Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Гоеударство - ведущий институт политической системы 111
ние правового государства усматривается в развитии структур, обеспечивающих защиту прав всех членов общества. Его суть мы рассмотрим ниже. Социальное государство сосредоточивается на проведении активной социальной политики, содействующей смягчению и предупреждению социальных конфликтов. Таким образом, государство занимает в политической системе центральное место, обусловливаемое его природой и назначением как особого инструмента, с помощью которого осуществляется политическая власть. Государство, обладая специальным профессиональным аппаратом, выполняет основные функции по управлению делами общества, поддержанию общественного порядка. ■ ■ ■■ 2. Правовое государство и гражданское общество: идеал и действительность Демократическое реформирование общества идет по пути к правовому государству, гражданскому обществу, которые призваны быть на страже интересов и потребностей людей, их прав и свобод. Идея правового государства восходит еще к Платону, а соотношение государства и права, политики и закона обосновал Цицерон. Он видел в государстве согласованное правовое взаимодействие свободных членов общества, а не просто множество живущих рядом людей, подчиняющихся единым для всех правилам. Философское обоснование идеи правового государства наиболее полно представлено в трудах И. Канта. Только соединенная воля всех лиц, образующих народ, по мнению Канта, может быть источником законов в правовом государстве. Обладая правом участия в общем решении, каждый в то же время обязан неукоснительно ему подчиняться. Неотчуждаемой принадлежностью гражданина является равенство перед законом. Это значит, что любой гражданин вправе признать над собой только такую власть, которая сама неукоснительно соблюдает те же законы, что и он. Большая часть положений Канта, а также Д. Локка и Ш. Монтескье вошла в Конституцию США 1787 г. и во французскую Декларацию прав человека и гражданина 1789 г. Последняя прямо провозглашала, что «общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции» (ст. 16), а также, что «закон может воспрещать лишь деяния, вредные для общества» (Ст. 5). Концепция правового государства в работах русских социологов, юристов конца XIX — начала XX вв., прежде всего А. И. Петра- жидкого, П. И. Новгородцева, Б. А. Кистяковского, М. Я. Острогорского исходила из теории естественного права, что означало в реальной общественной жизни проведение социальных реформ только при деятельных организаций, признавая их самостоятельность в решении внутренних организационных вопросов и отправления функциональных обязанностей, оно тем не менее определяет порядок юридической регистрации общественных объединении, получения ими прав юридического лица. Во-вторых, государство применяет политические санкции (заявления, предупреждения, запрещения и др.) в отношении субъектов политической организации общества на основе права, закона. Применение санкции, как правило, обусловливается антиконституционными, антиправовыми акциями общественных объединений, хотя имеют место и политические соображения. В-третьих, обязательными для исполнения всеми субъектами политической системы являются Конституция (Основной закон) государства и другие законы. В условиях демократически организованного общества партии, общественные организации, движения могут сыграть роль оппозиции государственным структурам (парламенту, правительству, главе государства). Однако оппозиция не вправе нарушать законы общества. В противном случае оправданы санкции со стороны государства, обязанного защищать законы, вплоть до использования рычагов принуждения и насилия. В-четвертых, потребности общественного согласия, скоординированного развития общества как цельного организма требуют содействия государственной политике со стороны всех субъектов политической системы. Разумеется, содержание политики и механизм ее осуществления могут быть объектом критики и борьбы. Для этого выработаны такие методы и формы, как отстаивание своей позиции через средства массовой информации; предание гласности своих платформу заявлений; проведение митингов, борьбы за избирателей и т, д. Но до изменения государственной политики, пересмотра ее коренных положений каждый представитель партии, движения в силу гражданского права обязан осуществлять (если он работает в государственном учреждении) государственные решения. Отношения государства с другими элементами политической системы строятся на основе партнерства, взаимодействия, учета реалий политического плюрализма, поиска согласованных усилий в решении проблем и других принципов. С правовым государством неразрывно связано существование гражданского общества; Понятие гражданское общество появилось в XVII в., сначала в трудах Т. Гоббса, Дж. Локка. Затем оно получило свое развитие в XVIII в. в работах Ж.-Ж. Руссо, ГИтЛ. Монтескье, Д. Вико и других ученых. Эти мыслители отождествляют с гражданским обществом не всякое государство, а лишь такое, которое вследствие того, что оно основано на общественном договоре, выражает интересы граждан. Вместе с тем, ониотмеча ли, что в действительности дело обстоит далеко не так, что реальное государство чаще всего подавляет граж- дамское общество. Итак, понятие гражданского общества, уже тогда Более подробное изложение взглядов на гражданское общество встречается у Г. Гегеля. Указывая на историческую обусловленность возникновения гражданского общества, которое, как он отмечал, создано «лишь в современном мире», Г. Гегель писал об особой важности «принципа субъективной (т. е.з!ичной) свободы», который сочетается с «системой всесторонней зависимости.членов-общества друг от друга я^Яег&й» Г. Философия права. М~, 1992. С. 228). В качестве основополагающих принципов, на которых функ ^Государство и гражданское общество, по Гегелю^>-*—это не столько теснейшим образом связанные между собой части единого целого, сколько две стороны одной медали, причем лицевой стороной для него является скорее государство. Особый подход к проблеме гражданского общества прослеживается в марксизме. По мысли К. Маркса, социальные структуры гражданского общества представляют собой формы, в которых возникло буржуазное общество. Причем само гражданское общество имеет преходящий характер, поскольку оно порождает пролетариат —могильщика буржуазного общества, породившего гражданское общество; Уделяя главное внимание проблеме влияния экономик» на политику, Маркс упростил крайне сложную структуру гегелевской модели гражданского общества. Для него гражданское общество составляет форму, в которой осуществляется экономическое развитие. У основоположников марксизма речь шла о построении коммунистического общества без государства. Они были убеждены в том, что в таком обществе исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда. Поэтому с их точки зрения применительно к будущему отно Date: 2016-05-14; view: 324; Нарушение авторских прав |