Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






История политических учений 25






вильная: тирания, где имеется в виду только польза правителя; оли­
гархия, где правят богатые для собственной выгоды; демократий; где
властвуют бедные, имея в виду только самих себя, • ■*? 1Л

В учении Аристотеля, как и у Платона, имеют место тотаяи-тарные тенденции: человек — часть государства, личные интересы строго подчинены общественному благу. Гражданин — это частица единой политической общности. Граждан Аристотель называл сво­бодными людьми, но свободу он понимал как противоположность рабству. Граждане занимаются военными, судебными и законода* тельными делами, а сельское хозяйство и промышленное производ­ство ■*— это удел рабов. Граждане могут иметь частную собствен* ность, но пользоваться ею, по мнению Аристотеля, следует сообщи, т. Ki неравенство становится причиной возмущения и переворотов. Политический идеал Аристотеля •— государство, в котором только закон есть сила, а наиболее подходящей в политическом отношении выступает смешанная форма государственного строя, основанная на стремлении объединить интересы бедных и богатых.

Значительный вклад в развитие политической мысли в Древ* нем Риме внес Марк Tyjvuu Цицерон (106-43 гг. до н.а.) в работах «О государстве» и «Законы», Особое внимание он уделяет разработ­ке проблем правового равенства и государства. Согласно Цицерону, государство и право возникают не по произволу, а в соответствии со всеобщим требованием природы, включающим, в том числе, и веле­ния человеческой природы. Государство, по Цицерону, основано на, всеобщем разуме и справедливости, оно также является делом наро­да и возникает в результате согласия в вопросах права и общности интересов. Причиной образования государства является охрана соб­ственности. В основе права лежит справедливость, первым требова­нием которой является не вредить другими не покушаться на чужую собственность.

Цицерон выделяет три формы государства: царская власть, власть оптимистов (аристократии), народная власть (демократия), Лучшей формой государства Цицерон считает смешанную cp*jptt*y, важнейшим достоинством которой являете* прочность государства и правовое равенство его граждан. Важным в учении Цицерона явля-*-ется рассмотрение гражданина как субъекта правового общения. Он также впервые выделяет «право народов», существенным принци­пом которого является необходимость соблюдения обязательств, на­лагаемых Международными договорами.

Политическая мысль Древней Греции и Рима была пронизана
идеей неумолимой судьбы, требующей смирения, ее рационализм
был очень ограничен и присущ только небольшой элите античного
общества. ;

Политическая мысль средневековья также пронизана заботой о поиске основ устойчивого порядка, умеренных форм правления, требованием завонопрелушания. В средневековье власть осмысли-


вается как осуществление божьего промысла. Повиновение государ­ственной власти —- одно из основных требований христианской мо­рали. В основе этого требования лежит завет Христа в лояльности и покорности властям: «отдайте кесарю кесарево, а Богу богово». Ран­нехристианские апологеты (Афиногор, Тертуллиая и др.) призывали христиан повиноваться государственной власти.

Наиболее развитое учение об общественном устройстве в эпо­
ху средневековья предложили Августин Аврелий (354-430 гг.) и Фо­
ма АквинскиЙ (1224-1274 гг.). Епископ Иппонийский Августин вы­
двинул учение о двух градах: божественной и человеческой. Соглас­
но этому учению все люди принадлежат к одному из этих «градов».
Человеческий градч— это град проклятых Богом людей, нечестив­
цев, которые обречены на погибель. Град божий или Божье царство
образуют праведники, которые предопределены к спасению. С при­
ходом Христа и созданием христианской церкви «град Божий» реа­
лизуется через деятельность церкви.Отсюда проистекает получив-
шая широкое распространение в средневековье идея господства
церкви над государством, духовной власти над светской. На ией ба­
зируется мысль о вселенских правах папы Римского на власть, его
право назначатьи смещать государей. :

Доминиканский монах Фома Аквинский учил, что повиновать­
ся властям следует лишь в той мере, в какой они благословенны ду­
ховной властью. Если же власть просто завоевана, отобрана у закон­
ного правителя, то всякий вправе ей сопротивляться. Точно также
можно и должно не повиноваться распоряжениям властей, если они
предписывают греховные деяния.:

Фома Аквинский был сторонником монархии. Однако он раз­личал два типа монархии: абсолютную и политическую. Политичес­кую монархию он считал предпочтительней, так как в ней монархи


руководствуются законом и действуют в его пределах.

■ ■■■_.■ г. ■■'.■■... ■ ■■■..■. ■'-..•,,... ■ ■ -■,

■■-■-■'/■ ■ - ■ ■ ■■■■ ■ 2. ■■-■'■ ■ ■

, Политическая мысль эпохи Возрождения

и периода буржуазных революций

В эпоху Возрождения в Западной Европе значительную роль в разви­тии политической мысЛи сыграл итальянец Нтсколо Макиавелли (1469-J527J.B работах «Государь» и «Рассуждения на первую декаду ТитйЛгшая» он рассматривает государство как политическое состоя­ние общества: отношение властвующих и подвластных, наличие соот­ветствующим образом устроенной, организованной политической вла­сти, юстиции, учреждений, законов. Он называет политику «опытной наукой», которая разъясняет прошлое, руководит настоящим и спо­собна прогнозировать будущее. Он считал, что в основе политического поведения лежат выгода ясила, g палмтикеследует опираться на силу, а не на мораль, которой можно и пренебречь при наличии благой цели. Отсюда следовал вывод; Что вполитике цель оправдывает средства.

История политических учений 27


Существуют два способа действия для достижения целей: путь закона и путь насилия. Первый способ — способ человеческий, второй — диких животных. Государи должны уметь пользоваться обойми способами.

Макиавелли освобождает политику от принципов морали. Из­вестно, что именем Макиавелли («макиавеллизм») называется поли­тика основанная на культе грубой силы, пренебрежении нормами морали. Самоуверенность, смелость и гибкость—вот от чего зависит успех политики, по мнению Макиавелли. При рассмотрении форм государственного устройства он отдает предпочтение республике, а не монархии. Единовластие необходимо при создании и реформиро­вании государств, а республиканское правление является лучшим для поддержания государственной власти.

Рассматривая политику применительно'к конкретному обще­ству, Макиавелли отмечает большое влияние на нее борьбы противо­положных классов: простого народа и элиты, имущих и неимущих. Из соотношения борющихся в обществе сил он выводит и конкретные формы государства. Он предпочитает умеренную республику или «смешанную форму государства», в которой сочетается демократии ческий, аристократический и монархический элементы власти.

В эпоху зарождения капиталистических отношений в Западной Европе развитие политической мысли связано с целой плеядой таких философов, как Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза, Ш. Монтескье, М. Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо и др. Одним из основоположников теории общественного договора является английский мыслитель Томас Гоббс (1588-1679)- В работе «Левиафан пли материя, форма и власть госу­дарства» он описывает хаос естественного догосударственного суще­ствования людей, жизнь без красоты, промышленной культуры. В этом обществе были только конфликты, но люди, будучи разумными, нашли выход из хаоса — общественный договор. Они согласились пе­редать все свои права монарху и подчиниться в обмен на закон. Поли­тика и ее носитель, государство, по мнению Гоббса, учреждаются людьми путем договоренности между собой, индивиды доверяют еди­ному лицу, верховной власти над собой. Государство и есть лицо, ис­пользующее силу и средство для людей, как оно считает необходимым для их мира и общей защиты. Гоббс выступал защитником монархиче­ской власти. Он утверждал, что заключив общественный договор и пе­рейдя в гражданское состояние, индивиды утрачивают возможность изменить, форму правления, освободиться из-под действия верховной власти. По его мнению, могут существовать три формы государства: монархия, демократия и аристократия, которые различаются не при­родой и содержанием воплощенной в них верховной власти, а пригод­ностью к осуществлению той цели, для которой они были установлены.


Права государственной власти, по теории Т. Гоббса, были вполне совместимы с интересами классов, осуществляющих англий­скую революцию. Совершенно очевидно, что по современным мер-


кам Т. Гоббс больше консерватор, чем либерал, т. к. даже либераль­ную идею об общественном договоре он интерпретировал так, что выводы оказались консервативными: свобода возможна лишь в том случае, если люди передают право распоряжаться ею монарху.

Политическая теория английского философа Дж. Локка (1632-1704) является еще одной попыткой изложения гражданской концепции политики. Он был идеологом социального компромисса между дворянством и буржуазией. Свои политические взгляды он изложил в работе «Два трактата о государственном правлении». Государство, по Локку, получает от людей ровно столько власти, сколько необходимо для достижения главной цели политического со­общества —реализовать свои гражданские идеи и прежде всего пра­ва владеть собственностью.

В государстве никто и ничто не может находиться вне подчи­нения законам и законности. Локк предвосхитил идею правового го­сударства, так как, по его мнению, именно закон является главным инструментом сохранения и расширения свободы личности. «Там, где нет законов, там нет и свободы».

Поддержание режима свободы требует четкого разграниче­ния публично-властных полномочий государства. Законодательной властью должен обладать только парламент, исполнительная и су­дебная власть, с одной стороны, должны быть подчинены ему, с дру­гой — могут оказывать активное влияние на деятельность органов законодательной власти.

Для Локка важно, чтобы любая форма государства вырастала из общественного договора — добровольного соглашения людей, чтобы она охраняла их естественные права и свободы. Локк развил учение о переходе от естественного права к гражданскому состоя­нию общества и соответствующим ему формам государственного уп­равления. Он сформулировал в качестве главной цели государства -^сохранение свободы собственности, отстаивал принцип разделе­ния властей.

В противоположность Гоббсу, Локк делал вывод: государство подчиняется обществу, которое в свою очередь, подчиняется лично­сти, а так как государство и общество — это не одно и тоже, то паде­ние государственной власти, не означает конца общества. Общество может создать новую государственную власть. Согласно Локку, го­сударство действует только в целях защиты прав личности, оно не должно быть более могущественным, чем личность, ибо личности со­здают общество, а общество— государство.

Среди мыслителей либерального направления видное место занимает французский мыслитель Шарль Луи де Монтескье (1689-1755). Его книга «О духе законов» относится к вершинам классической политической мысли, в которой он создал реалисти­ческую картину генезиса государственно-правовых явлений, рас­крыл в основных принципах формы государственного правления







Date: 2016-05-14; view: 370; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию