Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Субъекты политики.Политические отношения и процессы. 125






Школа конфликта исходит из тезиса, что конфликт—естест-венный и необходимый фактор общественного развития, более того, без конфликта это развитие невозможна Любое общество демонст­рирует признаки несогласия, потенциального столкновения и даже насилии Согласно конфликтной модели Р. Дарендорфа, политичес­кая система представляет собой открытое пространство столкнове­ний социально-политических субъектов. Конфликт побуждает об­щество к созданию институтов и механизмов их предупреждения. Сак политический процесс понимается при этом с одной стороны, как процесс борьбы между социальными группами за власть, стату­сы и ресурсы, а с другой стороны, как процесс формирования поли­тических механизмов разрешения и предупреждения конфликт­ных ситуаций.

Каждая из этих моделей позволяет описать различные аспек­
ты политической сферы и вряд ли может претендовать на доминиру­
ющее по ложение.' ■*.■'-.

Значительный вклад в развитие конфликтологии внес 3. Фрейд, австрийский ученый, основатель психоанализа и теории бессозна­тельного. Глубинную основу конфликтов Фрейд видел в антисоциаль­ности человека, в той культуре, которая эту социальность ему навязы­вает. Антисоциальная сущность человека скрыта в сфере бессозна­тельного, которое составляет значительную часть нашей психики и проявляется она в различных формах агрессивности, в том числе в во­енном и политическом насилии. Культура обуздывает эти инстинкты, но они неустранимы никогда. Причем данный конфликт, по Фрейду, не столь безобиден, он является причиной неврозов, депрессий, которые в свою очередь влияют на политическое поведение. И задачей психоана­лиза является вскрытие причин неврозов и конкретной формы прояв­ления конфликта.

Данный конфликт породил, по Фрейду, такую дихотомию об­щественного развития, как грех-покаяние. Человечество обречено на этот замкнутый цикл: Доказательства Фрейд находил в реальных исторических событиях: вслед за казнью короля во французской буржуазной революции (грех) восстанавливается монархия (покая­ние). Сиена демократических режимов авторитарным, и наоборот, переход от либеральной к консервативной политике и наоборот, пе­риодическая переоценка человечеством своей истории — все это проявления данного цикла (См. Современная западная социология.

Конфликты несут серьезную угрозу стабильности общества, однако они выполняют и позитивные функции, Конфликт препятст­вует застою и окостенению социальной системы. Постоянное разре­шение конфликтов вызывает обновление и прогрессивное измене­ние системы, т. е. конфликт играет творческую роль. Стабилизирую­щая и интегративная функция конфликтов способствует временной и относительной стабилизации системы. Конфликт способствует и


укрепляет внутреннюю сплоченность группы, лояльность Членов
этой группы. Данную функцию политические силы часто использу­
ют в своей практической деятельности. Иногда специально для спло­
чения общества создается «образ врага», на который направляется
внимание всех членов общества> что действует как предохранитель­
ный, клапан, направляет недовольство и агрессивность масс на внеш­
него врага. -..-■■,-■■ -...".-. '■.:... ■ -..., -.,:."".:

-, Задача, таким образок, состоит не в том, чтобы конструиро­вать бесконфликтное общество, а в том, чтобы правильно, в рамках политической культуры научиться разрешать конфликты- В стра­нах с развитой демократией большая часть конфликтов разрешает­ся не государством, а другими политическими институтами. Госу­дарство вмешивается лишь в следующих случаях:

1) когда конфликты угрожают серьезно задеть интересы лю-
дей* не участвующих в нем;.;,

2) при совершении людьми, участвующими в конфликте, ак­
тов насилия, недопустимых с точки зрения закона;

3) когда существует угроза превращения конфликта в причину
массового, затяжного насилия одних членов общества над другими.

В реформируемом обществе, как например в России,, даже для 3TJCX случаев не существует апробированных ииституциализирован-ных механизмов мирного урегулирования конфликтов. Поэтому воз­никает опасность применения военной силы и появления человечес­ких жертв при попытках разрешить политический конфликт-В ко­нечном итоге, все многообразие причин роста конфликтности в реформируемом обществе связано с действием двух групп факторов. Первая группа факторов определяется соотношением интересов ос­новных социальных групп и характером политической культуры, что находит свое выражение в кризисе политической культуры. Вторая группа факторов определяется уровнем институциализации полити­ческих отношений и качествами политических руководителей. Птро- межугочное положение между двумя этими сферами кризиса зани­мает кризис участия, игнорирование требования масс при принятии решещ&(См.Осно$ыгиыищическоцнаук!1Ч, 2.М., 1993. С. 187).

Наиболее яркой формой политических конфликтов высту­пают массовые действия: революция, мятеж, восстание, граждан­ская война.

Революция, как отмечалось выше, представляет собой преоб­разование общества в целом и замену господствующих классов и групп. Эти преобразования осуществляются на основе нового проек­та общественного развития, в свою очередь порождающего новые учреждения и ценности. Эти процессы, как правило, являются на­сильственными и предполагают открытое столкновение борющихся за господство групп. Социальные революции обладают характерис­тиками, которые позволяют говорить о них как о чрезвычайно слож­ном явлении. Они приводят к резкому разрыву с институциональны-







Date: 2016-05-14; view: 349; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию