![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Вопрос 1. Понятие конкуренции и ее видыСтр 1 из 7Следующая ⇒
Лекция 4. Конкуренция (2 часа)
1. Понятие конкуренции и ее виды 2. Модели рыночных структур и их краткая характеристика 3.Совершенная конкуренция 4. Условия максимизации прибыли конкурентной фирмы 5. Рынок монополистической конкуренции 6. Олигопольный рынок 7. Рыночная власть (сам.) 8. Естественные монополии и олигополии (сам.) 9. Антимонопольная политика (сам.)
Вопрос 1. Понятие конкуренции и ее виды XX век в мировом экономическом развитии без сомнения можно назвать веком конкуренции. Именно в этом цикле явление конкуренции приобрело международную и глобальную значимость. В литературе, посвященной данной проблеме, присутствует три подхода к определению конкуренции. Первый определяет конкуренцию как состязательность на рынке. Такой подход характерен для отечественной литературы. Конкуренция - (от лат. concurrere - сталкиваться) - борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это соперничество между товаропроизводителями за лучшие, экономически более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли. Второй подход рассматривает конкуренцию как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Этот подход характерен для классической экономической теории. А. Смит трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно. Конкуренция - это та самая «невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность его участников Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка. В современной микроэкономической теории конкуренция понимается как некое свойство рынка. Такое понимание возникло в связи с развитием теории морфологии рынка. В зависимости от степени совершенства конкуренции на рынке выделяются различные типы рынков, для каждого из которых свойственно определенное поведение экономических субъектов. Под конкуренцией здесь подразумевается не соперничество, а скорее, степень зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников рынка. Понятие конкуренции настолько многозначно, что оно не охватывается каким-либо универсальным определением. Это и способ хозяйствования, и такой способ существования капитала, когда один капитал соперничает с другим капиталом. В конкуренции усматривается как главная сущностная черта, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного производства. Следствием конкуренции является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой - повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение НТП. Конкуренция относится к неконтролируемым факторам, которые воздействуют на деятельность организации, которые не могут управляться организацией. Рассмотрев сущность конкуренции, перейдём к характеристике её роли на рынке: - во-первых, конкуренция способствует установлению равновесной цены, уравнению спроса и предложения. Конкуренция способствует достижению компромисса между продавцами и покупателями; - во-вторых, конкуренция поддерживает общественно нормальные условия производства и реализации товаров и услуг и в условиях конкуренции ресурсы распределены эффективно; - в-третьих, конкуренция стимулирует научно-технический прогресс и повышение эффективности производства; - в-четвёртых, при противоборстве субъектов рынка усиливается их социально-экономическое расслоение. Существует множество критериев и подходов к классификации конкуренции. Исходя из степени дифференциации товара конкуренция подразделяется на однородную, гомогенную (без дифференциации), и разнородную, гетерогенную (с дифференциацией). С учетом степени свободного проникновения в отрасль конкуренция подразделяется на открытую, закрытую и полузакрытую. Поскольку конкуренты способны очень сильно влиять на выбор фирмой того или иного рынка, на котором она будет пытаться работать, можно выделить конкуренцию трех видов: Функциональная конкуренция возникает потому, что любую потребность, вообще говоря, можно удовлетворить совершенно различными способами. И, соответственно, все товары, обеспечивающие такое удовлетворение, являются функциональными конкурентами (товары для спорта); Видовая конкуренция - следствие того, что имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром (н-р мощность двигателя автомобиля одного класса); Предметная (межфирменная) конкуренция - результат того, что фирмы выпускают, по сути, идентичные товары, различающиеся лишь качеством изготовления или даже одинаковые по качеству. В зависимости от степени антагонизма выделяют конкуренцию без крайностей (добросовестную) и с нарушением норм действующего законодательства (недобросовестную, хищническую). По состоянию рынка и по способам соперничества различают совершенную (чистую, идеальную) конкуренцию и несовершенную конкуренцию. По методам различают ценовую и неценовую конкуренцию. Таким образом, мы раскрыли некоторые функции конкуренции и выделили несколько критериев и подходов к ее классификации.
Date: 2016-05-25; view: 813; Нарушение авторских прав |