Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Я-концепция как социально-психологический феномен
Я-концепция - это особым образом организованное знание человека о самом себе, которое он использует как для объяснения и понимания своих жизненных состояний и переживаний, своего жизненного опыта, так и для объяснения и понимания внешнего, прежде всего, социального мира. Я-концепция личности формируется в процессе жизни человека на основе взаимодействия со своим психологическим окружением и реализует мотивционно-регуляторную функцию в поведении личности. В структуре самосознания (Я-концепции) выделяется несколько уровней. 1) Физическое Я - осознание своей внешности. Я-образ, или физическое Я, индивида может быть представлено осознанием себя как привлекательногого/непривлекательного, красивого/некрасивого, крепкого/слабого, высокого/низкого, полного/худого и т. д. Любое несоответствие стандарту, как правило, вызывает повышенную озабоченность человека этим обстоятельством. Неудовлетворительный для человека Я-образ формируется у него чаще всего под влиянием оценок окружающих, которые первыми замечают в его облике "отклонения от нормы ("гадкий утенок"), заостряют на этом внимание, агрессивно указывают на ту или иную внешнюю "нестандартность" индивида, чем побуждают его слишком часто сравнивать себя с окружающими, что может только усугублять болезненность его самосознания. Таким образом, у ребенка или подростка формируется Я-образ, абсолютно неадекватный реальности.. 2) Социально-психологическое Я индивида отражает его социальные характеристики и психические особенности: самостоятельный/несамостоятельный, богатый/бедный, бережливый /щедрый и т. д. 3) Когнитивно-психическое Я отражает психические качества человека: сообразительный/тугодум, способный/неспособный, собранный/несобранный,внимательный/рассеянный, спокойный/вспыльчивый и т. д. 4) Морально-этическое Я осознание себя в целом, так и своих поступков с позиций справедливости/несправедливости, честности/нечестности, порядочности/непорядочности. 5) Духовно-творческое Я, который т может либо присутствовать, либо нет в схеме личности. Он является осознанием своего творческого духовного потенциала, таланта, творческих способностей. Существуют следующие источники формирования Я-концепции человека: - Представление о своем теле (телесное Я). Исследования в этом направлении выявляют общую тенденцию: чувства и эмоциональные оценки, которые испытывает индивид в отношении своего тела, совпадают с чувствами, которые он испытывает к самому себе в целом, как к личности Как для каждого из нас существует идеальная Я-концепция себя, существует, по-видимому, и идеальный образ тела. Этот идеальный образ формируется на основе усвоения индивидом культурных норм и стереотипов. Чем ближе образ тела к идеалу, тем вероятнее наличие у индивида высокой Я-концепции и целом. -Язык как развивающаяся способность выражать ел о вам и и формировать представления о себе и других людях. Я-концепция осознается человеком в языковых терминах и ее развитие осуществляется посредством языковых средств. Приобретение опыта принятия себя другими (в любви, уважении, привязанности, защите и т. п.) - другой важный источник формирования Я-концепции. Чтобы переживать и осознавать это, ребенок (человек) должен воспринимать лицо, жесты, вербальные высказывания и другие знаки от значимых других, особенно родителей, которые сигнализировали бы ему о его принятии этими другими -Субъективная интерпретация обратной связи от значимых других о себе. Если индивид принимается, одобряется, признается другими людьми, пользуется их уважением (т. е. получает больше положительные подкрепления) и осознает это, то у него, вероятнее всего, развивается положительная Я-концепция. Если другие - родители, сверстники, учителя - отвергают его, выставляют на посмешите, принижают, больше критикуют (т.е. он получает больше негативных подкреплений), то, вероятнее всего, у него будет развиваться отрицательная Я-концепция. -Идентификация с приемлемой моделью половой роли и усвоение связанных с этой ролью стереотипов (мужчина-женщина). Различают два процесса формирования половой принадлежности индивида - половая идентификация и половая типизация. Идентификация - это более ранний процесс (в основном бессознательный) отождествления себя с ролью другою человека (родителя или его заместителя) и подражание его поведению. Половая типизация, следующая за идентификацией, - более осознанный процесс овладения культурно одобряемыми нормами поведения, типичными для роли женщины или мужчины в данной культуре. Многочисленные исследования подтверждают, что, несмотря на формальное юридическое провозглашение равноправия,Я-концепции женщин имеют в целом тенденцию быть менее положительными, чем Я-концепции мужчин, г. к. женский стереотип содержит меньше социально одобряемых характеристик - Практика воспитания детей в семье. Следующие условия воспитания в семье способствуют развитию здоровой высокой самооценки личности а) положительная расположенность к ребенку, сердечное, теплое, уважительное принятие родителями своих детей; б) четкое установление социальных норм, границ и правил поведения детей; целенаправленное и согласованное поддержание этих норм родителями; в) уважение со стороны родителей индивидуальной инициативы ребенка в этих установленных пределах. Date: 2016-05-14; view: 471; Нарушение авторских прав |