Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Придаточные сравнительные
2.3. Сложноподчиненное предложение. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению
1.Вопросы: придаточные сравнительные отвечают на вопросы: как? подобно чему? Однако не всегда к сравнительному придаточному можно задать именно эти вопросы. Поэтому необходимо обратить особое внимание на их средства связи. 2.Средства связи: придаточные сравнительные прикрепляются к главному предложению союзами: как, словно, будто, как будто, подобно тому как, что (в значении «как»), как если бы, всё равно что, так же как, прямо как, чем, нежели, чем если бы, чем... тем и др. Сложноподчинённые предложения со сравнительными союзами в главном предложении могут иметь указательные слова со значением меры и степени: Ветер рвал шинель так [как?], будто хотел разодрать её надвое (Тельпугов). Такие придаточные совмещают значение сравнения со значением образа действия и степени. В ряде пособий они относятся к придаточным образа действия и степени. Особую группу среди предложений со сравнительными придаточными составляют такие, в главном предложении которых есть прилагательное или наречие в сравнительной степени, а придаточное предложение прикрепляется к главному союзами чем, нежели: В твоём сознании заключено гораздо больше мыслей, чувств и поэтической силы, чем ты предполагал (Паустовский); Молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать (Пушкин); Чем на мост нам идти, поищем лучше броду (Крылов). Вместо формы сравнительной степени употребляются также местоимения иной, другой, местоимённое наречие иначе: Конечно, Крым оказался совсем другим, чем я о нём думал (Паустовский). Эта группа сложноподчинённых предложений отличается не только особой структурой, но и особым значением. В ряде пособий такие конструкции выделяются в самостоятельные типы придаточных предложений. Особое место в системе сложноподчинённых предложений занимают также предложения с двойным союзом чем... тем. В них трудно разграничить главное и придаточное предложения, поскольку обе части не могут существовать самостоятельно. Традиционно придаточным предложением считается первая часть с частью союза чем, тогда как вторая часть (с частью союза тем) считается главным предложением: Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей (Пушкин). 3.Место в предложении: придаточные сравнительные могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения. Примеры: 1. Служите мне [как?], как вы ему служили (Пушкин). [ ], (как – союз). 2. С глухими звуками [подобно чему?], как будто кто-то бьет ладонью по картонной коробке, рвутся гранаты (Первенцев). [, (как будто – союз), ]. 3. Чем ближе подходит дневная съемка к концу, тем ворчливее и бесцеремоннее делается землемер (Куприн). (чем), [ тем ]. Обратите внимание! 1) Как уже отмечалось, придаточные сравнительные близки по значению к придаточным образа действия и степени. К тем и другим иногда можно задать один и тот же вопрос как?. В главном предложении сложноподчинённых предложений с такими придаточными могут быть одни и те же указательные слова, прежде всего – указательное слово так. Поэтому для разграничения этих типов придаточных необходимо учитывать совокупность всех признаков. Обратите также внимание на то, что как в придаточном образа действия и степени является союзным словом, а в придаточном сравнительном – союзом. 2) Придаточные сравнительные часто бывают неполными предложениями. Широкие тени ходят по равнине, как облака по небу (Чехов) – опущено сказуемое ходят. Следует отличать неполное придаточное предложение от сравнительного оборота. В сравнительном придаточном допускается пропуск сказуемого – оно уже названо в главном предложении (см. пример выше). Так как в придаточном предложении с опущенным сказуемым остаются подлежащее и второстепенные члены, грамматически зависящие от сказуемого (обстоятельство, дополнение), то сказуемое может быть без труда восстановлено. Ср.: Существование его заключено в эту тесную программу, как яйцо в скорлупу (Чехов). – Существование его заключено в эту тесную программу, как яйцо заключено в скорлупу. Если в сравнительной конструкции нет членов предложения, зависящих от сказуемого, то она превращается в сравнительный оборот. Пили бабушкины наливки, жёлтую, как золото, тёмную, как дёготь, и зелёную (М. Горький). 3) Средства связи чем, чем... тем в сравнительных придаточных являются союзами, а не союзными словами (это не местоимения в творительном падеже!). Придаточные места 2.3. Сложноподчиненное предложение. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению
1.Вопросы: придаточные места отвечают на вопросы где? куда? откуда? 2.Средства связи: придаточные места прикрепляются к главному предложению союзными словами: где, куда, откуда. В главной части им соответствуют указательные слова в функции обстоятельства места: там, туда, оттуда, всюду и др. 3.Место в предложении: придаточные места могут стоять перед главным предложением, в середине главного предложения, но чаще – после главного предложения. Примеры: 1. Нет величия там [где?], где нет правды (Л. Толстой). [ указ. слово], (где – союз. слово). 2. [Куда?] Куда иголка, туда и нитка (пословица). (куда – союз. слово), [указ. слово ]. 3. Он выехал оттуда [откуда?], откуда съезжали во двор лошади (А.Н. Толстой). [ указ. слово], (откуда – союз. слово). Обратите внимание! 1) Где, куда, откуда не могут быть союзами. Это всегда союзные слова. 2) Эти союзные слова (где, куда, откуда) могут использоваться в придаточных определительных и дополнительных. Средством разграничения типов придаточных является вопрос, а также синтаксическая функция указательных слов в главном предложении. Ср.: Он едет туда [куда?], где никто не бывал – придаточное места; Он приехал в тот город [какой?], где никогда не бывал – придаточное определительное; Я не знаю [чего?], где буду ночевать – придаточное изъяснительное. Придаточные времени 2.3. Сложноподчиненное предложение. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению
1.Вопросы: придаточные времени отвечают на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор? 2.Средства связи: придаточные времени прикрепляются к главному предложению союзами: когда, пока, покамест, прежде чем, как только, как, как вдруг, едва, в то время как, с тех пор как, до тех пор как, по мере того как и др. Составные союзы с тех пор как, до тех пор как, в то время как, по мере того как, прежде чем и др. могут полностью выполнять функцию союза. Однако в зависимости от смысла и логического ударения составной союз может разбиваться на две части (придаточное предложение в этом случае стоит после главного, в середине главного). Первая часть входит в состав главного предложения и является указательным словом – обстоятельством времени: в то время, по мере того, с тех пор, до тех пор, прежде и др.; вторая часть составного союза (как) остаётся в придаточном предложении и самостоятельно выполняет функцию подчинительного союза. Запятая в этом случае ставится один раз – в середине составного союза. Общие правила расчленения составного союза на указательное слово и простой подчинительный союз см. п. 2.4 Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным. Ср.: 1. [Когда?] После того как миновали четыре часа дежурства у постели Степана, Иван Ивановичотошёл душой (Копяева). (после того как – союз), [ ]. 2. И даже после того [когда?], как стихи были напечатаны, он снова и снова возвращается к ним (Чуковский). [указ. сл., (как – союз), ]. 3.Место в предложении: придаточные места могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения. Примеры: 1. [Когда?] Когда я был моложе, я не мог написать насквозь ни одной главы (Фадеев). (когда – союз), [ ]. 2. Песни, сказки, былины будут читать [до каких пор?], пока будет русский народ (Л. Толстой). [ ], (пока – союз). Обратите внимание! Когда в придаточном времени является союзом, а не союзным словом, как в придаточном определительном или в придаточном изъяснительном. Ср.: [Когда?] Когда нетерпеливые угомонились, я уселся поудобнее (Тельпугов) – придаточное времени; когда – союз; Подошёл момент [какой?], когда надо прощаться – придаточное определительное; когда – союзное слово. Придаточные причины 2.3. Сложноподчиненное предложение. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению
1.Вопросы: придаточные причины отвечают на вопросы почему? отчего? из-за чего? по какой причине? 2.Средства связи: придаточные причины прикрепляются к главному предложению союзами: так как, поскольку, ибо, потому что, оттого что, из-за того что, вследствие того что, благодаря тому что, в связи с тем что, тем более что, затем что и др. Составные союзы из-за того что, вследствие того что, благодаря тому что, в связи с тем что, потому что, оттого что и др. могут полностью выполнять функцию союза. Однако в зависимости от смысла и логического ударения составной союз может разбиваться на две части. Первая часть входит в состав главного предложения и является указательным словом – обстоятельством причины: из-за того, вследствие того, благодаря тому, в связи с тем, потому, оттого и др.; вторая часть составного союза (что) остаётся в придаточном предложении и самостоятельно выполняет функцию простого подчинительного союза. Запятая в этом случае ставится один раз – в середине составного союза. Общие правила расчленения составного союза на указательное слово и простой подчинительный союз см. п. 2.4. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным. 3.Место в предложении: придаточные причины могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения. Примеры: 1. В русский язык по необходимости вошло множество иностранных слов [почему?], потому что в русскую жизнь вошло множество иностранных понятий (Белинский). [ ], (потому что – союз). 2. [Почему?] Оттого что выпавший ночью снег точно покрыл всё ватой и простынями, кругом стало светло, как в операционной (Полевой). (оттого что – союз), [ ]. 3. Бомбы падают в воду, в песок, в болото потому [почему?], что строй вражеских самолётов разбит и разорван (Гайдар). [указ. сл.], (что – союз). 4. Вследствие того [почему?], что перестали по его приказу посылать ребятниц-женщин с грудными детьми на барщину, эти самые ребятницы тем труднейшую работу несли на своей половине (Л. Толстой). [указ. сл., (что – союз), ].
Придаточные цели 2.3. Сложноподчиненное предложение. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению
1.Вопросы: придаточные цели отвечают на вопросы зачем? для чего? с какой целью? 2.Средства связи: придаточные цели прикрепляются к главному предложению союзами: чтобы, дабы, с тем чтобы, затем чтобы, для того чтобы, союзами-частицами только бы, лишь бы и др. Составные союзы с тем чтобы, затем чтобы, для того чтобы и др. могут полностью выполнять функцию союза. Однако в зависимости от смысла и логического ударения составной союз может разбиваться на две части. Первая часть входит в состав главного предложения и является указательным словом – обстоятельством цели: с тем, для того, затем и др.; вторая часть составного союза (чтобы) остается в придаточном предложении и самостоятельно выполняет функцию простого подчинительного союза. Запятая в этом случае ставится один раз – в середине составного союза. Общие правила расчленения составного союза на указательное слово и простой подчинительный союз см. п. 2.4. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным. 3.Место в предложении: придаточные цели могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения. Примеры: 1. Для того [с какой целью?], чтобы войти в Пришвина, разговориться с ним, надо замедлить течение своей души (Солоухин). [указ. сл., (чтобы – союз), ]. 2. Он употребил свое красноречие [с какой целью?], дабы отвратить Акулину от её намерения (Пушкин). [ ], (дабы – союз). 3. Командир бригады принял решение прекратить преследование до рассвета [с какой целью?], с тем чтобы к утру подтянуть резервы (Шолохов). [ ], (с тем чтобы – союз). Придаточные условия 2.3. Сложноподчиненное предложение. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению
1.Вопросы: придаточные условия отвечают на вопрос при каком условии? 2.Средства связи: придаточные условия прикрепляются к главному предложению союзами: если, коли, когда (в значении «если»), раз (в значении «если»), кабы, ежели, как (в значении «если») и др. В сложноподчинённых предложениях с условными придаточными могут использоваться составные двойные союзы: если..., то; если..., так; раз..., так; как,... так и др. В отличие от составных союзов типа с тех пор как, до тех пор как, в то время как и др. вторая часть двойного союза (то, так) всегда находится в главном предложении, причём это часть союза, а не указательное слово. Придаточные с двойными союзами всегда стоят перед главным предложением: Раз уж вы согласились, так уж нельзя вам отказываться (Даль). 3.Место в предложении: придаточные условия могут стоять после главного предложения, перед главным предложением. Примеры: 1. [При каком условии?] Если бы на отмели был песок, можно было бы увидеть следы животного (Арсеньев). (если – союз), [ ]. 2. [При каком условии?] Коли парень ты румяный, братец будешь мне названый (Пушкин). (коли – союз), [ ]. 3. Не на пользу книги читать [при каком условии?], когда только вершки с них хватать (пословица). [ ], (когда – союз). 4. [При каком условии?] Как душа черна, так и мылом не смоешь (пословица). (как – союз), [ так и ]. Date: 2016-05-25; view: 8133; Нарушение авторских прав |