Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политология кок наука 13





ЦЕНТР


УДК 321.01(075.8} ББК 66.0я73 П50

Составитель и ответственный редактор проф. А.А.Радугин

На обложке:

фрагмент картины французского художника Э.Делакруа (1798-1863) «Свобода на баррикадах», 1830г.

Политология: Учеб. пособие для вузов/Сост. и отв. редактор
П50 А.А. Радугин.- М.: Центр, 1999.- 224 с.

ISBN 5-88860-041-5

Учебное пособие подготовлено в соответствии с "Государственны­ми требованиями (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины». Содержание дидактических единиц этих требований раскрывается на материалах отечественной и зарубежной литературы.

Предназначено для студентов вузов всех специальностей, а также тех, кто интересуется политологическими проблемами.

Без объявления ББК66.0я73

ISBN 5-88860-041-5 (С) А.А. Радугин, 1999


Содержание

9 Предисловие

Тема1.

Политология как наука

1.Объект и предмет, политологии. Понятие политического 2. Политология в системе социально-гуманитарного знания.

Структура политологии 3. Методы исследования и функции политологии

24 Тема2.

История политических учений

1. Политические идеи Древнего мира и Средневековья 2, Политическая мысль эпохи Возрождения

и периода буржуазных революций
г- 3. Марксистская концепция политики

4. Общественно-политическая мысль России XIX-XX веков 5. Современные политические учения Запада

51 'ТемаЗ.

Власть и властные отношения

1. Природа власти. Субъект, объект, ресурсы и формы существования власти

2. Виды власти. Проблемы легитимности власти

62 Тема4.

Политическиая жизнь: цели, средства и методы в политике

■1. Соотношение целей, средств и методов в политике 2. Насилие как средство политической борьбы

3. Политический терроризм и его разновидности


Тема 5.

Политическая система общества

1. Понятие политической системы. Системный подход к изучению политической жизни

2. Структура и функции политической системы.

Роль средств массовой информации и церкви в политике

3. Типы политических систем

Темаб. ■ ■ ■

Демократия как форма устройства власти и средство политического процесса

1. Общие принципы, демократии.

Прямая и представительная демократии

2. Демократия как идеал общественного устройства

и как реальность

Гелю 7.

Государство -ведущий институт политической системы

1. Основные теории происхождения государства.
Сущность, функции и структура государства

2. Правовое государство и гражданское общество:

идеал и действительность

Тема 8.

Субъекты политики. Политические отношения и процессы

1. Понятие субъекта политики.

Основные виды субъектов политики

2. Содержания политических отношений и политических процессов

' 3. Типы политических процессов: политические конфликты и избирательный процесс


205 Тема 13.

Политические идеологии: история и современность

1. Природа политической идеологии и ее предназначение 2. Мировые идеологии: либерализм, консерватизм, социализм,

фашизм

Тема 14.

Мировая политика и международные отношения

1. Мировой политический процесс

2. Геополитический статус России и модели мирового порядка 3. Глобальные вызовы современной эпохи

221 Общая литература по курсу


Предисловие

Современная концепция высшего образования, признанная во всем мире, исходит из того, что выпускник любого вуза, будущий специа­лист в той или иной сфере деятельности, не может быть политически неграмотным. Иначе он не может стать полноценной личностью, са­модеятельным субъектом, принимающим ответственные решения за свою судьбу и судьбу других людей. Способность же к принятию рациональных решений в политической жизни не приходит стихий­но, а формируется в ходе систематического приобретения знаний и опыта. На приобретение таких знаний и ориентировано преподава­ние политологии в качестве обязательной учебной дисциплины.

В соответствии с «Государственными Требованиями (Феде­ральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» выпуск­ник вуза в результате изучения курса «Политология» должен: полу­чить знания о предмете и методе политической науки; ориентиро­ваться в основных направлениях политической мысли; иметь пред­ставление о сущности власти, государстве, политической жизни, политических отношений и процессов, субъектов политики, разли­чать политические системы и режимы; знать права человека и граж­данина, уметь ориентироваться в проблемах целей и средств в поли­тике, сочетании общего блага, индивидуального и группового интере­са; уметь анализировать международные политические процессы, геополитическую обстановку, место и роль России в современном ми­ре; владеть навыками политической культуры, уметь применять по­литологические знания в повседневной жизни и в своей профессио­нальной деятельности.


Предлагаемое вниманию читателей учебное пособие призвано помочь студентам, изучающим курс «Политология», в решении всех этих задач. Авторы пособия стремились к тому, чтобы дать сту­дентам научно-обоснованные знания актуальных политических проблем и одновременно стимулировать их самостоятельное, крити­ческое отношение к действительности.

Пособие подготовлено с таким расчетом, чтобы максимально облегчить усвоение программы этой дисциплины. Для удобства осво­ения курса каждая из тем подразделена на несколько относительно самостоятельных вопросов, которые могут стать предметом выступ­ления на семинарских занятиях, послужить темой докладов и рефе­ратов. Последовательность тем отражает логику восприятия нового для читателя круга проблем.


Пособие состоит из 14 тем. Темы данного пособия подготовили следующие авторы: проф. Радугин А.А. («Политология как наука»; «Политическая жизнь: цели, средства и методы в политике» вопрос 1; «Политические идеологии: история и современность»); доц. Гло­това В. В. («История политических учений» вопросы 1,2,3,5; «Соот­ношение целей, средств и методов в политике» вопросы 2 и 3); проф. Лютых А. А. и проф. Тонких В: А. («История политических учений» вопрос 4); доц. Мазаев В. М. («Власть и властные отноше­ния»); доц. Обертяева И. А. {«Политическая система общества»; «Государство — ведущий институт политический системы); ст. ripen, Мирошникова А. В. («Демократия как форма устройства власти и средство политического процесса и устройства власти»); проф. Чвикалов И. М. и доц. Кама лов Р. М. («Субъекты политики. Политические отношения и процессы», «Мировая политика и меж­дународные отношения»); доц. Брицкая Л. А. («Партия как субъект политического процесса и политический институт общества», «Группы интересов как субъекты политического процесса»); доц. Харитонова Э. С. («Политическая элита и политическое ли­дерство в политическом процессе»); канд. ист. наук Смышляев В. А. («Политическая культура»).

Составитель и ответственный редактор академик Междуна­родной Академии Наук Высшей Школы, доктор философских наук, профессор Радугин А. А.


■:■;■ ■ ■,■.. ' тема 1. -...■■ '

[щцтолдгия как паука

1. Объект и предмет политологии. Понятие политического
2:П^1итологиявсистпемесоциальн<)-гуманитар7югозиания.
'-..-.,;.: Структура политологии
,

: 3. Методы исследования ц функции политологии

.■'■■,■.■, ' ■ ■ ■■■■.. 1.). ' '..

Объект и предмет политологии. Понятие политического

Человек—существо политическое. Эта истина была сформулирова­на еще великим древнегреческим философом Аристотелем. С дав­них времен каждый человек в той или иной мере оказывается вовле­чен в политические отношения как подданный того или иного госу­дарства, член той или иной социальной общности, господствующий или подчиненный, защитник Отечества или завоеватель. Эта поли­тическая вовлеченность существовала уже в условиях древневос­точных деспотий, хотя большинство населения не осознавало своей причастности к политическим процессам. Но в наибольшей степени она проявляется сейчас, в условиях демократических обществ, ког­да все взрослые дееспособные граждане через различные механиз­мы избирательного процесса участвуют в формировании органов власти, осуществлении управления государством, распределении материальных и духовных ценностей.


Политика затрагивает интересы всех людей. Вопрос заключа­ется в том, насколько сознательно или бессознательно каждый чело­век оказывается субъектом политических отношений, насколько об­думанно он делает свой политический выбор при грлосовании в орга­ны власти, понимает ли он последствия (своего того или иного действия, участвуя в каких-либо общественных акциях протеста или поддержки, Помочь молодому человеку самоопределиться в по­литической жизни, чтобы не стать объектом манипулирования по­литических лидеров, партий и движений, средств массовой инфор­мации и коммуникации и призвано изучение политологии.

Политология—одна из самых молодых гуманитарных дисцип­лин. Она завершила процесс институционализации и оформилась как самостоятельная отрасль научного знания лишь в конце 40-х годов XX в. Институционализация любой научной дисциплины предполага­ет прохождение ряда основных этапов: 1) накопление теоретического и эмпирического материала в рамках родственных наук; 2) проведе­ние и публикация специализированных научных исследований; 3) со­здание специализированных периодических изданий; 4) подготовка кадров, создание научных и учебных заведений; 5) формирование на­учного сообщества ученых и преподавателей данной дисциплины, объединенных в национальные и международные ассоциации. Все эти необходимые этапы институционализации прошла и политология.

It


Изучение истории политических учений показывает, что по­литология, как и многие другие науки, зарождается в рамках фило­софии. На протяжении многих веков развитие политических идей происходило в недрах философии. Однако политические исследова­ния древних мыслителей Платона, Аристотеля, Цицерона, Августи­на, Фомы Аквинского и других еще не создавали политической на­уки, поскольку они были тесно переплетены с космологическими, те­оретико-познавательными, этическими и эстетическими идеями.

Формирование специфической политической проблематики ученые отмечают только в XVI веке и связывают этот процесс преж­де всего с работами итальянского мыслителя Я. Макиавелли.

Помимо философии большое влияние на становление полити­ческой науки оказало развитие публичного права и, прежде всего, таких его отраслей как конституционное и административное право. Исследование данными науками политической деятельности госу­дарства создавало большой теоретический потенциал для будущей политической науки.


Качественный скачок на пути оформления политологии в ка­честве самостоятельной отрасли знания произошел в конце XIX — в. начале XX века после того, как сложилась целая система устойчи­вых политических ценностей и отчетливо выявилась общественная и академическая потребность в систематическом изучении полити­ки. Именно в этот период было опубликовано большинство специали­зированных политологических исследований.

Процесс институционализации политологии в развитых стра­нах имел свои временные и содержательные особенности. В странах Европы и США политология вычленяется из государствоведения и правоведения. В Германии этот процесс связан с формированием и развитием так называемой «правовой школы». В Великобритании наиболее серьезный импульс формированию политологии придало основание в конце XIX века Лондонской школы экономики и полити­ческих наук при Лондонском университете. Во Франции политоло­гия родилась на стыке государствоведения, политической истории и социологии. В США интенсивное оформление политологии в само­стоятельную отрасль знания началось в 1880 году с созданием при Колумбийском колледже (позже переименованном в Колумбийский университет) школы политической науки. В 1003 году была создана Американская ассоциация политических наук, положившая начало созданию подобных ассоциаций в других странах и в международ­ном масштабе. В1948 году под эгидой ЮНЕСКО была создана Меж­дународная ассоциация политической науки, объединившая в своих рядах большинство национальных ассоциаций.

Если в Западной Европе и США процесс институционализа­ции политологии носил постоянный, непрерывный характер; то в России, в связи с происходившими в стране социальными ката­клизмами, формирование политологии имело драматический отте-

' 12 ■■■■■■'■■


нок, Становление политической науки в России началось в середи­не XIX века и к 20 годам XX века в России складываются все необ­ходимые предпосылки для вычленения самостоятельной науки по­литологии. Однако установление господства марксистско-ленин­ской идеологии надолго прервало этот процесс. Политология как са­мостоятельная отрасль исследования и подготовки кадров появля­ется в СССР лишь в 80-х годах XX столетия, когда началось препо­давание политологии в вузах страны, открылись специальные ка­федры, периодические издания, образовалась советская ассоциа­ция политических наук, вступившая в состав международной ассо­циации политических наук.

Рассмотрим конкретно что же представляет собой политоло­гия как наука? Начнем рассмотрение этого вопроса с уяснения эти­мологии этого слова. Термин «политология» производно от двух древнегреческих слов—politika —> политика и logos—слово, учение, наука. Следовательно, этимологически политология и переводится с древнегреческого на русский язык как наука о политике. К такой трактовке политологии и склоняются авторы популярного учебника «Введение в политологию» В. П. Пугачев, А. И. Соловьев М., 1995, ко­торые определяют политологию как науку о политике в ее взаимо­связи с человеком и обществом.

Однако, по нашему мнению, этимологический подход — это слишком обобщенный подход. Этимологическое содержание того

или иного термина лишь обозначает объект исследования, указыва­ет на ту область, в которой он находится, но не выявляет специфиче­ских особенностей данного объекта. Поэтому, чтобы разобраться в том, что же представляет собой политология как наука, прежде все­го необходимо более четко установить объект и предмет изучения политологии. В качестве объекта той или иной науки всегда выступа­ет определенная область реальной действительности. В то время как предмет любой науки является результатом исследовательских действий, в процессе которых ученые выделяют те или иные сторо­ны и закономерности развития и функционирования изучаемого объекта и которые являются специфическими для данной науки,

В среде политологов принято считать, что объектом политоло­гии является вся совокупность свойств, связей и отношений общест­венной жизни, которые носят название политических. Иначе говоря, объектом политологии является политическая сфера общественной жизни. Что же включается в эту сферу?

Во-первых, политическая сфера общественной жизни — это сфера государственно-организованных связей, взаимодействий и отношений. Большинством людей политика всегда рассматривается как непосредственное активное участие человека в делах государст­ва. Начиная с перирда раннеклассовых обществ, государство как форма социальной организации являлось самым распространенным и непосредственно наблюдаемым явлением политической жизни.

Политология кок наука 13


Именно поэтому исторически первым сформировалось представле­ние о том, что предметомполитичёской науки является изучение государства. Слово политика производив от греческого politika '<—• по­лис -^ город/гОсударство: Отсюдавполне логично; Что одно из пер-вьйс произведений, посвященных осмыслению политики, был трак­тат Аристотеля «Та politika» — «то, что относится к государству». При этом из содержания произведения следовало, что полис рассма­тривается Аристотелем не просто как географическое, националь­но-государственное образование, а прежде всего как пространствен­ное поле гражданской активности.

Во-вторых, главными направлениями в исследовании госу­
дарства было решение вопроса о наилучшей форме государственно­
го устройства: деспотии, демократии, олигархии и т. д/Йулее тогда, в
древние времена, стало ясно, что важнейшим вопросом политичес­
кой жизни является вопрос о власти. В связи с этим предмет полито­
логия осмысливается как изучение политической власти, ее сущно­
сти и структуры, механизмов распределения и осуществления этой
власти в государстве, способность власти обеспечивать себе под­
держку со стороны большинства членов общества, контроль за поли­
тической властью со стороны общества. * ■.,»..-

В-третьих, длительное время в трактовке общественной жиз­
ни, в том числе и политике, мыслители исходили из методологии ро­
бинзонады. -Они объясняли политическую жизнь как взаимодейст­
вие элементарных частиц индивидов, эгоистические интересы кото­
рых создают политические отношения. Позднее, уже в XIX веке,
изучая внутренние механизмы деятельности государства, исследо­
ватели обнаружили, что основными субъектами политических свя­
зей, взаимодействий и отношений являются не изолированные ин­
дивиды, а индивиды объединенные в социальные общности: соци­
альные группы, сословия, классы, нации, касты. Каждая социальная
общность имеет свои социальные интересы. Социальные интересы
— это реальные жизненные стремления людей, социальных общно­
стей, которыми они осознанно или неосознанно руководствуются в
своих действиях и которые определяют юс объективное положение в
обществе. В рамках этих общностей происходит рациональный ком­
промисс интересов, на основе которых осуществляется разделение
Власти в обществе: ",

В-четвертых, в целях отстаивания своих социальных интере­
сов социальные группы, классы создают свои политические и обще­
ственные организаций: партии, профсоюзы, движения и т. д. Эти ор­
ганизаций и объединения вырабатывают идеологические системы,
через пропаганду которых формируют в определенном направлении
общественное мнение. Изучение деятельности политических орга­
низаций и так называемых «групп интересов», «групп давления», а
также идеологических учений является также важной составной ча­
стью политологии. - ■■"■■

■ 14 '■■ ■ ■■■■■■- ■


На основе всего вышеизложенного можно предложить такое
определение предмета политологии; Политология—его наука о го­
сударственно-организованном обществе как функционирующей и
развивающейся политической системе на основе взаимодействия
составляющих ее элементов: политических субъектов, политичес­
ких институтов и политического сознания. ■

,/,.■;,: '.,..'.'.'., г,.'-■"' / '■'

Политология в системе социально-гуманитарного знания. Структура политологии

К изучению политической сферы жизни общества имеют отношение многие науки: философия, социология, теория государства и права, история, политическая география и т. д. Столь широкое поле иссле­дований объясняется тем, что политика представляет собой в выс­шей степени сложное и многогранное явление. Целесообразность и необходимость исследования политики под разными углами зрения признается многими учеными-обществоведами, в том числе и поли­тологами. Разногласия начинаются между ними при решении вопро­са о месте политологии среди других наук о политике.

При решении этого вопроса в отечественной литературе от­четливо выделяются две позиции. Первая позиция исходит из пред­ставления, что политология представляет собой лишь одну из наук о политике. В этом качестве она имеет предметом своего изучения институциональные стороны политической жизни, прежде всего, механизмы власти в государстве.

Сторонники второй позиции, отмечая в качестве достоинства этого подхода то, что он позволяет при изучении политики исполь­зовать специфические методы различных наук, вместе с тем ука­зывают на ряд его существенных недостатков. Главный из них со­стоит в недостаточном учете целостности политической сферы, взаимосвязи разнообразных политических исследований. Дробле­ние политических исследований на отдельные отрасли, отсутствия обобщающей политической науки, по мнению сторонников второй позиции, не позволяет в полной мере отразить единство политики, ее системные качества. Поэтому политология должна представ­лять собой общую интеграционную науку о политике во всех ее проявлениях.

По мнению А. А. Федосеева, в качестве комплексной и относи­тельно самостоятельной области современного научного знания об обществе «политология имеет целью проникнуть в сущность самой политики как целостного общественного явления, выявить на микро-и макроуровне ее необходимые структурные элементы, внутренние и внешние связии отношения, определить основные тенденции и за­кономерности, действующие в различных общественно-политичес­ких системах, наметить ближайшие и конечные перспективы ее







Date: 2016-05-14; view: 323; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.017 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию