Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Придаточные дополнительные (изъяснительные)
2.2. Сложноподчиненное предложение. Придаточные предложения, которые относятся к одному слову в главном предложении
1.Вопросы: придаточные изъяснительные отвечают на вопросы дополнения, то есть на вопросы косвенных падежей. 2.Главное слово: придаточные изъяснительные распространяют главное слово в главном, нуждающееся в разъяснении и выраженное глаголом, существительным, прилагательным, наречием. 3.Средства связи: придаточные изъяснительные могут прикрепляться к главному предложению с помощью:
В главном предложении могут быть (но не обязательно) указательные слова, выполняющие функцию дополнения. 4.Место в предложении: придаточные изъяснительные обычно стоят после слова, к которому относятся. Однако возможна и их позиция перед главным словом. Примеры: 1. Началось с того [с чего?], что Колька из озорства отнял у меня книжку (Гайдар). [гл. + указ. сл.], (что – союз). 2. У Слободкина возникло ощущение [чего?], будто он застыл в беспредельном пространстве (Тельпугов). [ сущ.], (будто – союз). 3. Мы наперебой расспрашивали кучеров [о чём?], смирные ли у них лошади (Маршак). [гл. ], (ли – союз-частица). 4. – Юлия Дмитриевна, начальник велел [что?], чтобы вы никуда не уходили (Панова). [гл. ], (чтобы – союз). 5. Сейчас уже никто не знает [чего?], откуда в курских садах пошла «соловьиная школа» (Песков). [гл. ], (откуда – союз. слово). Обратите внимание! 1) В изъяснительных придаточных наиболее разнообразные средства связи (и союзы, и союзные слова), причём некоторые из них (что, как) могут быть как союзами, так и союзными словами. Поэтому в данном случае надо быть особенно внимательным при разграничении союзов и союзных слов (см. раздел 2, глава 2, п. 2.1). 2) Союз чтобы всегда имеет целевое значение, и он может использоваться в придаточном цели. Надо было прожить великую жизнь [зачем? с какой целью?], чтобы негры просили заступничества у русского графа (Песков). В придаточном изъяснительном также может использоваться этот союз, но вопрос от главного предложения к придаточному будет иным (вопросы косвенных падежей), а придаточные будут иметь значение желательности, возможности, необходимости. Ср.: Елизавета Киевна просила [о чём?], чтобы ей самой разрешили отвезти его в большой лазарет (А.Н. Толстой). 3) Сравнительные союзы будто, как будто могут использоваться в придаточных сравнительных. Там что-то дрожит, мерцает [как? подобно чему?], будто звездочка на ветвях запуталась (Маршак). Если они употребляются в придаточных изъяснительных, то от главного слова задается вопрос косвенного падежа, а само придаточное содержит сообщение с оттенком неуверенности, предположительности. Ср.: Говорят [что?], будто он принимал на себя не одни адъютантские обязанности (Тургенев). 4) Союзы и союзные слова обычно стоят в начале придаточного предложения. Именно по ним достаточно легко определить границу между главным и придаточным предложениями. Но союз-частица ли всегда находится в середине придаточного изъяснительного. Я не знаю [чего?], придёт ли он сюда; Я не знаю [чего?], был ли он здесь. Поэтому такие сложноподчинённые предложения часто путают с бессоюзными сложными предложениями. Кроме того, положение союза-частицы ли надо учитывать при расстановке знаков препинания (запятая ставится не перед ним, а в начале придаточного предложения). Date: 2016-05-25; view: 647; Нарушение авторских прав |