Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 2. Закономерности возрастного развития





Личность ребенка изменяется на каждом возрастном этапе. Развитие — это прежде всего возникновение нового, качеств или свойств которых не было раньше в «готовом виде» - новообразований. Но новое не падает с неба, оно появляется закономерно, подготовленное всем ходом предшествующего развития, т.е. на определенной ступени развития в психике ребенка появляется качественно новое, так называемое новообразование. Новообразование — это те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период. Каждый возраст — это свое, особое влияние окружающих ребенка людей, взрослых и сверстников.Взаимодействие ребенка с социальным окружением, воспитывающим и обучающим его и определяет тот путь развития который приводит к возникновению возрастных новообразований.Независимо от того, когда ребенок пошел в школу в 6 или в 7 лет, в определенный момент своего развития он проходит через кризис. «Кризис 7 лет» (переход от ребенка к отроку) жестко связан с объективным изменением ситуации. Ведущая деятельность: переход от игры к учебной деятельности. Первый год обучения в школе называют периодом естественной адаптации (длится по январь).Приход в школу — это приведение ребенка к общественной норме. В школе закон общий для всех.В этот период идет перестройка всей системы ребенка, переход от игры к учебной деятельности.Ребенок выходит за пределы своего семейного мира, он осваивает новый образ жизни привыкает к режиму, к новым требованиям: ранний подъем утром; малоподвижное сидение в первой половине дня; интеллектуальные нагрузки... Появляется новая система отношений (новый стиль общения):Система «ребенок-УЧИТЕЛЬ» начинает определять отношения ребенка к родителям и детям, становится центром жизни ребенка, от нее зависит совокупность всех благоприятных для жизни условий (если в школе хорошо значит и дома хорошо, значит и с детьми тоже хорошо). Девиз развития: осознанность (осознание своих собственных изменений, своего места в мире общественных отношений) и произвольность (формируется в результате того, что ребенок ежедневно делает то, что требует его позиции ученика: слушает объяснения, решает задачи и т.д. Постепенно он научается делать то, что надо, а не то, что ему хотелось бы, научается управлять своим поведением, преодолевать трудности, двигаться к поставленной цели и искать лучшие пути ее достижения. Произвольность — внутренняя, мотивированная, волевая регуляция своего поведения, внимания, подчинение цели деятельности. В этот период происходит осознание ребенком того, что он школьник — как должен себя вести школьник. Сформированность произвольности позволяет ребенку сознательно регулировать свое поведение, деятельность, внимание, благодаря чему ребенок включается в учебный процесс. 1. Происходит принятие новой социальной позиции — позиции ШКОЛЬНИКА; 2. Развивается сознательность и осмысленность поведения и реакций:умение видеть себя со стороны; оценивать последствия своих и чужих поступков; планировать шаги по достижению целей. 3. Развивается произвольность в учебной деятельности, поведении и эмоциональных реакциях; принятие учебной задачи как цели деятельности.4. Перестраивается мотивационная сфера (другие ценности, потребности, интересы).5. Формируется учебная мотивация. Если ребенок радуется тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, значит, у него развивается мотивация, адекватная структуре УД. социальная (важна для личностного развития ребенка; она связанна с отношениями ребенка с другими людьми, со стремлением занять статус хорошего школьника, долгом, ответственностью); познавательная (исходит из познавательной потребности, сопровождается желанием ребенка думать, рассуждать) 6. Формирование интереса и поддержки к процессу познания создает благоприятные условия для обучения детей.7. Развитие критичности, адекватного образа «Я» объективной самооценки в отношении своих возможностей. Адекватность самооценки, развитие критичности, формирование адекватного образа «Я» у ребенка напрямую зависит от оценки учителя так, как дети в этом возрасте ориентируются на оценку учителя. Оценка успеваемости является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка. Младший школьный возраст (7-11 лет) - начало школьной жизни ребенка. Он соответствует годам обучения в начальных классах общеобразовательной школы.Дети в этом возрасте отзывчивы и впечатлительны, что позволяет формировать у них такие качества, как эмоциональное сопереживание, альтруизм. Ведущей становится учебная деятельность. Это необычайно сложная деятельность, которой будет отдано много сил и времени (9-11 лет жизни). На ее основе у детей возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие им способности (рефлексия, анализ, планирование), а так же потребности и мотивы учения.


От характера и результативности учебной деятельности зависит развитие личности младшего школьника.Развивается интеллектуальная сфера, происходит познание начал наук (освоение науки и культуры).Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников.Успешная учеба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства компетентности — нового аспекта самосознания, который наряду с развитием сферы произвольности можно считать центральным новообразованием младшего школьного возраста.Эта деятельность характеризуется усвоением начальных научных понятий в тех или иных сферах знания, у детей формируются основы ориентации в теоретических формах отражения действительности.Анализ психологических достижений ребенка младшего школьного возраста убедительно показывает зависимость психического его развития от содержания и методов обучения. Если обучение строится в соответствии с принципами деятельностной теории учения, которые лежат в основе системы развивающего обучения, то при полноценном становлении учебной деятельности у ребенка формируются фундаментальные психические новообразования: произвольность психических процессов (позволяет ребенку сознательно регулировать свое поведение, деятельность, внимание, благодаря чему ребенок включается в учебный процесс). Произвольность — внутренняя, мотивированная, волевая регуляция своего поведения, внимания, подчинение цели деятельности. Сформированная произвольность психических процессов является одним из основных и важнейших показателей готовности ребенка к переходу в среднее звено так, как именно развитие произвольности обеспечивает полноценное функционирование всех психических функций и поведения в целом. Дети с недостаточно сформированной произвольностью хуже включаются в процесс обучения, и даже при нормальном уровне интеллектуального развития такие школьники могут попасть в группу неуспевающих! 1 Самоконтроль — это способность реагировать на самого себя, контролировать свои реакции по средствам волевой регуляции. Ребенок должен уметь самостоятельно организовать и регулировать собственную деятельность. Самоконтроль является необходимым условием успешного обучения. Важно его значение для предупреждения психологических перегрузок, повышенной утомляемости.Самоконтроль считается сформированным, если ребенок: умеет подчинить свое поведение правилам; сверять действия с образцом, с системой условий; изменять действия в заданных условиях. 2 Внутренний план действий (интеллектуальное новообразование). Это внутреннее действие, которое помогает ребенку успешно контролировать ход решения задачи, поскольку позволяет предусмотреть возможные «шаги» при решении задачи, сопоставить разные варианты решения. Развитие внутреннего плана действий дает возможность решать задачу в «уме», во внутреннем плане, предвидеть возможные промежуточные результаты и сопоставлять действия с условиями задачи и конечной целью решения. Обеспечивает способность ориентироваться в условиях задачи, выделять среди них наиболее существенные, планировать ход решения, сравнивать, предусматривать и оценивать возможные варианты решения, ориентируясь на разные условия задачи. 3 Рефлексия (на собственное поведение, на собственные действия) Это умение размышлять, заниматься самонаблюдением; самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Рефлексия (в пер. с лат. - «обращение назад») ­ принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания; деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека. Благодаря рефлексии ребенок открывает для себя смысл своих действий, осознает свои поступки, преобразует собственные действия в результате их осмысления. Все эти достижения, и особенно поворот ребенка на самого себя (рефлексия), в результате учебной деятельности свидетельствуют о переходе ребенка к следующему возрастному периоду, который завершает детство.

Билет №17







Date: 2016-05-14; view: 733; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию