Специфические требования к государственному аппарату и его работникам
В последние десятилетия особую актуальность приобрел вопрос об оптимизации управленческого труда представителей государственной и муниципальной власти. Эффективно функционирующая система публичной власти призвана содействовать развитию бизнес-процессов и обеспечивать рост благосостояния общества в целом.
Оставляя за рамками обсуждения конкретные различия в характере и содержании труда между государственными и муниципальными служащими, подчеркнем одну их общую черту — ориентацию на защиту общественных интересов и строгую приверженность существующей в обществе законодательной базе. В целом же на территориальном уровне управленческая деятельность недостаточно развита и требует от субъектов наличия специальных навыков и ценностных установок, составляющих в отдельных странах предмет самостоятельного правового регулирования.
Специфику содержания труда представителей органов власти составляют подотчетность и обязательная открытость для общества, его базовых институтов: населения, общественных организаций, СМИ и пр. Качество выполняемых государственными и муниципальными служащими функций и предоставляемых услуг является основой оценки деятельности органов власти со стороны гражданского населения.
При этом между руководителями государственных и муниципальных органов власти имеется ряд принципиальных различий, которые необходимо учитывать при квалификационной оценке их деятельности. Главное из них заключается в разнонаправленности деятельности.
Если в сферу ответственности государственного служащего входят территориальные образования, их целостность, то в сферу ответственности муниципального служащего входит гражданин, член локального территориального сообщества. И поэтому деятельность муниципального служащего должна предусматривать непосредственный контакт с населением, что следует отразить в регламентах работы местных исполнительных и законодательных органов власти. Тесные контакты муниципальных служащих с населением, необходимые в рамках данной деятельности, подразумевают определенные требования к служебному поведению ответственного лица. Так, в некоторых зарубежных странах есть муниципальные образования, где служащим запрещено при передвижении в границах подведомственных территорий с производственными целями пользоваться служебным транспортом. ДруГИМ отличием можно считать более выраженную зависимость вознаграждения муниципального служащего от результатов его труда, оценки его работы представителями гражданских сообществ. Тем не менее, популярность муниципальной службы объясняется тем, что она является обязательным этапом в политической карьере государственного служащего, без прохождения которого трудно стать крупным государственным деятелем.
Американские политологи М. Роскин, Р. Корд и У. Джонс выделяли шесть основных функций государственного администрирования (управления): исполнение решений, обслуживание (ярмарки, транспорт), регулирование (количество бюджетных мест в вузах), лицензирование (право торговли вино-водочными изделиями), сбор информации (отчётность различных органов власти о деятельности, показателях территории) и коммунальное хозяйство1. Особенностью каждой из названных функций является их общественная актуализация, закрепляющая конкретную управленческую компетенцию непосредственно за органом власти. Особое место принадлежит функции коммунального хозяйства, которая по отраслевому принципу логически выпадает из приведенного перечня. Кроме того, она, как правило, находится в компетенции муниципальных органов власти, но реализуется подчас частными предприятиями.
Исключительность функций государственного и муниципального управления является основой для создания особого подхода к содержанию и оценке труда государственных и муниципальных служащих. Отсутствие четкого определения государственной и муниципальной услуги, оказываемой соответствующими категориями чиновников, способствует снижению эффективности государственного менеджмента и влечет неоправданное разрастание административного аппарата. Осознание этой опасности заставило российские власти приступить к форсированию административной реформы, одной из целей которой было снижение (с 5 до 3,5 тыс.) числа закрепленных за органами публичной власти административных функций. Объявленная Президентом РФ административная реформа предусматривала возможность повышения степени эффективности работы государственных чиновников, повышение их ответственности за принятие решений и снижение уровня коррупции в стране. Министр юстиции РФ, в недавнем прошлом Генеральный прокурор РФ В. Устинов привел любопытные факты, свидетельствующие о крайне низком уровне эффективности работы государственных органов власти в России. Так, содержание Федеральной антимонопольной службы обошлось государственной казне в 4,8 млн руб., а общая сумма наложенных этой службой штрафов — 135 тыс. руб. Бюджетное финансирование управления Роспотребнад-зора составило почти 7 млн руб., тогда как штрафов взыскано было только 606,5 тыс. руб.1 Эта тенденция проявляется и в других подразделениях федеральной и региональной власти. И поэтому очевидна низкая экономическая отдача от деятельности государственных служащих, влекущей значительные расходы для бюджета.
В России проблема квалификационной оценки деятельности государственных и муниципальных служащих стоит очень остро. По данным международных экспертов, качество государственного управления остается достаточно низким, что сводит на нет все положительные тенденции в динамике макроэкономических показателей и сдерживает процессы модернизации в России. Одним из возможных направлений повышения эффективности государственной и муниципальной службы в стране может стать разработка методики оценки работы чиновника, по результатам которой целесообразно осуществлять отбор наиболее достойных представителей на ключевые должности в системе управления государством. Таким образом, совершенствование качества квалификационной оценки государственных и муниципальных служащих, несомненно, представляет сегодня и теоретический, и практический интерес. Уровень подготовки государственных служащих, их квалификация напрямую связаны с эффективностью государственного управления, способностью государства решать стоящие перед ним задачи.
В России в соответствии с федеральным законом № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в РФ» все должности этой группы делятся на следующие категории: руководители, помощники, специалисты и обеспечивающие специалисты. Для всех этих категорий законом предусмотрено два вектора оценки: отнесение к должностной группе (ведущий, главный, старший и младший) и присвоение классного чина, предусматривающего проведение квалификационного экзамена. Отнесение к должностной группе регулируется специально принимаемыми реестрами, в которых определяется ранг каждой гражданской должности. Присвоение классного чина, определяемого в соответствии с законом специальным положением, не основывается на четких критериях и осуществляется, как показывает современная практика, достаточно условно, субъективно. Кроме того, одним из инструментов качественного отбора гражданских служащих является конкурс на замещение вакантных должностей, условия которого слабо структурированы и недостаточно прозрачны.
Главным критерием деятельности государственного служащего является его способность эффективно выполнять закрепленную за ним функцию или обеспечивать высокое качество предоставляемых им государственных услуг. Государственная услуга — это услуга, оказываемая органами государственной власти, государственными учреждениями либо по их заказу иными юридическими и физическими лицами безвозмездно или по устанавливаемым органами государственной власти ценам (тарифам). Наделение государства статусом поставщика услуг вызвано необходимостью обеспечения доступа к определенным благам всем категориям населения и гарантии чистоты сделок. Государственная функция подразумевает нормативное описание действия учреждения, государственного лица, непосредственно оказывающего соответствующую услугу содействующего ее организации. Порядок оказания государственных услуг детально регулируется административными регламентами, утверждаемыми главой министерства, ведомства (например, административный регламент Министерства иностранных дел РФ по исполнению государственной функции по вопросам гражданства).
Для оценки исполнения госслужащими соответствующей функции или качества предоставленной услуги необходима методика квалификационной аттестации с учетом требований федерального законодательства. Учитываются два фактора: режим управленческой деятельности гражданского служащего и его место в иерархической структуре аппарата управления.
Режим управленческого труда — это характер полномочий, переданных управляющему в соответствии с его местом в вертикали и типом деятельности, которую он осуществляет. Различия в режиме управленческого труда государственного служащего крайне важны для оценки квалификации кадров и характеристики содержания осуществляемой ими деятельности. Недоучет в практике квалификационной оценки госслужащих особенностей трудового режима вряд ли способствует объективному и всестороннему рассмотрению вклада сотрудника в достижение общественных целей. К основным режимам управленческого труда в сфере государственной гражданской службы следует отнести: аналитический, разрешительный, согласительный, регулятивный, заявительный, предписательный и представительский.
Аналитический режим является составной частью любой управленческой деятельности, направленной на сбор и обобщение информации о характере происходящих в управляемой системе процессов. Главная цель такой работы заключается в аккумуляции необходимых сведений, обобщении опыта в работе производственных систем и их подразделений с целью корректировки поставленных задач, изменения заявленных приоритетов и выработки оптимальных направлений текущей деятельности. Обеспечение этого режима позволяет усовершенствовать механизм реализации функций производственной системы за счет отслеживания тенденций, сопровождающих их выполнение
в реальных условиях. Госслужащие, осуществляющие свою деятельность в аналитическом режиме, как правило, редко контактируют с населением и отчитываются по результатам своей деятельности перед вышестоящими управленческими уровнями.
Разрешительный режим проявляется в праве управленца принимать решения по исполнению действий заявителя, предполагающие санкцию со стороны вышестоящего органа власти. Он подразумевает право для отдельных подразделений органов власти определять целесообразность внедрения и регистрации санкционированных видов деятельности, призванных удовлетворять потребности населения в продуктах или услугах. Основой таких разрешений, как правило, должны быть технические регламенты и стандарты, которым должна соответствовать документация, предъявленная заявителем. Изменения в доле разрешительного режима свидетельствуют о степени вмешательства государства в экономическую жизнь и становятся наиболее дискутируемым в обществе предметом общественного внимания.
Согласительный режим заключается в соблюдении процедуры принятия решения по действиям заявителя, предполагающей ознакомление и визирование соответствующих документов подразделением, напрямую не связанным со сферой действия заявителя. Он призван координировать деятельность различных подразделений производственной системы в целях повышения эффективности их работы и рационализации труда в организации. Согласительный режим проявляется в разработке особых процедур согласования решений, принимаемых отдельными подразделениями как самостоятельно, так и с учетом мнения третьих лиц, не входящих в данную производственную систему. Режим согласования позволяет консолидировать усилия различных подразделений при решении сложных проблем или задач. Предметом согласования является выдача или перераспределение финансовых средств, предоставление кредитов и приобретение займов, решение кадровых вопросов и пр.
Регулятивный режим обеспечивает активное участие отдельных хозяйственных подразделений в управлении производственным процессом в части распределения стимулов и ограничений в соответствии с требованиями технологического режима и характером проблемных ситуаций. Он позволяет управленцу на основании определенных норм и правил координировать выполнение санкционированных действий третьими лицами. Регулирование является именно режимом, а не функцией в силу того, что, во-первых, эта деятельность должна присутствовать на всех стадиях управленческого цикла; во-вторых, его вряд ли следует рассматривать в качестве особого вида деятельности: оно является элементом любого управленческого труда, в котором наблюдается сильная взаимосвязь технологических звеньев. Объектом регулирования в производственной системе являются разнообразные производственные операции, управленческие решения, поведение отдельных должностных лиц, задействованных в процессе.
Заявительный режим заключается в передаче управленцу функций промежуточной инстанции для оформления и предварительной регистрации заявок на исполнение услуг, находящихся в полномочиях вышестоящей инстанции. Он предполагает выделение в составе аппарата управления специальной категории управленцев, ответственных за принятие обращений граждан и оформление заявительных документов на возможное вмешательство органов власти в ситуацию, предшествующую подаче заявлений, в соответствии с требованиями законодательства и регламента работы данного органа власти. Характер заявительной деятельности определяется порядком подготовки и рассмотрения входящих документов на предоставление услуг соответствующего органа власти. Заявительный режим обязателен в системе административного управления и служит средством унификации при обмене информации между властью и обществом, способствуя повышению правовой культуры в работе органов власти и оперативности в решении возникающих вопросов. Особую роль он играет в органах государственной регистрации, деятельности мировых судей, адвокатур, оказывающих помощь в преодолении неправовых прецедентов.
Предписательный режим включает в себя работу управленца по подготовке и последующему контролю производимых распоряжений, касающихся сферы компетенции данного уровня управления. Он предусматривает разработку норм, входящих в сферу ответственности исполнительных органов власти. Вовлеченные в соответствующую деятельность гражданские служащие принимают участие в разработке нормативных актов, подготовке распоряжений и указов высших должностных лиц исполнительной власти, организации контроля над исполнением этих предписаний. Служащие, наделенные полномочиями, определенными рамками предписательного режима, имеют высокий статус в аппарате управления, хотя и не участвуют непосредственно в его текущей деятельности.
Представительский режим означает необходимость распределения власти по вертикали путем разграничения полномочий между различными территориальными уровнями. Созданное представительство играет роль филиала данной управленческой структуры на территории, выполняющего четко регламентированные функции. Представительский режим позволяет решать задачи на территориальных микроуровнях, что требует строгого соблюдения правил и норм, принятых на высших уровнях управленческой иерархии. Представительский режим характерен, к примеру, для общественных приемных, исполняющих указания по приему писем и обращений граждан по широкому кругу вопросов. Деятельность представительских органов не является, как правило, узкоспециализированной и связана главным образом с выполнением значительного объема полномочий. При этом функция реагирования на принятую информацию передается специализированным образованиям.
Таким образом, режим управления — это характеристика управленческого труда, определяющая способ организационного поведения управляющего в соответствии с его полномочиями и местом в механизме принятия решений. Он задает характер полномочий управляющего: их объем и способ реализации.
Режим может быть отображен в виде перечня функций и институтов (табл. 1).
Date: 2016-05-25; view: 1175; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|