объекта — самой политики — исходит тот или иной автор.







Date: 2016-05-25; view: 357; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.024 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию