Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Становление социальной психологии как наукиСтр 1 из 26Следующая ⇒ Cоциальная психология
Конспект лекций Электронный образовательный ресурс
Для студентов 1 курса всех форм обучения направления 030300.62 «Психология» (широкий профиль)
Составитель: к.психол.н. Ю.С. Кулинцева
Рассмотрен и рекомендован для использования в учебном процессе на 2012/2013 – 2015-2016 уч.гг. на заседании кафедры ПиП. Протокол №1 от 03.09.2012 г.
Шахты 2012 Лекция 1. Место социальной психологии в системе современных психологических наук. 1. Становление социальной психологии как науки. 2. Предмет и задачи социальной психологии. 3. Функции социальной психологии. 4. Отрасли социальной психологии.
Становление социальной психологии как науки. Во все времена человечество стремилось познать себя и шло к этой цели разными путями. Религиозные учения, искусство, философия были первыми способами проникнуть в суть человеческого существования и отношений между людьми. В настоящее время множество наук (социология и психология, политология и антропология и др) имеют один объект исследования – человека и человеческие сообщества. Однако у каждой науки есть своя история и свой специфический угол зрения. Каким же образом шло развитие социальной психологии как науки? По мнению Л.Г. Почебут и И.А. Мейжис, ответ на этот вопрос отражает следующие этапы становление социально-психологического знания: 1. Выделение социально-психологических явлений и их описание, возникновение социально-психологического мышления 2.Оформление социальной психологии в самостоятельную науку со своим объектом и предметом исследования 3. Развитие прикладной социальной психологии, проведение конкретных эмпирических исследований в различных отраслях, накопление социально-психологических знаний. 4. Развитие практической социальной психологии, применение со циально-психологических знаний на практике, научно-обоснованная помощь клиентам. Характеризуя первый этап становления социально-психологического знания, следует сказать о том, что предпосылками зарождения социально-психологических явлений, которые возникли уже на заре развития человечества стали элементарные формы коллективной жизни. Древние люди пытались осознать, понять эти явления и применяли их в обыденной жизни. Например, в различных формах древних религий шаманами и жрецами успешно использовались способность людей заражаться массовым настроением толпы, подчиняться внушающему воздействию вождей, подражать друг другу. Коллективная жизнь потребовала регуляции индивидуального поведения, которые немецкие ученые Г.Гибш и М. Форверг назвали «социально-психологическим мышлением»- умением человека эффективно общаться с другими людьми, успешно уживаться с себе подобным и. Оно постепенно оформлялось с помощью табу, традиций, ритуалов, запретов, которые передавались из поколения в поколение. Появление социально-психологического мышления предупредило возникновение и развитие социальной психологии в лоне философских систем древности. По мнению амер. Психолога Гордона Олпорта, ее родоначальниками следует считать Сократа, Платона и Аристотеля. Сократ высшим благом, составляющим счастье жизни назвал дружбу между хорошими людьми, возникающую из восхищения их добродетелью и сопровождающуюся стараниями привязать их к себе. Именно Сократ впервые определил человека как существо общественное, прямоходящее, имеющее душу и владеющее речью. Платон рассуждал о социальном поведении человека, опираясь на его биологическую природу, состоящую из трех частей: головы, сердца и живота. Индивидуальные характеры людей и их положение в обществе, таким образом зависят от доминирования той или иной части. У философов преобладает ум (должны управлять государством), у воинов – воля и мужество (охрана), у земледельцев и ремесленников –телесные вожделения (занятия производительным трудом). В своих трудах Аристотель назвал человека «социальным животным» и утверждал невозможность нормального развития человека без нормального взаимодействия с обществом. Ученый разднлял общество на аристократию (лидеров) и народные массы, где принадлежность к тому или иному классу обусловлена врожденным психологическим складом человека. В трудах античных философов (Николо Макиавелли, Томас Гоббс, Жан Жак Россо, Адам Смит и др.) можно найти много мыслей об идеальной личности, идеальном государстве, особенностях взаимодействия людей в обществе. Однако предпосылками развития социальной психологии является сложившаяся в 19 веке сложившаяся социально-политическая ситуация в крупнейших европейских странах. События, связанные с революциями во Франции с конца 18 до сер. 19 века потрясли научную общественность, вопросы устройства общества, взаимодействия людей и причины их появления заняли главенствующее место в умах ученых. Произошел перелом, появилась потребность в научном объяснении нового взгляда на мир отличного от мироощущения средневековья. Происходит толчок в развитии науки и культуры в целом. В этот период появились следующие публикации: Ч. Дарвин «Происхождение видов», Э. Литтре «Язык позитивной философии», А. Бейн «Эмоции и воля» и др. В общем русле развития гуманитарных наук сформировалась и социальная психология, питательной средой для которой послужили философия, социология, психология, этнология и этнография. Вопрос о месте социальной психологии в системе научного знания до сих пор не нашел окончательного разрешения в специальной литературе. Он связан с проблемой «границ» социальной психологии как науки. Выделяются три позиции, касающиеся «границ» социальной психологии: - развитие социальной психологии в русле социологии; - развитие социальной психологии в русле психологии; - развитие социальной психологии в русле этнологии и антропологии (таб. 1).
Таблица 1. Проблема границ социальной психологии
Социологическая, психологическая и антропологическая науки повлияли на создание социальной психологии. В начале 20 века отчетливо оформились две основные ветви социальной психологии: психологическая и социологическая. В центре внимания психологической социальной психологии находится индивид. Исследователи пытаются понять и предсказать его поведение, анализируя мотивацию, психические состояния, черты личности, Основным методом исследования является эксперимент. Для социологической социальной психологии характерно преуменьшение роли индивидуальных различий. Сторонники этого направления ищут социально - типическое. В центре внимания находится группа и общество. Они анализируют социальные переменные: социальный статус и социальные роли, культурные нормы и ценности. Основным методом исследования являются опросы социальных групп. Социальных психологов социологического направления интересуют проблемы бедности, преступности, социальных аномалий. Несмотря на свой «пограничный» характер, на собственную предметную специфику, социальная психология - все же часть психологии. Наиболее существенной чертой социально-психологического знания является его включенность (в большей мере, чем других областей психологии) в социальную и политическую проблематику общества.
|