Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Политология кок наука 13
ЦЕНТР УДК 321.01(075.8} ББК 66.0я73 П50 Составитель и ответственный редактор проф. А.А.Радугин На обложке: фрагмент картины французского художника Э.Делакруа (1798-1863) «Свобода на баррикадах», 1830г. Политология: Учеб. пособие для вузов/Сост. и отв. редактор ISBN 5-88860-041-5 Учебное пособие подготовлено в соответствии с "Государственными требованиями (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины». Содержание дидактических единиц этих требований раскрывается на материалах отечественной и зарубежной литературы. Предназначено для студентов вузов всех специальностей, а также тех, кто интересуется политологическими проблемами. Без объявления ББК66.0я73 ISBN 5-88860-041-5 (С) А.А. Радугин, 1999 Содержание 9 Предисловие Тема1. Политология как наука 1.Объект и предмет, политологии. Понятие политического 2. Политология в системе социально-гуманитарного знания. Структура политологии 3. Методы исследования и функции политологии 24 Тема2. История политических учений 1. Политические идеи Древнего мира и Средневековья 2, Политическая мысль эпохи Возрождения и периода буржуазных революций 4. Общественно-политическая мысль России XIX-XX веков 5. Современные политические учения Запада 51 'ТемаЗ. Власть и властные отношения 1. Природа власти. Субъект, объект, ресурсы и формы существования власти 2. Виды власти. Проблемы легитимности власти 62 Тема4. Политическиая жизнь: цели, средства и методы в политике ■1. Соотношение целей, средств и методов в политике 2. Насилие как средство политической борьбы 3. Политический терроризм и его разновидности Тема 5. Политическая система общества 1. Понятие политической системы. Системный подход к изучению политической жизни 2. Структура и функции политической системы. Роль средств массовой информации и церкви в политике 3. Типы политических систем Темаб. ■ ■ ■ Демократия как форма устройства власти и средство политического процесса 1. Общие принципы, демократии. Прямая и представительная демократии 2. Демократия как идеал общественного устройства и как реальность Гелю 7. Государство -ведущий институт политической системы 1. Основные теории происхождения государства. 2. Правовое государство и гражданское общество: идеал и действительность Тема 8. Субъекты политики. Политические отношения и процессы 1. Понятие субъекта политики. Основные виды субъектов политики 2. Содержания политических отношений и политических процессов ' 3. Типы политических процессов: политические конфликты и избирательный процесс 205 Тема 13. Политические идеологии: история и современность 1. Природа политической идеологии и ее предназначение 2. Мировые идеологии: либерализм, консерватизм, социализм, фашизм Тема 14. Мировая политика и международные отношения 1. Мировой политический процесс 2. Геополитический статус России и модели мирового порядка 3. Глобальные вызовы современной эпохи 221 Общая литература по курсу Предисловие Современная концепция высшего образования, признанная во всем мире, исходит из того, что выпускник любого вуза, будущий специалист в той или иной сфере деятельности, не может быть политически неграмотным. Иначе он не может стать полноценной личностью, самодеятельным субъектом, принимающим ответственные решения за свою судьбу и судьбу других людей. Способность же к принятию рациональных решений в политической жизни не приходит стихийно, а формируется в ходе систематического приобретения знаний и опыта. На приобретение таких знаний и ориентировано преподавание политологии в качестве обязательной учебной дисциплины. В соответствии с «Государственными Требованиями (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» выпускник вуза в результате изучения курса «Политология» должен: получить знания о предмете и методе политической науки; ориентироваться в основных направлениях политической мысли; иметь представление о сущности власти, государстве, политической жизни, политических отношений и процессов, субъектов политики, различать политические системы и режимы; знать права человека и гражданина, уметь ориентироваться в проблемах целей и средств в политике, сочетании общего блага, индивидуального и группового интереса; уметь анализировать международные политические процессы, геополитическую обстановку, место и роль России в современном мире; владеть навыками политической культуры, уметь применять политологические знания в повседневной жизни и в своей профессиональной деятельности. Предлагаемое вниманию читателей учебное пособие призвано помочь студентам, изучающим курс «Политология», в решении всех этих задач. Авторы пособия стремились к тому, чтобы дать студентам научно-обоснованные знания актуальных политических проблем и одновременно стимулировать их самостоятельное, критическое отношение к действительности. Пособие подготовлено с таким расчетом, чтобы максимально облегчить усвоение программы этой дисциплины. Для удобства освоения курса каждая из тем подразделена на несколько относительно самостоятельных вопросов, которые могут стать предметом выступления на семинарских занятиях, послужить темой докладов и рефератов. Последовательность тем отражает логику восприятия нового для читателя круга проблем. Пособие состоит из 14 тем. Темы данного пособия подготовили следующие авторы: проф. Радугин А.А. («Политология как наука»; «Политическая жизнь: цели, средства и методы в политике» вопрос 1; «Политические идеологии: история и современность»); доц. Глотова В. В. («История политических учений» вопросы 1,2,3,5; «Соотношение целей, средств и методов в политике» вопросы 2 и 3); проф. Лютых А. А. и проф. Тонких В: А. («История политических учений» вопрос 4); доц. Мазаев В. М. («Власть и властные отношения»); доц. Обертяева И. А. {«Политическая система общества»; «Государство — ведущий институт политический системы); ст. ripen, Мирошникова А. В. («Демократия как форма устройства власти и средство политического процесса и устройства власти»); проф. Чвикалов И. М. и доц. Кама лов Р. М. («Субъекты политики. Политические отношения и процессы», «Мировая политика и международные отношения»); доц. Брицкая Л. А. («Партия как субъект политического процесса и политический институт общества», «Группы интересов как субъекты политического процесса»); доц. Харитонова Э. С. («Политическая элита и политическое лидерство в политическом процессе»); канд. ист. наук Смышляев В. А. («Политическая культура»). Составитель и ответственный редактор академик Международной Академии Наук Высшей Школы, доктор философских наук, профессор Радугин А. А. ■:■;■ ■ ■,■.. ' тема 1. -...■■ ' [щцтолдгия как паука 1. Объект и предмет политологии. Понятие политического : 3. Методы исследования ц функции политологии .■'■■,■.■, ' ■ ■ ■■■■.. 1.). ' '.. Объект и предмет политологии. Понятие политического Человек—существо политическое. Эта истина была сформулирована еще великим древнегреческим философом Аристотелем. С давних времен каждый человек в той или иной мере оказывается вовлечен в политические отношения как подданный того или иного государства, член той или иной социальной общности, господствующий или подчиненный, защитник Отечества или завоеватель. Эта политическая вовлеченность существовала уже в условиях древневосточных деспотий, хотя большинство населения не осознавало своей причастности к политическим процессам. Но в наибольшей степени она проявляется сейчас, в условиях демократических обществ, когда все взрослые дееспособные граждане через различные механизмы избирательного процесса участвуют в формировании органов власти, осуществлении управления государством, распределении материальных и духовных ценностей. Политика затрагивает интересы всех людей. Вопрос заключается в том, насколько сознательно или бессознательно каждый человек оказывается субъектом политических отношений, насколько обдуманно он делает свой политический выбор при грлосовании в органы власти, понимает ли он последствия (своего того или иного действия, участвуя в каких-либо общественных акциях протеста или поддержки, Помочь молодому человеку самоопределиться в политической жизни, чтобы не стать объектом манипулирования политических лидеров, партий и движений, средств массовой информации и коммуникации и призвано изучение политологии. Политология—одна из самых молодых гуманитарных дисциплин. Она завершила процесс институционализации и оформилась как самостоятельная отрасль научного знания лишь в конце 40-х годов XX в. Институционализация любой научной дисциплины предполагает прохождение ряда основных этапов: 1) накопление теоретического и эмпирического материала в рамках родственных наук; 2) проведение и публикация специализированных научных исследований; 3) создание специализированных периодических изданий; 4) подготовка кадров, создание научных и учебных заведений; 5) формирование научного сообщества ученых и преподавателей данной дисциплины, объединенных в национальные и международные ассоциации. Все эти необходимые этапы институционализации прошла и политология. It Изучение истории политических учений показывает, что политология, как и многие другие науки, зарождается в рамках философии. На протяжении многих веков развитие политических идей происходило в недрах философии. Однако политические исследования древних мыслителей Платона, Аристотеля, Цицерона, Августина, Фомы Аквинского и других еще не создавали политической науки, поскольку они были тесно переплетены с космологическими, теоретико-познавательными, этическими и эстетическими идеями. Формирование специфической политической проблематики ученые отмечают только в XVI веке и связывают этот процесс прежде всего с работами итальянского мыслителя Я. Макиавелли. Помимо философии большое влияние на становление политической науки оказало развитие публичного права и, прежде всего, таких его отраслей как конституционное и административное право. Исследование данными науками политической деятельности государства создавало большой теоретический потенциал для будущей политической науки. Качественный скачок на пути оформления политологии в качестве самостоятельной отрасли знания произошел в конце XIX — в. начале XX века после того, как сложилась целая система устойчивых политических ценностей и отчетливо выявилась общественная и академическая потребность в систематическом изучении политики. Именно в этот период было опубликовано большинство специализированных политологических исследований. Процесс институционализации политологии в развитых странах имел свои временные и содержательные особенности. В странах Европы и США политология вычленяется из государствоведения и правоведения. В Германии этот процесс связан с формированием и развитием так называемой «правовой школы». В Великобритании наиболее серьезный импульс формированию политологии придало основание в конце XIX века Лондонской школы экономики и политических наук при Лондонском университете. Во Франции политология родилась на стыке государствоведения, политической истории и социологии. В США интенсивное оформление политологии в самостоятельную отрасль знания началось в 1880 году с созданием при Колумбийском колледже (позже переименованном в Колумбийский университет) школы политической науки. В 1003 году была создана Американская ассоциация политических наук, положившая начало созданию подобных ассоциаций в других странах и в международном масштабе. В1948 году под эгидой ЮНЕСКО была создана Международная ассоциация политической науки, объединившая в своих рядах большинство национальных ассоциаций. Если в Западной Европе и США процесс институционализации политологии носил постоянный, непрерывный характер; то в России, в связи с происходившими в стране социальными катаклизмами, формирование политологии имело драматический отте- ' 12 ■■■■■■'■■ нок, Становление политической науки в России началось в середине XIX века и к 20 годам XX века в России складываются все необходимые предпосылки для вычленения самостоятельной науки политологии. Однако установление господства марксистско-ленинской идеологии надолго прервало этот процесс. Политология как самостоятельная отрасль исследования и подготовки кадров появляется в СССР лишь в 80-х годах XX столетия, когда началось преподавание политологии в вузах страны, открылись специальные кафедры, периодические издания, образовалась советская ассоциация политических наук, вступившая в состав международной ассоциации политических наук. Рассмотрим конкретно что же представляет собой политология как наука? Начнем рассмотрение этого вопроса с уяснения этимологии этого слова. Термин «политология» производно от двух древнегреческих слов—politika —> политика и logos—слово, учение, наука. Следовательно, этимологически политология и переводится с древнегреческого на русский язык как наука о политике. К такой трактовке политологии и склоняются авторы популярного учебника «Введение в политологию» В. П. Пугачев, А. И. Соловьев М., 1995, которые определяют политологию как науку о политике в ее взаимосвязи с человеком и обществом. Однако, по нашему мнению, этимологический подход — это слишком обобщенный подход. Этимологическое содержание того или иного термина лишь обозначает объект исследования, указывает на ту область, в которой он находится, но не выявляет специфических особенностей данного объекта. Поэтому, чтобы разобраться в том, что же представляет собой политология как наука, прежде всего необходимо более четко установить объект и предмет изучения политологии. В качестве объекта той или иной науки всегда выступает определенная область реальной действительности. В то время как предмет любой науки является результатом исследовательских действий, в процессе которых ученые выделяют те или иные стороны и закономерности развития и функционирования изучаемого объекта и которые являются специфическими для данной науки, В среде политологов принято считать, что объектом политологии является вся совокупность свойств, связей и отношений общественной жизни, которые носят название политических. Иначе говоря, объектом политологии является политическая сфера общественной жизни. Что же включается в эту сферу? Во-первых, политическая сфера общественной жизни — это сфера государственно-организованных связей, взаимодействий и отношений. Большинством людей политика всегда рассматривается как непосредственное активное участие человека в делах государства. Начиная с перирда раннеклассовых обществ, государство как форма социальной организации являлось самым распространенным и непосредственно наблюдаемым явлением политической жизни. Политология кок наука 13 Именно поэтому исторически первым сформировалось представление о том, что предметомполитичёской науки является изучение государства. Слово политика производив от греческого politika '<—• полис -^ город/гОсударство: Отсюдавполне логично; Что одно из пер-вьйс произведений, посвященных осмыслению политики, был трактат Аристотеля «Та politika» — «то, что относится к государству». При этом из содержания произведения следовало, что полис рассматривается Аристотелем не просто как географическое, национально-государственное образование, а прежде всего как пространственное поле гражданской активности. Во-вторых, главными направлениями в исследовании госу В-третьих, длительное время в трактовке общественной жиз В-четвертых, в целях отстаивания своих социальных интере ■ 14 '■■ ■ ■■■■■■- ■ На основе всего вышеизложенного можно предложить такое ,/,.■;,: '.,..'.'.'., г,.'-■"' / '■' Политология в системе социально-гуманитарного знания. Структура политологии К изучению политической сферы жизни общества имеют отношение многие науки: философия, социология, теория государства и права, история, политическая география и т. д. Столь широкое поле исследований объясняется тем, что политика представляет собой в высшей степени сложное и многогранное явление. Целесообразность и необходимость исследования политики под разными углами зрения признается многими учеными-обществоведами, в том числе и политологами. Разногласия начинаются между ними при решении вопроса о месте политологии среди других наук о политике. При решении этого вопроса в отечественной литературе отчетливо выделяются две позиции. Первая позиция исходит из представления, что политология представляет собой лишь одну из наук о политике. В этом качестве она имеет предметом своего изучения институциональные стороны политической жизни, прежде всего, механизмы власти в государстве. Сторонники второй позиции, отмечая в качестве достоинства этого подхода то, что он позволяет при изучении политики использовать специфические методы различных наук, вместе с тем указывают на ряд его существенных недостатков. Главный из них состоит в недостаточном учете целостности политической сферы, взаимосвязи разнообразных политических исследований. Дробление политических исследований на отдельные отрасли, отсутствия обобщающей политической науки, по мнению сторонников второй позиции, не позволяет в полной мере отразить единство политики, ее системные качества. Поэтому политология должна представлять собой общую интеграционную науку о политике во всех ее проявлениях. По мнению А. А. Федосеева, в качестве комплексной и относительно самостоятельной области современного научного знания об обществе «политология имеет целью проникнуть в сущность самой политики как целостного общественного явления, выявить на микро-и макроуровне ее необходимые структурные элементы, внутренние и внешние связии отношения, определить основные тенденции и закономерности, действующие в различных общественно-политических системах, наметить ближайшие и конечные перспективы ее Date: 2016-05-14; view: 323; Нарушение авторских прав |