Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика основных социально-психологических теорий





Теоретическим основанием современной социальной психологии послужили три теоретические ориентации – необихевиористская (теории научения), интеракционистская (ролевые теории) и когнитивистская.

Необихевиористская ориентация

( теория социального (викарного) научения, теория социального обмена, теория взаимозависимости)

Начало становления социальной психологии пришлось на время, когда в психологии господствовали бихевиористские принципы. Основное внимание психологи-бихевиористы сосредоточили на изучении поведения. Главной теоретической проблемой бихевиоризма стало научение тому или иному поведению.

В теориях бихевиоризма, анализируется связь между стимулом и реакцией. Стимул – это любое событие, внешнее или внутреннее, которое изменяет поведение человека или животного (организма).

Реакция – это и есть изменение поведения, которое последовало в ответ на стимул.

Подкрепление – исход, полученный в результате ответной реакции.

Позитивное, или положительное, подкрепление увеличивает вероятность повторения реакции. Реакции, которые не получили положительного подкрепления в виде вознаграждения, не закрепляются. И, наконец, реакции, которые нанесли организму вред (негативное подкрепление), отвергаются. Организм стремится избегать повторения подобных действий. Таким образом, поведение в бихевиоризме определяется формулой: П=С Р, где 77 – поведение, С – стимул, Р – реакция.

Подкрепление выступает основным фактором всякого научения.

Впервые ключевой принцип научения был установлен Э.Л. Торндайком и И. П. Павловым. Причем оба ученых пришли к его открытию независимо друг от друга. Торндайк назвал его "законом эффекта", а И. Павлов – "подкреплением (Александер Ф., Селесник ГЛ., 1995).

Согласно Э. Торндайку и И.П. Павлову, животные и люди учатся методом проб и ошибок. Когда найдена успешная, удовлетворяющая возникшую потребность модель поведения, она затем многократно повторяется и таким образом закрепляется. И.П. Павлов открыл в начале 20 века, тип научения, известный как классическое обуславливание. Он доказал, что посредством одновременного предъявления безусловного стимула (мяса) и условного стимула (звук камертона), можно сделать так, что условный стимул в конце концов будет вызывать реакцию (слюноотделение), вначале возникающую только на безусловный стимул. Слюноотделение в ответ на звук камертона рассматривалось как условная реакция.

Американский психолог Джон Уотсон, опираясь на идеи И.П. Павлова создал теорию, которую назвал бихевиоризмом, исследования которого были направлены на процесс научения, передачи опыта и информации от одного индивида к другому.

Основоположником необихевиоризма является Эдвард К. Толмемен, согласно его концепции для научения не обязательно немедленное подкрепление. Толмен принимал в расчет не только внешнее поведение организма по схеме "стимул – реакция", но и учитывал процессы, происходящие в самом организме (стремление, намерение, осознавание целей. Формула приобрела вид как S – N – Р (стимул-намерение-реакция)

К. Халлом окончательно была сформулирована необихевиористская модель поведения, которая стала выражаться как С – О – Р, т. е. стимул – организм – реакция. Тем самым, центральный постулат радикального бихевиоризма – отказ от рассмотрения процессов, протекающих в организме, ушел в прошлое. Исследования происходящих в организме ненаблюдаемых процессов, которые, тем не менее, можно объективно описать, поведение понять нельзя. Основной движущей силой (мотивацией) всякого поведения К. Халл считал потребность. Поэтому в качестве самого действенного подкрепления он рассматривал поощрение, т. е. позитивное подкрепление, которое дает организму возможность удовлетворить имеющуюся у него потребность.

Основные идеи теорий научения и сегодня сохраняют свое значение и оказывают влияние на современных социальных психологов. Главная отличительная черта нынешних теорий научения – это интерес к протекающим в организме внутрипсихическим процессам.

Теория социального научения (А.Бандура). Канадский психолог А.Бандура также считал принципы научения важными для изменения и предсказания поведения и его изменений. Однако разработал собственные принципы, основанные на том, что люди способны к самостоятельному мышлению и саморегуляции. Это позволяет им контролировать окружающую социальную среду, а не только формироваться под ее влиянием.

Эффект научения может быть получен посредством наблюдения за поведением другого человека. Причем человек, действия или поведение которого наблюдаются (социальная модель), может не ставить специальной цели научить чему-либо наблюдателя или заставить его подражать себе. Просто поведение другого человека – модели или образца для подражания – служит источником значимой информации, которую наблюдатель затем использует, чтобы вести себя точно так же.


Теория социального научения признает значение подкрепления и в случае так называемого викарного научения (научения через наблюдение). ". Суть викарного научения состоит в том, что наблюдатель перенимает или не перенимает поведение модели в зависимости от того, поощряется оно (т. е. позитивно подкрепляется) или, наоборот, наказывается (т. е. негативно подкрепляется), либо оно вообще лишено всякого подкрепления.

Теория элементарного социального поведения (Джордж Хоманс.) В центре внимания-взаимный обмен вознаграждениями (позитивными подкркплениями и издержками (негативными подкреплениями). Хоманс формулирует право распределенной справедливости, согласно которому каждый участник социального отношения-обмена ожидает пропорциональности между ожидаемым выигрышем и понесенными издержками, т.е. ожидает справедливого обмена издержек и вознаграждений.

Социальное общение зависит от тех издержек и вознаграждений, которые в него включены. Вознаграждение должно быть пропорционально вложению, затратам (сколько отдал, столько и получил). В соответствии с теорией обмена, взаимосвязь может прерваться, если не будет соблюдаться пропорция между затратами и вознаграждением.

Теория взаимозависимости. (теория взаимодействия исходов) (Джон Тибо и Харольд Келли). Их подход базируется на том, что всякое межличностное отношение есть взаимодействие. Согласно мнению исследователей, в процессе социального взаимодействия индивиду необходимо учитывать сбалансированность и своих затрат и вознаграждений, и интересы другого индивида, чтобы у того не возникло чувство неудовлетворенности. Взаимозависимость означает, что удовлетворенность процессом взаимодействия одного человека находится в зависимости от удовлетворенности другого. И для сохранения отношений от партнеров требуется, чтобы они обладали социальными навыками и опытом общения.

Мы не только оцениваем те значимые для нас ценности, которые имеются в установившихся взаимоотношениях, но, кроме того, еще и пытаемся оценить возможности, которые могли бы быть достигнуты в другом, альтернативном варианте взаимодействия. Если человек пришел к выводу, что альтернативные отношения лучше, то он будет пытаться прервать существующие, даже если сами по себе они были совсем неплохими.

«Диадическое взаимодействие наиболее вероятно будет продолжаться и позитивно оцениваться, если участники получают от него выгоду», утверждали исследователи.

Интеракционистская ориентция ( теория символического интеракционизма Г. Блумера. теория социальной драматургии Э. Гоффмана)

Г. Блумер- профессор социологии Чикагского и Калифонийского университетов, ы своей книге «Симврлический интеракционизм: проблемы и перспективы» отмечает, что термин «символическая интеракция относится к особому виду интеракций и заключается в том, что люди интерпретируют цели и определяют действия друг друга, а не просто реагируют на них.


По мнению исследователей, поведение человека не является результатом давления окружающей среды, стимулов, мотивов, социальных установок или действий. Оно возникает в результате того, как он интерпретирует эти феномены и преобразовывает их в конструированные действия.

Теория социальной драматургии Эрвина Гофмана относится к числу ролевых теорий. Автор выделял социальную роль как осуществление прав и обязанностей, связанных с данным статусом, где социальная роль индивида неразрывно связана с его положением в обществе, его статусом. Существует несколько типов ролей:

-социальная роль- место, занимаемое личностью в системе социальных взаимоотношений;

-межличностная роль- определяет положение индивида в системе в межличностных отношений в малой группе;

-конвенциональная роль- определяется общепринятыми представлениями и нормами членов сообщества о том, каково должно быть ролевое поведение

- предписанная роль- внешнезаданная, независящая от усилий индивида;

-достигнутая роль- роль, полученная благодаря его усилиям, а также активная и латентные роли (набор возможных ролей, которые может исполнять индивид.

Название "ролевое направление" возникло благодаря аналогии, проводимой между социальными отношениями и театральным действием, где актеры исполняют те или иные роли

Ролевая теория, объяснение поведения основывается на описании ролей в социальных ситуациях и ролевых ожиданий людей в различных социальных отношениях. Концепция роли помогает нам понять, почему, меняется поведение людей, когда изменяются их позиции в социальной системе. Изменение в социальной позиции приводит к одновременному изменению в ролях

«Стендфорская тюрьма». Филиппо Зимбардо и его коллеги в 1973 году провели имитативное исследование (ролевая игра).

Цель исследования состояла в том, чтобы изучить поведение нормальных людей в ситуациях, копирующих тюремное заключение, где одни участники исследования выступали в роли заключенных, а другие – надзирателей.

Гипотеза авторов сводилась к тому, "что под влиянием определенных обстоятельств любой человек может дойти до какого угодно состояния, вопреки всем своим представлениям о «нравственности, личной порядочности и всем социальным принципам, ценностям и нормам"

Ролевая игра началась с воя полицейских сирен на улицах студгородка, и девять молодых людей были "взяты" из своих постелей полицейскими, которые их обыскали, надели наручники и отвезли в участок, где "арестованных" зарегистрировали. После этого им завязали глаза и, наконец, отвели в "тюрьму", специально созданную в здании факультета психологии Стэнфордского университета.

Здесь трое других молодых людей, одетых тюремными надсмотрщиками, стали осуществлять над "заключенными" надзор. Небольшой участок здания был оборудован под типичные тюремные камеры-одиночки, там же устроили маленький тюремный двор


Участники этого исследовательского проекта были отобраны из числа студентов, откликнувшихся на объявление в газете, в котором приглашались добровольцы, готовые принять участие в психологическом исследовании тюремной жизни. Претенденты проверялись с помощью специальных тестов, и из их числа были отобраны наиболее зрелые, стойкие и менее всего склонные к антисоциальным настроениям и поведению студенты. Роли – заключенных и надзирателей - определялись жеребьёвкой, т. е. по принципу случайности.

Согласно плану, исследование должно было длиться две недели, Хэйни и другие исследователи поспешили прервать его уже на седьмой день. Даже в течение этого небольшого периода поведение студентов-участников резко изменилось не в лучшую сторону. "Надзиратели" со все возрастающим удовольствием стали входить во вкус власти. Чиня произвол, они, например, заставляли "заключенных" по несколько раз в день делать физзарядку или под всякими предлогами отказывались конвоировать тех в туалет. Что касается "заключенных", то они впали в депрессию, оказались деморализованными. У них ясно стали обнаруживаться признаки состояния безнадежности, симптомы как физического, так и эмоционального упадка. Ученым стало ясно, что цель исследования – создание насколько возможно реалистичных условий тюрьмы – достигнута и ситуация становится слишком опасной. Стэнфордская тюрьма" является хорошей иллюстрацией того, как принятие на себя какой-либо роли может изменять поведение человека. Но может, как доказывает Э. Фромм, и не менять, поскольку не все зависит от внешних условий и ролей, исполняемых индивидом. Многое в поведении человека определяется и его характером, его личностными качествами.

 

Когнитивистская ориентация ". Основоположники: Джордж Миллер и Джеромом Брунер.

Гештальт-психология. Курт Коффка и Вольфганг Келлер – в 20- 30-х годах XX века создали школу гештальт-психологии. Название"гештальт" (gestalt), можно перевести как "образ", "форма. Гештальт-психологи объясняли поведение как реализацию целостного психического акта. Решая проблему таким образом, они пришли к выводу, что научение происходит не только в процессе "проб и ошибок", не только посредством подражания и повторения, но очень часто через глубокое переживание, через озарение (инсайт), что приводит к всесторонней перестройке психики и мышления.

Гештальт-психология сичтала, что люди мыслят целостными образами (гештальтами), которые не являются суммами элементарных едениц, например, ощущений, восприятий. Именно по этому, психику нельхя разложить на конкретные элементы. Исследователи старались объяснить социальное поведение с помощью описания процесса познания человека. В ходе этого познания его впечатления о мире трансформируются в систему закономерных образов, на основе которых складываются различные идеи, убеждения, ожидания и установки, определяющие в кончном итоге действия и поступки людей.

Феноменологическая философия Эдмунда Гуссерля, (феноменологический подход.) Согласно принципам феноменологии, мы в состоянии понять поведение человека лишь в том случае, если знаем, как он сам воспринимает и осознает мир.

Таким образом, гештальт-психология, феноменология и др. теории заложили основания современных когнитивистских моделей социальной психологии. Само название "когнитивный" происходит от латинского cognoscere, что означает "познакомиться с чем-то" или "познать". И если бихевиористы сосредоточили основное внимание на стимулах и реакциях, то создатели когнитивных теорий почти исключительно заняты тем, что происходит в организме.

Одним из основных понятий когнитивных теорий является понятие когнитивной схемы, которое обозначает особым образом организованную систему прошлого опыта, обретенного в процессе познания и с помощью которого объясняется переживание опыта настоящего времени.

Предположим, например, что вас пригласили на концерт в филармонию. Может быть, у вас уже есть опыт посещения филармонии, возможно также, что вы только слышали отзывы других людей о филармонических концертах. И когда вы получаете приглашение, то оно активизирует имеющиеся у вас знания, которые извлекаются из запасников памяти. Затем, основываясь на опыте, организованном в схему, вы формируете ожидания, связанные с концертом в филармонии. И только после этого, после использования информации, извлеченной из памяти, вы принимаете решение -идти или не идти на концерт. Таким образом, схема формирует прошлый опыт и в то же время влияет на наше восприятие и отношение к новым событиям, включая и те, которые еще не произошли.

Всякий раз, когда схема оказывается востребованной и на основании содержащейся в ней информации принимается какое-то решение, реализуемое затем в поведении, то тем самым обогащается наш опыт, а вместе с ним усложняется и несколько изменяется сама схема. После чего она вновь откладывается в памяти, и мы в любой момент можем ею воспользоваться.







Date: 2016-05-14; view: 2265; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию