Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Достоинства и честь





2. Анализ текста «Гильдебранд о независимости морали от актуальных ценностей»

«Итак, основой любой добродетели является надактуальный ценностный ответ на сферу нравственно значимых ценностей. Принимая это во внимание, мы видим несостоятельность аристотелевской теории mesotes. «...» Различие между добродетелью и пороком не может быть сведено к вопросу об умеренности. В таком случае порок являлся бы или недостатком, или переизбытком, а добродетель – чем-то средним между ними. Жадность и расточительность с нравственной точки зрения являются не просто противоположностями. Обе они представляют собой мотивированные субъективным удовольствием надактуальные установки, разветвления чувственности. Они подразумевают равнодушие к ценностям, особенно к нравственным ценностям, и поэтому обе противоположны щедрости, являющейся общим надактуальным ценностным ответом. Если предположить, что человек, делаясь все менее жадным в конце концов станет расточительным, то он все равно не будет щедрым на полпути между этими полюсами. Путь, ведущий от жадности к расточительности, никогда не пересекается с щедростью или великодушием. «...» Истинная противоположность добродетели и порока определяется тем, ориентирован ли человек надактуально на нравственно значимые ценности или все его интересы связаны с чем-то чисто субъективным. «...» Все пороки являются порождениями гордыни или чувственности – или того и другого вместе. Они являются разветвлениями одной фундаментальной позиции, которая имплицитно или эксплицитно враждебна или по крайней мере равнодушна по отношению к Богу и к миру нравственно значимых ценностей».

(Гильдебранд Д. фон. Этика. СПб.: Алетейя; Ступени, 2001. С. 463–465.)

 

Контрольные вопросы

1. Какой смысл содержится в трактовке «надактуальности» добродетелей? Нельзя ли увидеть нечто общее с позицией Канта?

2. Почему аргументацию своей идеи автор текста связывает с правилом «золотой середины»?

Приложение 1

Основные понятия

Абсолютная ценность – безусловная ценность, признающаяся универсальной и ничем не ограниченной.

Абсолютное благо – благо, имеющее абсолютную ценность независимо от конкретной ситуации, не нуждающееся в оправдании необходимостью для достижения иного блага. В монотеистических религиях абсолютное благо – это единение с Богом и обретение вечной жизни.

Агапэ – термин, обозначающий в Священном писании христианскую любовь – милосердие.

Адхарма – термин индуистской традиции, означающий отсутствие добродетели и зло.

Аксиология – философская дисциплина, исследующая ценности.

Альтруизм – нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо других людей.

Аналитическая этика – 1) совокупность школ современной этики, стремящихся к тщательному логическому определению этических понятий; 2) область исследований, связанных с анализом языка морали.

Апатия – бесстрастие, нечувствительность к страданиям или способность быть независимым от внешних обстоятельств, идеал состояния души в этической системе стоиков.

Аскетизм – учение и практический метод постижения нравственного совершенства посредством ограничения и подавления чувственных влечений и желаний.

Атараксия – невозмутимость, безмятежность; согласно этической системе Эпикура – идеальное душевное состояние, достигаемое избавлением от аффектов (страха и пр.).

Бескорыстие – способность совершать поступки без расчета на вознаграждение, соразмерное затраченным усилиям.

Беспристрастность – характеристика действий, принимаемых исключительно на основе принципа «не взирая на лица», то есть независимо от интересов и предпочтений.

Биоэтика – этическая область знания, возникающая в связи с развитием медицины и использованием в здравоохранении высоких технологий. То же, что биомедицинская этика.

Благо – состояние и условие совершенства. В отличие от однопорядкового понятия «добро», в котором доминирует волевой выбор, моральный долг, благо онтологично и принадлежит космическому контексту.

Благодарность – чувства обязанности, уважения и любви другому человеку.

Благодеяние – действие, направленное на благо другого.

Благожелательность – эмоция, побуждающая человека стремиться к благу других людей.

Благоразумие – добродетель, помогающая избежать дурных крайностей и не совершать опрометчивых поступков.

Благородный муж – идеал совершенной личности в этике Конфуция.

Благотворительность – деятельность, посредством которой частные ресурсы добровольно и безвозмездно распределяются их обладателями в целях содействия нуждающимся.


Блаженство – состояние, даруемое, по учению ряда религий, как награда праведным. По христианскому учению, связано с пребыванием в Царстве Небесном.

Вина – состояние человека, обусловленное нарушением долга, требований авторитета, обязанностей.

Внимательность – способность всматриваться в действительность и различать в ней неочевидные, но этически значимые моменты. Этическая внимательность есть необходимая предпосылка совести, позволяющей прогнозировать этическую опасность возникающих перед субъектом ситуаций и находить морально верные способы поведения.

Гедонизм – этический принцип, утверждающий в качестве высшего

блага – удовольствие, достигаемое субъектом.

Гнев – эмоция, являющаяся реакцией на зло (оскорбление, несправедливость).

Гордость – чрезвычайно высокая оценка человеком собственных достоинств.

Грех – религиозно-этическое понятие, означающее добровольное нарушение заповедей, основанное на своеволии, т. е. нежелании считаться с волей Бога.

Декалог – десять заповедей Моисея, полученных им на горе Синай, ставших основой иудейской и христианской морали.

Добро – в широком смысле слова благо, выражающее положительное отношение к некоторому стандарту.

Добродетель – моральное понятие, характеризующее готовность и способность личности следовать добру.

Деонтология – учение о должном в этике.

Долг – понятие этики, означающее нравственно-аргументированное принуждение к поступкам.

Достоинство – характеристика человека с точки зрения внутренней ценности, соответствия своему предназначению

Дружба – разновидность межличностных отношений, характеризующихся доверительностью, взаимным признанием, доброжелательностью, заботой.

Жэнь – человечность, важнейшая категория конфуцианской этики.

Забота – активность, направленная на достижение чьего-либо блага.

Зависть – чувство досады или горечи по причине того, что другой обладает благом.

Золотое правило – принцип: (Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.

Идеал – высший образец нравственной личности.

Имморализм – философская позиция, претендующая на выход за рамки существующих моральных понятий и ценностей. (Не путать с аморализмом – житейской позицией, отвергающей моральные нормы).

Индивидуализм – признание приоритета интереса индивида над коллективным интересом.

Казуистика – искусство разбора сложных ситуаций (казусов), требующих моральной оценки и выяснения того, как в них следует поступать.

Категорический императив – требование, предъявляемое человеку моральным законом независимо от конкретных жизненных обстоятельств.

Компромисс – ситуация, в которой ее участники частично поступаются собственными интересами ради общего согласия и возможности частично удовлетворить свои интересы, не потерпев морального урона.

Конфронтация – ситуация противостояния, в которой участники, добиваясь достижения собственных интересов, не желают считаться с интересами других.

Лицемерие – это, по выражению Ларошфуко, «дань, которую порок платит добродетели», пытаясь под нее маскироваться.

Личность – ответственный и свободный человек, способный совершать поступки и осознавать их моральные последствия.


Любовь – в самом общем смысле – отношение к кому-либо или чему-либо как безусловно ценному, объединение и соединённость с кем (чем) воспринимается как благо; фундамент христианской этики, имеющей онтологическое основание в любви Бога и заповедях Иисуса Христа.

Максима – сентенция, афоризм, в котором формулируется жизненный принцип или характеризуются нравы людей; практический принцип, или правило действия, которые человек самостоятельно избирает или вырабатывает на основе опыта.

Милосердие – доброжелательное, сострадательное отношение к другому человеку; высшая, бескорыстная форма любви, свободная от эгоистических стремлений и не нуждающаяся во внешних мотивациях.

Мораль – общечеловеческие нормы и образцы поведения, выражающие высшие ценности и долженствование, через которые человек проявляет себя как разумное, самосознательное существо.

Моральные нормы – образцы морального поведения в обществе.

Моральный закон – совокупность моральных норм, образцов поведения, определяющих допустимое с моральной точки зрения поведение субъекта.

Моральный статус субъекта – показатель соответствия поведения и намерений человека нормам морали.

Мусульманская этика – обобщённое обозначение комплекса нравственно-этических воззрений, получивших развитие в средневековой арабо-мусульманской культуре.

Надежда – ожидание блага, осуществления желаемого.

Намерение – внутренняя ориентация субъекта на совершение определенного поступка в рамках некоторой ситуации.

Насилие – общественное отношение, в ходе которого одни индивиды с помощью внешнего принуждения, представляющего угрозу жизни вплоть до её разрушения, подчиняют себе других людей, собственность и пр.

Ненасилие – этический принцип, согласно которому границы морали совпадают с отрицанием насилия.

Нигилизм – в широком смысле отрицание всего культурного наследия прошлого, а также принятых в обществе норм, идеалов, традиций, ценностей.

Нравы – принятые в обществе способы поведения и принципы моральных оценок.

Нравственность – термин, употребляющийся, как правило, синонимично термину мораль; в гегелевской и советской философии – нравы как практикуемые формы индивидуального поведения (мораль – выражение общественной точки зрения).

Обязанность – в широком смысле слова – синоним долга.

Ответственность – отношение зависимости человека от чего-либо (от иного), воспринимаемого им в качестве определяющего основания для принятия решений и совершения действий; способность ощущать свою вину за дурной поступок и нести покаяние за него.

Относительное благо – благо, ценность которого требуется соразмерять с более высокими видами блага и которым допустимо пожертвовать для достижения более высоких ценностей.

Оценка моральная – акт выявления и обоснования моральной ценности поступков, намерений и прочих действий, из которых складывается сознательная деятельность человека.


Ошибка – неправильная оценка ситуации, приводящая к дурному поступку.

Польза – ценностное понятие, отражающее положительное значение предметов и явлений в их отношении к интересам субъекта.

Порок – сознательный отказ от добродетели.

Поступок – действие или акт мысли, осуществленные на основе сознательного свободного выбора, за которые человек несет моральную ответственность.

Правильное и неправильное – понятия морали, с помощью которых выражаются соответственно позитивные и негативные оценки человеческих мотивов и поступков.

Практический разум – разум, позволяющий ответственно совершать практические действия, предусматривать их возможные последствия и давать моральную оценку своим поступкам и мыслям.

Принцип реальности – убеждение в том, что нельзя жить иллюзиями, даже если они обеспечивают человеку ощущение счастья, т. е. отказ от удовлетворения, достигаемого разрывом с реальностью.

Принцип согласия с действительностью – основной принцип реалистической этики, принимающей моральные нормы не как условность договора, но как учет требований объективной действительности, включающей объективную духовную реальность, внутренний мир субъекта и внешнюю материальную действительность.

Принцип сочувствия – установка на воспроизведение в собственном сознании точки зрения на мир и эмоции другого субъекта.

Разум – способность осознавать мир в понятиях и совершать логические умозаключения об этом мире.

Разумного эгоизма принцип – представление о том, что человек, разумно отстаивающий собственные интересы, фактически поступает глубоко морально, ибо понимает невыгоду нарушения чужих интересов.

 

Распутство – характеристика поведения и состояния души, возникающие при необузданной жажде чувственного, главным образом сексуального удовольствия.

Рациональная этика – попытка рационального обоснования моральных ценностей обычно путем их сведения к пользе для субъекта или человечества.

Реализм – принятие как реальности всего того, что уже произошло.

Реалистическая этика – этическая система, ставящая во главу угла принцип согласия с действительностью, включающей самого субъекта и окружающую его материальную и духовную реальность.

Рессентимент – глубоко скрытый мотив морали, в том числе и от морализирующего индивида.

Решение – выбор, свободно сделанный субъектом на основе сопоставления ценностей возможных альтернатив.

Риск – отсутствие гарантии того, что хорошее решение приведет к хорошему результату.

Самосохранение – благо, к которому человек обычно склонен стремиться, хотя это стремление может вступать в противоречие с моральными требованиями.

Санкции моральные – внешние формы морального воздействияс целью обеспечения моральных норм.

Свобода – одна из основополагающих для европейской культуры идей, отражающая такое отношение субъекта к своим действиям, при котором он является их определяющей причиной; отсутствие принудительного давления, являющегося условием творческого развития личности и морального поведения.

Свобода воли – необусловленность человеческих стремлений и принимаемых решений естественными причинами.

Свобода выбора – возможность совершить выбор по собственному предпочтению, а не под давлением обстоятельств или страстей.

Смирение – нравственное качество, противоположное гордости и самомнению.

Смысл жизни – понятие, раскрывающее самоценное значение человеческой жизни, её нравственную оправданность.

Соблазн – ситуация, толкающая человека к аморальному поведению (поступку).

Совершенство – понятие, выражающее идею некоего высшего стандарта, с которым соотносятся цели и результаты предпринимаемых человеком усилий.

Совесть – способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать своё несоответствие должному. Совесть может действовать прогностически, предупреждая о моральной опасности, и ретроспективно как угрызения совести.

Средство – действие, выполняемое ради достижения желаемой цели, или необходимые для этих действий материальные или человеческие ресурсы.

Стоицизм – пантеистическое философское учение, признающее идеальным состоянием человека апатию и рекомендующее человеку строить жизнь путем сознательного подчинения закону природы (логосу).

Стыд – внутренний дискомфорт, испытываемый субъектом в результате нарушения моральных норм. С. может проявляться как угрызения совести. Для морально неразвитого субъекта уровень Стыд связан с тем, что это нарушение становится явным.

Счастье – абсолютное благо в эвдемонистических системах этики.

Толерантность – сознательное подавление чувства неприятия к другому.

Удовольствие – высшее благо в этике гедонизма. Состояние удовольствия может достигаться в результате удовлетворения потребности или интереса.

Умеренность – добродетель, которая выражается в самообладании, в умении человека быть хозяином своих чувств, желаний, влечений, страстей как необходимом условии достижения нравственно обоснованной цели.

Утилитаризм – этический принцип, согласно которому полезность рассматривается как основная ценность.

Фанатизм – готовность пренебречь любыми ценностями (в том числе и моральными) ради выгоды или самоутверждения некоторой группировки.

Фатализм – установка на предопределение, обреченность судьбе, детерминированной прошлым или высшей волей.

Христианская этика – нравственное учение христианства, определяющее моральные ориентиры человеческого поведения, основанные на христианском представлении о природе и предназначении человека.

Цели – те блага, к которым субъект стремится.

Ценностно-ориентированная свобода – свобода выбора, соотнесенная с разумной оценкой выбираемых альтернатив и понимаемая как свобода от соблазна дурного выбора. Добрый выбор увеличивает свободу в этом смысле, а дурной ее ограничивает.

Ценность – характеристика сравнительного достоинства того или иного блага.

Цинизм – подчинение моральных требований личной выгоде или удовольствию и стремление оправдать собственные дурные действия их неизбежностью, отказ от моральной самооценки.

Честность – сознательное стремление избегать обмана и самообмана.

Честь – установка на утверждение собственного достоинства за счет соблюдения системы моральных норм (кодекса чести), принятых в данном обществе.

Эвдемонизм – этическая система, считающая высшим благом достижение счастливой жизни.

Эволюционная этика – этическая система, объясняющая возникновение моральных ценностей и норм как имеющих приспособительное значение в процессе эволюции, идущей на основе естественного отбора. Эта концепция впервые была предложена Г. Спенсером, а затем развивалась П. Кропоткиным и В. Эфроимсоном.

Эгоизм – установка на обеспечение собственных интересов за счет полного или частичного пренебрежения чужими.

Эпикуреизм – разновидность эвдемонизма, указывающая путь счастливой жизни в отказе от притязаний на успех и минимизации страданий.

Этика – философская наука, изучающая мораль и различные этические учения, её обосновывающие.

Этикет – правила поведения, обеспечивающие поддержание существующих в данном сообществе представлений о подобающем (в общественных местах, в гостях, на приёмах и т. п.).

 

Приложение 2

Имена философов

Августин Аврелий (354 – 430 гг.) – христианский средневековый теолог, философ. Работы – «Исповедь», «Размышления».

Макс Шелер (1874 – 1928 гг.) – немецкий философ, один из основателей философской антропологии. Основные работы: «Положение человека в Космосе», «О феномене трагического».

Иван Александрович Ильин (1882 – 1954 гг.) – русский философ. Жил и преподавал в Швейцарии. Основные работы: «О сопротивлении злу силою», «Путь духовного обновления», «Путь к очевидности».

Николай Александрович Бердяев (1874 – 1948 гг.) – русский философ. Жил и преподавал во Франции. Основные работы: «О назначении человека», «Смысл творчества».

Марк Аврелий (121 – 180 гг.) – римский философ – стоик, император.

Мишель Монтень (1533 – 1592 гг.) – французский философ эпохи Возрождения. Работа – «Опыты».

Людвиг Фейербах (1804 – 1872 гг.) – немецкий философ. Работа – «Сущность христианства».

Владимир Сергеевич Соловьёв (1853 – 1900 гг.) – русский философ. Работа – «Оправдание добра».

Эрих Фромм (1900 – 1980 гг.) – немец.–американский философ. Основные работы: «Бегство от свободы», «Иметь и быть».

Людвиг Витгенштейн (1889 – 1951 гг.) – австрийский философ, основоположник аналитической философии. Работа – «Лекции по этике».

Приложение 3







Date: 2016-05-24; view: 353; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.028 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию