Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уровень гласных звуков





Детям предлагаются следующие задания:

— Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике;

— Произнести звук О столько раз, сколько раз логопед
хлопнул в ладоши;

— Пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков за логопедом, чтение букв, запись буквенного
ряда (слуховой и зрительный диктанты): А У И О; АУ ИА ОА;
АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО;

— Те же задания с выделением ударного звука: АУА, АУА,
АУА;


— Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции
и произнесение их с голосом;

— Логопед отстукивает ритм, а ребенок должен в соответствии с этим ритмом произнести гласные звуки следующим
образом: А-АА; АА-А; ААА; ААА; ААА.

Уровень слогов

Данные виды работ целесообразно проводить на этапе авто­матизации и дифференциации отрабатываемых логопедом зву­ков. Задания могут быть следующие:

— Составление всех возможных слогов из предложенных
букв («Кто больше?»);

— Нанизывание колец на стержни с одновременным про­изнесением цепочки слогов (на каждое кольцо — один слог);

— Упражнение с пальцами «Пальчики здороваются» (на
каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой
же руки произносится один слог);

— Сосчитать, сколько слогов логопед произнес (слоги пря­мые, обратные, со стечением согласных);

— Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов;

— Наращивание слогов («Скажи на один слог больше,
чем я»): са-со...;

— Уменьшение количества слогов («Скажи на один слог
меньше, чем я»): са-со-су-сы;

— Чтение цепочек слогов: са-со-су-сы; сы-са-со-су;

— Отстукивание слоговых цепочек путем соприкосновения
большого и среднего или большого и указательного пальцев
ведущей руки, причем одинаковые слоги отстукиваются теми
же пальцами: са-со-со, со-са-со;

— Чтение или повторение за логопедом серии слогов:

а-са, а-со, а-су, а-сы;

и-са, и-со, и-су, и-сы;

у-са, у-со, у-су, у-сы;

о-са, о-со, о-су, о-сы;

— Запоминание и повторение цепочки слогов: са-со-со; со-
са-са; са-со-са; со-са-со; са-са-со; со-со-са;

— Повторение за логопедом, чтение серии слогов со сте­чением согласных: ста-сто-сту-сты;


а-ста, а-сто, а-сту, а-сты; и-ста, и-сто, и-сту, и-сты; о-ста, о-сто, о-сту, о-сты; у-ста, у-сто, у-сту, у-сты.

Примечание. В некоторых случаях артикуляционные уп­ражнения можно заменить упражнениями на проговаривание сте­чений согласных звуков, но в них включаются только те звуки, которые ребенок может правильно произносить;

— Придумать цепочку из стольких слогов, сколько точек
выпадет на кубике, записать слоги;

— Придумать слог к схеме: СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС;

— «Скажи наоборот» (игра с мячом): са-ас, тса-аст;

— Беглое чтение слоговых таблиц с прямыми и обратными
слогами, слогами со стечением согласных;

— «Кто быстрее?»: в таблице записаны слоги (разных типов); ребенок должен быстро найти и прочитать названный
логопедом слог;

— Запись слогов различных типов под диктовку;

— Запись цепочек слогов различной длины с подчеркиванием гласных или согласных, твердых или мягких согласных,
звонких или глухих согласных; выполнение звуко-слогового ана­лиза цепочки слогов (в зависимости от коррекционной задачи);

— Зрительный диктант цепочки слогов, содержащей слоги
различных типов.

Уровень слова

При отработке слов различной слоговой структуры надо учитывать следующее:

а) структура осваиваемых слов расширяется и усложняется
за счет уже имеющихся в речи ребенка конструкций;

б) формирование слоговой структуры слов ведется на основе определенных схем слов, которые закрепляются как изоли­рованно, так и в составе фразы;

в) в наиболее тяжелых случаях работу следует начинать
с вызывания или закрепления имеющихся в речи ребенка слов-
звукоподражаний. (Особое внимание нужно уделять повторе­нию звукоподражаний, что создает определенные возможности
для усвоения слогового ряда, например: ав-ав, мяу-мяу.);

3-1201 17


г) переход к двусложным словам осуществляется с помощью уже усвоенных простых слоговых конструкций: детям предла­гаются двусложные слова типа СГ+СГ с одинаковыми повто­ряющимися слогами (мама, баба).

