Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Придаточные дополнительные (изъяснительные)





2.2. Сложноподчиненное предложение. Придаточные предложения, которые относятся к одному слову в главном предложении

 

1.Вопросы: придаточные изъяснительные отвечают на вопросы дополнения, то есть на вопросы косвенных падежей.

2.Главное слово: придаточные изъяснительные распространяют главное слово в главном, нуждающееся в разъяснении и выраженное глаголом, существительным, прилагательным, наречием.

3.Средства связи: придаточные изъяснительные могут прикрепляться к главному предложению с помощью:

  • союзов (что, чтобы, как, будто, как будто), союза-частицы ли;
  • союзных слов (кто, что, который, какой, чей, где, куда, откуда, когда, зачем, почему и др.).

В главном предложении могут быть (но не обязательно) указательные слова, выполняющие функцию дополнения.

4.Место в предложении: придаточные изъяснительные обычно стоят после слова, к которому относятся. Однако возможна и их позиция перед главным словом.

Примеры:

1. Началось с того [с чего?], что Колька из озорства отнял у меня книжку (Гайдар).

[гл. + указ. сл.], (что – союз).

2. У Слободкина возникло ощущение [чего?], будто он застыл в беспредельном пространстве (Тельпугов).

[ сущ.], (будто – союз).

3. Мы наперебой расспрашивали кучеров [о чём?], смирные ли у них лошади (Маршак).

[гл. ], (ли – союз-частица).

4. – Юлия Дмитриевна, начальник велел [что?], чтобы вы никуда не уходили (Панова).

[гл. ], (чтобы – союз).

5. Сейчас уже никто не знает [чего?], откуда в курских садах пошла «соловьиная школа» (Песков).

[гл. ], (откуда – союз. слово).

Обратите внимание!

1) В изъяснительных придаточных наиболее разнообразные средства связи (и союзы, и союзные слова), причём некоторые из них (что, как) могут быть как союзами, так и союзными словами. Поэтому в данном случае надо быть особенно внимательным при разграничении союзов и союзных слов (см. раздел 2, глава 2, п. 2.1).

2) Союз чтобы всегда имеет целевое значение, и он может использоваться в придаточном цели.

Надо было прожить великую жизнь [зачем? с какой целью?], чтобы негры просили заступничества у русского графа (Песков).

В придаточном изъяснительном также может использоваться этот союз, но вопрос от главного предложения к придаточному будет иным (вопросы косвенных падежей), а придаточные будут иметь значение желательности, возможности, необходимости.

Ср.: Елизавета Киевна просила [о чём?], чтобы ей самой разрешили отвезти его в большой лазарет (А.Н. Толстой).

3) Сравнительные союзы будто, как будто могут использоваться в придаточных сравнительных.

Там что-то дрожит, мерцает [как? подобно чему?], будто звездочка на ветвях запуталась (Маршак).

Если они употребляются в придаточных изъяснительных, то от главного слова задается вопрос косвенного падежа, а само придаточное содержит сообщение с оттенком неуверенности, предположительности.

Ср.: Говорят [что?], будто он принимал на себя не одни адъютантские обязанности (Тургенев).

4) Союзы и союзные слова обычно стоят в начале придаточного предложения. Именно по ним достаточно легко определить границу между главным и придаточным предложениями. Но союз-частица ли всегда находится в середине придаточного изъяснительного.

Я не знаю [чего?], придёт ли он сюда; Я не знаю [чего?], был ли он здесь.

Поэтому такие сложноподчинённые предложения часто путают с бессоюзными сложными предложениями. Кроме того, положение союза-частицы ли надо учитывать при расстановке знаков препинания (запятая ставится не перед ним, а в начале придаточного предложения).

Date: 2016-05-25; view: 583; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию