Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дополнительная информация. Определение ключевого связующего элемента восприятия может лежать в основе резких религиозных и иных обращений (Sargant





 

Определение ключевого связующего элемента восприятия может лежать в основе резких религиозных и иных обращений (Sargant, 1996). Симоне и Джонсон (Symons & Johnson, 1997) пересмотрели множество различных исследований и убедились, как важно, чтобы мосты были личностно значимыми. Они выявили, что субъект лучше запоминает те понятия, которые более других относятся к «Я».

Другие терапевты пользуются в качестве мостов метафорами (Gordon, 1978; Martin, Cummings & Hallberg, 1992; Neukrug, 1998; Shorr, 1972, 1974).

ИЕРАРХИЯ ЦЕННОСТЕЙ КАК СВЯЗУЮЩЕЕ ЗВЕНО

 

Принципы

 

Одной из наиболее действенных разновидностей мостов и од­ним из самых важных инструментов терапевта является исполь­зование системы ценностей клиента. Наш опыт показывает, что апелляция к личным ценностям — высокоэффективная техника наведения мостов. Ценности обладают тем преимуществом, что они проприоцептивны и глубоко коренятся в понятиях клиента о реальности. Клиенты зачастую не принимают утверждения о том, что их установки или поведение некорректны, но редко кто будет опровергать доказанное несоответствие между их установ­ками и поведением, с одной стороны, и своими фактическими ценностями — с другой.

Внимательно управляя терапевтическим процессом, кон­сультант может помочь клиенту узнать о своей личной иерархии ценностей. Старые, ошибочные ценности тоже связаны с этой иерархией, но если терапевт сможет продемонстрировать, что новое, предпочитаемое убеждение занимает в иерархии более высокое положение, он может облегчить движение клиента в направлении к более эффективной установке.

 

Метод

 

1. Исследуйте личную иерархию ценностей клиента. Это мож­но сделать при помощи стандартных тестов на ценностные ориентации, но лучше всего при помощи вопросов, в кото­рых необходимо выбрать ту или иную ценность. Не путайте вопросы, которые едва обнаруживают ценностные предпоч­тения («Как вы относитесь к браку?»), с теми, которые за­ставляют клиента ранжировать свои ценности в виде иерар­хии («Что бы вы предпочли— безопасность, когда с вами рядом находится кто-то, кто заботится о вас, или свободу, но с некоторой долей одиночества?»). Такой тип вопросов, к ко­торому принадлежит последний, если его повторить в отно­шении широкого спектра жизненных сфер, постепенно при­водит к созданию персональной иерархии. К примеру, благо­даря следующей серии вопросов и ответов становится ясно, что клиент ценит Свободу больше, чем богатство, а богат­ство — больше, чем личные взаимоотношения.

Вопросы Ответы

 

Что вы предпочтете:

  • Богатство или популярность? Богатство
  • Безопасность или независимость? Независимость
  • Богатство или независимость? Независимость
  • Много друзей или богатство? Богатство
  • Здоровье или много друзей? Друзей
  • Друзей или свою независимость? Независимость
  • Хорошую зарплату или должность начальника? Должность начальника

 

Терапевт должен иметь в виду, что, несмотря на то что эта техника очень полезна, у нее есть свои ограничения. Клиент будет пытаться давать ответы, которые, как он думает, хочет услышать терапевт. После использования вопросов для со­здания базовой иерархии получите от клиента информацию о его прошлых и настоящих установках и опыте и о том, что они действительно сделали и во что, следовательно, действи­тельно верят. Сравните с предъявленными ранее ценностны­ми предпочтениями. Получить иерархию можно также мето­дом Q-сортировки или при помощи фантазийных аналогий типа игры в джинна в бутылке и три желания.

2. Составьте список старых, деструктивных убеждений и по­просите клиента связать каждое утверждение с той или иной ценностью из их персональной иерархии. (Любое убеждение, не вписывающееся в иерархию, сигнализирует о несоответ­ствии с реалиями клиента.)

3. Составьте список новых, предпочтительных убеждений и по­просите клиента связать каждое с конкретной ценностью из их персональной иерархии. Эти новые убеждения (в проти­воположность обозначенным старым) можно четко сопоста­вить с более высокими ценностями. Клиент после этого дол­жен практиковаться в восприятии более высоких ценностей всякий раз, когда он думает о новом убеждении.

4. В качестве повторения клиент тренируется в представлении высших ценностей в различных ситуациях. Это можно сде­лать с использованием воображения в терапевтическом ка­бинете или подождав, пока стимулы внешней среды не вызо­вут нужную мысль.


Примеры

Старое убеждение. Будет очень плохо, если не понравлюсь кол­легам мужа.

Высшая ценность клиента. Христианская вера.

Новое убеждение. Если полностью следовать заветам Христа, не стоит стараться стать популярным и зависеть от мнения других. Гораздо важнее то, что христианин должен прислушиваться к бого­данному внутреннему сознанию и оставаться верным Его принципам.

Старое убеждение. Все, что бы я ни пытался сделать, заканчи­вается неудачей.

Высшая ценность клиента. Стойкость: «Когда путь становится трудным, тверже становится шаг».

Новое убеждение. Я не могу контролировать свой успех или неудачу. Я контролирую только свои старания. Я всегда буду бо­роться и учиться на своих неудачах, чтобы мои попытки в будущем были более успешными.

Старое убеждение. Я виновата в том, что меня изнасиловал отец.

Высшие ценности клиента. Доминантность, контроль и сопер­ничество.

Новое убеждение. Если я буду позволять этой иррациональной вине есть меня поедом, я проиграю и позволю негодяю снова одер­жать верх.

Старое убеждение. Она бросила меня ради более молодого и более удачливого мужчины.

Высшая ценность клиента. Объективная правда.

Новое убеждение. Я хороший, но не лучше, чем любой другой мужчина в мире.

Старое убеждение. Чтобы быть счастливой, у меня должен быть мужчина.

Высшая ценность клиента. Самоуважение.

Новое убеждение. Я предпочту, чтобы я любила себя одинокой, тому, чтобы ненавидеть себя за то, что я живу как рабыня с челове­ком, который мне не нравится.

Старое убеждение. Если я соглашусь на работу за границей, мне придется оставить всех своих друзей.

Высшая ценность клиента. Стимуляция и разнообразие.

Новое убеждение. Я скорее умру от скуки здесь, чем от одино­чества там.

 

Комментарий

 

Все примеры иллюстрируют то, что терапевту важно по­мнить, что он строит мосты, опираясь на систему ценностей клиента, а не свою. Не важно, что думает терапевт о ценностях клиента, имеет значение лишь то, что о них думает сам клиент.

Во многих случаях бывает нелегко обнаружить истинные ценности клиента. Терапевту может понадобиться обратить особое внимание на те ценности, которые клиент отвергает в при­сутствии терапевта, потому что они не одобряются обществом, например гедонизм, власть и т. д. Различия между провозгла­шаемыми и актуальными ценностями могут быть выяснены при изучении прошлого клиента.

Для того чтобы помочь клиенту визуализировать превосход­ство нового убеждения над старым, я подготавливаю для клиен­та рабочий бланк, состоящий из трех колонок, в которых я про­шу клиента записать в иерархическом порядке свои ценности (первая колонка), старые убеждения (вторая колонка) и предло­женные новые (третья колонка), причем каждое убеждение долж­но быть сопоставлено с той ценностью, из которой оно исходит (см. табл. 9.1). Применительно к нашему предыдущему примеру клиент может увидеть, что всепоглощающее стремление к бо­гатству, лишающее его определенной свободы в жизни, явно противоречит его иерархии ценностей.

 

 







Date: 2016-05-25; view: 330; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию