Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лолитология как наука 21






ванием компьютерных технологий. Преимущество этого метода в оперативном получений фактографических данных о том или ином политическом явлении ни основе объективной информации.

К контент-анализу тесно примыкает факторный анализ, сво­дящий множество эмпирических данных к основным, определяю­щим. Это* методический прием позволяет создавать когнитивные карты, фиксирующие наиболее типичные проявления тогоили ино­го политического поведения.

Анализ документов удовлетворяет исследователя лишь в том
случае, если для решения проблемы достаточно фактографической
информации. В тех случаях, когда задача перед политологом постав­
лена шире, необходимо прибегнуть к таким методам сбора информа­
ции как наблюдение, опрос. Под наблюдением понимают метод сбора
первичных эмпирических данных, который заключается в предна­
меренном, целенаправленном, систематическом непосредственном
восприятии и регистрации политических фактов. Наблюдение бы­
вает двух типов: невключенным и включенным. При невключенном
наблюдении события и факты отслеживаются как бы со стороны.
Включенное наблюдение предполагает участие наблюдателя в том
или ином событии, деятельности организаций и т. д. Наблюдатель
становится участником митинга, демонстрации, входит в состав или
рукбаодство партии, движения и т. д. ■

Однимиз самых распространенных методов сбора политичес­кой информации является опрос. Опрос это — устное или письмен­ное обращение исследователя к определенной совокупности людей — респондентов с вопросом, содержание которого представляет изучаемую проблему. В политологии опросы проводятся для изуче­ния общественного мнения по самому широкому кругу проблем;

Политология тесно связана с жизнью общества. Как и всякая другая наука, политология появилась вследствие определенных общественных потребностей и поэтому все ее развитие, разработ­ка той или иной проблематики направлено на удовлетворение этой потребности. Общественное предназначение политологии опреде­ляется теми функциями, которые она выполняет для индивида и общества.

Одной из важнейших функций политологии, как и всякой другой науки, является познавательная. Политология во всех своих структурных отраслях, на всех уровнях исследования обеспечива­ет прежде всего прирост знания о различных областях политичес­кой жизни, раскрывает закономерности и перспективы политичес­ких процессов. Этому служат как фундаментальные теоретические изыскания, вырабатывающие методологические принципы позна­ния политических явлений, так и непосредственные эмпирические исследования, поставляющие этой науке богатый фактический ма­териал, конкретную информацию о тех или иных областях общест­венной жизни.


Опознавательной функцией тесно связана функция рационали­зации общественной жизни. Политическая наука дает объяснение и истолкование сложных политических процессов» раскрывает рацио­нальный механизм этих процессов как взаимодействие человеческих целей, интересов, амбиций и т, д. Благодаря этому политические дейст­вия приобретают ясный и доступный сознанию индивида характер.

В политической жизни, как отмечалось ранее, действуют лю­ди, ставящие перед собой определенные цели, отстаивающие опре­деленные интересы, А там, где речь идет о целях и интересах, непре­менно присутствуют ценности и идеалы. Политология призвана вы­рабатывать определенные ценности и идеалы политической жизни, ориентировать политическую деятельность на реализацию этих ценностей, достижение тех или иных социальных идеалов. В качест­ве таких ценностей могут выступить ценности свободы, социальной справедливости, братства и т. д. В качестве идеала — построение то­го или иного типа общества, создание наиболее эффективной или гу­манистически ориентированной политической системы и т. д. В этом реализуется нормативно-ценностная функция политологии,

■ Практическая направленность политологии выражается и в том, что она способна вырабатывать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития политической жизни общества. В этом проявля­ется прогностическая функция политологии. Политология способна дать: 1) долговременный прогноз о диапазоне возможностей полити­ческого развития той или иной страны на данном историческом этапе; 2) представить альтернативные сценарии будущих процессов, свя­занных с каждым из выбираемых вариантов крупномасштабного по­литического действия; 3) рассчитать вероятностные потери по каждо­му из альтернативных вариантов, включая побочные эффекты. Но на­иболее часто политологи дают кратковременные прогнозы о развитии политической ситуации в стране или регионе, перспективах и воз-мойсностях тех или иных политических лидеров, партий и т. д.


Политология имеет непосредственную практическую значи­мость для разработки государственной политики. На основе полито­логических исследований вырабатываются критерии выделения по­литически значимых общественных проблем, обеспечивается необ­ходимая информация, формируется социальная, национальная и оборонная политика правительства, предотвращаются и разреша­ются социальные конфликты.

ЛИТЕРАТУРА

Баталов Э. Политика как наука и искусство. //Народами депутат. 1992. № 6. Липсет С М. Политическая социология. Американская социология сегодня: перспек­тивы, проблемы, методы; Ж, 1972.

Малыхин А., Черныше! В. Наука о иэлитике. //Социально-политические науки. 1991. № 1. Ленто Р., ГравитцМ. Методы социальных наук. М., 1972.

Подольская Т, Я. Предвидение будущего в современниц социально-политических те-ориях //Социально-политическийжурнал. 1903. Mb 11-12. Федун Л О предмете и метода noararamnot //Социально-политические науки. 1991. №3.


■. -.,■-■■ л:... ■ тема 2 ■ ■. ■. ■ ■■

[стдрия политических учешш

1.Политические идеи древнего мира и средневековья 2. Политическая мысль эпохи Возрождения

и периода буржуазных революций

З.Марксистская концепция политики

4. ОЩествемко-политическая мысль России XIX-XX веков

5. Современные политические учения Запада

X:, ■ ■

Политические идеи древнего мира и средневековья

Политология, как и всякая наука, имеет свою историю возникнове­
ния, становления и развития. Без изучения истории политической
мысли невозможен анализ современных политических процессов и
явлений.. ■'■■■■..■■■-... ■ ■ -.-. •.,-..■.....

Политическая мысль зародилась в глубокой древности в стра­нах Древнего Востока, во наивысшего расцвета в Древнем мире она достигла в Древней Греции и Риме.

Видное место в истории политической мысли античности за­нимают взгляды Платона (427—397 гг. во н. э.), изложенные им в произведениях # Государство», «Законы». Предшественники Пла­тона —софисты (Протогор, Продик и др.) утверждали, что политика —-это чисточеловеческое дела «Человек—есть мера всех вещей», а потому справедливость не является каким-то природным или боже­ственным установлением. Любой закон есть продукт соглашения между людьми, противоречивое и изменчивое творение человечес­кого разума.

Подобные учения Платон находил неверными и вредными, ибо они, по его мнению, призывают людей к неповиновению законам. Ведь люди могут договориться о чем угодно и тем самым нарушить незыблемый порядок в обществе. Согласно Платону, «естественный путем возникают лишь «порочные» формы государства». К таким порочным формам он относит тимократию, олигархию, демократию и тиранию. Тимократия—это власть честолюбцев. Честолюбие вле­чет за собой страсть к обогащению. В результате тимократия пре­вращается в олигархию — господство немногих богачей. При этой форме общественного устройства существует как бы два государст­ва: одно богатых, другое бедных. Между ними идет непрерывная борьба. Эта борьба заканчивается установлением демократии — власти большинства. Демократическое государство «сверх должного опьяняется свободой». Чрезмерная свобода для отдельного человека



и для государства превращается в рабство. В условиях такого обще­го беспорядка власть захватывает какой-либо сильный род, а самый ловкий и коварный из его среды становится тираном. Так демокра­тия неизбежно превращается в тиранию —наихудшую форму госу­дарственного устройства. Но и она не вечна, а постепенно разлагает­ся. Все опять повторяется заново.

Чтобы разорвать этот порочный круг господства, своеволия,
порожденного «порочным» избытком свободы и демократии, Платон
несовершенным формам государства противопоставляет идеальное
государство—справедливое правление «аристократов духа» — му­
дрецов. В нем должно быть «красивымвсе в целом», сохраняется все­
общность государственного принципа: свобода государства по отно­
шению к индивиду. Основным условием и принципом совершенного
государства Платон выделяет справедливостисостоящую) в том, что
каждому гражданину отводится какое-то особое занятие и особое
положение. Он вводит строгую иерархию сословий: философы —
правители, стражи — воины, ремесленники и крестьяне — занима­
ются физическим трудом, а также строго контролируемую систему
образования и воспитания. У подданных нет ничего своего: ни семьи,
ни собственности — все общее. Идея Платона о разделении труда,
лежащая в основе возникновения государства, относится к важней­
шим политическим обобщениям.. '

В отличие от Платона, Аристотель (384-322 гг. до н. з.) делает попытку анализа реальных форм государственного устройства по­средством изучения фактического материала. Аристотель утверж­дал, что человек - «политическое животное и поэтому несет в себе инстинктивное стремление,к совместному жительству», развитие общества идет от семьи к общине, а от нее к государству-полису. Он связывает функции и предназначение государства с высшей при­родной целью человеческих существ—общением. Государство, как семья и община, выступает формой общественных связей, к тому же высшей. Поэтому, по мысли Аристотеля, человек есть «животное государственное». Задача политологии как науки о государстве за­ключается в том, чтобы научить политического деятеля искусству государственного управления, показать ему какой государствен­ный строй при данном состоянии общества является наиболее при­годным.

Все формы государства Аристотель разделяет на правильные и неправильные. Правильными являются те, где истинная цель го­сударства состоит в общем благе, К неправильным относятся такие формы, в которых имеются выгоды одних правителей, а не народа. Государственный строй, по Аристотелю, представляет из себя такой порядок, при котором господство принадлежит законно установлен­ной власти. К правильным государствам он относит монархию или царство, аристократию или господство лучших и «политики» или ре­спублику. Каждой правильной форме противопоставляется непра-







Date: 2016-05-14; view: 338; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию