![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Практическое занятие 5. Оценка конкурентоспособности рынка ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
(1 час) Цель занятия: освоение методики оценки конкурентоспособности рынка Теоретическая часть С точки зрения фирмы рынок представляет собой сферу взаимодействия конкурирующих фирм. Однако само по себе количество фирм еще не дает представление о том, насколько рынок монополизирован. Основным фактором, определяющим тип рыночной структуры, является степень концентрации производства. Для оценки конкурентоспособности рынка используется индекс рыночной концентрации Херфиндаля-Хиршмана, рассчитываемый как сумма квадратов долей фирм (HHI):
где qi- доля продаж фирмы, выраженная в процентах.
Чем меньше значение индекса, тем менее концентрированным является рынок, и наоборот. При абсолютной монополии он достигает своего максимального значения, равного 10000. Например, оценим степень монополизации рынка в двух случаях: когда доля одной фирмы составляет 80% от всего объема продаж данной продукции, а остальные 20% распределяются между тремя фирмами, и когда каждая из четырех фирм осуществляет по 25 % продаж на рынке. Индекс рыночной концентрации составит: в первом случае HHI = 802 + 6,672 + 6,672 + 6,672 = 6533; во втором случае HHI = 252 * 4 = 2500. В первом случае степень монополизации рынка выше. Практическая часть Задание 1. Определите, какое минимальное количество одинаковых по объемам производства фирм должно функционировать в отрасли, чтобы индекс Херфиндаля-Хиршмана не превысил 1000: 1. одна; 2. две; 3. десять; 4. двадцать; 5. отсутствует информация для расчета. Задание 2. На рынке работают двадцать одинаковых фирм, производящих всю продукцию отрасли. Определите, сколько фирм может присоединить к себе одна из них, если допустимый уровень концентрации производства в отрасли, измеренный с помощью индекса Херфиндаля-Хиршмана, составляет 1000: 1. две; 2. три; 3. четыре; 4. пять; 5. шесть. Задание 3. Оцените при помощи индекса Херфиндаля-Хиршмана уровень концентрации рынка в случае, когда доля одной фирмы составляет 80% от всего объема продаж данной продукции, а остальные 20% распределяются между другими четырьмя одинаковыми по объемам производства фирмами: 1. Н = 6100; 2. Н = 6200; 3. Н = 6300; 4. Н = 6400; 5. Н = 6500. Задание 4. Определите, на какое минимальное количество равных по объемам производства фирм должна быть разделена монополия, чтобы данная отрасль не считалась высококонцентрированной (для случая высококонцентрированных отраслей индекс Херфиндаля-Хиршмана Н > 1800). 1. две; 2. три; 3. четыре; 4. пять; 5. шесть; 6. отсутствует информация для принятия решения. Задание 5. В условной отрасли функционируют пять фирм, производящих следующие объемы продукции (в процентах): А – 5; В – 10; с – 15; D – 2-; Е – 50. С целью повышения уровня конкуренции в отрасли антимонопольный комитет страны принимает решение о разделении фирмы Е на несколько самостоятельных предприятий. Установите, на какое минимальное количество одинаковых по объемам выпуска предприятий необходимо разделить данную фирму, чтобы в результате индекс Херфиндаля-Хиршмана не превысил 1800: 1. две; 2. три; 3. четыре; 4. пять. Задание 6. Отрасль представлена мелкими фирмами, каждая из которых дает 5% от общеотраслевого объема продаж. При слиянии двух фирм уровень концентрации производства, измеренный и помощью индекса Херфиндаля-Хиршмана: 1. не изменится; 2. возрастет на 30 ед.; 3. возрастет на 40 ед.; 4. возрастет на 50 ед.; 5. возрастет на 60 ед. Контрольные вопросы. 1. Какой принцип максимизации прибыли является единым для различных рыночных структур? 2. Для какой рыночной структуры кривая предельного дохода совпадает с кривой совершенно эластичного спроса и почему? 3. В каком случае при оценке конкурентоспособности рынка индекс рыночной концентрации равен 10000? Date: 2016-05-25; view: 3398; Нарушение авторских прав |