На начальном этапе при низком уровне речевого развития основной задачей логопедического воздействия является накоп­ление элементарного экспрессивного словаря путем вызывания у детей подражательной речевой деятельности в форме любых звуковых проявлений, а также расширение объема понимаемой речи. На этом этапе рекомендуется использовать слова с про­стой слоговой структурой, не включающие артикуляцию слож­ных звуков, и главной целью является уточнение контура слова (его длины). Работа с «неговорящими» детьми начинается с вы­зывания или закрепления звукоподражаний. Затем целесообраз­но переходить к работе со словами типа СГ, СГС (на, дай, вот, тут, там). Их произнесение, как правило, сопровожда­ется жестами.


После того как у ребенка возникла потребность подражать слову взрослого, необходимо добиваться от него воспроизве­дения ударного слога, а затем и интонационно-ритмического рисунка одно-, двух- и трехсложных слов (звуковой состав слова ребенок может воспринимать приближенно, на данном этапе не рекомендуется исправлять звукопроизношение). Сле­дует обратить внимание на формирование связного высказы­вания — объединение двух слов в одно предложение (Дай биби).

Важное значение придается подбору такого лексического материала для занятий, который подготавливал бы ребенка к речевому общению, развитию коммуникативной функции ре­чи. Используется бытовая лексика — слова, относящиеся к раз­личным частям речи. Для более активного и успешного усвое­ния материала в ходе логопедических занятий рекомендуется создавать различные игровые ситуации.

С детьми, имеющими более высокий уровень речевого раз­вития, работу над слоговой структурой и звукопроизношением можно проводить параллельно: овладение слоговой структурой идет на материале освоенных ребенком звуков, а в отработан­ную структуру вводятся новые, еще не освоенные звуки. Глав­ное — не упустить осмысление ребенком значения усваивае­мого слова. Параллельно большое внимание уделяется развитию


слухового восприятия и подготовке артикуляционной моторики. Усложняя работу над слоговой структурой слов, логопед вводит слова со стечением согласных звуков — но только при условии, что звуки, составляющие эти стечения, уже правильно произ­носятся детьми. Артикуляционные упражнения можно в неко­торых случаях заменить упражнениями в проговаривании слогов со стечением согласных звуков (например, мна-мно-мну-мны). Отработанные стечения согласных звуков затем отрабатываются уже в составе слов, которые обязательно проговариваются деть­ми по слогам.

На разных этапах усвоения родного языка виды работы над слоговой структурой слов, усложняясь, варьируются. Вна­чале логопед не требует от ребенка никакого осознанного от­ношения к слогу как части слова. Дети обучаются членению слов на слоги неосознанно; деление на слоги основывается на четком послоговом проговаривании слова. Это проговаривание связывается с ритмическим движением ведущей руки, которая в такт отхлопывает по столу количество слогов в сло­ве. Работа над формированием структуры слов подкрепляется наглядностью, в том числе индивидуальным раздаточным ма­териалом. Она сопровождается обучением детей правильному образованию отдельных грамматических форм слов, например: мамамамина (образование притяжательных прилагатель­ных); ВоваВовочка (образование слов с помощью умень­шительно-ласкательных суффиксов); белка — белки (единст­венное и множественное число существительных), а также правильному построению фразы. При этом обращается вни­мание на изменение значения слова в зависимости от его грамматической формы.

Таким образом, характер логопедического воздействия при развитии слоговой структуры слова определяется уровнем ре­чевого развития ребенка-логопата, а также индивидуальными трудностями при овладении элементами речи. Как уже отме­чалось, развитие слоговой структуры слов ведется на основе определенных схем слов, которые закрепляются как изолиро­ванно, так и в составе фраз.


Порядок отработки слов с различными типами слоговой структуры предложен Е. С. Большаковой в пособии «Работа логопеда с дошкольниками». Автор предлагает последователь­ность работы, способствующую уточнению контура слова:


— двусложные слова из открытых слогов (вата);

— трехсложные слова из открытых слогов (машина);

— односложные слова, представляющие собой закрытый
слог (мак);

— двусложные слова с закрытым слогом (лимон);

— двусложные слова со стечением согласных в середине
слова (банка);

— двусложные слова с закрытым слогом и стечением со­гласных (чайник);

— трехсложные слова с закрытым слогом (теремок);

— трехсложные слова со стечением согласных и закрытым
слогом (автобус);

— трехсложные слова с двумя стечениями согласных (мат­решка);

— односложные слова со стечением согласных в начале
и в конце слова (флаг, винт);

— двусложные слова с двумя стечениями согласных
(звезда);

— четырехсложные слова из открытых слогов (кукуруза).

В процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры можно использовать следующие виды игр и упраж­нений.







Date: 2016-05-25; view: 663; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию