Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Христианские моральные принципы





2. Анализ текста «Спиноза о добродетелях»

«Теперь надо рассмотреть, что такое добродетель. Поскольку в душе бывают три вещи – страсти, способности и устои, то добродетель, видимо, соотносится с одной из этих трех вещей. Страстями (или переживаниями) я называю влечение, гнев, страх, отвагу, злобу, радость, любовь, ненависть, тоску, зависть, жалость – вообще все, чему сопутствуют удовольствия или страдания. Способности – это то, благодаря чему мы считаемся подвластными этим страстям, благодаря чему нас можно, например, разгневать, заставить страдать или разжалобить. Нравственные устои (или склад души) – это то, в силу чего мы хорошо или дурно владеем (своими) страстями, например, гневом: если гневаемся бурно или вяло, то владеем дурно, если держимся середины, то хорошо. Точно так и со всеми остальными страстями.

Итак, ни добродетели, ни пороки не суть страсти, потому что за страсти нас не почитают ни добропорядочными, ни дурными, за добродетели же и пороки почитают, а также потому, что за страсти мы не заслуживаем ни похвалы, ни осуждения – не хвалят же за страх и не порицают за гнев вообще, но за какой-то определенный. А вот за добродетели и пороки мы достойны и похвалы, и осуждения.

Кроме того, гневаемся и страшимся мы не преднамеренно, а добродетели – это, напротив, своего рода сознательный выбор, или (во всяком случае) они его предполагают. «…» Добродетельными или порочными от природы мы не бываем. Раньше мы уже сказали об этом. Поскольку же добродетели – это не страсти и не способности, выходит, что это устои. «…» добродетель человека – это, пожалуй, такой склад души, при котором происходит становление добродетельного человека и при котором он хорошо выполняет свое дело. «…»

Итак, добродетель есть сознательно избираемый склад (души), состоящий в обладании серединой по отношению к ним, причем определенной таким суждением, каким определит ее рассудительный человек. Серединой обладают между двумя (видами) порочности, один из которых – от избытка, другой – от недостатка. «…»

Однако не всякий поступок и не всякая страсть допускает середину, ибо у некоторых (страстей) в самом названии выражено дурное качество, например: злорадство, бесстыдство, злоба, а из поступков – блуд, воровство, человекоубийство. Все это и подобное этому считается дурным само по себе, а не за избыток или недостаток, а значит, в этом никогда нельзя поступать правильно, можно только совершать проступок; и «хорошо» или «не хорошо» невозможно в таких обстоятельствах.

(Бенедикт Спиноза. Этика // Избр. произв. М., 1957. Т. 1. С. 84–87.)

 

Контрольные вопросы

1. Как соотносятся понятия: «добродетель» и «страсть»? Нужно ли разделение? Какую роль оно играет?

2. Почему добродетель – это всегда сознательный выбор?

3. Кто сформулировал правило «золотой середины»? Как его интерпретирует автор текста?

Вариант 28

1. Вина и её роль в нравственном развитии личности.

2. Анализ текста «Аристотель о добродетелях»

«Чувство собственного достоинства – середина между своенравием и подхалимством. Оно проявляется при взаимном общении людей. Своенравный таков, что не способен ни общаться, ни разговаривать с кем–либо. Само имя, по-видимому, указывает на его характер: своенравный – это как бы нравящийся сам себе и довольный самим собой. А подхалим – это умеющий общаться со всеми, всячески, везде. Ни тот, ни другой не похвальны. Похвален тот, у кого есть чувство собственного достоинства; как средний между ними, он общается не с любым без разбора, а с достойными и не сторонится всех, но входит в общение с достойными же.

Скромность – середина между бесстыдством и стеснительностью. Она проявляется в поступках и словах. Бесстыжий говорит и действует, как придется, при любых обстоятельствах, обращаясь ко всякому. Стеснительный, напротив, остерегается делать и говорить что бы то ни было перед кем бы то ни было (ведь человек, во всем стес­няющийся, бездеятелен). Скромность и скромный – некая середина между ними: скромный не станет вслед за бесстыжим говорить все и по-всякому, но и не будет, подобно стеснительному, остерегаться всего и всегда, а будет говорить и делать там, где надо, что надо и когда надо.

(Аристотель. Большая этика // Аристотель. Соч.: В 4-х т. М., 1984. Т. 4. С. 322–323.)

 

Контрольные вопросы

1. Какие добродетели рассматриваются в тексте? Как формулируется правило «золотой середины»?

2. Действительно ли следование добродетелям должно быть связано с требованием «меры»?

Вариант 29







Date: 2016-05-24; view: 278; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию