Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социальный и личный идеал2. Анализ текста «Этциони о золотом правиле морали» «Старое золотое правило гласило: веди себя по отношению к другим людям так, как они, на твой взгляд, должны вести себя по отношению к тебе. Это правило (а вернее, даже правила, поскольку оно так или иначе было принято в рамках разных культур) несет в себе невысказанный оттенок напряженности между действительным поведением человека и тем, каковым это поведение должно быть. Старое правило, помимо прочего, касается лишь области отношений между людьми. Новое золотое правило, предлагаемое на этих страницах, направлено на то, чтобы в значительной мере сократить разрыв между поведением человека, которое ему диктует «я», и поведением добродетельным, причем сразу следует признать, что этот разрыв, который всегда служил источником как социальных, так и личных проблем, устранить до конца невозможно. Новое золотое правило направлено также на поиски правильных решений на социентарном уровне, а не только или прежде всего на уровне межличностном. Это правило, на мой взгляд, должно иметь следующую формулировку: уважай и поддерживай нравственный порядок в обществе, если хочешь, чтобы общество уважало и поддерживало твою независимость». (А. Этциони. Новое золотое правило: сообщество и нравственность в демократическом обществе // Новая индустриальная волна на Западе. М., 1999. С. 317.)
Контрольные вопросы 1. В чём автор видит «напряжённость» в требованиях золотого правила? 2. Чем отличается его современная трактовка? Убедительна ли позиция Этциони?
Вариант 23 1. Существует ли нравственный прогресс? 2. Анализ текста «Этциони о золотом правиле морали и категорическом императиве» «Категорический императив впервые порывает с эгоцентризмом Золотого правила («Не делай другому того, чего не хотел бы, что бы делали тебе»), признавая максиму справедливой лишь тогда, когда скорее могут хотеть, чтобы каждый следовал ей в аналогичных ситуациях. Необходимо, чтобы каждый мог пожелать: максима нашего поведения должна стать всеобщим законом. Только максима, способная претендовать на всеобщность в перспективе для всех, кого она касается, может считаться нормой, заслуживающей всеобщего одобрения и уважения, т. е. морально обязательной. На вопрос: что я должен делать? моральный ответ дается в том случае, если он соотносится с вопросом: что должно делать каждому? Моральные заповеди – это категорические, или безусловные, императивы, прямо выражающие значимые нормы или имплицитно имеющие к ним отношение. Императивный смысл этих заповедей только и позволяет понять в качестве долженствования то, что не зависит ни от субъективных целей и предпочтений, ни от абсолютной для меня цели – хорошей, удавшейся или неиспорченной жизни. «Должно» «…» или «необходимо» «…» поступать известным образом – это означает здесь скорее: поступать так справедливо и потому есть наш долг». (А. Этциони. Новое золотое правило: сообщество и нравственность в демократическом обществе // Новая индустриальная волна на Западе. М., 1999. С. 321.) Контрольные вопросы 1. Какая формулировка категорического императива Канта? Как он связан с долгом? 2. Убедительна ли позиция автора текста относительно эгоцентризма золотого правила?
Вариант 24
|