Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Уровень гласных звуков
Детям предлагаются следующие задания: — Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике; — Произнести звук О столько раз, сколько раз логопед — Пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков за логопедом, чтение букв, запись буквенного — Те же задания с выделением ударного звука: АУА, АУА, — Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции — Логопед отстукивает ритм, а ребенок должен в соответствии с этим ритмом произнести гласные звуки следующим Уровень слогов Данные виды работ целесообразно проводить на этапе автоматизации и дифференциации отрабатываемых логопедом звуков. Задания могут быть следующие: — Составление всех возможных слогов из предложенных — Нанизывание колец на стержни с одновременным произнесением цепочки слогов (на каждое кольцо — один слог); — Упражнение с пальцами «Пальчики здороваются» (на — Сосчитать, сколько слогов логопед произнес (слоги прямые, обратные, со стечением согласных); — Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов; — Наращивание слогов («Скажи на один слог больше, — Уменьшение количества слогов («Скажи на один слог — Чтение цепочек слогов: са-со-су-сы; сы-са-со-су; — Отстукивание слоговых цепочек путем соприкосновения — Чтение или повторение за логопедом серии слогов: а-са, а-со, а-су, а-сы; и-са, и-со, и-су, и-сы; у-са, у-со, у-су, у-сы; о-са, о-со, о-су, о-сы; — Запоминание и повторение цепочки слогов: са-со-со; со- — Повторение за логопедом, чтение серии слогов со стечением согласных: ста-сто-сту-сты; а-ста, а-сто, а-сту, а-сты; и-ста, и-сто, и-сту, и-сты; о-ста, о-сто, о-сту, о-сты; у-ста, у-сто, у-сту, у-сты. Примечание. В некоторых случаях артикуляционные упражнения можно заменить упражнениями на проговаривание стечений согласных звуков, но в них включаются только те звуки, которые ребенок может правильно произносить; — Придумать цепочку из стольких слогов, сколько точек — Придумать слог к схеме: СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС; — «Скажи наоборот» (игра с мячом): са-ас, тса-аст; — Беглое чтение слоговых таблиц с прямыми и обратными — «Кто быстрее?»: в таблице записаны слоги (разных типов); ребенок должен быстро найти и прочитать названный — Запись слогов различных типов под диктовку; — Запись цепочек слогов различной длины с подчеркиванием гласных или согласных, твердых или мягких согласных, — Зрительный диктант цепочки слогов, содержащей слоги Уровень слова При отработке слов различной слоговой структуры надо учитывать следующее: а) структура осваиваемых слов расширяется и усложняется б) формирование слоговой структуры слов ведется на основе определенных схем слов, которые закрепляются как изолированно, так и в составе фразы; в) в наиболее тяжелых случаях работу следует начинать 3-1201 17 г) переход к двусложным словам осуществляется с помощью уже усвоенных простых слоговых конструкций: детям предлагаются двусложные слова типа СГ+СГ с одинаковыми повторяющимися слогами (мама, баба). На начальном этапе при низком уровне речевого развития основной задачей логопедического воздействия является накопление элементарного экспрессивного словаря путем вызывания у детей подражательной речевой деятельности в форме любых звуковых проявлений, а также расширение объема понимаемой речи. На этом этапе рекомендуется использовать слова с простой слоговой структурой, не включающие артикуляцию сложных звуков, и главной целью является уточнение контура слова (его длины). Работа с «неговорящими» детьми начинается с вызывания или закрепления звукоподражаний. Затем целесообразно переходить к работе со словами типа СГ, СГС (на, дай, вот, тут, там). Их произнесение, как правило, сопровождается жестами. После того как у ребенка возникла потребность подражать слову взрослого, необходимо добиваться от него воспроизведения ударного слога, а затем и интонационно-ритмического рисунка одно-, двух- и трехсложных слов (звуковой состав слова ребенок может воспринимать приближенно, на данном этапе не рекомендуется исправлять звукопроизношение). Следует обратить внимание на формирование связного высказывания — объединение двух слов в одно предложение (Дай биби). Важное значение придается подбору такого лексического материала для занятий, который подготавливал бы ребенка к речевому общению, развитию коммуникативной функции речи. Используется бытовая лексика — слова, относящиеся к различным частям речи. Для более активного и успешного усвоения материала в ходе логопедических занятий рекомендуется создавать различные игровые ситуации. С детьми, имеющими более высокий уровень речевого развития, работу над слоговой структурой и звукопроизношением можно проводить параллельно: овладение слоговой структурой идет на материале освоенных ребенком звуков, а в отработанную структуру вводятся новые, еще не освоенные звуки. Главное — не упустить осмысление ребенком значения усваиваемого слова. Параллельно большое внимание уделяется развитию слухового восприятия и подготовке артикуляционной моторики. Усложняя работу над слоговой структурой слов, логопед вводит слова со стечением согласных звуков — но только при условии, что звуки, составляющие эти стечения, уже правильно произносятся детьми. Артикуляционные упражнения можно в некоторых случаях заменить упражнениями в проговаривании слогов со стечением согласных звуков (например, мна-мно-мну-мны). Отработанные стечения согласных звуков затем отрабатываются уже в составе слов, которые обязательно проговариваются детьми по слогам. На разных этапах усвоения родного языка виды работы над слоговой структурой слов, усложняясь, варьируются. Вначале логопед не требует от ребенка никакого осознанного отношения к слогу как части слова. Дети обучаются членению слов на слоги неосознанно; деление на слоги основывается на четком послоговом проговаривании слова. Это проговаривание связывается с ритмическим движением ведущей руки, которая в такт отхлопывает по столу количество слогов в слове. Работа над формированием структуры слов подкрепляется наглядностью, в том числе индивидуальным раздаточным материалом. Она сопровождается обучением детей правильному образованию отдельных грамматических форм слов, например: мама — мамина (образование притяжательных прилагательных); Вова — Вовочка (образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов); белка — белки (единственное и множественное число существительных), а также правильному построению фразы. При этом обращается внимание на изменение значения слова в зависимости от его грамматической формы. Таким образом, характер логопедического воздействия при развитии слоговой структуры слова определяется уровнем речевого развития ребенка-логопата, а также индивидуальными трудностями при овладении элементами речи. Как уже отмечалось, развитие слоговой структуры слов ведется на основе определенных схем слов, которые закрепляются как изолированно, так и в составе фраз. Порядок отработки слов с различными типами слоговой структуры предложен Е. С. Большаковой в пособии «Работа логопеда с дошкольниками». Автор предлагает последовательность работы, способствующую уточнению контура слова: — двусложные слова из открытых слогов (вата); — трехсложные слова из открытых слогов (машина); — односложные слова, представляющие собой закрытый — двусложные слова с закрытым слогом (лимон); — двусложные слова со стечением согласных в середине — двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (чайник); — трехсложные слова с закрытым слогом (теремок); — трехсложные слова со стечением согласных и закрытым — трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка); — односложные слова со стечением согласных в начале — двусложные слова с двумя стечениями согласных — четырехсложные слова из открытых слогов (кукуруза). В процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры можно использовать следующие виды игр и упражнений. Date: 2016-05-25; view: 663; Нарушение авторских прав |