Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 2. Личность как объект клинической психологииСтр 1 из 8Следующая ⇒ УТВЕРЖДАЮ Проректор по образованию ____________В.Я. Шевченко «___»______________2015г.
Учебно-методический комплекс ДИСЦИПЛИНЫ «Клиническая психология детей и подростков»
для студентов всех форм обучения направление подготовки 44.03.02 (050400.62) Психолого-педагогическое образование профиль подготовки «Психология образования»
Екатеринбург РГППУ Учебно-методический комплекс дисциплины «Клиническая психология детей и подростков ». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2015. 27 с. Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 44.03.02 (050400.62) Психолого-педагогическое образование.
Одобрен на заседании кафедры психологии образования и профессионального развития. Протокол от 3 сентября 2015 г. № 1.
Одобрен на заседании методической комиссии института психолого-педагогического образования РГППУ с изменениями и дополнениями, рекомендован к печати. Протокол от 17 сентября 2015 г. № 1.
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Целями освоения дисциплины «Клиническая психология детей и подростков» являются формирование базовых знаний по теории, методологии и практике клинической психологии, о возможностях клинической психологии в повышении адаптивных ресурсов детей и подростков, охране здоровья, преодолении недугов, диагностике, коррекции и реабилитации. 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО Дисциплина «Клиническая психология детей и подростков» относится к профессиональному циклу дисциплин базовой (общей профессиональной) подготовки (Б.3). Программа курса ориентирована на теоретическую и практическую подготовку к одному из основных видов профессиональной деятельности бакалавра психолого-педагогического образования – психолого-педагогического сопровождения, социально-педагогической деятельности. Входные знания, умения и компетенции, необходимые для изучения данного курса, формируются в процессе изучения цикла гуманитарного, социально экономического цикла (Б.1), математического и естественного цикла (Б.2), в частности «Философия», «Анатомия и возрастная физиология», «Основы педиатрии и гигиены» и в процессе изучения курсов базовой общей профессиональной части (Б.3): «Психология развития», «Социальная психология», «Общая и экспериментальная психология», «Психология и педагогика развития детей»», «Дефектология», «Психолого-педагогическая диагностика», а также прохождение учебной и производственной практики, где студенты знакомятся с основами психодиагностики, собирают и анализируют анамнез личности в клинической практике, знакомятся с психолого-педагогическими технологиями сопровождения детей и подростков в образовательном процессе. 3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: - Способность учитывать общие, специфические закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОКП-1); - Способность осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей (ПКПП-5); - Способность осуществлять сбор и первичную обработку информации об истории развития и заболевания детей с ограниченными возможностями здоровья разного типа (ПКСПП-3); - Способность осуществлять психологическое просвещение родителей и педагогов по вопросам особенностей психического развития детей с разными типами нарушений в развитии (ПКСПП-5); - Готов осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях детей, проявляющихся в учебной работе и в общении со сверстниками (ПКНО-7). Перечень компетенций дисциплины «Клиническая психология детей и подростков ОКП-1, ПКПП-5, ПК-2, ПКСПП-3, ПКСПП-5, ПКНО-7. (наименование в соответствии с ФГОС ВО). В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: - основные понятия клинической психологии, ее прикладные задачи и вклад в развитие теории психологии; историю зарубежной и отечественной клинической психологии как базовой дисциплины для развития других прикладных областей психологии; - основные виды и психологические механизмы нарушений психической деятельности и изменений личностной сферы при психических, поведенческих нарушениях; - основные виды отклоняющегося поведения, способы психологической коррекции и профилактики; - основные направления деятельности педагога-психолога: психолого-педагогической диагностики и коррекции; Уметь: - применять все вышеперечисленные знания и умения с учетом возрастной специфики, имея основные представления о детской и подростковой клинической психологии; - применять базовые клинико-психологические знания в практической работе с возрастными группами детей и подростков; - применять знания клинической психологии для решения научных и практических задач в работе с детьми и подростками. Владеть: - основными понятиями клинической психологии, представлениями об основных современных ее проблемах и направлениях развития личности; - приемами работы со специальной литературой, информационной поисковой работы и приемами критического анализа научной информации; - основными представлениями о методологии и технологии различных видов психологического вмешательства и психологической помощи детям и подросткам. 4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ Объем дисциплины и виды учебной работы направление подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование профиль подготовки «Психология образования » очной формы обучения Таблица 1
Объем дисциплины и виды учебной работы направление подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование профиль подготовки «Психология образования» заочной формы обучения Таблица 2
4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины (очной формы обучения) Таблица 3
Содержание и тематическое планирование дисциплины (заочной формы обучения) Таблица 2.2
Матрица компетенций
Содержание дисциплины
Тема 1. Введение в курс «Клиническая психология детей и подростков» Лекции Предмет и структура клинической психологии. Объект клинической психологии. Основные дефиниции клинической психологии. Направленность клинической психологии. История зарождения и становление специальности. Сфера приложения клинической психологии. Базовые категории теоретического аппарата клинической психологии. Теоретические основы и исследовательские проблемы клинической психологии. Роль клинической психологии в решении общих проблем психологии. Характеристика основных разделов клинической психологии.
Тема 2. Личность как объект клинической психологии Лекции Предметное сознание и самосознание как предпосылки личностного развития. Личность и ее изменения, и аномалии. Онтогенез личности и его девиации в связи с расстройствами здоровья и аномалиями психического склада. Психологические проблемы аномального онтогенеза. Психопатология. Морфологическая и физиологическая основы высших психических функций. Крайние варианты возрастных кризисов как специфическая форма пограничной психопатологии в детском и подростковом возрасте. Школьная дезадаптация и ее клинически значимые проявления у детей и подростков. Практические занятия Роль и место клинической психологии в деятельности бакалавра психолого-педагогического образования и его смежников по работе с подрастающим поколением. Организация работы, цели и задачи медицинской психолого-педагогической комиссии, психолого-педагогической экспертизы и психолого-педагогического консилиума. Функции бакалавра психолого-педагогического образования в образовательном учреждении для детей и подростков, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, а также функции клинического психолога в медицинском учреждении, в консультационном центре. Литература Выготский Л.С. Педология подростка. М., 1999. Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. С.А. Беличевой. М., 1993. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопр. психологии. 1984. № 4. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. М., 1994. Кречмер Э. Медицинская психология. М., 2000. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у детей и подростков. М., 1983. Никифоров Г.С. Психология здоровья. СПб., 2002. Фуко М. Рождение клиники. М., 1998.
Тема 3. Содержание работы клинического психолога, педагога-психолога в образовательной сфере Системы государственных и муниципальных служб, занимающихся профилактикой, лечением, реабилитацией, обучением и социальным обеспечением людей с ограниченными возможностями. Особенности работы клинического психолога, бакалавра психолого-педагогического образования в лечебных и медицинских реабилитационных учреждениях. Практические задачи и функции клинических психологов. Роль бакалавра психолого-педагогического образования и его компетенция в медицинской психолого-педагогической комиссии. Психолого-психиатрическая экспертиза в интересах правосудия. Бакалавр психолого-педагогического образования в образовательном процессе. Психологическое консультирование, коррекция и психотерапия – основные направления работы. Функция бакалавра психолого-педагогического образования в образовательном учреждении для детей, нуждающихся в специальных педагогических подходах. Функция бакалавра психолого-педагогического образования в учреждениях социального обеспечения, приютах для социально обездоленных детей и реабилитационных центрах.
|